ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6111/2023 от 18.01.2024 АС Амурской области

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6111/2023

18 января 2024 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Полный текст  постановления изготовлен января 2024 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего               Вертопраховой Е.В.

судей                                                  Мангер Т.Е., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.

при участии  в заседании:

от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представитель не явился;

от муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск»: представительне явился;

от  администрации города Белогорск: представитель не явился;

от администрации Белогорского муниципального округа: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы  муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск», администрации города Белогорск

на решение от  22.09.2023

по делу № А04-3256/2022

Арбитражного суда Амурской области

по заявлению Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск» (ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации города Белогорска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо: администрация Белогорского муниципального округа

о взыскании 1991525 руб. ущерба                                 

УСТАНОВИЛ:

Приамурское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее -  истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск», администрации города Белогорска (далее - ответчики) о взыскании 1991525 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.

            К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Белогорского муниципального округа (далее – администрация округа).

Решением от 24.10.2022, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.05.2023                 № Ф03-1093/2023 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области. 

Решением суда от 22.09.2023: взыскано в солидарном порядке с муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск» (далее – МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск»)  и администрации города Белогорск (далее- администрация) в пользу Управления 1991525 руб. ущерба причиненного окружающей среде, с перечислением в соответствующий бюджет взысканной суммы.

Не согласившись с указанным судебным актом, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации  города Белогорск», администрация города Белогорск» обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными  жалобами.

МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск», в своей апелляционной жалобе, просит  отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе  в удовлетворении исковых требований к МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации  города Белогорск» о взыскании ущерба.

Заявитель жалобы утверждает следующее: решением Белогорского городского Совета народных депутатов  от 09.12.2011   №  49 343 создано муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно- коммунальное хозяйство администрации города Белогорск» для осуществления деятельности в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования город Белогорск,  и утверждено   положение о казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального  хозяйства администрации города Белогорск» (далее- Положение); цели и предмет деятельности Учреждения, а также функции и полномочия перечислены в разделе 2 1 положения, который не содержит в себе полномочий на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа Белогорск; судом первой инстанции не исследован муниципальный правовой акт, определяющий правовой статус муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск», а именно указанное Положение; реализация мероприятий, связанных с управлением и распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в границах городского округа,  не является компетенцией и полномочиями МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск».

Администрация, в своей апелляционной жалобе, просит  отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе  в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

        Заявитель жалобы утверждает следующее: возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно, как в денежной форме,  посредством взыскания исчисленной по правилам части 1 статьи 78 Закона  № 7-ФЗ суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды; осмотр места расположения свалки проведен Управлением в рамках контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, в одностороннем порядке, без проведения инструментальных замеров, поэтому акт обследования и фототаблица не могут служить надлежащими доказательствами совершения администрацией города Белогорск действий по загрязнению почвы; в рассматриваемом случае,  в рамках настоящего дела, несанкционированная свалка была расположена в кадастровом квартале № 28:02:000584, на территории, а не на сформированном земельном участке, поставленном на кадастровый учет и имеющем характеристики,  позволяющие его индивидуализировать; данная территория не является муниципальной собственностью, кому-либо в пользование администрацией территория свалки не предоставлялась.

            В представленном в суд отзыве на апелляционные жалобы, Управление отклоняет доводы таких жалоб, просит оставить их без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

            Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание не явились.

            Суд рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб и отзыва  на них, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействии с контролируемым лицом от 22.09.2021 № 1 Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора 22.09.2021  проведено выездное обследование по                                г. Белогорску и Белогорскому району Амурской области: кадастровый квартал                                   № 28:02:000465 (г. Белогорск, ул. Пролетарская, район базы «Амурснабсбыт») и кадастровый квартал № 28:02:000491:1059 (свалка в географических координатах контрольная                                N 50054925.4"Е128025'46.3).

В кадастровом квартале № 28:02:000465 произведен осмотр территории, фото- и видео-фиксация, осуществлен отбор проб почвы на наличие загрязнений и отобраны отходы для определения класса опасности (шифер, покрышки, битое стекло, пластиковые бутылки и др.): проба № 1, 2 (контрольная) № 50055'42.5" Е128026'55,9, проба № 3, 4 (фоновая)                                 № 50055'39"Е128026' 33.0.

В ходе осмотра территории осуществлен замер площади навигатором GPS Garmine Trex 30. Площадь загрязненного участка составляет 2042,59 кв. м.

В ходе выездного обследования для сьёмки географических координат использовались: навигатор  GPS Garmine Trex 30, квадрокоптер DJI Mavic 2 Zoom (учетный номер 01q3619), так же съемка производилась на телефон Samsung Galaxy A71.

