ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5618/19 от 02.10.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5618/2019

09 октября 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен октября 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.

при участии  в заседании:

от Комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом: Корель Ю.В.  представителя по доверенности от 14.01.2019 №1.1-21/99 (сроком по 31.12.2019); Мининой Е.С. представителя по доверенности от 14.01.2019 №1.1-21/100 (сроком по 31.12.2019);

от Контрольно-счетной  палаты города Хабаровска: Романишиной О.А. представителя  по доверенности от 01.10.2019 (на три месяца); Горпенко М.Б. представителя  по  решению от 15.11.2016 № 431 «О назначении на должность председателя»;

от Администрации города Хабаровска: Мининой Е.С. представителя по доверенности от 03.07.2019  (сроком по 31.12.2019);

от Финансового  департамента  Администрации города  Хабаровска: Кемшевой Т.Г. представителя по доверенности от 03.07.2019 №18-02/2021 (сроком по 31.12.2019);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Контрольно-счетной  палаты города  Хабаровска

на решение от  24.07.2019

по делу № А73-12562/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом (ОГРН 1162724090650; ИНН 2721228534)

к Контрольно-счетной палате города Хабаровска (ОГРН 1112721013624, ИНН 2721189765)

третьи лица: Администрация города Хабаровска, Финансовый департамент Администрации города Хабаровска

о признании недействительным представления от 31.05.2018 № 01-17/215,

УСТАНОВИЛ:

Комитет администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом (далее - заявитель, Комитет по управлению районом) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Контрольно-счетной палате города Хабаровска (далее – Контрольно-счетная палата, КСП) о  признании недействительным акта контрольного мероприятия от 23.05.2018                     № 01-17/200 и представления от 31.05.2018 № 01-17/215

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.11.2018 оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019, принят отказ Комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом от требований о признании недействительным акта контрольного мероприятия Контрольно- счетной палаты города Хабаровска от 23.05.2018 № 01-17/200. Производство по делу в указанной части прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением кассационной инстанции от 06.05.2019 решение от 06.11.2018 в части отказа признать недействительным представление Контрольно-счетной палаты города Хабаровска от 31.05.2018 № 01-17/2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2019 по делу № А73-12562/2018 отменены, дело в отменной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

При новом рассмотрении дела определением суда от 20.06.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Администрация города Хабаровска и Финансовый департамент Администрации города Хабаровска.

Решением суда от 24.07.2019 требование Комитета удовлетворены -  представление Контрольно-счетной палаты города Хабаровска от 31.05.2018                     № 01-17/215признано недействительным.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Контрольно-счетная палата обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Комитета.

Заявитель жалобы утверждает следующее: при принятии решения, судом не дана оценка доказательствам и доводам Контрольно-счетной палаты, представленным в ходе судебного разбирательства, не указаны причины их отклонения; решение принято на основании  неправильного применения судом норм материального права; судом не принято во внимание, что в оспариваемом представлении указано, что оно выносится на основании статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ и статьи 19 Положения № 477; в обжалуемом судебном акте, со ссылкой на статью 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приводятся нормы законодательства, которые не могут быть применены и использованы  в рамках рассмотрения дела об оспаривании представления КСП, так как данные нормы установлены для документов органа внутреннего  муниципального  финансового контроля, в то время как КСП – орган внешнего муниципального финансового контроля;  выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела – так по результатам контрольного мероприятия, в отношении которого вынесено оспариваемое представление, не было установлено фактов нарушений, подлежащих передаче в правоохранительные органы; судом ошибочно сделаны выводы о том, что результатами проверок КСП могут быть только  бюджетные нарушения, перечисленные в главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ);  в оспариваемом судебном решении отсутствует обоснование не соответствия оспариваемого акта закону и нарушению прав и законных интересов Комитета в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  в связи с этим основания для удовлетворения заявления  о признании представления недействительным не имелось.

В представленных в суд отзывах  на апелляционную жалобу Комитет, третьи лица  доводы жалобы отклонили, просят отказать в ее удовлетворении.

