Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4617/2014
02 декабря 2015 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Закрытого акционерного общества «Амгуньский ЛПХ»: ФИО1, представитель по доверенности от 12.01.2015 № ЮК-24/2015;
от Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Комсомольский»: ФИО2, представитель по доверенности от 19.01.2015 №01-06/26;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «Амгуньский ЛПХ»
на решение от 28.07.2014
по делу № А73-6061/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Закрытого акционерного общества «Амгуньский ЛПХ»
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный заповедник «Комсомольский»
об оспаривании постановления Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Комсомольский» от 18.04.2014 № 0189 о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Амгуньский ЛПХ» (далее – ЗАО «Амгуньский ЛПХ», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованиями признать незаконным и отменить постановление Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Комсомольский» (далее – ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский», административный орган, Учрреждение) от 18.04.2014 № 0189, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 28.07.2014 суд требование ЗАО «Амгуньский ЛПХ» удовлетворил частично. Постановление ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» от 18.04.2014 № 0189 изменил в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей, определив меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу за отсутствием в действиях ЗАО «Амгуньский ЛПХ» состава административного правонарушения.
Рассмотрение апелляционной жалобы приостанавливалось до вступления в законную силу решения суда Хабаровского края по делу №А73-4165/2014.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2015 по делу №А73-4165/2014, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015, Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.10.2015, отказано в удовлетворении требования ЗАО «Амгуньский ЛПХ» о признании недействительным предписания ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» от 25.01.2014 №09-00003 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Определением от 15.09.2015 производство по апелляционной жалобе было возобновлено.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования Общества.
Представитель Административного органа, в представленном отзыве, и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Материалами дела установлено, что в 2001 году на основании договора аренды от 25.12.2000 участки лесного фонда Баджальского лесничества Баджальского лесхоза Солнечного района Хабаровского края представлены ЗАО «Амгунь» в аренду сроком на 25 лет для осуществления заготовки древесины.
Данный договор аренды зарегистрирован в Хабаровском краевом учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.01.2011 (номер государственной регистрации 27-01-24/2001-39).
Правительством Хабаровского края на основании договора от 26.09.2008 № 0022/2008 ЗАО «Амгунь» предоставлен в аренду для заготовки древесины на срок до 30.01.2026 лесной участок площадью 52247 га, условный номер 08:244:02:0022, расположенный в Хабаровском крае Солнечном муниципальном районе Амгуньском лесничестве, номера кварталов №№ 55, 58, 59, 123-125, 127-155, 177-190, 25-236, 238, 239, 281-288, 330, 332, 880-882 Баджальского участкового лесничества, который располагается на территории заказника федерального значения «Баджальский».
На арендованном лесном участке ЗАО «Амгунь» осуществляло заготовку древесины до июня 2012 года.
В июне 2012 года ЗАО «Амгунь» прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ОАО «Флора». Единственным законным правопреемником ЗАО «Амгунь» стало ОАО «Флора».
В мае 2012 года между ЗАО «Амгунь» (ОАО «Флора») и ЗАО « РФП лесозаготовка» заключён договор на оказание услуг управления и осуществление функций генерального подрядчика от 01.05.2012 № ЮК-354/2012.
В свою очередь, ЗАО «РПФ лесозаготовка» во исполнение вышеуказанного договора заключило с ЗАО «Амгуньский ЛПХ» договор подряда от 01.05.2012 №ЮК-279/2012 на заготовку круглых лесоматериалов и погрузку их в железнодорожные вагоны.
В период с 05.03.2014 по 11.03.2014 ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» проведены оперативно-рейдовые мероприятия на территории заказника «Баджальский», в ходе которых установлен факт нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, а именно в квартале 284 ЗАО «Амгуньский ЛПХ» ведется заготовка леса; в квартале 283 расположен временный поселок лесозаготовителей, вдоль реки Доктукан устроена лесовозная дорога, через реку Баджал устроена временная переправа.
11.04.2014 по данному факту административным органом в отношении ЗАО «Амгуньский ЛПХ», с участием представителя общества ФИО3, действующего по доверенности № ЮК-12/2014 от 03.02.2014, составлен протокол об административном правонарушении № 01-00207 по статье 8.39 КоАП РФ. Копия протокола с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (18.04.2014 в 15 час. 00 мин. по адресу: <...>) вручена представителю ФИО3
18.04.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление № 0189, которым ЗАО «Амгуньский ЛПХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Как установлено статьей 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В силу части 4 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
По смыслу положений Закона № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - это такие участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона № 33-ФЗ государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Пунктом 1 статьи 24 Закона № 33-ФЗ установлено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Согласно части 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 103 ЛК РФ).
Частью 6 статьи 103 ЛК РФ установлено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом МПР России от 16.07.2007 № 181 утверждены «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» (далее - Особенности).
Пунктом 3 Особенностей использования, охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, установлено:
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории;
- в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями;
- лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.
Согласно пункту 139 данного распоряжения государственный природный заказник «Баджальский» Хабаровского края отнесен к государственным природным заказникам федерального значения.
06.01.1982 Советом Министров РСФСР издано постановление № 14 «О порядке образования государственных заказников». В соответствии с пунктом 1 данного постановления государственные заказники республиканского (РСФСР) значения образуются министерствами и ведомствами РСФСР по представлению Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов и по согласованию с Госпланом РСФСР.
