Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4581/2022
13 сентября 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Воронцова А.И., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.,
при участии в заседании:
от ООО «Тепловые сети»: ФИО1, представитель по доверенности от 16.06.2020,
от Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края; МУП «Водоканал»: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края
на решение от 28.06.2022
по делу №А73-18970/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (ОГРН <***>, Хабаровский край, район имени Лазо, рабочий поселок Переяславка 35)
к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» (ОГРН <***>, баровский край, район имени Лазо, рабочий поселок Хор)
об обязании исполнить обязательства по концессионному соглашению № 7 от 03.02.2016, восстановлении объектов концессионного соглашения № 7 от 03.02.2016,
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие «Водоканал муниципального района имени Лазо», Администрация Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края (Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» (ООО «Тепловые сети») о возложении обязанности исполнить в течение 30 дней со дня вступления решения в силу мероприятия, предусмотренные концессионным соглашением от 03.02.2016 № 7, а именно:
1 | Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. №2 Х3614 |
2 | Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. №4 Х3616 |
3 | Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. №5 Х3615 |
4 | Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. №1 Х3618 |
5 | Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. №3 Х3617 |
6 | Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. Х3081 |
7 | Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв.№ 403 |
8 | Строительство станции обезжелезивания на водозабор мкр-на ул. ФИО2; |
9 | Строительство станции обезжелезивания на водозабор мкр-на Кирпичного завода |
10 | Восстановление ограждений 1го пояса зоны санитарной охраны на НС I, НС II мкр-на ул. ФИО2; |
11 | Капитальный ремонт павильонов скважин с заменой щитов управления и сетей электроснабжения |
12 | Реконструкция водонапорной башни мкр-на Кирпичного завода замена бака водонапорной башни объемом 40 м3; |
13 | Реконструкция водонапорной башни мкр-на Кирпичного завода- капитальный ремонт ствола башни; |
14 | Восстановление ограждений 1го пояса зоны санитарной охраны на НС I мкр-на Кирпичного завода; |
15 | Реконструкция водонапорной башни мкр-на Кирпичного завода установка устройства системы автоматизации |
16 | Капитальный ремонт и замена сетей со стальных труб на трубы марки ПНД диаметром Ду=100 мм, протяженностью 0,424 км (мкр-н ФИО2 – 0,407 км; мкр-н Кирпичного завода 0,017 км) |
17 | Капитальный ремонт и замена сетей со стальных труб Ду=150 мм, протяженностью 1,137 км: мкр-н ФИО2 – 0,952 км; мкр-н Кирпичного завода 0,185 км. |
18 | Замена всех скважинных насосов на насосные агрегаты отечественного производства с корпусами из нержавеющей стали |
восстановить объекты концессионного соглашения, а именно:
- по объекту «Водопроводная сеть участка №1»: от станции II подъема ул. ФИО2 к дому №3 по ул. ФИО2; от проходной бывшего биохимического завода до пожарной части по ул. ФИО2, 31; от дома № 1 до КГБ ПОУ Хорский агропромышленный техникум по ул. ФИО2, 13; от скважины №5 до станции II подъема ул. ФИО2, 21; от скважины №2 до станции II подъема ул.ФИО2,21.
- по объекту «Водопроводная сеть участка №3»: от водонапорной башни ул. Мира 1Б до <...>.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены Администрация Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное унитарное предприятие «Водоканал муниципального района имени Лазо».
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2022 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда первой инстанции просил отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что истцом представлены достаточные доказательства передачи ответчику по акту приема-передачи имущества в удовлетворительном состоянии, между тем, ответчик в нарушение условий соглашения от реализации предписанных соглашением обязанностей уклонился, вследствие чего часть имущества пришла в непригодное состояние.
При этом, нулевые показатели объекта не являются подтверждением факта ненадлежащего состояния переданного ответчику имущества, поскольку нулевые значения балансовой и остаточной стоимости имущества установлены для всех объектов в соответствии с Положением об учетной политике администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Ссылается на то, что наличие или отсутствие инвестиционной программы не влияет на исполнение условий концессионного соглашения, поскольку инвестиционная программа не является существенным условием соглашения.
Полагает, что передача имущества третьему лицу – МУП «Водоканал» не препятствует выполнению ответчиком обязанности по восстановлению участков водопроводной сети.