В судебном заседании представители Контрольно-счетной палаты поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представители Комитета отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители  третьих лиц,  просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, Контрольно-счетной палатой города Хабаровска на основании приказа от 04.05.2018 № 3 проведено контрольное мероприятие на предмет законности использования в 2017, 2018 годах бюджетных средств на реализацию мероприятия «Проведение смотров- конкурсов и организация семинаров по основам управления многоквартирными домами» в рамках реализации муниципальной программы, в ходе которой выявлено и отражено в акте от 23.05.2018 № 01-17/200 нарушение требований пунктов 4.1, 4.2 Положения о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утвержденного постановлением мэра города Хабаровска от 21.06.2004 № 839; пункта 4.4 Положения о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад», утвержденного постановлением мэра города Хабаровска от 11.01.2009 № 11.

Также КСП пришла к выводу о том, что комитет в проверяемом периоде не имел полномочий на награждение победителей и участников первого этапа смотров-конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад».

На основании акта председателю Комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом вынесено представление от 31.05.2018 № 01-17/215, в котором предложено: прекратить расходование бюджетных средств на награждение победителей и участников I этапа смотров- конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад» при отсутствии соответствующих полномочий (пункт 1); при осуществлении аналогичных мероприятий учесть нарушения, замечания, указанные в акте контрольного мероприятия от 23.05.2018 № 01-17/200 (пункт 2); привлечь к ответственности должностных лиц, по вине которых допущены нарушения, указанные в акте контрольного мероприятия от 23.05.2018                  № 01- 17/200 (пункт 3). О принятом по настоящему представлению решении и о мерах по его реализации необходимо уведомить Контрольно-счетную палату.

В представлении также  отражено, что в ходе проверки законности использования в 2017, 2018 годах бюджетных средств на реализацию мероприятия «Проведение смотров-конкурсов и организация семинаров по основам управления многоквартирным домом» в рамках реализации муниципальной программы «Повышение качества жилищно- коммунального хозяйства на 2014-2020 годы» установлены следующие нарушения:требований Положения о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утверждённого Постановлением Мэра города Хабаровска от 21.06.2004 № 839, Положения о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад», утверждённого Постановлением Мэра города Хабаровска от 11.01.2009 № 11, а именно:  пункта 4.1, Положения о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд» - утверждение состава комиссии на 7 календарных дней позже даты начала подведения итогов;  пункта 4.2. Положения о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», пункта 4.4. Положения о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад» в части принятия конкурсными комиссиями решений, не отнесённых к функциям конкурсных комиссий, а именно о вручении благодарственных писем и поощрительных призов;  установление приказами председателя Комитета сроков проведения одного из этапов городского смотра-конкурса, утверждение порядков и условий проведения городских смотров-конкурсов, системы оценок по каждому критерию во всех номинациях смотров-конкурсов, награждению победителей I этапа смотров-конкурсов при отсутствии соответствующих полномочий;  не соответствие суммы средств, направленных на награждение победителей каждого смотра-конкурса, общей стоимости поощрительных призов, которые были указаны в Протоколах подведения итогов районных смотров-конкурсов; установление размера вознаграждения победителей I этапа смотров- конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад» в расходных ведомостях на выдачу подарочных карт при отсутствии нормативных актов, регламентирующих порядок и размер вознаграждения победителей; неправомерное расходование бюджетных средств в 2017 году в сумме 40000 руб. в результате нарушения требований Положения о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», Положения о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад» в части награждения Комитетом победителей и участников I этапа смотров-конкурсов «Лучший зимний двор, лучший фасад», «Лучший двор, лучший подъезд».

Кроме того, при награждении победителей I этапа смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд»:  не соблюдены требования Порядка проведения и условий подведения итогов районного смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утверждённый приказом председателя Комитета от 22.08.2017 № 112-пр,Протокола подведения итогов районного смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд» б/н б/д, утверждённого заместителем председателя Комитета 30.08.2017, а именно, не были вручены поощрительные призы представителям четырёх инициативных групп, занявшим призовые места в двух номинациях; отсутствует объективность при выдаче подарочных карт представителям шести ТСЖ, являющихся победителями в трёх номинациях I этапа смотра- конкурса, а именно, при присуждении одного и то же призового места размер поощрительного приза не одинаков.

