Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4761/2015
20 октября 2015 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2015 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
от ИП ФИО1: ФИО2, представитель по доверенности от 19.12.2013 №27 АА 0634702;
от КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края»: ФИО3, представитель по доверенности от 14.08.2015 №2;
от Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края: ФИО4, представитель по доверенности от 03.06.2015 №1-11-1710,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
на определениеот 29.07.2015
по делу № А73-237/2014
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Букиной Е.А.,
по иску индивидуального предпринимателя ФИО1
к Краевому государственному казенному учреждению «Фонд имущества Хабаровского края», Министерству имущественных отношений Хабаровского края
об обязании заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН <***>, г. Хабаровск) (далее – ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (ОГРН <***>, г. Хабаровск) (далее – Минимущества), Краевому государственному казенному учреждению «Фонд имущества Хабаровского края» (ОГРН <***>, г. Хабаровск) (далее – КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края») об обязании заключить договор аренды земельного участка (проект №11770) в редакции истца по пунктам 1.2, 2.1, 2.2, 3.7.1 и приложениям №1 «Акт приема-передачи земельного участка», №2 «Порядок перечисления средств за аренду земельного участка». Требования мотивированы неправомерным уклонением ответчиков от обязанности заключить с предпринимателем, как с победителем торгов, договор аренды, несоответствием условий проекта договора требованиям действующего законодательства.
Решением от 13.03.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.09.2014 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При новом рассмотрении дела истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнила требования: просила обязать ответчиков заключить с истцом договор аренды земельного участка на условиях проекта ответчика, за исключением пунктов, касающихся срока действия договора, с размером годовой арендной платы по условиям проведенного аукциона в соответствии с протоколом о результатах аукциона от 12.11.2013 в сумме 1 618 300 рублей; обязании зачесть уплаченный задаток в сумме 1 548 300 рублей в счет арендной платы с момента фактической передачи земельного участка по акту приема-передачи. Решением от 25.11.2014 уточненные исковые требования удовлетворены к Министерству имущественных отношений.
Этим же решением с Министерства имущественных отношений в пользу ИП ФИО1 взысканы расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 4 000 рублей.
По вступлении судебного акта в законную силу истцу выдан исполнительный лист ФС 000092962.
Уведомлением УФК по Хабаровскому краю №22-09-13/5389 от 19.05.2015 исполнительный лист возвращен взыскателю в связи с упразднением Министерства имущественных отношений Хабаровского края.
В рамках данного дела ИП ФИО1 01.07.2015 обратилась в арбитражный суд с заявлением о замене должника в части взыскания судебных расходов с Министерства имущественных отношений на Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края.
Определением от 29.07.2015 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство считает судебный акт подлежащим отмене с прекращением производства по делу.
В обоснование указано на упразднение Министерства имущественных отношений, внесение 29.05.2015 в ЕГРЮЛ записи о снятии юридического лица с учета в налоговом органе.
По указанным основаниям считает, что суд должен был прекратить производство по делу в связи с ликвидацией должника.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП ФИО1 выразила несогласие с ее доводами, указав, что подход, предусматривающий уход органа государственной власти от ответственности за совершенные им действия, законодательством и судебной практикой не предусмотрен.
КГКУ «Фонд имущества Хабаровского края» в своем отзыве сочло апелляционную жалобу обоснованной.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции, дав соответствующие пояснения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения участников процесса, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого определения.
Согласно общему правилу, закрепленному пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами (договоров), а также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении арбитражный суд производит замену стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Основанием для процессуального правопреемства является переход субъективных материальных прав и обязанностей от одного лица к другому. Процессуальное правопреемство обуславливается правопреемством в материальном праве.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 20.12.2014 №678-р «О создании Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края» Министерство имущественных отношений упразднено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Министерство имущественных отношений снято с регистрационного учета 29.05.2015.
Выписка из ЕГРЮЛ в отношении Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края не содержит сведений о процессуальном правопреемстве.
Как следует из материалов дела, решение суда от 25.11.2014 в части обязания заключить договор аренды земельного участка в редакции истца исполнено Министерством имущественных отношений.
При этом, земельный участок предоставлен Министерством имущественных отношений Хабаровского края в соответствии с Законом Хабаровского края от 29.11.2006 №78 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «Город Хабаровск», которым распоряжение земельными участками относилось к полномочиями Минимущества Хабаровского края.
Данный Закон утратил силу в связи с принятием Закона Хабаровского края от 08.04.2015 №50.
Пунктом 6 Распоряжения Губернатора Хабаровского края от 20.12.2014 №678-р первому заместителю председателя Правительства Хабаровского края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики, главному юридическому управлению Губернатора и Правительства Хабаровского края указано на необходимость проработки механизма правопреемства прав и обязанностей, требований и обязательств министерства имущественных отношений Хабаровского края, комитета по инвестициям и инновационному развитию Правительства Хабаровского края при их упразднении.
На основании указанного распоряжения в целях поддержания преемственности госорганов одного уровня, единства подхода к правопреемственности госорганов постановлением Правительства Хабаровского края от 13.03.2015 №37-пр в Положение о министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края внесен пункт 1.3, в соответствии с которым Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края является правопреемником Министерства имущественных отношений Хабаровского края.
В соответствии со статьей 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут, согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ, своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Поскольку ликвидация Министерства имущественных отношений связана с реорганизацией системы и структуры органов исполнительной власти субъекта, в процессе которой его функции и полномочия переданы Министерствуинвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации юридического лица должны применяться, с учетом названных особенностей, что не противоречит положениям статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (Определение ВАС РФ от 01.08.2013 №ВАС-9258/13).
Указанное свидетельствует о том, что Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края является правопреемником Министерства имущественных отношений Хабаровского края.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2, в случае, когда до рассмотрения дела орган государственной власти или орган местного самоуправления реорганизован либо упразднен, суд привлекает к участию в деле его правопреемника или орган, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Министерство имущественных отношений утратило соответствующие полномочия и статус, а Министерствоинвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края фактически является его правопреемником, с которого в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины по иску, судом правомерно произведена замена одного министерства на другое.
При этом, апелляционным судом принимается во внимание факт самостоятельного обращения Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края с заявлением о процессуальном правопреемстве в деле №А73-15018/2014 в суде кассационной инстанции, которое удовлетворено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для процессуального правопреемства и необходимости прекращения производства по делу, в связи с приведенными ненормативно-правовыми актами, подлежат отклонению как несостоятельные.
Изложенное свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.07.2015 по делу № А73-237/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий | М.О. Волкова |
Судьи | В.Г. Дроздова |
И.В. Иноземцев |