ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6031/16 от 02.11.2016 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6031/2016

09 ноября 2016 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2016 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.,

судей                                       Балинской И.И., Харьковской Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,

при участии  в заседании:

от Войсковой части 6767: Черкашина Д.Л., представителя по доверенности от 14.07.2016 № 13/2016 (сроком по 31.12.2016);

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Войсковой части 6767

на решение от  26.09.2016

по делу № А73-9607/2016

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Руденко Р.А.

по заявлению Войсковой части 6767

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю

о признании незаконным и отмене постановления

УСТАНОВИЛ:

войсковая часть № 6767 (далее – в/ч № 6767; заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 789 от 16.06.2016 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю; Управление; уполномоченный орган; административный орган) о назначении административного наказания по статье 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.

Решением суда от  26.09.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.

 Суд первой инстанции, проанализировав пункты 5.2, 6.2, 6.3, 6.7, 4.8, 4.2, 5.1, 5.3, 5.8, 6.21 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 29.08.2001 № 68н (далее – Инструкция, утвержденная Приказом  Минфина РФ № 68н; Инструкция                         № 68н), статьи 2.1, 2.2, 2.9, 4.1, 1.5, 1.6, 26.2 КоАП РФ, пункты 16.1, 17, 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 10), и установив факт нарушения в действиях (бездействий) в/ч № 6767 положений Инструкций № 68н (в в/ч              № 6767 место сбора лома и отходов, содержащих драгметаллы, не оборудовано весами и при учете лома не отражается его лигатурная масса; место сбора лома и отходов не отражено; по состоянию на 01.01.2016 инвентаризации драгоценных металлов в ломе и отходах, содержащих драгметаллы проведена не была; не оформляются и не утверждаются  командиром части протоколы результатов проведения инвентаризации; выявлено большое количество неучтенных драгоценных металлов; анализ карточки учета формы ОС-6 ведется только на цифровом носителе; не отражаются сведения о наличии                            драгметаллов в карточках учета; учетная документация на драгоценные металлы в бухгалтерии не заведена; нет журнала учета драгметаллов; не ведется проверка правильности ведения оперативного учета; сверка данных о содержании драгметаллов), что образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.14 КоАП РФ, пришел к выводу о законности оспариваемого постановления административного органа, не установив при этом оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Не согласившись с принятым судебным актом, в/ч № 6767 обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.

Заявитель жалобы ссылается на пункт 36 Приказа МВД России от 20.08.1998 № 504, статьи 2.1, 3.1, 4.3, 2.9, 3.2 КоАП РФ, пункт 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5, Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, и утверждает о том, что: в в/ч № 6767                         драгметаллы  хранятся у материально ответственных лиц, на складе ВТИ, в специально отведенном месте, который находится под сигнализацией и видеонаблюдением, охраняется средствами ИТСО, с выводом на внутренний караул в/ч; журналы учета драгметаллов на проверку представлялись,  но не были оформлены надлежащим образом, поэтому данное нарушение можно расценить как формальное; при смене материально ответственных лиц фактически проводился просчет имущества, проверялась его целостность, в том числе и имущества, содержащего драгметаллы, но инвентаризационными описями это не оформлялось; в данном случае установлена вина в совершении правонарушения именно должностных лиц, к которым приняты меры дисциплинарного воздействия; по мнению в/ч № 6767 устранение нарушений может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность; данное правонарушение совершено  в/ч № 6767 впервые, вред экологии, ущерб обществу и государству причинены не были.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю,  извещенного  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассматривает  апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя уполномоченного органа.

В судебном заседании представитель войсковой части поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения,  просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

