ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-523/2015 от 04.03.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-523/2015

12 марта 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен марта 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Волковой М.О.,

судей                                       Гричановской Е.В., Дроздовой В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,

при участии  в заседании:

от Администрации г. Райчихинска Амурской области,  Минфина Амурской области, Министерства образования и науки, Министерства строительства,   архитектуры   и   ЖКХ,  Финуправления администрации г. Райчихинска: ФИО1: представители не явились,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства финансов Амурской области

на решение от  26.12.2014

по делу № А04-8007/2014

Арбитражного суда Амурской области,

принятое судьей  Шишовым О.А.,

по иску Учреждения Администрация города Райчихинска Амурской области Российской Федерации

к Министерству финансов Амурской области

о  взыскании 944 830 рублей

третьи лица: Министерство образования и науки, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства,Финансовое управление администрации города Райчихинска,  ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Учреждение Администрация города Райчихинска Амурской области Российской Федерации (ОГРН <***>, г. Райчихинск Амурской области) (далее – Администрация) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству финансов Амурской области (ОГРН <***>, г. Благовещенск Амурской области) (далее – Минфин Амурской области) о взыскании с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области 944 830 рублей, из них: убытки в сумме 940 000 рублей, составляющие рыночную стоимость квартиры, предоставленной ФИО1, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4 830 рублей – стоимость, уплаченная по  контракту на определение рыночной стоимости указанной квартиры.

Требования мотивированы статями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.

К участию  в деле в  качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыМинистерство образования и науки, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, Финансовое управление администрации города Райчихинска,  ФИО1.

Решением от 26.12.2014 иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе Минфин Амурской области считает судебный акт подлежащим отмене, а требования – оставлению без удовлетворения.

В обоснование указано на отсутствие вины Минфина Амурской области  в связи с предоставлением г. Райчихинску в 2014 году из областного бюджета субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в сумме 3 044,7 тыс.руб.

При этом, жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Райчихинска предоставлено гр-ке ФИО1 путем включения спорного помещения в специализированный жилищный фонд в период, когда администрации г. Райчихинска были перечислены средства субвенций на указанные   цели,  в силу чего Администрация имела возможность приобретения жилого помещения на вторичном или первичном рынке жилья за счет данных средств. Доказательств невозможности приобретения жилого помещения за счет средств выделенных субвенций Администрацией не представлено.

Кроме того, с июля 2014 года городу Райчихинску на указанные цели стали поступать субвенции из федерального бюджета.

Вместе с тем, судом не исследовался вопрос об использовании Администрацией г. Райчихинска средств субвенций областного бюджета в размере 3 044,7 тыс.рублей, а также средств субвенций федерального бюджета в период предоставления спорного жилого помещения.

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация г. Райчихинска не согласилась с ее доводами, указав на наличие в материалах дела переписки с Министерством образования и науки Амурской области о согласовании приобретения квартиры для ФИО1 по решению суда за счет средств субвенций, а также информации об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот в г. Райчихинске в 2012, 2013, 2014 годах и реализации денежных средств на указанные цели.

В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», своих представителей  не направили.

Администрация г. Райчихинска  представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Как   следует  из материалов дела, вступившим в законную силу решением   Райчихинского   городского суда Амурской области от 21.10.2013 по делу №2-569 на Администрацию г. Райчихинска возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте городского округа города Райчихинска, общей площадью не менее 42 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.

Во исполнение судебного акта  на основании Постановления Главы города Райчихинска от 24.06.2014 №625 Администрация предоставила ФИО1,   относящейся  к   категории лиц из числа детей-сирот и детей,   оставшихся   без   попечения родителей,  квартиру №16, расположенную по адресу: <...>, общей площадью 44,0 кв.м.

07.07.2014 Администрацией с ФИО1 заключен типовой договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, №15.

По акту приема-передачи от 07.07.2014 жилое помещение передано ФИО1

Для определения рыночной стоимости квартиры, предоставленной ФИО1, Администрацией 14.08.2014 заключен муниципальный контракт №123 с Автономной некоммерческой организацией «Центр независимой потребительской экспертизы Амур-Зея», стоимостью 4 830 рублей.

Стоимость выполненных работ оплачена платежным поручением №1059 от 26.08.2014.

Согласно отчету Амурской торгово-промышленной палаты АНО «Центр независимой потребительской экспертизы Амур-Зея» №031-02-0046 от 20.08.2014   рыночная   стоимость   квартиры №16 по ул. Музыкальной, дом 39 г. Райчихинска  составила  940 000 рублей.