Ответчик в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, решение суда первой инстанции полагал законным и обоснованным.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Истец и третьи лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснений представителя в судебном заседании, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрацией (концедент) и ООО «Тепловые сети» (концессионер) заключено концессионное соглашение от 03.02.2016 № 7, по условиям которого концессионер принял обязательство за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения (объект соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту, осуществлять деятельность по обеспечению бесперебойного и качественного предоставления потребителям коммунальных услуг по водоснабжению с использованием объекта соглашения и соблюдением требований законодательства о водоснабжении, а концедент – обязанность предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу пункта 2 соглашения проведение работ по реконструкции в рамках настоящего концессионного соглашения предусматривает проведение работ в соответствии с заданием по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения и основные мероприятия в отношении объектов концессионного соглашения, согласно приложению 2 к соглашению.
Пунктом 44 действие соглашения распространено на период с 03.02.2016 по 02.02.2022. Этим же пунктом установлено, что срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на пять лет, в случаях, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях.
Концессионер обязан создать и реконструировать объекты концессионного соглашения в срок в соответствии заданием по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения и основные мероприятия в отношении объектов концессионного соглашения, согласно приложению 2 к соглашению (пункт 45 соглашения).
Пунктом 46 определено, что концедент обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения концессионного соглашения передать имущество, в отношении которого проводится конкурс, концессионеру по акту приема-передачи.
Пунктом 47 установлено, что концессионер обязан передать концеденту объект концессионного соглашения в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня прекращения действия концессионного соглашения по акту приема-передачи, с учетом требований пункта 34 настоящего Соглашения.
По акту приема-передачи от 03.02.2016 состоялась передача согласованного комплекса имущества концессионеру.
В соответствии с Приложением № 1 объект соглашения включает в себя следующие элементы:
№ п/п | Наименование, параметры и показатели объекта | Адрес объекта | Количество, шт. | Балансовая стоимость, руб. | Остаточная стоимость, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Здание насосной станции, Литер А, площадь 50,8 кв.м., инв. № 13807, 1973г., кадастровый (условный) № 27-27-01/135/2010-096 | Хабаровский край, район имени Лазо, <...> | 1 | 0 | 0 |
2. | Здание насосной станции, Литер А, площадь 13,9 кв.м, инв. № 13806, 1960г., кадастровый (условный) № 27-27-01/135/2010-095 | Хабаровский край, район имени Лазо, <...> | 1 | 0 | 0 |
3. | Здание водонапорной башни, Литер Б, площадь 8,5 кв.м, инв. № 13807, 1973г., кадастровый (условный) № 27-27-01/094/2010-397 | Хабаровский край, район имени Лазо, <...> | 1 | 0 | 0 |
4. | Здание водонапорной башни, Литер Б, площадь 8,5 кв.м, инв. № 13806, 1960г., кадастровый (условный) № 27-27-01/032/2005-298 | Хабаровский край, район имени Лазо, <...> | 1 | 0 | 0 |
5, | Здание насосной станции II подъема, Литер 10, площадь 149,6 кв.м, инв. № 13035, 1981г., кадастровый (условный) № 27-27-01/032/2005-659 | Хабаровский край, район имени Лазо, <...> | 1 | 0 | 0 |
6. | Водопроводная сеть участка № 1, протяженность 7311 м, инв. № 13838, 1979г., кадастровый (условный) № 27-27-01/094/2010-396 | Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Хор, от водозабора к домам № 1-12, 14-16, 18 по ул.ФИО2 | 1 | 0 | 0 |
7. | Водопроводная сеть участка № 3, протяженность 3320,0 м, 1987 г., инвентарный № 13825., кадастровый (условный) № 27-27-01/030/2011-031 | Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Хор, от скважины по ул. Безымянная до школы № 3; от водонапорной башни до <...>; по ул. России; по ул. Калинина; от <...> до детского сада по ул. Комарова | 1 | 0 | 0 |
В Приложении № 2 сторонами согласовано задание по созданию и реконструкции объектов соглашения, основные мероприятия:
№ п/п | Наименование мероприятия | Предельный размер расходов на строительство, реконструкцию, тыс. руб. | Срок исполнения мероприятия |
1. | Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №2 Х3614 | 168 | 2018 год |
2. | Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №4 Х3616 | 168 | 2018 год |
3. | Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №5 Х3615 | 168 | 2018 год |
4. | Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №1 Х3618 | 168 | 2018 год |
5. | Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №3 Х3617 | 168 | 2018 год |
6. | Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину Х3081 | 168 | 2019 год |
7. | Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №403 | 168 | 2019 год |
8. | Строительство станции обезжелезивания на водозабор микрорайона ул.ФИО2 | 17500 | 2018 год |