Не согласившись, в том числе  представлением КСП,  Комитет администрации  обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ  государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).

 В силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельностиконтрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 270.2 БК РФ, представления органов внешнего муниципального финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ).

Из пункта 4 части 2 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ следует, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ).

Согласно статье 1 Положения о Контрольно-счетной палате города Хабаровска, утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 22.11.2011 № 477 (далее - Положение № 477) КСП города Хабаровска является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля городского округа «Город Хабаровск».

В соответствии с подпунктом 4 пункт 1 статьи 4 Положения № 477 к полномочиям КСП города Хабаровска относится организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города, а также средств, получаемых бюджетом городского округа из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На дату выдачи оспариваемого представления статья 19 Положения               № 477 действовала в редакции, в которой закреплено полномочие КСП города Хабаровска на внесение представлений по результатам проведенных  контрольных мероприятий в случае установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Учитывая изложенные нормы, основанием для выдачи представления по результатам контрольных мероприятий является нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Как видно из материалов дела,  Администрация города Хабаровска постановлением от 13.04.2014 № 496 утвердила муниципальную программу «Повышение качества жилищно- коммунального хозяйства городского округа «Город Хабаровск» на 2014-2020 годы» (далее - муниципальная программа).

В приложении № 1 к муниципальной программе предусмотрено финансовое обеспечение мероприятия «Проведение смотров-конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад» с объемом финансового обеспечения из бюджета города в 2017-2018 в размере          40000 руб. ежегодно.

Положение о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утверждено постановлением мэра города Хабаровска от 21.06.2004 № 839 (далее - Положение № 839). Положение о проведении городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад», утверждено постановлением мэра города Хабаровска от 11.01.2009 № 11 (далее - Положение № 11).

Названными положениями предусмотрено, что подведение итогов проводится в два этапа: 1 этап - в комитетах администрации города Хабаровска по управлению районами; 2 этап - в администрации города среди победителей районных конкурсов.

Порядок проведения и условия подведения итогов районных смотров- конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад», утверждены приказами Комитета администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом от 22.08.2017 № 112-пр и от 15.12.2017                   № 165-пр.

В соответствии с муниципальной программой в 2017 году на мероприятия «Проведение смотров-конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад» комитет получил 40000 руб., которые фактически были израсходованы на приобретение подарочных карт, врученных победителям первого этапа смотров-конкурсов.

Применительно к установленным обстоятельствам суд пришел к выводу о том, что комитет осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств, выделенных из бюджета города и в соответствии со  статьей 266.1 БК РФ, является объектом муниципального финансового контроля.

В рассматриваемом случае, основанием для  выдачи оспариваемого представления послужили выводы Контрольно-счетной палаты о нарушении Комитетом Положения о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утверждённого Постановлением Мэра города Хабаровска от 21.06.2004 № 839, Положения о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад», утверждённого Постановлением Мэра города Хабаровска от 11.01.2009 № 11, Порядка проведения и условий подведения итогов районного смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утверждённый приказом председателя Комитета от 22.08.2017 № 112-пр.

Однако Контрольно-счетной палатой необоснованно не учтено следующее.

В случае если при проведении контрольных мероприятий выявлены факты незаконного использования средств местного бюджета г. Хабаровска, в которых усматриваются признаки преступления или коррупционного правонарушения, контрольно-счетная палата в установленном порядке незамедлительно передает материалы контрольных мероприятий в правоохранительные органы. Контрольно-счетная палата при осуществлении своей деятельности вправе взаимодействовать со Счетной палатой Российской Федерации, с территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, с контрольно-счетными органами Хабаровского края и муниципальных образований, а также вправе вступать в объединения (ассоциации) контрольно- счетных органов Хабаровского края (пункт 11 статьи 19, пункты 1, 2 статьи 20 Положения № 477).

