ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5821/2015 от 19.11.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5821/2015

25 ноября 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.,

судей                                       Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью  «ВостокН»: представитель не явился;

от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному Федеральному округу: Зражевской Е.В., представителя по доверенности от 06.11.2015 № 16-04-10/6372 (сроком на один год);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью  «ВостокН»

на решение от  15.09.2015

по делу № А73-9880/2015

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Калашниковым А.Г.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «ВостокН»

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному Федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ВостокН» (далее – ООО «ВостокН»; общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением  об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу (далее – МРУ Росфинмониторинга по ДФО, административный орган; уполномоченный орган) № 16-04-10/47/2015/3136 от 11.06.2015.

Решением суда от 15.09.2015 в удовлетворении  заявления общества отказано.

Суд первой инстанции, установил в действиях (бездействии) общества, выразившихся в нарушении в период с 01.01.2013 по 31.03.2015 требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, а именно- общество, в лице его директора: 1)  не утвердило перечень сотрудников, обязанных проходить обязательную  подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; 2)  не проводило обучение сотрудников в форме вводного и дополнительного инструктажа; 3) не разработало программу подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов; 4)  не приняло меры по повышению уровня знаний (квалификации) по истечению трех лет с момента прохождения обучения в форме целевого инструктажа; 5) не проводило мероприятия по идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев в части наличия/отсутствия  в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, определения принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу, выявления лиц, имеющих регистрацию или место нахождения в государстве, которые не выполняют рекомендации группы разработки финансовых мер борьбы с отмываем денег, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве, оценки и присвоении клиенту степени (уровня) риска, обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификация выгодоприобретателя; 6) не проводило фиксацию результатов проверки клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев на предмет наличия, отсутствия информации о них в Перечне в анкете клиента; 7) нарушило порядок выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что  они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма – не приняло меры, направленные на предоставление сведений по семи сделкам с недвижимым имуществом, подлежащим обязательному контролю на общую сумму 25050898,87 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ВостокН» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принято по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы ссылается на пункты 23, 37, 47  Административного регламента, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 29.07.2014 № 191, пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, статью 25.1, части 3 и 5 статьи 28.2, часть 1 статьи 29.7, часть 3 статьи 4.1, часть 1 статьи 4.3, пункт 6 статьи 29.10. часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и утверждает о том, что: из оспариваемого постановления административного органа не ясно какая именно проводилась проверка, в отношении общества – выездная или камеральная; при составлении протокола об административном правонарушении представителю заявителя не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ (отсутствует подпись законного представителя юридического лица); в отношении деяния по не направлению сообщений по семи сделкам с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, такое правонарушение нельзя квалифицировать как длящееся и применительно  к пункту 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ; имеется противоречивость в постановлении административного органа в части отражения отягчающего и смягчающего ответственность обстоятельств; не ясно, что является нарушением части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, указанной в тексте такого постановления.

В своем отзывы на апелляционную жалобу административный орган доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

Представитель ООО «ВостокН», извещенного  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает  апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя ООО «ВостокН».

Представитель административного органа отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, дав по ним пояснения, в частности сообщила суду о том, что проводимая проверка была камеральной, в оспариваемом постановлении в части указания проведения проверки «выездная», была допущена опечатка, а протокол об административном правонарушении  составлен   МРУ Росфинмониторинга по ДФО в отсутствие представителя общества по его письменному ходатайству об этом, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, в целях исполнения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), в соответствии с приказом Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу от 16.04.2015 № 49 «О проведении камеральной проверки» специалистами отдела надзорной деятельности и правового обеспечения проведена выездная проверка исполнения ООО «ВостокН» требований Федерального закона № 115-ФЗ.

Генеральному директору ООО «ВостокН» 21.04.2015 вручен приказ от 16.04.2015 № 49 и запрос от 16.04.2015 № 16-04-10/2014 о предоставлении сведений и документов.

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки                       № 16-04-10/2896 от 29.05.2015.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.

 29.05.2015 ООО «ВостокН» ходатайствовало о  составлении протокола без участия своего представителя.

По результатам проведенной проверки  МРУ Росфинмониторинга по ДФО в отношении ООО «ВостокН» 29.05.2015 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

О времени и месте рассмотрения дела телефонограммой уведомлен директор ООО «ВостокН» Труфанов Е.В., кроме того о времени и месте рассмотрения дела общество извещено телеграммой.

11.06.2015 руководителем МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по ДФО по результатам рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление № 16-04-10/47/2015/3136 о привлечении ООО «ВостокН» к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, ООО «ВостокН» обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

В соответствие с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства  в  части  организации  и  (или)   осуществления  внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, является административным правонарушениям предусмотренным частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

ООО «Восток-Н» поставлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по ДФО с присвоением учетного номера 114005607, уведомление о постановке на учет от 16.03.2012 № 16-04-07/629/460.