Государственный республиканский заказник «Баджальский» в Хабаровском крае, в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 14 от 06.01.1982 г. организован приказом Главохоты РСФСР № 280 от 17 июля 1987г. на территории Солнечного района Хабаровского края без ограничения срока его действия, обшей площадью 275,0 тыс. га в границах, установленных решением Хабаровского крайисполкома от 28.05.1987 г. № 295/1, по согласованию с Госпланом РСФСР.
Поскольку уполномоченным федеральным органом исполнительной власти положение о государственном природном заказнике «Баджальский» Хабаровского края не утверждено, особенности режима особой охраны территории государственного природного заказника федерального значения «Баджальский» определяются положениями действующего законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, в том числе, ЛК РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Защитными лесами признаются леса, подлежащие освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным их использованием при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. С учетом особенностей правового режима защитных лесов в числе категорий указанных лесов определяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. Эксплуатационные леса - это леса, подлежащие освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые в том числе располагаются на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Такие леса относятся к категории защитных лесов (статьи 6, 10, часть 4 статьи 12, статья 23, статьи 102 - 103 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 95 ЗК РФ земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки заявителя на приказ Рослесхоза от 18.12.2009 № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении границ», а также на лесохозяйственный регламент Амгуньского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 352-П, согласно которым спорные лесные участки (кварталы 283, 284 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества) отнесены к эксплуатационным лесам, ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 87 ЛК РФ, лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено разделение земель в Российской Федерации по целевому назначению на различные категории, включая земли особо охраняемых территорий и объектов и земли лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 8 данного Федерального закона отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ - прерогатива органов государственной власти Российской Федерации.
Земли государственного природного заказника федерального значения «Баджальский», в том числе и спорные земельные участки (квартал 283, 284 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества), относятся к землям особо охраняемых природных территорий. Данные земельные участки входят в состав земель лесного фонда, на котором располагается заказник «Баджальский», то есть входят в особо охраняемую природную территорию в Хабаровском крае, следовательно, отнесение лесохозяйственным регламентом Амгуньского лесничества данных участков к эксплуатационным лесам неправомерно, поскольку наделение федеральным законодателем субъекта Российской Федерации полномочиями в области лесных отношений не предполагает возможность отнесения земельных участков, включенных в особо охраняемые природные территории, к эксплуатационному режиму использования в другом порядке, чем это предусмотрено федеральным законом.
Осуществление ЗАО «Амгуньский ЛПХ» рубок с целью заготовки древесины, а также размещение лесозаготовительной инфраструктуры на территории государственного природного заказника федерального значения «Баджальский» в кварталах 283, 284 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества является нарушением режима и иных правил охраны и использования лесов, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Вина юридического лица выражается в то, что у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства об особо охраняемых природных территориях, но им не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения. ЗАО «Амгуньский ЛПХ» не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению им правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Факт административных правонарушений и вина общества доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем, положениями частей 1, 3 статьи 4.1. КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств установлен статьей 4.3 КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.
Санкция статьи 8.39 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению от 18.04.2014 № 0189 на ЗАО «Амгуньский ЛПХ» наложен административный штраф в размере 500 000 рублей, при этом материалы дела не содержат и административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии отягчающих обстоятельств, которые являлись бы основанием для применения к заявителю более строгого наказания.
Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, учитывая вытекающий из Конституции РФ принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, суд первой инстанции обосновано счел возможным изменить постановление ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» от 18.04.2014 № 0189 в части назначения административного наказания, снизив сумму штрафа до минимального размера, установленного санкцией статьи 8.39 КоАП РФ для юридических лиц.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, выразившемся в непроведении осмотра территорий лесосек в соответствии с требованиями статей 27.8, 25.7 КоАП РФ, подлежит отклонению, ввиду следующего.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
Судом по материалам дела установлено, что протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (вещественных доказательств), в порядке статьи 27.8 КоАП РФ, в присутствии представителя юридического лица и двух понятых, должностным лицом ФГБУ «Государственный природный заповедник «Комсомольский» при проведении рейдовых мероприятий, действительно, не составлялся.
Вместе с тем, факт осуществления рубок лесных насаждений с целью заготовки древесины подтверждается, в частности, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.03.2014 № 08-00044; письменными объяснениями главного инженера ЗАО «Амгуньский ЛПХ» ФИО4 от 05.03.2014, данными на месте обнаружения правонарушения; письменными объяснениями представителя Общества ФИО3 от 11.04.2014, данными при составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, факт осуществления рубок на территории заказника «Баджальский» не оспаривается самим обществом.
С учетом положений статьи 26.2 КоАП РФ протокол осмотра как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении не является единственным доказательством по делу.
В рассматриваемом случае указанные выше документы, объяснения и пояснения, в соответствии с положениями статьи 26.2, являются доказательствами, подтверждающими наличие события административного правонарушения, и отвечающие признакам допустимости и относимости доказательств.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2014 по делу № А73-6061/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А. Швец
Судьи
Е.В. Вертопрахова
Т.Д. Пескова