ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5642/20 от 26.11.2020 АС Хабаровского края

9/2020-37191(1)

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 06АП-5642/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.  Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2020 года. 

 Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Иноземцева И.В.

судей  Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А. 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Коковенко Д.С. 

при участии в заседании: в отсутствие представителей участвующих лиц

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального  агентства лесного хозяйства  

на решение от 16.09.2020
по делу № А73-3915/2020
Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: <***>;  ИНН: <***>) 

к Администрации сельского поселения «Село Нижняя Манома» Нанайского  муниципального района Хабаровского края (ОРГН: 1032700246512; ИНН:  <***>), Администрации Нанайского муниципального района  Хабаровского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 


об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, восстановлении  местоположения границ лесничества 

третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Хабаровскому краю; Комитет лесного хозяйства  Правительства Хабаровского края; федеральное государственное бюджетное  учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы  Хабаровскому краю» по Хабаровскому краю 

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз, истец)  обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Администрации  сельского поселения «Село Нижняя Манома» Нанайского муниципального  района Хабаровского края (далее - Администрация «Село Нижняя Манома»),  Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (далее  - Администрации Нанайского муниципального района) с исковыми  требованиями: 

- признать недействительной постановку на кадастровый учет  земельного участка с кадастровым номером 27:09:0001501:486, расположенного  по адресу: примерно в 220 м по направлению на северо-восток относительно  ориентира жилого дома, адрес ориентира: Хабаровский край, <...>, входящего в состав земель лесного фонда  Иннокентьевского лесничества Славянского участкового лесничества  Нанайского района Хабаровского края квартал № 235; 

 - исключить из Единого государственного реестра недвижимости  сведения о земельном участке с кадастровым номером 27:09:0001501:486 и  восстановления границ лесничества путем внесения в Единый  государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ  Иннокентьевского лесничества Хабаровского края до его изменения органом  регистрации прав. 

Определением суда от 17.03.2020 к участию в деле, в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета  спора, привлечены Управление Росреестра по Хабаровскому краю,  федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная 


кадастровая палата Федеральной службы Хабаровскому краю» по  Хабаровскому краю, Управление лесами Правительства Хабаровского края  (далее - третьи лица). 

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 16.09.2020 в  удовлетворении иска отказано. 

Не согласившись с принятым судебным актом, Рослесхоз обратилось в  Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит  отменить решение от 16.09.2020 и принять по делу новый судебный акт об  удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на  не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела,  неправильное применение норм материального права. 

 Приводит доводы о том, что право распоряжения землями лесного  фонда находятся в исключительной компетенции Российской Федерации,  поэтому Нанайский районный Совет народных депутатов принимая решение  об изъятии 579 га земель у Троицкого лесничества превысил свои  полномочия. Вывод об отсутствии сведений о пресечении границ является  ошибочным, срок исковой давности не пропущен. 

 Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от  28.10.2020 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к  рассмотрению в судебном заседании на 26.11.2020 в 10 часов 00 минут,  информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного  суда в сети Интернет. 

Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о  рассмотрении дела, явку представителей в заседание суда не обеспечили, отзыв  на жалобы не направили. 

Жалоба рассматривается в отсутствие представителей в порядке статьи  156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ). 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК  РФ. 

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании  постановления Администрации сельского поселения «Село Нижняя Манома» 


Нанайского муниципального района Хабаровского края от 24.11.2016 № 128  «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом  плане территории, расположенного примерно в 220 м по направлению на  северо-восток относительно ориентира жилого дома, адрес ориентира:  Хабаровский край, р-н Нанайский, с. Нижняя Манома, ул. Почтовая, д. 11»  ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю 02.12.2016 в Единый  государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке  кадастровым номером 27:09:0001501:486 категория земель: земли населенных  пунктов; данные о правообладателе отсутствуют; сведения об объектах  недвижимости имеют статус «временные». 

При внесении в реестр сведений о местоположении границ  Иннокентьевского лесничества Хабаровского края органом регистрации прав  выявлено пересечение их с границами земельного участка кадастровым  номером 27:09:0001501:486, сведения о которого содержались в Едином  государственном реестре недвижимости, в связи с чем, руководствуясь частью  16 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной  регистрации недвижимости» орган регистрации внос сведения о  местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы  лесничества не пересекали границы спорного земельного участка. 

Письмом от 28.12.2017 ФГБУ «ФКП Росреесгра» по Хабаровскому краю  направило соответствующее уведомление в адрес Рослесхоза. 

Для проведения проверки данного факта, территориальным органом  Рослесхоза (Департаментом лесного хозяйства по Дальневосточному  федеральному округу) направлено обращение в ФГБУ «Рослесинфорг»  «Дальлеспроект» о сверке графических данных путем привязки границ  земельного участка кадастровым номером 27:09:0001501:486 к  картографическим материалам лесоустройства. 


Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект» в результате  сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства,  определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ  земельного участка кадастровым номером 27:09:0001501:486 установлено, что  границы указанного земельного участка частично пересекаются с землями  лесного фонда Иннокентьевского лесничества Славянского участкового  лесничества Нанайского района Хабаровского края квартал № 235 часть выдела  11. Площадь пересечения составила 886 кв. м., приведены координаты  поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка. 

Письмом от 12.12.2019 Департамент лесного хозяйства по ДФО  обратился в Администрацию «Село Нижняя Манома» об отмене действия  постановления Администрации сельского поселения «Село Нижняя Манома»  Нанайского муниципального района Хабаровского края от 24.11.2016 № 128 на  основании которого произведен кадастровый учет. 

В досудебном порядке спор урегулирован не был.

Ссылаясь на то, что спорный земельный участок с кадастровым номером  27:09:0001501:486 частично расположен на землях лесного фонда участке  кадастровым номером 27:00:0000000:13, Рослесхоз обратился в арбитражный  суд с настоящим иском. 

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной  жалобе и изучив материалы, суд апелляционной инстанции приходит к  следующему выводу. 

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе  обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или  оспариваемых прав и законных интересов. 

Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодексГК РФ) и не является исчерпывающим. 

При этом действующее законодательство не ограничивает субъектов в  выборе способа защиты нарушенного права, граждане и юридические лица в  силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему  усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать 


содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном  итоге привести к восстановлению нарушенного права. 

Статья 304 Гражданского кодекса устанавливает, что собственник может  требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не  были соединены с лишением владения. 

Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 52 постановления  Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах,  возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с  защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление  Пленумов № 10/22), оспаривание зарегистрированного права на недвижимое  имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым  являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в  резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии  права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во  владение его собственника, о применении последствий недействительности  сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то  такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. 

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может  быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого  незаконного владения (право собственности на один и тот же объект  недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на  движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество,  ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание  зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем  предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. 

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок расположен  в границах сельского поселения «Село Нижняя Манома» Нанайского  муниципального района Хабаровского края, утвержденных Законом  Хабаровского края от 28.07.2004 № 208 «О наделении административных  центров районов статусом городского, сельского поселения и об установлении  их границ». 


В отношении границ сельского поселения в 2012 году проведены  землеустроительные работы, границы сельского поселения поставлены на  государственный кадастровый учет. Спорный земельный участок имеет  установленные границы, внесенные в ЕГРН. 

По утверждению истца (на основании информации ФГБУ  «Рослесинфорг» «Дальлеспроект», информации из государственного лесного  реестра), спорный земельный участок частично налагается на земли лесного  фонда Иннокентьевского лесничества Славянского участкового лесничества  Нанайского района Хабаровского края квартал № 235 часть выдела 11.  Площадь пересечения составила 886 кв. м. 

Вместе с тем, представленные истцом в материалы дела доказательства  без проведения экспертиз и применения специальных познаний не позволяют  дать однозначный ответ о наличии пересечения земельного участка с землями  лесного фонда. Материалы лесоустройства, на которые ссылается истец, не  содержат сведений об установлении границ земель лесного фонда в порядке,  установленном земельным законодательством, описание местоположения  земельного участка в ЕГРН отсутствует. 

Кроме того, лесной участок кадастровым номером 27:00:0000000:13  является ранее учтенным (дата постановки на учет 01.08.2006), имеет  декларативную площадь 3445274026 кв.м, границы лесного участка не  установлены. 

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –  Земельный кодекс, ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных  участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О  государственной регистрации недвижимости». 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от  24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее –  Закон № 221-ФЗ), действующей на момент постановки на кадастровый учет и  внесения записи, описание местоположения границ земельного участка  является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и  вносится в государственный кадастр недвижимости. 

Согласно части 7 статьи 38 Закона № 221-ФЗ (в редакции на момент  внесения записи), местоположение границ земельного участка устанавливается 


посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть  точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. 

В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О  государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ)  внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о  земельных участках подтверждает существование такого объекта  недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве  индивидуально-определенной вещи, или подтверждает прекращение его  существования. 

По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного  участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет  внесением в государственный кадастр недвижимости подтверждают  существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими  определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. 

Согласно правой позиции Высшего Арбитражного суда Российской  Федерации по спорам с лесными участками, изложенной в постановлении  Президиума от 24.06.2014 № 4890/14 поскольку все лесные участки в составе  земель лесного фонда, со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ,  определенных в соответствии с кадастровым законодательством, количество  пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого  участка может быть множество. 

Лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной  собственностью, расходы по их надлежащей постановке на государственный  кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и  границ) несет государство за счет федерального бюджета. 

Подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее  учтенных, на которые зарегистрировано право собственности Российской  Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до  нескольких миллионов гектар, с многоконтурными границами, наличием  внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных  товариществ. Поэтому ранее учтенные лесные участки необходимо ставить на  государственный кадастровый учет по мере проведения государственных 


кадастровых работ, отсекая все спорные площади для целей отдельных  судебных и внесудебных разбирательств. 

Государство как собственник всех земель лесного фонда проводит  кадастровые работы, необходимые для установления границ земельных  участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового  законодательства. 

В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201- ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»  информация о границах лесных участков и правах на них вносится в  государственный лесной реестр на основании сведений Единого  государственного реестра недвижимости. 

Именно Рослесхоз, в силу полномочий установленных постановлением  Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном  агентстве лесного хозяйства» (далее - постановление № 736) был уполномочен  индивидуализировать земельный участок, провести государственный учет  лесного участка. 

 Законодательство, действовавшее до введения в действие Лесного  кодекса Российской Федерации 2006 года предусматривало возможность  перевода лесных площадей в нелестные и включение их в состав населенных  пунктов. 

В частности, изъятие земельных участков у колхозов, совхозов, других  предприятий, учреждений, организаций и включение их в состав земель  сельских населенных пунктов производилось на основании Указа Президиума  Верховного Совета РСФСР от 25.04.1990 «О некоторых вопросах  предоставления и изъятия земель» с целью последующего предоставления во  владение, пользование и аренду в соответствии со статьей 28 Основ  законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. 

Пунктом 3 статьи 23 Земельного кодекса РСФСР полномочиями по  изъятию земель в границах района наделялись районные (городские, в  административном подчинении которых находится район) Советы народных  депутатов. 

На основании вышеприведенных норм Нанайским районным советом  депутатов принято решение № 21-МС от 13.12.1991, согласно которому в 


ведение Нижнеманоминского сельского Совета народных депутатов передан  участок общей площадью 776 га, в том числе из земель Троицкого совхоза 79  га, промышленности и транспорта 1 га, Троицкого лесничества 696 га. 

Данный земельный участок передан сельскому поселению с изъятием  земель из состава соответствующих угодий прежних землепользователей. Этим  же решением сельским Советам народных депутатов предписано обеспечить  установление в натуре границ земель, передаваемых в их ведение. 

Применительно к сельскому поселению «Село Нижняя Манома»,  границы определены законом Хабаровского края от 28.07.2004 № 208 «О  наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом  городского, сельского поселения и об установлении их границ». 

В границы сельского поселения вошел, в том числе спорный земельный  участок. 

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса органами местного  самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными  участками, находящимися в муниципальной собственности. 

Аналогичным образом за органами местного самоуправления закреплены  полномочия в отношении земельных участков, государственная собственность  на которые не разграничена (Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О  введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который  вступил в силу с 01.03.2015). 

 Таким образом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый  учет на законных основаниях. 

 Кроме того, в суде первой инстанции заявлено о пропуске Рослесхозом  срока исковой давности. 

 В соответствии со статьями 195 и 196 Гражданского кодекса исковой  давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого  нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года. 

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало  или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200  Гражданского кодекса). 

Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с 


применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой  давности» (далее – постановление Пленума № 43) срок исковой давности по  требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов  исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов  узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче  имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об  использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного  участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого  права. 

Переход прав в порядке универсального или сингулярного  правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход  права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также  передача полномочий одного органа публично-правового образования другому  органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его  исчисления. 

Границы сельского поселения «Село Нижняя Манома» утверждены  Законом Хабаровского края в 2004 году, землеустроительные работы в  отношении границ села проведены 2012 году, постановка на государственный  кадастровый спорного земельного участка произведена в 2016 году. 

 Росолесхоз, являясь органом публично-правового образования и  обладая необходимыми полномочиями, установленными постановлением №  736, действуя добросовестно, мог и должен был своевременно узнать о  нарушении права. 

 Поскольку пропуск срока исковой давности является самостоятельным  основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований (пункт 15  постановления Пленума № 43), отказ в удовлетворении иска правомерен. 

Приведенные в жалобе доводы, аналогичные возражениям на отзыв в  суде первой инстанции свидетельствуют о не согласии с данной судом  оценкой обстоятельствам дела, что не может служить основанием для отмены  решения. 

Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы  материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, 


являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для  отмены принятого судебного акта. 

 Обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную  жалобу - без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.09.2020 по делу № А73-3915/2020 Арбитражного суда  Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд  Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через  арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий И.В. Иноземцев
Судьи В.Г. Дроздова
 Ж.А. Усенко