9. | Строительство станции обезжелезивания на водозабор микрорайона Кирпичного завода | 12500 | 2018 год |
10. | Восстановление ограждений 1-го пояса зоны санитарной охраны на НС I, НС II микрорайона ул.ФИО2 | 465 | 2018 год |
11. | Капитальный ремонт павильонов скважин с заменой щитов управления и сетей электроснабжения | 3500 | 2018 год |
3500 | 2019 год | ||
3500 | 2020 год | ||
12. | Реконструкция водонапорной башни микрорайона Кирпичного завода - замена бака водонапорной башни объемом 40мЗ | 1013 | 2019 год |
13. | Реконструкция водонапорной башни микрорайона Кирпичного завода -капитальный ремонт ствола башни | 400 | 2019 год |
400 | 2020 год | ||
14. | Восстановление ограждений 1-го пояса зоны санитарной охраны на НС I микрорайона Кирпичного завода | 84 | 2018 год |
84 | 2019 год | ||
84 | 2020 год | ||
15. | Реконструкция водонапорной башни микрорайона Кирпичного завода -установка устройства системы автоматизации | 450 | 2018 год |
16. | Капитальный ремонт и замена сетей со стальных труб на трубы марки ПНД диаметром Ду=100 мм, протяженностью 0,424 км (микрорайон ул.ФИО2 -0,407 км, микрорайон Кирпичного завода -0,017 км) | 744 | 2018 год |
17. | Капитальный ремонт и замена сетей со стальных труб Ду=150 мм, протяженностью 1,137 км: микрорайон ул.ФИО2 -0,952 км, микрорайон Кирпичного завода -0,185 км. Срок: 2018 год - 0,379 км, 2019 год - 0,379 км, 2020 год - 0,379 км. | 2234 | 2018 год |
2234 | 2019 год | ||
2232 | 2020 год | ||
18. | Проектные и строительно-монтажные работы по оборудованию приборами учета воды источников водоснабжения и многоквартирных жилых домов. | 50 | 2018 год |
50 | 2019 год | ||
19. | В многоквартирных домах установка на водяных коллекторах дренажных устройств для периодической промывки и хлорирования внутридомовых сетей | 10 | 2018 год |
20. | Замена всех скважинных насосов на насосные агрегаты отечественного производства с корпусами из нержавеющей стали | 126,793 | 2018 год |
126,793 | 2019 год | ||
126,793 | 2020 год | ||
Итого | 52590,379 |
Постановлением Администрации Хорского городского поселения № 1178-па от 13.12.2017 ООО «Тепловые сети» определено в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Хорского городского поселения.
Впоследствии, при рассмотрении дел №А73-11932/2021, №А73-11302/2018 и №А73-11301/2018 установлено, что объекты, переданные по концессионному соглашению, частично разрушены.
Претензией от 29.04.2021 №1-13/1692 истец предложил ответчику в срок до 01.11.2021 исполнить обязательства, предусмотренные концессионным соглашением.
Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения.
В связи с прекращением действия спорного соглашения сторонами подписан акт возврата имущества от 03.02.2022 с указанием на частичное выведение из эксплуатации части переданного имущества.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом, целью которых является в любом случае восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
Таким образом, судебная защита предоставляется лицу, при доказанности наличия принадлежащего субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения непосредственно ответчиком.
ГК РФ не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.
Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Предусмотренный статьей 12 ГК РФ такой способ защиты гражданских прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре, подразумевает возможность восстановления прав обратившегося за судебной защитой лица путем обязания исполнить обязательство, возлагаемое на сторону в силу закона или договорное обязательство.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 2 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
В данном случае требование основано на условиях концессионного соглашения от 03.02.2016 №7, в связи с чем правоотношения сторон подлежат регулированию положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (Закон о концессионных соглашениях), а также общими нормами об исполнении обязательств.
В силу статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно статье 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются, в том числе: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий.
Статьей 8 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе, в том числе: исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением в соответствии с условиями концессионного соглашения других лиц. При этом концессионер несет ответственность за действия других лиц как за свои собственные; пользоваться на безвозмездной основе в порядке, установленном концессионным соглашением, и при соблюдении установленных этим соглашением условий конфиденциальности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, в целях исполнения своих обязательств по концессионному соглашению.
При исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе: осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
При исполнении концессионного соглашения концедент вправе осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, определены главой 4 Закона о концессионных соглашениях.
По условиям соглашения ответчик обязался за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, предусмотренную соглашением обязанность ответчик в полном объеме не исполнил.