 Заслушав представителя войсковой части № 6767, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, в период с 29.03.2016 по 22.04.2016 на основании предписания от 25.03.2016 № б/н в соответствии со статьей 22 Закона  Российской Федерации  от 17.01.1992 № 2202-1  «О прокуратуре Российской Федерации» 57 военной прокуратурой гарнизона совместно с сотрудниками Дальневосточной государственной инспекции пробирного надзора, произведена проверка деятельности  в/ч № 6767, связанной  с учетом, использованием и хранением драгоценных металлов в составе технических материальных средств (ТМС), а также сбором и сдачей на предприятия-переработчики лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в ходе которой  установлено, что в/ч № 6767 не соблюдается действующее законодательство, связанное с учетом, использованием и хранением драгоценных металлов, а именно: в в/ч № 6767 местом сбора и хранения лома ТМС, содержащего драгоценные металлы определен склад ВТИ, назначено материально-ответственное лицо, на складе лом драгоценных металлов учитывается в журнале учета лома и отходов драгоценных металлов в количественном выражении поблочно с указанием содержания драгоценных металлов в каждом блоке, в нарушение требований Инструкции № 68н в                 в/ч № 6767 место сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы не оборудовано весами и при учете лома не отражается его лигатурная масса; место сбора лома и отходов не огорожено и лом, содержащий драгоценные металлы хранится вместе с другими ТМС на складе ВТИ ГТО воинской части; инвентаризация драгоценных металлов, в ломе и отходах, содержащих драгоценные металлы по состоянию на 01.01.2016 проведена не была; по итогам проведенных инвентаризаций драгоценных металлов, комиссией не оформляются и не представляются па утверждение командиру воинской части протоколы результатов проведенных инвентаризаций; инвентаризационная комиссия не в полной мере обеспечила полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии драгоценных металлов в технических материальных средствах; выявлено большое количество неучтенных драгоценных металлов в составе ТМС; при смене материально ответственных лиц внеплановая инвентаризация драгоценных металлов не производится; карточки учета формы ОС-6 ведутся только на цифровом носителе; на часть оборудования приборов автомобильной техники (склад ВТИ, склад TCP) сведения о наличии драгоценных металлов в карточках учета не отражены; в бухгалтерии войсковой части учет драгоценных металлов в ломе и отходах ведется по накладным и по актам о списании материальных средств, при этом учетная документация (журналы, книги и т.д.) не заведена; начальники служб ЛТ и БТ, продовольственной службы не вели журнал учета драгоценных металлов; журналы учета драгоценных металлов всех служб не зарегистрированы в объединенной бухгалтерии и им не присвоен инвентарный номер; сотрудниками бухгалтерии не производится проверка правильности ведения оперативного учета, сверка данных о содержании драгоценных металлов оперативного и бухгалтерского учета.

Результаты проверки зафиксированы в справке от 22.04.2016, составленной сотрудником Дальневосточной государственной инспекцией пробирного надзора, подписанной без замечаний врио командира войсковой части № 6767 Павловым С.В., главным бухгалтером Мурко А.Н. (справка вручена в/ч в этот же день).

Уведомлением от 04.05.2016 № 1616 в/ч № 6767  извещена о месте и времени возбуждения дела об административном правонарушении по статье 19.14 КоАП РФ на 05.05.2016 на 10 часов 00 минут, которое получено представителем в/ч № 6767 Бирюковым Н.В. 04.05.2016, действующим на основании специальной доверенности от 29.04.2016 № 41/2016 с правом получения документов.

05.05.2016 заместителем военного прокурора 57 военной прокуратуры гарнизона  в отношении в/ч № 6767, в присутствии ее представителя,  вынесено постановление № 789 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.14 КоАП РФ (постановление  вручено представителю в/ч под роспись в этот же день).

Материалы проверки направлены  в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.

Определением от 06.05.2016 войсковая часть № 6767 извещалась о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.05.2016 с 14 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин., которое получено в/ч 19.05.2016, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.

Определением от 19.05.2016 войсковая часть № 6767 извещена о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 16.06.2016 с 14 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин., которое получено 25.05.2016, что подтверждается почтовым реестром, сведениями о вручении почтового отправления № 68000989908438, размещенными на официальном сайте ФГУП «Почта России».

16.06.2016 заместителем начальника Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, в отсутствие представителя в/ч,   вынесено постановление № 789  о привлечении в/ч № 6767 к административной ответственности по статье 19.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с данным постановлением уполномоченного органа, в/ч № 6767 обратилась в арбитражным суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 19.14 КоАП РФ нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пунктам  4.2, 48  Инструкции № 68н  хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции и изделий из них, а также их лома и отходов осуществляется в помещениях, отвечающих требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации; вскрытие их по мере необходимости производится материально ответственным лицом; в отсутствие материально ответственного лица вскрытие производится комиссионно с разрешения руководителя организации, с составлением акта; кладовые, где осуществляется хранение драгоценных металлов, драгоценных камней, их лома и отходов, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться на замок, опломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану; не допускается хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами; все помещения, в которых производится прием, хранение и отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, оснащаются весоизмерительными приборами; при этом должны соблюдаться общие правила по их установке, требования по безопасности и условия их эксплуатации, определяемые ГОСТ.

