Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5920/2021
15 ноября 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен ноября 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
отакционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»:ФИО1, представитель по доверенности от 01.01.2021, срок действия 31.12.2021 (представлен паспорт и диплом о высшем юридическом образовании);
отуправления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО2, представитель по доверенности от 15.04.2021, срок действия 3 года (представлен паспорт и диплом о высшем юридическом образовании);
от администрации сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от комитета по обеспечению жизнедеятельности населения Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»
на решение от 10.09.2021
по делу № А73-8782/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю третьи лица: администрация сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление) от 26.04.2021 № 13 по делу № 027/04/9.21-104/2019 о назначении административного наказания по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 12.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена: администрация сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация).
Определением от 10.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен: комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.09.2021 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 10.09.2021 по делу № А73-8782/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобыссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.09.2021 по делу № А73-8782/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация и комитет явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 3 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в порядке:
направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении);
выдача технических условий в случае направления заявителем запроса
о предоставлении технических условий;
заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении;
выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении).
Пунктом 64 Правил № 1314 установлено, что для заключения договора о подключении заявитель представляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Исполнитель обязан принять такую заявку.
В силу пункта 72 Правил № 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
На основании пункта 73(1) Правил № 1314 исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил.
В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65-71 настоящих Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.
Также в случае представления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в течение указанного в абзаце втором настоящего пункта срока исполнитель рассматривает заявку о подключении (технологическом присоединении) в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в течение указанного в абзаце втором настоящего пункта срока исполнитель аннулирует заявку о подключении (технологическом присоединении) и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанной заявки.
В соответствии с пунктом 74(1) Правил № 1314 при необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил.
В управление поступило заявление комитета на действия общества по отказу в направлении договора на технологическое присоединение, истребовании документов, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в части технологического присоединения к сетям газораспределения, преднамеренное несоблюдение установленных сроков направлений ответов заявителю.
Общество письмом от 23.06.2020 № ХБ-02-09-07/3694 сообщило комитету, что в соответствии с требованиями п. 6.1.2 ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» технологическое присоединение (врезка вновь построенных и принятых комиссией газопроводов к действующим распределительным газопроводам должно выполняться при наличии у заказчика строительства объекта разрешения поставщика газа и разрешения ГРО, выдавшей технические условия присоединения. Общество является и поставщиком газа и ГРО, уполномоченной от лица ОАО «Газпром газораспределение» (организация, выдавшая технические условия на присоединение от 26.03.2013 № 121/13) осуществлять мониторинг выполнения ранее выданных технических условий и выдавать справки об их выполнении, а также разрешения на врезку в действующий газопровод.
Общество просило комитет представить комплект документации по объекту, в соответствии с требованиями технических условий от 26.03.2013 № 121/13 и п. 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, с целью проверки выполнения технических условий, выдачи разрешения общества и заключения договора на проведение работ по врезке газопровода в действующий газопровод «Межпоселковый газопровод с.Бычиха - с.Казакевичево Хабаровского района Хабаровского края».
Общество в силу ст.21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69 «О газоснабжении в Российской Федерации», ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» как сетевая организация является субъектом естественной монополии.
Управлением по результатам рассмотрения заявления комитета установлены нарушения обществом Правил № 1314, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрено статьей 9.21 КоАП РФ.
Определением от 15.02.2032 общество было извещено о составлении протокола об административном правонарушении по делу № 027/04/9.21-104/2021 на 19.02.2021 в 14 часов 30 минут. Общество на указанное уведомление представило письменные пояснения.
Главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и анализа товарных рынков управления в отношении общества в присутствии представителя общества был составлен протокол от 19.02.2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Протокол вручен представителю общества 19.02.2021.
Определением от 26.03.2021 общество было извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении на 26.04.2021 в 11 часов 30 минут.
Врио руководителя управления по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 26.04.2021 о назначении обществу административного наказания по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа 600 000 руб. Постановление направлено в адрес общества сопроводительным письмом от 30.04.2021.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
О незаконности постановления общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
ОАО «Газпром газораспределение» 26.03.2013 администрации были выданы «Технические условия № 121/13 на присоединение к сети газораспределения распределительного газопровода» (далее - Технические условия) сроком действия три года.