В соответствии со статьей 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих  бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Под иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства статья 3 БК РФ понимает указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.

Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

На основании изложенного выше, суд верно установил, что Контрольно-счетная палата уполномочена на выдачу представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений,  выдача же представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о государственной службе, законодательства о контрактной системе, поставках товаров) не относится к полномочиям КСП.

В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения соответствующим органом (должностным лицом) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что согласуется с пунктом 8 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пунктом 11 статьи 19 и пунктами 1, 2 Положения № 477, части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре» и т.д.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу  о том, что  выявленные в ходе проверки нарушения, указанные в оспариваемом представлении, не являются нарушениями бюджетного законодательства, в связи с чем, не могут быть включены в обязательное для исполнения представление и влечь за собой применение мер принуждения, в том числе указанных в главе 30 БК РФ.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации  является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

В рассматриваемом случае, КСП, установив нарушение Комитетом норм законодательства о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад», не доказала, что произведенные выплаты осуществлены с нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного статьей 38 БК РФ, эффективности использования бюджетных средств, иных принципов либо с нарушением иных норм бюджетного законодательства.

В оспариваемых пунктах представления указано  на нарушение конкретных пунктов Положения о проведении городского смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утверждённого Постановлением Мэра города Хабаровска от 21.06.2004 № 839, Положения о проведении ежегодного городского смотра-конкурса «Лучший зимний двор, лучший фасад», утверждённого Постановлением Мэра города Хабаровска от 11.01.2009 № 11, Порядка проведения и условий подведения итогов районного смотра-конкурса «Лучший двор, лучший подъезд», утверждённый приказом председателя Комитета от 22.08.2017 № 112-пр.

При этом,  Комитету предписано, по истечении срока рассмотрения представления, направить в КСП информацию об устранении допущенных нарушений в письменной форме с приложением документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

Между тем, как верно установил суд первой инстанции, указанные нормативные правовые акты не регулируют бюджетные правоотношения в смысле, придаваемом им статьей 1 БК РФ, а  ссылки на статьи 70, 72 и 86 БК РФ носят общий характер, и из указанного представления не представляется возможным определить  какие именно нормы данных статей бюджетного законодательства, по мнению КСП, применительно к выявленным нарушениям, не соблюдены.

Таким образом, суд первой инстанции  пришел к верному выводу о том, что оснований считать представление КСП   законным,  не имеется.

Кроме того,  судом сделаны верные выводы  израсходованных  выделенных  бюджетных средств в размере 40000 руб. в соответствии с целями их назначения.

По  Положению  о финансовом департаменте администрации города Хабаровска, утвержденным решением Хабаровской городской Думы, от 29.11.2016 № 451, финансовый департамент является  финансовым органом администрации города Хабаровска, организующим составление проекта бюджета города, представление проекта бюджета города с необходимыми документами и материалами для внесения в Хабаровскую городскую Думу, исполнение бюджета, устанавливающим порядок составления бюджетной отчетности, управляющим средствами бюджета города и координирующим деятельность в этой сфере структурных подразделений администрации города.

В статье 18 БК РФ установлено, что бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 БК РФ установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету, относятся к бюджетным полномочиям муниципальных образований.

По положениям  статьи  21 БК РФ, Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и Положению о бюджетном процессе в городском округе «Город Хабаровск» в целях составления и организации исполнения бюджета городского округа «Город Хабаровск» в программном формате, приказу  финансового департамента от 22.12.2016 № 60 «Об утверждении перечня и кодов целевых статей расходов бюджета городского округа «Город Хабаровск» утвержден порядок формирования перечня и кодов целевых статей расходов бюджета городского округа «Город Хабаровск», применяемых при составлении и исполнении бюджета города.

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к муниципальным программам городского округа «Город Хабаровск» и не включенным в муниципальные программы расходным обязательствам муниципального образования городской округ «Город Хабаровск», подлежащим исполнению за счет средств бюджета города.

