ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5825/10 от 13.01.2011 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5825/2010

18 января 2011 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 18 января 2011 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Балинской И.И.

судей    Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Амурская охота»:   ФИО1 – представитель по доверенности от 02.09.2010 б/н;  ФИО2 – директор, паспорт <...> выдан МО УФМС России по Амурской области в г. Благовещенске 10.06.2010, протокол общего собрания от 04.07.2008,

от Управления внутренних дел по Амурской области:   представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   общества с ограниченной ответственностью «Амурская охота»

на   решение от 10.11.2010

по делу №   А04-4067/2010

Арбитражного суда   Амурской области

принятое судьей   В.Д. Пожарской

по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Амурская охота»

к   Управлению внутренних дел по Амурской области

об   оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Амурская охота» (далее – заявитель, общество, ООО «Амурская охота») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению внутренних дел по Амурской области (далее – УВД по Амурской области, Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 8/3173 от 06.09.2010.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 10.11.2010 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. При этом суд исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО «Амурская охота» в своей апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Амурской области от 10.11.2010 отменить, находя его незаконным, и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на наличие нарушений процедуры привлечения общества к ответственности. Кроме того указывает, что проверка проведена на основании распоряжения начальника Управления № 216 от 20.08.2010, не соответствующего по форме и содержанию типовой форме такого распоряжения, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Приказ от 30.04.2009 № 141). По мнению ООО «Амурская охота», проверка в его отношении проведена Управлением с нарушением требований, установленных частью 4 статьи 12, частями 1 и 3 статьи 14, пунктом 6 статьи 15, частями 1,4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон от 26.12.2008 №294-ФЗ).

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в соответствии с положениями статей 123, 156 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела не явилось.

Законность и обоснованность решения проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Общество с ограниченной ответственностью «Амурская охота» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022840507117, ИНН <***>.

Лицензией ЛТО № 0003054 от 29.08.2007 сроком действия до 01.03.2012 обществу разрешена торговля гражданским и служебным оружием, патронами, порохом.

На срок действия указанной лицензии обществу выдано разрешение РХТ 0005056 29.08.2007 на хранение оружия и патронов к нему по адресу: г.Благовещенск Амурской области, ул.Амурская, 187.

На основании распоряжения начальника Управления № 216 от 20.08.2010 в период с 26.08.2010 по 03.09.2010 в отношении ООО «Амурская охота» проведена проверкасоблюдения лицензионных требований и условий, требований законодательства, регламентирующих оборот оружия, порядка учета оружия и патронов, подтверждающих документов на приобретение оружия и патронов, а также наличия у осуществляющих работу с патронами работников лицензиата соответствующей квалификации и справки-допуска органов внутренних дел. Распоряжение получено директором общества 31.08.2010.

03.09.2010 по результатам проверки должностными лицами Управления в присутствии генерального директора ООО «Амурская охота» составлен актвнеплановой проверки, которым зафиксирован факт нарушения обществом лицензионных требований и условий, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность организации по торговле оружием и патронами.

03.09.2010 должностным лицом Управления в присутствии генерального директора ООО «Амурская охота» составлен протокол об административном правонарушении № 7, которым действия общества квалифицированы по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Согласно отметке в протоколе, законный представитель уведомлен о месте и времени рассмотрения административного дела 03.09.2010.

Постановлениемпо делу об административном правонарушении от 06.09.2010 № 8/3173 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением ООО «Амурская охота» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с рассматриваемым заявлением.

Из содержания оспариваемого постановления следует, что объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения составляет совершение им следующих действий (бездействий): отсутствие системы документирования выдачи оружия и патронов продавцам, ведение учетных документов общества с нарушением установленного порядка: отсутствие в комнате хранения оружия общества книги приема и выдачи оружия, книги проверки наличия и технического состояния оружия и патронов, книги учета посещения объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел; проведение инвентаризации оружия по состоянию на 01.01.2010 без приказа руководителя организации с участием в ее проведении в качестве ответственного лица генерального директора общества, являющегося одновременно председателем инвентаризационной комиссии; нарушение порядка составления и заполнения бланков инвентаризационных описей, описей номерного учета и сличительных ведомостей. Патроны в учетных документах прописаны без указаний номеров партий по видам и типам; не составлен и не предъявлен руководителю Управления акт по итогам инвентаризации; указание в книге учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого (проданного) оружия и патронов неполных сведений об оприходовании патронов (получено 60000 патронов, сведения об оприходовании только на 52020 патронов).

Копия постановления направлена в адрес общества по почте 06.09.2010.

Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, оружия и патронов к нему, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

В соответствии со статьей 22 данного Закона хранение оружия и патронов к нему, разрешается юридическим лицам, получившим разрешение органов внутренних дел на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте. Порядок приема на хранение таких оружия и патронов к нему и порядок их выдачи для использования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также система мер по обеспечению безопасности при владении оружием, требования по ведению учета оружия и патронов установлены Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814» (далее – Инструкция).

Подпунктами «а», «б» и «г» пункта 127 Инструкции установлено требование о ведении лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате книги приема и выдачи оружия и патронов, книги проверки наличия и технического состояния оружия и патронов; а также книги учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН).

В соответствии с пунктом 125 Инструкции учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел.

Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.

Порядок ведения документов внутреннего учета и обязанности лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов в организациях и подразделениях по осуществлению ими контроля за наличием оружия, определяются приказами руководителей юридических лиц с учетом требований настоящей Инструкции.

Как следует из материалов дела, на момент проверки книга приема и выдачи оружия и патронов, книга проверки наличия и технического состояния оружия и патронов, а также книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН) ответственными лицами общества не велись.