Письмом от 10.08.2017 обществом в технические условия внесены изменения, срок действия продлен до 26.03.2020.
29.05.2020 комитетом приказом № 17 был утвержден состав комиссии по приемке объекта капитального строительства «Газопровод природного газа в с. Казакевичево Хабаровского муниципального района». Данной комиссией 05.06.2020 был составлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы объекта «Газопровод природного газа в с. Казакевичево Хабаровского муниципального района» (с. Казакевичево, Хабаровский край). Актом установлено, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиям СП 62.13330.2011*, СП 42-103-2003, предъявленный к приемке объект считать принятым заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 05.06.2020.
Довод жалобы о том, что обращение администрации 08.06.2020 не позволяет обществу оценить является ли обращение администрации заявкой в рамках Правил № 1314 и имеется ли техническая возможность присоединить объект, поскольку врезку предлагается осуществить по 5 участкам, отклоняется. Судом первой инстанции верно установлено, что обращение от 08.06.2020 направленное в общество является заявкой о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) построенной сети газораспределения в с. Казакевичево Хабаровского муниципального района. Указание комитетом в письме намерение в заключении договоров на врезку построенной сети газоснабжения в межпоселковый газопровод по пяти участкам не является иным видом проведения работ. Между тем, от общества в комитет не поступала какая-либо информация о том, что письмо от 08.06.2020 не является заявкой ввиду ее оформления не по форме, установленной в рамках Правил № 1314.
Обществом комитету не представлены пояснения об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, являющейся основанием для отказа от заключения договора о подключении в силу пункта 74(1) Правил.
Отклоняется довод жалобы о том, что согласно письму ФАС от 05.09.2017 договор о подключении в случае присоединения «сеть –сеть» не заключается, в связи с чем у общества отсутствовали основания запрашивать в трехдневный срок, для заключения договора технологического присоединения. Указанное письмо антимонопольного органа не является нормативным правовым документом.
Не обоснован довод жалобы о том, что в спорном отношении заключается договор подряда, поскольку противоречит Правилам № 1314.
Довод жалобы о том, что согласно письмам от 23.10.2020, 02.09.2020, 28.07.2020, 23.06.2020 было необходимо завершить строительство объекта и представить обществу, как члену приемочной комиссии весь комплект технической документации для рассмотрения возможности считать объект завершенный строительством и безопасным для дальнейшего пуска газа отклоняется. Указанные письма не являются уведомлением о необходимости предоставить недостающие документы и сведения, определенные пунктами 65 - 69 Правил, а также, в нарушение пункта 72 Правил, содержит требования о представлении документов, не предусмотренных пунктами 64, 69 Правил («представить в адрес общества комплект документации по объекту, в соответствии с требованиями технических условий от 26.03.2013 № 121/13 и п. 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, с целью проверки выполнения технических условий, выдачи разрешения общества»).
Довод жалобы о том, что на момент направления в общества и до настоящего времени акт приемки законченного строительством объекта не подписан всеми членами приемочной комиссии, в связи с чем объекта администрации не достроены и не введены в эксплуатацию отклоняется. В Правилах № 1314, за нарушение которых общество было привлечено к административной ответственности по части 2 ст. 9.21 КоАП, не регламентированы сроки создания приемочной комиссии, сроки предоставления построенного газопровода приемочной комиссии, а также срок подписания акта законченного строительством объекта.
Несостоятелен довод жалобы о том, что выводы суда и антимонопольного органа являются прямым вмешательством в оперативную хозяйственную деятельность общества, так как обоснования суда и антимонопольного органа соответствуют приведенному законодательству. Иное понимание апеллянтом положений законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Состав правонарушения подтвержден материалами дела.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований для признания нарушения малозначительным, равно как и обстоятельств для применения 3.4, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ апелляционный суд не усматривает. Из материалов дела следует, что общество в течение 2020 года неоднократно привлекалось к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ, о чем указано в постановлении управления.
Нарушений порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности, смягчающих вину обстоятельств по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Избранная в отношении общества мера ответственности назначена по правилам КоАП РФ и соразмерна целям административного наказания.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.09.2021 по делу № А73-8782/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
И.А. Мильчина |