Ссылаясь на исполнение решения Райчихинского городского суда за счет собственных средств, не возмещенных субъектом в установленном порядке, Администрация обратилась с настоящим иском в суд.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей (далее – Федеральный закон №159-ФЗ).

Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, согласно пункту  1 которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,   которые   являются  нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу статьи 5 Федерального закона №159-ФЗ предусмотренные настоящим   Федеральным  законом   дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся  в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона Амурской области от 30.03.2007) (далее –  Закон №472-ОЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального   образования,   при   прекращении   опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

На основании статьи 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 7, 10 статьи 2 и частью 3 статьи 4 данного закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 №144 утвержден Порядок  предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном Законом Амурской области от 11.04.2005  №472-ОЗ.

Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки области (пункт 16 Порядка).

Органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ, у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов (пункт 17 Порядка).

Согласно пункту 19 указанного Порядка орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции.

Размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, определяется с учетом оценки рыночной стоимости указанного жилья исходя из:

- стоимости одного квадратного метра общей площади предоставляемого жилого помещения, не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденную органом местного самоуправления, на территории которого предоставляется жилое помещение;

- площади предоставленного жилого помещения в пределах нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, а в случае предоставления жилого помещения, превышающего по площади норму предоставления, но не более чем в 2 раза, при невозможности предоставления жилых помещений в соответствии с указанной нормой - исходя из фактически предоставленной площади жилого помещения.

Размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений детям-сиротам из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, устанавливается на основании отчета об оценке рыночной стоимости предоставленных жилых помещений муниципального жилищного фонда, сформированного за счет средств местных бюджетов, по результатам соответствующей оценки, проведенной независимым оценщиком, и документов, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 22 настоящего Порядка.

Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.

В силу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Как следует из материалов дела, органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и вступившим в законную силу   решением суда общей юрисдикции произведено обеспечение ФИО1,   относящейся   к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением во внеочередном порядке, то есть Администрацией осуществлено выполнение полномочий, являющихся расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно Приложению №7 к запросу в Министерство образования и науки Амурской области для подготовки проекта бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годы по муниципальному образованию город Райчихинск для расчета межбюджетных трансфертов на реализацию закона Амурской области от 11.04.2005 №472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,   в очереди на жилье на 2013 год состоят 27 человек; сумма средств, необходимых на приобретение жилья на 2013 и 2014 годы, составляет 14 480 424 рублей.

Уведомлением №2 от 11.03.2013 по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам подтверждено утверждение бюджетных ассигнований на 2013 год для муниципального образования города Райчихинска в размере 4 871 612 рублей (4 335 300 рублей – из федерального бюджета, 536 312 рублей – из бюджета области).

При этом, получено из областного бюджета 536 312 рублей, на которые приобретена 1 квартира для детей-сирот по адресу: <...>; из федерального бюджета – 4 335 300 рублей, на которые приобретено 8 квартир, расположенных в <...> кв.39, ул. Комсомольская, д.1  кв.52, ул. Победы, д.5 кв.20, ул. Музыкальная, д.37 кв.52, ул. Музыкальная, д.20 кв.3, ул. Литовченко, д.7 кв.86, ул. Победы, д.58 кв.1.

27.02.2014 (письмо №1-13/404) Администрация направила в Министерство образования и науки Амурской области документы о предоставлении гр-ке ФИО1, относящейся к лицам из числа детей-сирот, жилого помещения площадью 42 кв.м по договору найма специализированного жилого фонда, ходатайствуя о принятии решения в соответствии с пунктом 18 вышеуказанного Порядка о превышении нормы и согласовании приобретения для ФИО1 жилого помещения.

Ответ на указанное письмо в материалах дела отсутствует.

Исполнив решение суда в отношении ФИО1, Администрация вновь обратилась в Министерство образования и науки Амурской области с просьбой о согласовании предоставления квартиры из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением расходов местного бюджета в установленном порядке (письма исх.№1-13/2155 от 09.10.2014, исх.№1-13/2324 от 29.10.2014).

Письмом от 27.10.2014 №09-6284 Министерство образования и науки Амурской области отказало в согласовании возмещения расходов, связанных с обеспечением жилым помещением ФИО1

В соответствии с  приложением  №18  к Закону Амурской области от 16.12.2013 №298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» «Распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2014 год» в 2014 году на указанные цели г. Райчихинску предусмотрены денежные средства областного бюджета в размере  3 044,7 тыс.рублей.