Структура кода целевой статьи расходов бюджета города состоит из десяти разрядов и включает четыре составные части. Целевым статьям расходов бюджета города присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда:код программного (непрограммного) направления расходов (8-9 разряды кода классификации расходов) предназначен для кодирования муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск», непрограммных направлений деятельности; код подпрограммы (10 разряд кода классификации расходов) предназначен для кодирования подпрограмм муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск», непрограммных направлений расходов; код основного мероприятия (11-12 разряды кода классификации расходов) предназначен для кодирования основных мероприятий муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск» и (или) основных мероприятий подпрограмм муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск»; код направления расходов (13-17 разряды кода классификации расходов) предназначен для кодирования направлений расходования средств, конкретизирующих (при необходимости) отдельные мероприятия, направления реализации непрограммных расходов.

Наименование целевых статей расходов характеризует направление бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ городского округа «Город Хабаровск», подпрограмм муниципальных программ, основныхмероприятий подпрограмм и муниципальных программ, направлений расходов.

Увязка универсального направления расходов в составе целевой статьи устанавливается при формировании проекта бюджета города.

В Бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, проект которого проходил экспертизу в Контрольно- счетной палате г. Хабаровска, утвержденном Решением Хабаровской городской Думы от 20.12.2016 № 472 Комитету администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом были предусмотрены бюджетные ассигнования на 2017 год на проведение смотров - конкурсов и организацию семинаров по основам управления МКД в размере 40 000,0 рублей по коду бюджетной классификации 032 0503 0500511760 244 в рамках муниципальной программы «Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на                2014 - 2020 годы».

В соответствии с Решением о Бюджете Комитету были доведены лимиты бюджетных ассигнований по коду бюджетной классификации 032 0503 0500511760 244 «на проведение смотров - конкурсов и организацию семинаров по основам управления МКД».

Согласно  решению  Хабаровской городской Думы о бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2017 год: 032 - код главного распорядителя бюджетных средств - Комитет администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом;0503 - код раздела и подраздела расходов бюджета - аккумулирует расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда); 0500511760 - код целевой статьи расходов бюджета - проведение смотров-конкурсов и организация семинаров по основам управления МКД по МП «Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы»; 244 - код вида расходов бюджета - прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. По данному элементу отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы муниципальных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240, в том числе расходы на: - закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно- коммуникационных технологий для нужд муниципального образования, а также расходы муниципальных бюджетных и автономных учреждений по аналогичным закупкам; - оплату услуг фельдъегерской и специальной связи (доставка специальной корреспонденции); - оплату услуг почтовой связи (с учетом комплекса расходов, связанных с использованием франкировальных машин); - оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере ИКТ; - приобретение специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ, а также запасных частей и расходных материалов для них; - оплату договоров на оказание услуг по обучению (образовательных услуг); - пересылку (доставку) получателям социальных выплат; - оплату договоров на предоставление места в коллекторах для прокладки кабелей связи заказчика; - оплату договоров по первоначальной отделке служебных жилых помещений, отвечающей санитарным и техническим правилам и нормам; - иные аналогичные расходы.

В Муниципальной программе «Повышение качества жилищно- коммунального хозяйства на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Хабаровска от 13.02.2014 № 496, проект которойпроходил экспертизу в КСП, предусмотрено мероприятие п. 5.2 Приложения 1 «Проведение смотров-конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад».

На основании изложенного выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, предоставленные из бюджета города 40000 руб., могли быть израсходованы Комитетом на приобретение подарочных сертификатов в целях поощрения участников районного этапов конкурсов «Лучший двор, лучший подъезд», «Лучший зимний двор, лучший фасад», поскольку израсходованы в соответствии с целями их выделения.

По настоящему делу, в нарушение положений статей 65, части 5 статьи 200 АПК РФ,КСП  не доказала законность и обоснованность оспариваемого представления, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости  признания его недействительным.

Доводы заявителя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

С учетом изложенного выше, правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  24 июля 2019 года по делу № А73-12562/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

   А.П. Тищенко

    Е.Г. Харьковская