Одним из видов деятельности организации, согласно пункту 2.2. Устава, является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, то есть на заявителя распространяются требования вышеуказанного Федерального закона № 115-ФЗ (статья 5).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от  № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию указанных правил, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Требования к подготовке и обучению кадров установлены в Постановлении Правительства     Российской     Федерации     от     29.05.2014     №     492     «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В проверяемом периоде действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 квалификационные требования к подготовке и обучению кадров в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма установлены в Положении о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 (далее-Положение № 203), согласно пунктам 2, 6 которого перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждается руководителем организации; обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж; б) дополнительный инструктаж; в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях).

Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Положения (пункт 7 Положения № 203).

Согласно пункту 8 Положения № 203, дополнительный инструктажпроводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

Из пункта 9 Положения № 203 следует, что, вводный и дополнительный инструктаж проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанной организацией с учетом настоящего Положения.

Согласно пункту 14 Положения № 203 организация разрабатывает программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в нарушение пунктов 2, 6, 7, 8, 14 Положения № 203,  ООО «ВостокН» в лице его генерального директора Труфанова  Е.В. в проверяемом периоде: не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; не проводилось обучение сотрудников в форме вводного и дополнительного инструктажа; не разрабатывалась программа подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

В проверяемом периоде действовал Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», а также внесены изменения: в Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ; в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667,  в приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103; вступили в силу: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58,  Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492,  Постановление Правительства Российской Федерации  от 19.03.2014 № 209, однако эти нормативно-правовые акты не были включены в программу подготовки и обучения сотрудников организации, следовательно, не стали предметом изучения в форме вводного и дополнительного инструктажа.

В соответствии с пунктом 12 Положения № 203 повышение уровня знаний (квалификации) осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях; повышение уровня знаний сотрудники организаций проходят соответственно в тех организациях в которых согласно пункту 11 указанного Положения предусмотрено прохождение целевого инструктажа, по программам обучения, разрабатываемым такими организациями самостоятельно; повышение уровня знаний (квалификации) не реже одного раза в три года проходит специальное должностное лицо организации (филиала); прохождение соответствующим должностным лицом организации повышения уровня знаний (квалификации) должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, проводящей такое обучение, либо документом, подтверждающим участие соответствующего должностного лица в обучающем мероприятии.

Из материалов дела следует,  что должностным лицом общества  Труфановым Е.В. (приказ от 11.03.2011 № 2) пройдено обучение в форме целевого инструктажа 27.10.2011 по программе «Целевой инструктаж в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в объеме 8 академических часов в Фонде «Институт фондового рынка и управления» - свидетельством серии ЦИ СО № 023999 от 27.10.2011, однако  в нарушение пункта 12 Положения № 203 г ООО «ВостокН» в лице его генерального директора  не приняты меры по повышению уровня знаний (квалификации) по истечению трех лет с момента прохождения обучения в форме целевого инструктажа, так  общество обязано было  принять меры по утверждению перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработать программу подготовки и обучения сотрудников организации, а так же принять меры по проведению вводного, дополнительного и целевого инструктажей, а также принять меры по повышению специальным должностным лицом уровня знаний.

На основании изложенного выше, судом первой инстанции правильно установлено, что в данных обстоятельствах возрастает риск осуществления операций, направленных на отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, поскольку отсутствие обучения сотрудников организации свидетельствует об отсутствии самой системы внутреннего контроля в надлежащем виде, что не способствует достижению целей такой системы, а именно - не позволяет в полной мере, как того требуют нормы Федерального закона  № 115-ФЗ, исполнить обязанности по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, или подозрительных операций.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона                № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны: до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 настоящей статьи; при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов; принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подп. 1 настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона  № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Из  подпунктов  6, 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона  № 115-ФЗ следует, что  организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом  2.4 статьи 6 Федерального закона  № 115-ФЗ, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона  № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является: юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица; физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона  № 115-ФЗ.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, перечня таких организаций   и  лиц  установлен  Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Росфинмониторингом предоставляется доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Пункт 1.9 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011              № 59 (далее – Положение № 59), предусматривает, что организация в соответствии с пунктом 4 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 (далее – Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667), в составе правил внутреннего контроля разрабатывает программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее – Программа идентификации) и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

В соответствии с пунктом 2.1. Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия: установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона  № 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя; проверка наличия отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона  № 115-ФЗ; определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца к иностранному публичному лицу;         выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет требования рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета   в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска; обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

Согласно  пунктам 2.4, 2.5 Положения № 59, организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности; при проведении организацией проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень; результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

Результаты проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля.