Из пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.7 и 5.8 Инструкции № 68н следует, что инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования; инвентаризация драгоценных металлов в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства драгоценных металлов или их аффинажа, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января); организации, попутно извлекающие драгоценные металлы, проводят ежегодно их инвентаризацию по состоянию на 1 января; инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из них, а также драгоценные металлы и драгоценные камни, находящиеся в составе любых материальных ценностей; инвентаризации подлежат также ценности, не принадлежащие предприятию, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, ранее не учтенные; для проведения инвентаризации приказом руководителя организации создается комиссия из числа представителей администрации, работников бухгалтерской службы и других специалистов организации; этим же приказом устанавливаются порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации, сличения ее результатов с данными учета и отражения их в учете и отчетности, а также представления на утверждение протокола заседания инвентаризационной комиссии; сведения о фактическом наличии драгоценных металлов и драгоценных камней по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются  в акты инвентаризации  (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах , один из которых передается материально ответственному лицу; инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии драгоценных металлов и драгоценных камней, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Согласно пунктам  6.3, 6.7, 6.21  Инструкции № 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая используемые в научной, производственной и других видах деятельности, а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней; данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов; учет драгоценных металлов, драгоценных камней и содержащих их изделий в местах хранения (склады, хранилища, цеховые кладовые и т.п.) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (карточки складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы и т.п.), которые регистрируются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку; организации, приобретающие и использующие драгоценные камни, ведут раздельный учет драгоценных камней, пригодных для изготовления ювелирных изделий, а также драгоценных камней, отнесенных к непригодным для изготовления ювелирных изделий в соответствии с критериями и порядком, установленным Правительством Российской Федерации; драгоценные камни, отнесенные в установленном порядке к непригодным для изготовления ювелирных изделий, учитываются в соответствии с общими требованиями учета материальных ценностей; книги, журналы и т.п., используемые для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью и учтены; при ведении учета с использованием электронных средств документами отчетности являются документы, выведенные на печать, прошнурованные, постранично пронумерованные, подписанные руководителем организации или лицом, им уполномоченным, скрепленные печатью и учтенные в бухгалтерии; сроки хранения учетной и отчетной документации устанавливаются руководителем организации в соответствии с требованиями законодательства по срокам хранения бухгалтерской документации; работники бухгалтерии организации периодически, но не реже одного раза в месяц, проводят во всех местах хранения и применения драгоценных металлов и драгоценных камней проверки правильности ведения оперативного учета, заверяя достоверность записей в документах своей подписью.

Факт нарушения положения Инструкции № 68н, а именно пунктов 4.2, 4.8, 5.1, 5.2, 5.3, 5.7, 5.8, 6.3, 6.7, 6.21, установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела  и в/ч 6767 не опровергнут.

Таким образом, суд первой инстанции  сделал правомерный вывод о том, что уполномоченный орган обоснованно установил в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.14 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина в/ч № 6767 заключается в том, что она не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему соблюдению законодательства о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.

Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих выполнению в/ч № 6767 возложенных на нее действующим законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.

Судом первой инстанции проверены фактические обстоятельства дела об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пунктов  18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления  применительно к обстоятельствам  конкретного совершенного лицом деяния; при этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Состав правонарушения по статьи 19.14 КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.

Исключительных обстоятельств совершения правонарушения, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности деяния, судом первой инстанции не установлено.

Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии исключительных обстоятельств совершения в/ч правонарушения, позволяющих применить статью 2.9 КоАП РФ.

Судом первой инстанции проверено соблюдение уполномоченным органом порядка и срока привлечения к административной ответственности войсковой части № 6767, а также правильность назначения административного наказания, нарушений процедуры, срока привлечения к административной ответственности и размера назначенного  административного штрафа судом не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, и оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи,  также правильно применил  нормы материального и процессуального права, и обоснованно  признал доказанным факт совершения в/ч № 6767 административного правонарушения и правомерность ее  привлечения  к административной ответственности по статье 19.14 КоАП РФ, отказав в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 789 от 16.06.2016.

С учетом изложенного выше, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела арбитражным судом апелляционной инстанции  не установлено.

При таких обстоятельствах у арбитражного  суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  26 сентября 2016 года по делу № А73-9607/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

И.И. Балинская

Е.Г. Харьковская