Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5736/2021
06 декабря 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от администрации города Хабаровска: Никитин К.Г., представитель по доверенности от 03.11.2020 № 1.1.29-175, срок действия до 31.12.2021 (представлены служебное удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании);
отглавного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Хабаровска
на решение от 12.08.2021
по делу № А73-9555/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации города Хабаровска
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписание от 19.04.2021 № П2021-02.1-0944 главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.08.2021 в удовлетворении заявленных администрацией требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 12.08.2021 по делу № А73-9555/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобыссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Управление в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Закон № 294-ФЗ) урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Гражданка, проживающая в доме № 36 по ул. Герасимова в г. Хабаровске (далее - МКД № 36) обратилась в управление с заявлением оказать содействие в переселении жильцов указанного жилого дома, указала, что дом признан аварийным в 2016 году, а отселение запланировано на 2025 год, администрацией меры по расселению не приняты, в кв. № 5 провисает потолочное перекрытие, а вышерасположенная кв. № 7 после пожара, что создает угрозу обрушения, существует угроза жизни и здоровью.
На основании данного обращения должностным лицом управления подготовлено мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении администрации в части не принятия должных мер по переселению граждан из аварийного жилья.
Распоряжением от 26.11.2020 № 2584-р назначено проведение внеплановой проверки администрации в целях осуществления государственного жилищного надзора в связи с поступившим обращением.
Проведение проверки согласовано с заместителем прокурора Хабаровского края решением от 30.11.2020.
В акте от 03.12.2020 установлено, что администрацией издано постановление от 13.10.2016 о признании многоквартирного дома № 36 по ул. Герасимова аварийным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов, согласно постановлению установлен срок отселения жильцов МКД № 36 в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года.
В ходе проведения обследования были выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания: в квартире № 5 МКД № 36 имеется провисание потолочного перекрытия, вышерасположенная квартира № 7 после пожара, не эксплуатируется. В квартире № 19 МКД № 36 имеется провисание потолочного перекрытия, частичное разрушение подшивки потолка, установлены распорные стойки, ограждающие конструкции квартиры № 19 МКД в копоти, после пожара. Также имеется повреждение стропильной системы в подъезде № 2 в результате пожара, в жилых помещениях МКД № 36 наблюдается уклон пола к наружным стенам, прогибы перекрытий, выпучивание стен, сухие следы протечек с кровли, трещины по разделке печей, трещины по штукатурному слою, загнивание, перекос оконных и дверных рам, повышенная воздухопроницаемость.
Кроме того выявлено, что на ограждающих конструкциях лестничных клеток в подъездах № 1, № 2, № 3 МКД № 36 отслоение штукатурного слоя до дранки, выпучивание стен, деформация лестничных маршей. Деревянная обшивка фасада МКД № 36 в районе подъезда № 2 обуглена в результате пожара, печные трубы по стояку квартир № 5, № 7 отсутствуют, в остальных трубах наблюдается выкрашивание кирпичной кладки, выпадение отдельных кирпичей. Завалинка разрушена. Отдельными местами имеется повреждение кровельного покрытия.
После принятия администрацией решения по отселению жителей МКД № 36, деформация несущих конструкций продолжается, состояние несущих конструкций ухудшается. В квартирах №№№ 5, 19 МКД № 36 произошло провисание потолочного перекрытия, частичное разрушение подшивки потолка, что создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД № 36.
Управление пришло к выводу, что срок отселения граждан до 2025 года установленный администрацией не является разумным, что противоречит части 10 статьи 32 ЖК РФ и пункту 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение № 47).
Администрации выдано предписание от 03.12.2020 об устранении нарушений путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в МКД № 36 по ул. Герасимова в срок до 01.04.2021.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.07.2021 по делу № А73-3277/2021 в удовлетворении заявленных требований администрации о признании недействительным предписания управления от 03.12.2020 отказано.
В связи с истечением срока исполнения предписания от 03.12.2020 распоряжением от 14.04.2021 на 19.04.2021 назначено проведение внеплановой проверки администрации. В ходе проверки установлено, что ранее выданное предписание не исполнено и жильцы МКД №36 не расселены, угроза причинения жизни и здоровью сохраняется.
Составлен акт проверки от 19.04.2021, в котором зафиксированы нарушения.
Управлением по результатам проверки администрации выдано предписание от 19.04.2021 с требованием в срок до 01.10.2021 устранить нарушения и приять меры по расселению граждан, проживающих в МКД.
О незаконности предписания управления от 19.04.2021 администрация обратилась в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Это также является исключением из части 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. Согласно части 17 Закона № 294-ФЗ, в случае, если в результате деятельности юридического лица причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление юридических лиц, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Доказательств того, что с момента проведения проверки, по результатам которой выдано предписание от 03.02.2021, техническое состояние МКД № 93 было существенно улучшено, что повлекло устранения угрозы причинения вреда жизни и здоровью гражданам, администрацией не представлено. Поскольку на дату окончания срока исполнения предписания от 03.02.2021, документов, подтверждающих устранение риска причинения вреда жизни и здоровью проживающим в МКД № 93 лицам, не представлено, то назначение проверки исполнения предписания обусловлено сохранением рисков причинения вреда жизни и здоровью.
К компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения о сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, такой срок должен быть разумным. Отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок. В случае выявления факта нарушения обязательных требований должностное лицо, проводившее проверку, обязано выдать проверяемому лицу предписание об устранении нарушения обязательных требований, в котором указать срок их устранения.
Отклоняется довод жалобы о том, что управление грубо нарушило Закон № 294-ФЗ при уведомлении администрации о проведении 19.04.2021 в 15:00 внеплановой проверки 19.04.2021 в 10.40, а не за 24 часа. Пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Это также является исключением из части 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. Согласно части 17 Закона № 294-ФЗ, в случае, если в результате деятельности юридического лица причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление юридических лиц, о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.08.2021 по делу № А73-9555/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.И. Сапрыкина |