Возражая на исковые требования, ответчик сослался на отсутствие технического задания на разработку инвестиционной программы, в отсутствие которой у концессионера нет фактической возможности осуществлять предусмотренные в ней мероприятия, равно как и нет финансовой возможности для ее реализации в обозначенных в соглашении объемах.
Пунктом 32 спорного соглашения предусмотрено, что концессионер обязан в срок до 01.02.2017 инвестиционную программу в порядке Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 410 и направить на утверждение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), в срок до 01.03.2017.
Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ определен, в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», «Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение»).
Пунктом 2 Правил № 641 установлено, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).
В силу пункта 3 Правил № 641, в случае если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, проект инвестиционной программы подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений (городских округов), на территории которых расположены объекты централизованной системы холодного водоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения и (или) водоотведения и объекты капитального строительства абонентов, которым подается вода и у которых принимаются сточные воды с использованием этих систем, и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов) в соответствии с пунктами 12 - 15 настоящих Правил.
Пунктом 6 Правил № 641 установлено, что проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). Техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, получившей права владения и пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, предусматривающего обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования такими системами, объектами, должно соответствовать условиям концессионного соглашения.
В случае если объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и объекты капитального строительства абонентов, которым подается вода и (или) у которых принимаются сточные воды с использованием этих систем, находятся в границах нескольких поселений (городских округов), техническое задание разрабатывается по согласованию с органами местного самоуправления поселений (городских округов), в границах территорий которых находятся указанные объекты.
Для этих целей орган местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого объем поданной воды и (или) принятых сточных вод от абонентов составляет наибольшую долю (процент) общего объема поданной воды и (или) принятых сточных вод в натуральном выражении, разрабатывает и направляет техническое задание в органы местного самоуправления поселений (городских округов), на территории которых расположены объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и объекты капитального строительства абонентов, которым подается вода и (или) у которых принимаются сточные воды с использованием этих систем.
Органы местного самоуправления поселений (городских округов) согласовывают техническое задание или направляют в орган местного самоуправления поселения (городского округа), который разработал техническое задание, предложения о внесении изменений в техническое задание в течение 30 дней со дня поступления технического задания на согласование.
Орган местного самоуправления поселения (городского округа), разработавший техническое задание, обязан учесть предложения органов местного самоуправления поселений (городских округов), в которые было направлено техническое задание для согласования, и направить доработанное техническое задание на повторное согласование в течение 10 дней со дня получения предложений о внесении соответствующих изменений.
В случае если органы местного самоуправления поселений (городских округов) представили взаимоисключающие предложения, то в техническом задании учитываются предложения того органа местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого объем поданной воды или принятых сточных вод от абонентов составляет наибольшую долю (процент) общего объема поданной воды или принятых сточных вод в натуральном выражении.
Согласно пункту 9 Правил № 641 орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 01 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.
Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий инвестиционной программы, устанавливается с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 11 Правил № 641).
Материалами дела установлено, что после заключения соглашения № 7 ООО «Тепловые сети» на основании отраженных в данном соглашении технических параметров и показателей разработан и представлен в министерство ЖКХ Хабаровского края проект инвестиционной программы.
Письмом № 1-07/14082 от 01.11.2017 Министерство сообщило ответчику о невозможности согласования программы, отсутствии технического задания на разработку инвестиционной программы.
Письмом № 210 от 13.03.2018 ООО «Тепловые сети» сообщило Администрации Хорского городского поселения о выявленном недостатке, просило о предоставлении корректного технического задания.
При этом судом установлено, что ООО «Тепловые сети» предпринимало неоднократные попытки согласовать порядок реализации предписанных соглашением № 7 мероприятий.
Так, письмом от 13.12.2016 № 251 ответчик сообщил Администрации о наличии в схеме водоснабжения и водоотведения Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края несоответствий в части объемов капитальных вложений и предельных параметров расходов на строительство и реконструкцию.
Уведомлением от 02.02.2017 № 64 ООО «Тепловые сети» предложило внести изменения в схему водоснабжения и водоотведения Хорского городского поселения, а уведомлением от 22.03.2017 № 337 – в концессионное соглашение № 7.
Письмом № 430 от 12.04.2017 в адрес Администрации Хорского городского поселения ООО «Тепловые сети» изложило просьбу о корректировке схемы водоснабжения и водоотведения Хорского городского поселения, с целью последующей разработки инвестиционной программы.
