Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4282/2022
сентября 2022 года | г. Хабаровск |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мильчиной И.А.
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.07.2022 (резолютивная часть от 22.06.2022)
по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу № А73-6852/2022
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828)
к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН 1042700170127, ИНН 2721121647)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 05.04.2022
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – МОСП по исполнению особых исполнительных производств) от 05.04.2022 по делу об административном правонарушении, вынесенного в рамках исполнительного производства № 18902/19/27027-ИП.
Решением суда в виде резолютивной части от 22.06.2022, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано. Мотивированное решение изготовлено 01.07.2022.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство ЖКХ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как принятое по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии в действиях состава административного правонарушения. Ссылается на недоказанность вины во вменяемом правонарушении ввиду объективных причин, таких как дефицит бюджетных средств, необходимость ведения сбалансированной социально-экономической политики, направленной на пропорциональное выполнение социальных обязательств перед населением края, отсутствие свободных жилых помещений в государственном жилищном фонде края. Указывает также на то, что не является главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в рамках выполнения обязательств по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
МОСП по исполнению особых исполнительных производств не представил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На исполнение в МОСП по исполнению особых исполнительных производств поступил исполнительный лист от 09.07.2019 серии ФС № 027883239, выданный Центральным районным судом города Хабаровска по делу № 2-4206/2019, о возложении на Министерство ЖКХ обязанности предоставить Чучейкину Александру Денисовичу за счет жилищного фонда Хабаровского края благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах города Хабаровска.
15.07.2019 в отношении министерства вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 18902/19/27027-ИП, в котором должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления. Согласно входящему штампу, копия постановления вручена должнику 16.07.2019.
Судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 03.09.2019 в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный законом срок в размере 50 000 рублей.
Судебным приставом составлен протокол об административном правонарушении от 29.09.2021 № 3441/21/27027-АП в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тюрина Д.В., в котором зафиксировано вменяемое нарушение - неисполнение требования судебного пристава в срок до 13.09.2021, установленный после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением от 13.10.2021 № 27027/21/68221 врио начальника отдела – старшего судебного пристава признал министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тюрина Д.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), наложив административный штраф в размере 10 000 рублей.
14.12.2021 судебный пристав вручил министерству требование от 14.12.2021 № 27027/21/93826, установив новый срок для исполнения решения суда до 11.01.2022.
Уведомлением от 23.03.2022 № 27027/22/30196, врученным в этот же день, зафиксировано, что на 11.01.2022 министерство не исполнило требование и не предоставило документов об исполнении обязательства, указанного в исполнительном документе. Также должник извещен, что 29.03.2022 в 14 часов 30 минут по адресу: город Хабаровск, улица Лейтенанта Шмидта, дом 4, в кабинете 5 состоится рассмотрение вопроса о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 17.15 КоАП РФ.
Неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом срок (до 11.01.2022) послужило основанием для составления судебным приставом протокола от 29.03.2022 № 4881/22/27027-АП в отношении министерства по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановлением от 05.04.2022 заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава привлек Министерство ЖКХ к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, министерство оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в том числе проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с частью 2 той же статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет административную ответственность по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 17.15 названного Кодекса установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Объективную сторону данного правонарушения составляет бездействие, создающее препятствия в реализации судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа по спорам неимущественного характера.
Субъектами ответственности являются, в том числе должностные и юридические лица, которые не исполняют содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера в установленный судебным приставом срок.
При этом квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, является фактическое применение к должнику административного штрафа, которое должно предшествовать повторному требованию пристава-исполнителя об исполнении в установленный срок требований неимущественного характера.
Признавая правомерным привлечение заявителя по настоящему делу к административной ответственности постановлением от 05.04.2022, вынесенным в рамках исполнительного производства № 18902/19/27027-ИП, суд признал доказанным наличие в действиях (бездействии) министерства состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Из содержания указанного постановления следует, что министерство привлечено к административной ответственности за неисполнение возложенного исполнительным листом от 09.07.2019 серии ФС № 027883239 обязательства неимущественного характера в срок до 11.01.2022 (установлен судебным приставом в требовании от 14.12.2021 № 27027/21/93826) после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Вместе с тем, постановлением от 13.10.2021 № 27027/21/68221, учтенным судом первой инстанции в качестве квалифицирующего признака вмененного заявителю правонарушения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, признан министр жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тюрин Д.В. как должностное лицо.
При таких обстоятельствах в бездействии министерства не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку материалами дела не подтверждено фактическое применение к министерству как должнику административного штрафа до назначения нового срока для исполнения.
Нарушение вновь установленного срока исполнения (после вручения постановления о возбуждении исполнительного производства и вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а затем после наложения административного штрафа за неисполнение исполнительного документа) выступает необходимым условием для привлечения должника к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), и влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах решение суда от 01.07.2022 (резолютивная часть от 22.06.2022) подлежит отмене на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного Министерства ЖКХ.
Руководствуясь статьями 258, 268-272, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.07.2022 (резолютивная часть от 22.06.2022) по делу № А73-6855/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 05.04.2022 по делу об административном правонарушении, вынесенного в рамках исполнительного производства № 18902/19/27027-ИП.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.А. Мильчина |