ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-4287/2022 от 07.09.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4287/2022

07 сентября 2022 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи Е.В. Вертопраховой

рассмотрев апелляционную жалобу  Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

на решение от  01.07.2022 (резолютивная часть решения от 22.06.2022)

по делу № А73-6851/2022,  рассмотренному в порядке упрощенного производства

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов  по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области

о признании незаконным и отмене постановления  

УСТАНОВИЛ:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края; Министерство; заявитель; должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - МОСП по исполнению особых исполнительных производств; межрайонный отдел; МОСП; административный орган) от 05.04.2022, по делам об административных правонарушениях, вынесенных в рамках исполнительных производств № № 13340/19/207027-ИП, 14227/19/27027-ИП, 15448/19/27027-ИП, 15449/19/27027-ИП, 15704/19/27027-ИП, 16302/19/27027-ИП, 17315/19/27027-ИП, 17316/19/27027-ИП, 17322/19/27027-ИП, 17630/19/27027-ИП, 17314/19/27027-ИП, 18901/19/27027-ИП, 18902/19/27027-ИП, 18903/19/27027-ИП, 18904/19/27027-ИП, 18906/19/27027-ИП.

          Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.04.2022 заявление принято судом, возбуждено производство по делу № А73-6677/2022.

Этим же определением в порядке ч. 3 ст. 130 АПК РФ выделены в отдельные производства требования об отмене постановлений от 05.04.2022, вынесенных в рамках исполнительных производств №№  14227/19/27027-ИП, 15448/19/27027-ИП, 15449/19/27027-ИП, 15704/19/27027-ИП, 16302/19/27027-ИП, 17315/19/27027-ИП, 17316/19/27027-ИП, 17322/19/27027-ИП, 17630/19/27027-ИП, 17314/19/27027-ИП, 18901/19/27027-ИП, 18902/19/27027-ИП, 18903/19/27027-ИП, 18904/19/27027-ИП, 18906/19/27027-ИП.

          Делу по требованию об отмене постановления от 05.04.2022 о наложении административного штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 50 000 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства № 18901/19/27027-ИП (взыскатель ФИО1) присвоен номер А73-6851/2022.

         Заявление должника на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 01.07.2022 (резолютивная часть решения от 22.06.2022)  отказано  в удовлетворении заявленных требований Министерства.

Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. 

Заявитель жалобы утверждает о том, что: одномоментное исполнение требований судебного пристава-исполнителя невозможно в силу объективных причин, таких как дефицит бюджетных средств и необходимость ведения сбалансированной социально-экономической политики, направленной на пропорциональное выполнение социальных обязательств перед населением края;  исполнение судебного акта и выполнение требований судебного пристава-исполнителя  невозможно для Министерства ввиду объективной причины – отсутствия свободных жилых помещений в государственном жилищном фонде края.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно  из материалов дела,15.07.2019 МОСП по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа серии ФС № 027882863, выданного 21.06.2019 Центральным районным судом                              г. Хабаровска в соответствии с решением от 07.05.2019 по делу № 2-3488/2019 об обязании Министерства ЖКХ Хабаровского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, возбуждено исполнительное производство № 18901/19/27027-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление.

Данным постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, также Министерство ЖКХ Хабаровского края предупреждалось, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей.

В связи с неисполнением Министерством ЖКХ Хабаровского края требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств было вынесено постановление от 03.09.2019 о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора по исполнительному производству                                № 18901/19/27027-ИП в размере 50 000 руб. и должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа (до 23.09.2019).

В ходе исполнения исполнительного производства  Министерству ЖКХ Хабаровского края направлялись требования об исполнении решения суда.

Поскольку во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требования исполнительного документа должником не исполнены, начальником отдела - старшим судебным приставомМОСП по исполнению особых исполнительных производств в  отношении должностного лица  Министерства ЖКХ Хабаровского края – министра ФИО2 вынесено постановление от 09.11.2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере                    10 000 руб.

Решение суда по состоянию на 14.12.2021 должником исполнено не было, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств  Министерству выдано требование от 14.12.2021 об исполнении решения суда в срок до 11.01.2022; также Министерство ЖКХ Хабаровского края предупреждалось о наступлении административной ответственности по статье 17.15. КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.  

Требование получено Министерством 14.12.2021 под штамп входящей корреспонденции.

В установленный судебным приставом-исполнителем срок Министерством не представлено доказательств исполнения решения суда.

Уведомлением от 23.03.2022 Министерство ЖКХ Хабаровского края извещено о времени и месте рассмотрения вопроса по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении требования судебного пристава-исполнителя в срок до 11.01.2022.

 Уведомление получено Министерством 23.03.2022 под штамп входящей корреспонденции.

29.03.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол
по части 2 статьи 17.15. КоАП РФ.

Определением от 29.03.2022 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 05.04.2022 в 14 час. 20 мин. по адресу:                             <...>.

Протокол и определение вручены Министерству 01.04.2022 под штамп входящей корреспонденции.

Заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО3 вынесено постановление от 05.04.2022, которым Министерство ЖКХ Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Несогласие Министерства с постановлением межрайонного отдела послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в том числе проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Объективную сторону указанного правонарушения образует неисполнение неимущественных требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом после наложения административного штрафа за неисполнение соответствующих требований в первоначально установленный для такого исполнения срок.

В силу статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации; в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 229-ФЗ исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии с частью 2 той же статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения.

Таким образом, диспозиция части 1 статьи 17.15 КоАП РФ содержит событие правонарушения за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, является фактическое применение к должнику административного штрафа, которое должно предшествовать повторному требованию пристава-исполнителя об исполнении в установленный срок требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе.

Признавая правомерным привлечение заявителя по настоящему делу к административной ответственности постановлением от 05.04.2022, вынесенным в рамках исполнительного производства № 18901/19/27027-ИП, суд признал доказанным наличие в действиях (бездействии) министерства состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда в силу следующего.

Из содержания указанного постановления следует, что министерство привлечено к административной ответственности за неисполнение возложенного исполнительным листом от 07.05.2019 серии ФС № 027882863 обязательства неимущественного характера в срок до 11.01.2022 (установлен судебным приставом в требовании от 14.12.2021 после вынесения постановления о наложении административного штрафа).

Вместе с тем, постановлением от 09.11.2021 № 27027/21/78030, учтенным судом первой инстанции в качестве квалифицирующего признака вмененного заявителю правонарушения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, признан министр жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО2 как должностное лицо.

При таких обстоятельствах в бездействии Министерства не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку материалами дела не подтверждено фактическое применение к Министерству как к должнику административного штрафа до назначения нового срока для исполнения.

Нарушение вновь установленного срока исполнения (после вручения постановления о возбуждении исполнительного производства и вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а затем после наложения административного штрафа за неисполнение исполнительного документа) выступает необходимым условием для привлечения должника к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса.

Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), и влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах решение суда от 01.07.2022 (резолютивная часть решения от 22.06.2022) подлежит отмене на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования  Министерства ЖКХ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Хабаровского края от 01 июля 2022  года  (резолютивная часть решения от 22 июня 2022 года) по делу №  А73-6851/2022 отменить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 05.04.2022 по делу об административном правонарушении, вынесенному  в рамках исполнительного производства  № 18901/19/27027-ИП.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

ФИО4