Письмом № 1454 от 02.08.2017 Администрация муниципального района имени Лазо сообщила ООО «Тепловые сети» об отсутствии в инвестиционной программе обязательств по привлечению инвестиций, связанных с подготовкой проектной документации, реконструкцией и модернизацией объектов соглашения, предложила откорректировать проект программы.
Письмом № 1-10/6893 от 10.10.2017 истец сообщил ООО «Тепловые сети» об отсутствии оснований для корректировки концессионного соглашения.
Письмом № 335 от 20.10.2017 ООО «Тепловые сети» представило Администрации муниципального района имени Лазо откорректированный вариант инвестиционной программы.
Письмом № 947 от 26.10.2017 инвестиционная программа направлена на согласование в министерство ЖКХ Хабаровского края.
Письмом № 145 от 15.02.2018 ООО «Тепловые сети» вновь изложило просьбу о предоставлении Администрацией Хорского городского поселения технического задания на разработку инвестиционной программы.
Письмом № 350 от 15.05.2018 ООО «Тепловые сети» в ответ на запрос Администрации района имени Лазо сообщило о нереализации мероприятий концессионного соглашения ввиду отсутствия утвержденной инвестиционной программы.
Техническое задание на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2018-2020 годы утверждено Постановлением Администрации Хорского городского поседения № 115-па от 15.02.2018.
Техническое задание направлено в адрес ООО «Тепловые сети» письмом № 1-22/360 от 16.02.2018 с требованием о дальнейшей разработке инвестиционной программы.
Письмом № 188/а от 11.09.2019 ООО «Тепловые сети» обратилось в Администрацию Хорского городского поселения с просьбой о предоставлении технического задания (для последующего направления задания в адрес Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края).
Письмом № 188 от 11.09.2019 ООО «Тепловые сети» в ответ на поступивший запрос сообщило министерству ЖКХ Хабаровского края о неоднократных попытках согласовать техническое задание, изложило просьбу о содействии в разрешении названного вопроса.
Разработанный ООО «Тепловые сети» на основании отраженных в соглашении № 7 технических параметров и показателей проект инвестиционной программы представлен ООО «Тепловые сети» также в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Письмом Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 3-2-5/2994 от 18.07.2018 сообщил ООО «Тепловые сети» о необходимости отражения в программе наряду с показателем нормативной прибыли амортизации.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, изложенное не привело к утверждению инвестиционной программы в период действия концессионного соглашения № 7 (03.02.2016-02.02.2022).
При этом из акта контроля от 09.03.2021, подписанным Администрацией без возражений, следует, что мероприятия, предусмотренные концессионным соглашением № 7, выполнены лишь частично именно ввиду отсутствия технического задания для разработки и согласования инвестиционной программы.
Таким образом, оценив предоставленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии надлежащих организационных условий, позволяющих реализовать ответчику установленные концессионным соглашением № 7 обязанности.
Более того, как верно отмечено судом первой инстанции, избранный истцом способ защиты нарушенного права, исходя из приведенного в иске нормативного и фактического обоснования, состоит в возложении на ответчика обязанности исполнить конкретные условия концессионного соглашения, то есть непосредственно направлен на выполнение договора.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что распоряжением Администрации муниципального района имени Лазо от 20.01.2022 № 18-ра спорный комплекс имущества с указанием аналогичных соглашению № 7 параметров и свойств объектов закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал» и передан последнему по акту от 03.02.2022.
Указанное свидетельствует о том, что ответчик утратил правовые основания для дальнейшего использования ранее переданного ему объекта в какой-либо форме, в том числе предполагающей выполнение технологических – восстановительных и реконструкционных мероприятий в отношении спорного имущества.
Довод заявителя жалобы относительно того, что передача имущества третьему лицу – МУП «Водоканал» не препятствует выполнению ответчиком обязанности по восстановлению участков водопроводной сети, судом, в связи с изложенным, не принимается. Исполнение ответчиком обязанности в натуре в настоящем случае невозможно.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на ухудшение состояния имущества вследствие действий (бездействия) ответчика, истец в нарушение статьи 65 АПК РФ, надлежащих тому доказательств не представил.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, удовлетворение исковых требований Администрации в заявленном виде фактически приведет к возложению на ООО «Тепловые сети», утратившее статус концессионера, обязанности реализовать восстановительные мероприятия вопреки измененным правовым титулам, вне концессионного соглашения и без утвержденной на основе согласованного технического задания инвестиционной программы.
Доводы апелляционной жалобы об обратном в связи с изложенным выше не принимаются.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.06.2022 по делу №А73-18970/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | М.О. Волкова |
Судьи | А.И. Воронцов |
И.В. Иноземцев |