Как следует из информации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2014 году, из областного бюджета в бюджет города Райчихинска в 2014 году поступили денежные средства в сумме 3 044 720 рублей, на которые для детей-сирот   приобретено 5 квартир в <...> кв.11, ул. Победы, д.4 кв.32, ул. Свердлова, д.18 кв.42, ул. Комсомольская, д.12 кв.2.

Из федерального бюджета на указанные цели поступило 4 198 468,96 рублей, на которые приобретено 8 квартир для детей-сирот в <...> кв.80, ул. Инженерная, д.34 кв.7, ул. Свердлова, д.18 кв.56, ул. Победы, д.65 кв.56, ул. Музыкальная, д.29 кв.19, ул. Пономаренко, д.81 кв.52, ул. Музыкальная, д.34 кв.23.

Указанная информация свидетельствует о целевом использовании Администрацией г. Райчихинска поступивших денежных средств из областного и федерального бюджетовна предоставление жилых помещений детям-сиротам и недостаточности финансирования (субвенций), учитывая потребность на 2013-2014 годы в сумме 14 480 424 рублей, в то время как поступило 12 114 800,96 рублей.

В этой связи предоставление жилого помещения за счет средств муниципального образования, без возмещения расходов, повлекло для органа местного самоуправления убытки.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ возмещение потерпевшей стороне причиненных убытков является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия (в том числе ненадлежащее исполнение принятого на себя обязательства).

Исходя из положений статей 16, 1069 ГК РФ,  в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению   за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской   Федерации   или   казны   муниципального   образования,  от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 названного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В подтверждение понесенных истцом убытков Администрацией представлен отчет Амурской торгово-промышленной палаты АНО «Центр независимой потребительской экспертизы Амур-Зея» №031-02-0046 от 20.08.2014, согласно которому     рыночная   стоимость   квартиры №16 по ул. Музыкальной, дом 39 г. Райчихинска  составила  940 000 рублей.

Для определения рыночной стоимости квартиры, предоставленной ФИО1, Администрацией 14.08.2014 заключен муниципальный контракт №123 с Автономной некоммерческой организацией «Центр независимой потребительской экспертизы Амур-Зея», стоимостью 4 830 рублей, который оплачен платежным поручением №1059 от 26.08.2014.

Таким образом, Администрацией г. Райчихинска выполнена обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО1, относящейся к лицам из числа детей-сирот, на основании судебного решения, в то время как субъект Российской Федерации свою встречную обязанность не исполнил, расходы Администрации не компенсировал.

При этом, дополнительные гарантии для детей-сирот отнесены Федеральным законом №159-ФЗ к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, в связи с чем, передав полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан органу местного самоуправления, субъект Российской Федерации обязан компенсировать ему из областного бюджета  в полном объеме расходы, связанные с исполнением переданных государственных полномочий.

Между тем, доказательств передачи истцу финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.

Поскольку доказательств того, что спорная квартира приобретена муниципальным образованием за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из областного бюджета материалы дела не содержат, равно как и доказательств того, что ответчиком компенсированы понесенные Администрацией г. Райчихинска расходы, учитывая, что в данном случае Амурская область, является причинителем вреда, не обеспечившим достаточное финансирование переданных полномочий, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования истца в заявленном размере.

Принимая   во  внимание положения статей 16, 1069 ГК РФ, а  также  Федерального закона №159-ФЗ, надлежащим ответчиком по данному спору является субъект Российской Федерации – Амурская область в лице министерства финансов Амурской области, которая несет ответственность за причиненный вред.

Учитывая подтверждение материалами дела факта целевого использования Администрацией г. Райчихинска поступивших денежных средств как из областного, так и из федерального бюджета, при отсутствии фактов возврата денежных средств в бюджеты, недостаточности полученных субвенций, исходя из потребности обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины ответчика, недоказанности невозможности предоставления спорной квартиры за счет поступивших субвенций, неисследовании судом доказательств расходования денежных средств – подлежат отклонению, как несостоятельные.

На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения, основанного на правильном установлении фактических обстоятельств дела и норм материального права. 

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При повторном рассмотрении дела, с учетом доводов апелляционной жалобы,  правовых оснований для ее удовлетворения не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

   Решение Арбитражного суда Амурской области от 26.12.2014 по делу №А04-8007/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

   Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

      М.О. Волкова

Судьи

Е.В. Гричановская

       В.Г. Дроздова