Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-50/2019
26 февраля 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен февраля 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть»: ФИО1, исполняющий обязанности директора, приказ от 14.01.2019 № 29-к; ФИО2, представитель по доверенности от 09.12.2018 № 17; ФИО3, представитель по доверенности от 07.02.2019 № 489 (до перерыва); ФИО4, представитель по доверенности от 27.12.2017 № 4089;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю:ФИО5, представитель по доверенности от 21.11.2016 № 3/13418;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть»
на решение от 20.12.2018
по делу № А73-16686/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Хабаровская горэлектросеть» (далее – АО «Хабаровская горэлектросеть», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление) от 16.08.2018 № 17 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда от 20.12.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
АО «Хабаровская горэлектросеть» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вынесенный по делу судебный акт, заявленное требование удовлетворить.
В жалобе, с учетом дополнения, заявитель привел доводы о нарушении судом пунктов 8, 10 и 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861). Считает доказанным, что гражданином не представлен полный пакет документов к заявке для заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям общества, что и послужило основанием для направления уведомления о нарушении порядка подачи заявки на технологическое присоединение. Общество настаивает на позиции, что акт купли-продажи гаража от 21.02.2014 необоснованно оценен судом как документ, подтверждающий право собственности на энергопринимающее устройство, исходя из понятия, содержащегося в пункте 2 Правил № 861. Указывает также на то, что у гражданина не были оформлены надлежащим образом договорные отношения по переходу к нему права владения на земельный участок, соответственно отсутствует возможность технологического присоединения и включения новой точки поставки по договору с гарантирующим поставщиком.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган выразил несогласие с доводами общества, настаивая на позиции о доказанности в бездействии сетевой организации состава вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, а также в отзыве на жалобу.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 19.02.2019 (12 часов 40 минут).
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, АО «Хабаровская горэлектросеть» как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.
31.08.2017 в АО «Хабаровская горэлектросеть» зарегистрирована заявка гражданина ФИО6 на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) принадлежащего ему гаража (блок-комнаты), расположенного по адресу: ул. Кубяка (район дома № 22). К заявке приложены: план расположения энергопринимающего устройства и копия документа, подтверждающего право собственности на энергопринимающее устройство (акт купли-продажи от 21.02.2014).
По результатам рассмотрения заявки общество направило в адрес заявителя уведомление от 04.09.2017 № 1498, в котором сообщило об отсутствии оснований для подготовки проекта договора и технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта: «гараж», расположенного по адресу: <...> (район дома № 22)», а также указало на необходимость предоставления документов подтверждающих права заявителя на объект капитального строительства и (или) земельный участок.
Антимонопольным органом в отношении общества возбуждено дело № 3-04/24 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и проведено административное расследование.
По результатам административного расследования, признав отсутствие оснований у сетевой организации для ненаправления в адрес гражданина проекта договора об осуществлении технологического присоединения принадлежащего ему энергопринимающего устройства к электрическим сетям, антимонопольный орган усмотрел нарушение обществом порядка (процедуры) технологического присоединения, определенного пунктом 15 Правил № 861.
Указанный факт послужил основанием для составления в отношении АО «Хабаровская горэлектросеть» протокола об административном правонарушении от 27.06.2018 и принятия постановления от 16.08.2018 № 17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 6 Правил № 861 определено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно пункту 9 Правил № 861 в заявке, направляемой заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил), должны быть в зависимости от конкретных условий указаны сведения, предусмотренные данной нормой.
Перечень документов, прилагаемых к заявке, указан в пункте 10 Правил № 861, в том числе должна быть представлена копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (подпункт «г» пункта 10 Правил).
Абзацем 13 пункта 15 Правил № 861 предусмотрено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Как следует из содержания оспариваемого постановления от 16.08.2018 № 17, обществу вменялось нарушение пункта 15 Правил № 861. Основанием для привлечения к административной ответственности, с учетом подпункта «г» пункта 10 указанных Правил, послужил вывод административного органа о представлении гражданином в сетевую организацию вместе с заявкой документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, расценив в качестве такового акт купли-продажи от 21.02.2014.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции согласился с антимонопольным органом, признав акт купли-продажи от 21.02.2014 отвечающим требованиям глав 27 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, и сделав вывод о том, что общество не дало оценки указанному документу с точки зрения владения гражданином энергопринимающим устройством, возможности либо невозможности отнесения объекта (гараж) к энергопринимающим устройствам.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что указанное противоправное деяние образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку общество допустило злоупотребление своим доминирующим положением и нарушило правила установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Однако указанный вывод суда нельзя признать правомерным.
В силу статьи 3 Закона № 35-ФЗ и абзаца 12 пункта 2 Правил № 861 под энергопринимающим устройством понимается аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления и функционируют совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы.
Как следует из содержания акта купли-продажи от 21.02.2014, предметом сделки является приобретение гражданином в собственность гаража (блок-комнаты), который с учетом вышеуказанных нормоположений, не отвечает признакам энергопринимающего устройства.
Энергопринимающее устройство и объект технологического присоединения (энергопотребления) не являются тождественными понятиями.
Между тем в спорной ситуации имело место обращение лица о подключении к электросетевому хозяйству общества объекта энергопотребления (гараж), ранее не имевшему технологического присоединения к электрическим сетям.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела доказательств не следует и антимонопольным органом не установлено в ходе административного расследования, что в состав принадлежащего гражданину объекта входило энергопринимающее оборудование, перешедшее в его собственность, либо ранее присоединенное к сетям сетевой организации.
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, материалами дела не подтверждается, что у обратившегося с заявкой лица возникло в установленном порядке право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства в смысле, придаваемом законодательством в области электроэнергетики. Иных документов, указанных в подпункте «г» пункта 10 Правил № 861, при обращении с заявкой в АО «Хабаровская горэлектросеть» лицом не представлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что поданная в сетевую организацию заявка на осуществление технологического присоединения спорного объекта к электрическим сетям и приложенный к заявке пакет документов не соответствовали требованиям Правил № 861.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что уведомлением от 04.09.2017 № 1498 общество не аннулировало заявку, а предложило заявителю представить недостающие сведения (документы) для заполнения и подписания проекта договора и технических условий.
Изложенное позволяет сделать вывод, что у антимонопольного органа не имелось оснований для квалификации бездействия общества по ненаправлению в адрес гражданина проекта договора об осуществлении технологического присоединения принадлежащих ему энергопринимающих устройств к электрическим сетям в качестве нарушения порядка (процедуры) технологического присоединения, определенного пунктом 15 Правил № 861.
Довод апелляционной жалобы о неисполнении гражданином обязанности по предоставлению документа, подтверждающего право на земельный участок с расположенным на нем приобретенным по акту купли-продажи объектом, не принимается во внимание, поскольку согласно оспариваемому постановлению необоснованное истребование указанного документа не вменялось обществу.
Учитывая отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, оспариваемое постановление антимонопольного органа является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.12.2018 по делу № А73-16686/2018 отменить.
Заявление акционерного общества «Хабаровская горэлектросеть» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16.08.2018 № 17 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | И.А. Мильчина | ||
Судьи | Е.В. Вертопрахова | ||
Е.И. Сапрыкина | |||