Как видно из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения проверки выявлено, что в проверяемом периоде в нарушение пунктов 2.1, 2.4 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59 г ООО «ВостокН» в лице генерального директора  не проводились мероприятия по идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев в части: проверки наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона  № 115-ФЗ; определения принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу; выявления юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории); оценки и присвоение клиенту степени (уровня) риска; обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателя; в нарушение пункта 2.5 Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, в проверяемом периоде ООО «ВостокН» в лице его генерального директора  не проводилась фиксация результатов проверки клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне в анкете клиента.

При отсутствии действий со стороны общества, направленных на выявление фигурантов Перечня, соответственно, отсутствовала и возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, указанных в пункте 2 статьи 6 Федерального закона  № 115-ФЗ,  следовательно, отсутствовала возможность при необходимости применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, а также меры по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям   деятельности       организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от № 115-ФЗ; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В целях выявления оснований для документального фиксирования информации указанной выше, общество оценивает степень (уровень) риска при установлении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание).

В связи с отсутствием в ООО «ВостокН» оценки степени (уровня) риска при установлении деловых отношений для выявления повышенного риска операции (сделки) в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, операций подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренных в правилах внутреннего контроля, и последующего представления в уполномоченный орган сведений об операциях, установленных п. 3 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ заявителем   нарушен порядок выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализаций правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В ходе проверки также установлено, что в проверяемом периоде ООО «ВостокН» осуществлялись операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.

Согласно пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона  № 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

В соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона  № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемыми их клиентами.

Исходя из  разъяснений Росфинмониторинга, содержащихся в Информационном письме от 02.08.2013 № 30, в случае, если субъект Федерального закона № 115-ФЗ не имеет возможности получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом в день или в течение следующих трех дней после ее регистрации, то, в соответствии с Инструкцией о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом  № 115-ФЗ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 № 245, при заполнении Листа 01 «Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом» формы 4-СПД в реквизите 113 «Дата совершения операции» следует указывать дату государственной регистрации сделки, а в реквизите 114 «Дата выявления операции» - дату получения информации о регистрации сделки, подтвержденную соответствующими документами.

Как видно из материалов дела, установлено судом и не опровергнуто обществом, в ходе проверки деятельности последнего выявлено, что  в проверяемом периоде  ООО «ВостокН» в лице своего генерального директора не приняты меры, направленные на предоставление сведений по 7 сделкам с недвижимым имуществом, подлежащим обязательному контролю на общую сумму 25050898,87 руб., что подтверждается: муниципальным контрактом                        № 0138300000414000419_302701 от 05.08.2014; платежным поручением от 05.09.2014 № 283 на сумму 3795898,88 руб.; муниципальным контрактом                    № 74/14 от 12.12.2014; платежным поручением от 23.12.2014 № 746 на сумму 3000000 руб.; муниципальным контрактом № 59/14 от 14.11.2014; платежным поручением от 08.12.2014 № 586 на сумму 3000000 руб.; муниципальным контрактом № 60/14 от 14.11.2014; платежным поручением от 08.12.2014 № 585 на сумму 3000000 руб.; муниципальным контрактом № 73/14 от 15.12.2014; платежным поручением от 23.12.2014 №744 на сумму 4814000 руб.; муниципальным контрактом №0138300000414000763_302701 от 22.10.2014; платежным поручением от 13.11.2014 № 321 на сумму 3600999,99 руб.; муниципальным контрактом № 42/14 от 29.08.2014; платежным поручением от 16.09.2014 № 574 на сумму 3840000 руб.

Сведения о совершенных операциях по данным сделкам надлежало представить в уполномоченный орган соответственно, 10.09.2014,  26.12.2014, 11.12.2014, 11.12.2014, 26.12.2014, 18.11.2014, 19.09.2014, чего обществом сделано не было.

Таким образом, ООО «ВостокН» нарушило срок и порядок представления в Росфинмониторинг в информации, определенной подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона  № 115-ФЗ и пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о предоставлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» в части не предоставления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая, что ООО «ВостокН» не исполнены требования вышеуказанных норм действующего законодательства, наличие в действиях общества объективной стороны вмененного ему правонарушения, является установленным.

Наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению обществом возложенной на него обязанности, равно как и доказательств совершения со стороны общества всех возможных действий для недопущения нарушения в материалы дела не представлены.

С учетом изложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе о нарушении административным органом  порядка привлечения общества к административной ответственности, подлежат отклонению в полном объеме, поскольку противоречат материалам судебного дела, опровергаются пояснениями, данными представителем административного органа в настоящем судебном заседании,  и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления уполномоченного органа.

Иных доводов, которые не были бы исследованы и оценены судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно и полно  установлены обстоятельства, имеющие значение для дела,  всесторонне исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

В связи с  вышеизложенным, арбитражный  суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  15 сентября 2015 года по делу № А73-9880/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

И.И. Балинская

Е.И. Сапрыкина