Факт отсутствия указанных книг на момент проверки также подтверждается письмом общества № 26 от 20.09.2010, направленным в адрес УВД по Амурской области, свидетельствующим об устранении выявленных по результатам рассматриваемой проверки нарушений в части отсутствия данных книг и об их регистрации в Управлении 16.09.2010.

Согласно пункта 147 Инструкции основанием для проведения инвентаризации является приказ руководителя юридического лица либо указание руководителей соответствующих органов внутренних дел. Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации.

Как следует из оспариваемого постановления, в вину обществу вменяется проведение инвентаризации оружия по состоянию на 01.01.2010 без приказа руководителя общества, т.е. отсутствие такового по состоянию на 01.01.2010.

Между тем, в материалах дела имеется приказ о проведении инвентаризации № 23 от 15.12.2009, представленный ООО «Амурская охота», таким образом, в данной части выводы Управления о проведении инвентаризации в отсутствие соответствующего приказа опровергаются представленными доказательствами, свидетельствующими о фактическом наличии данного документа на момент проведения инвентаризации. У суда не имеется доказательств, свидетельствующих о более позднем составлении названного приказа.

Кроме того, в оспариваемом постановлении отсутствует ссылка на нормативно – правовой акт, исключающий возможность участия руководителя юридического лица в проведении инвентаризации оружия в качестве председателя инвентаризационной комиссии и в качестве ответственного за ее организацией, а также возложения указанных обязанностей на одно лицо, являющееся руководителем организации.

Судом наличия нормы, устанавливающей ограничения данного рода не установлено, более того, пунктом 149 Инструкции предусмотрено, что один из руководителей юридического лица подлежит включению в состав инвентаризационной комиссии.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 151 Инструкции, перед началом инвентаризации члены комиссии должны подготовить бланки инвентаризационных описей, описей номерного учета) и сличительных ведомостей результатов инвентаризации оружия и патронов, зарегистрировать их в установленном порядке. При этом предварительное внесение остатков оружия и патронов в указанные документы не допускается.

Инвентаризационные описи и описи номерного учета заполняются с учетом требований, установленных для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел. Исправления и дополнения заверяются членами инвентаризационной комиссии и лицами, ответственными за сохранность оружия и патронов. Описи являются первичными инвентаризационными документами, которые заполняются непосредственно в местах (на объектах) хранения оружия и патронов по мере их проверки. По завершении проверки каждая заполненная страница описей подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность оружия или патронов (пункт 155 Инструкции).

Согласно пункту 158 Инструкции, результаты инвентаризации оружия и патронов отражаются в сличительной ведомости, которая заполняется в трех экземплярах. Каждый экземпляр ведомости подписывается председателем и членами комиссии, а также лицом, ответственным за сохранность проверенного оружия или патронов.

При этом в силу пункта 142 Инструкции, в учетных документах сведения об оружии должны быть записаны с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.

В нарушение названных норм, сведения о патронах записаны в сличительной ведомости результатов инвентаризации оружия и патронов к нему от 25.12.2009 без указания номера партий изготовления, вида и типа патронов.

Согласно пункту 160 Инструкции, по итогам инвентаризации комиссия составляет акт в двух экземплярах. В акте отражаются состояние хранения, учета оружия и патронов, факты недостачи, излишков, порчи и утраты, а также предложения по устранению выявленных недостатков.

Оспариваемым постановлением обществу вменяется несоставление акта инвентаризации и непредставление его руководителю органа внутренних дел.

Между тем в материалах дела имеется акт инвентаризации оружия и патронов, находящегося на учете в ООО «Амурская охота» от 25.12.2009, утвержденный генеральным директором общества 25.12.2009. Указанный акт содержит сведения о состоянии хранения оружия, находящегося на учете ООО «Амурская охота» по адресу: г.Благовещенск Амурской области, ул.Амурская, 187, оружии находящемся на учете общества, а также об отсутствии недостач и излишков оружия, таким образом содержит все необходимые сведения, предусмотренные указанной нормой.

Вместе с тем, в силу пункта 161 Инструкции вторые экземпляры акта по итогам инвентаризации подлежат передаче в орган внутренних дел. Доказательства передачи обществом 2-го экземпляра акта инвентаризации оружия и патронов, находящегося на учете в ООО «Амурская охота» от 25.12.2009, в орган внутренних дел при рассмотрении административного дела и суду не представлены. Подпись ФИО3 в получении указанного акта 29.12.2010 таковым доказательством не является, поскольку сведения о наличии у указанного лица полномочий на представления интересов УВД по Амурской области и получение документов от его имени заявителем суду не представлены, равно как и доказательства наличия трудовых или служебных отношений между указанным лицом и управлением внутренних дел.

Кроме того, пунктом 132 Инструкции на юридических лиц, занимающихся торговлей оружия и патронов, возложена обязанность по ведению книги учета наличия и движения поступающего, хранящегося и переданного оружия и патронов.

Как следует из материалов дела, книга учета, наличия и движения поступающего (хранящегося и выдаваемого (проданного) оружия и патронов № 344 содержат неполные сведения об оприходовании патронов (имеется запись об оприходовании 52020 патронов, в то время как ООО «Охота» приобретено 60000 патронов).

Таким образом, судом установлено, что материалами дела подтверждается факт нарушения обществом требований установленных пунктами 125, 127, 132, 147-161 Инструкции при осуществлении деятельности по продаже и хранению оружия и патронов к нему, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

Ссылки апелляционной жалобы на нарушение Управлением положений Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ безосновательны, поскольку в части 4 статьи 1 названного закона особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Управление при проведении проверки руководствовалось ФЗ «Об оружии», в соответствии с которым контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к ответственности Управлением соблюден.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 10.11.2010 по делу № А04-4067/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий

И.И. Балинская

Судьи

Е.В. Гричановская

Т.Д. Пескова