Экспертным заключением от 06.10.2021 № 147 по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ; превышение по нефтепродуктам в пробе № 1 (контр. 0-5 см) в 5,3 раза по отношению к пробе № 3 (фон 0-5 см), в пробе № 2 (контр. 5-20 см) в 4,6 раза по отношению к пробе № 4 (фон 5-20 см); загрязнение по фенолам летучим в пробе № 2 по отношению к пробе № 4 в 1,3 раза.

Согласно протоколу испытаний (измерений и исследований) от 11.10.2021 № 641/3гк в соответствии с критериями отнесения отходов к классу опасности по степени негативного воздействия  на окружающую среду, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации   от 04.12.2014 № 536 проба № 1 относится к IV классу опасности.

На основании методики исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010                     № 238, Приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора произведен расчет размера вреда, который составил 1991525 рублей.

Претензией от 03.12.2021 № 16-13/13384 ущерб предложено уплатить управлению ЖКХ.

Указанная стихийная свалка на момент проведения административного расследования была включена в федеральный проект «Чистая страна», входящий в состав национального проекта «Экология», однако в последующем исключена из проекта,  в связи ликвидацией свалки управлением ЖКХ.

Собственник свалки не установлен; свалка размещена на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования, за границами базы «Амурснабсбыт».

Письмом МКУ «Управление ЖКХ администрации города Белогорск» от 22.03.2022                                  № 1-8-1147 предоставлены возражения о необоснованности заявленных требований в претензии.

Отсутствие добровольного возмещения ущерба послужило поводом для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Определением от 26.07.2023 суд в порядке ст. 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию города Белогорска в связи тождественностью задач, выполняемых ей и Управлением ЖКХ в части организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Белогорск, а также с учетом того, что сбор и вывоз мусора производился в целях исполнения полномочий администрации города Белогорска.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;  объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов ; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;  к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно положениям статьи 8 Закона об отходах к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами;  органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории; к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов; ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (статья 12 Закона об отходах).

Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131ФЗ)  к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации (часть 1.1 статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с абзацами 2, 7 и 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что объекты накопленного вреда окружающей среде - территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе закрепленных принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (статья 3 Закона об охране окружающей среды).

По смыслу ст. 3 Закона об охране окружающей среды охрана окружающей среды выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В соответствии со ст. 7 Закона об охране окружающей среды к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;  в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства,  могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения;  в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды,  определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 10 Закона об охране окружающей среды).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов); плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (статья 16 Закона об охране окружающей среды).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории; плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы; плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды).

Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований регламентировано статьей 78.2 Закона об охране окружающей среды.

Указанной нормой предусмотрено, что зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия – на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1). Данные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (пункт 5).

Таким образом, правовое регулирование отношений, возникающих из причинения вреда окружающей среде, осуществляется на основе гражданско-правового института внедоговорных (деликтных) обязательств.

 Гражданская ответственность за экологический вред носит имущественный (компенсационный) характер и призвана обеспечить в хозяйственном обороте реализацию принципа «загрязнитель платит», создать экономические стимулы к недопущению причинения экологического ущерба при ведении своей деятельности хозяйствующими субъектами, иными участниками гражданского оборота.

При этом денежные средства в возмещение вреда, причиненного природной среде, публичный собственник, на котором лежит обязанность по сохранению, защите и воспроизводству природных ресурсов, вправе направлять на восстановление различных природных объектов, в том числе, на возмещение вреда, возникшего в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанность по устранению которого не была выполнена либо была выполнена не в полном объеме (накопленный вред окружающей среде), не будучи связанным с восстановлением почвы конкретного земельного участка.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, имеют целевое назначение, поскольку их взыскание обязывает субъект Российской Федерации или муниципальное образование провести за счет взысканных средств работы по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, ликвидации накопленного вреда, иные мероприятия в области защиты окружающей среды.

В силу стати 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда; законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда; законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;  лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине; законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда; вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом;  в возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации  от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее – постановление Пленума ВС РФ № 49) определено, что одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем; тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.

В соответствии с пунктами 5,6 Постановления Пленума ВС РФ № 49 нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 ГК РФ, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды). Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

Согласно абзацу 1 пункта 7 и абзацу 1 пункта 8 Постановления Пленума ВС РФ от № 49 по смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В пункте 7 Постановление Пленума ВС РФ № 49 лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, обосновывающие с разумной степенью достоверности причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Следовательно, ответственное за возмещение вреда лицо не может определяться истцом произвольно. При обращении в суд с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, заинтересованное лицо должно установить круг хозяйствующих субъектов и иных лиц, осуществляющих эксплуатацию производственных объектов и (или) выступающих источником образования загрязняющих веществ, попадающих в почвы на соответствующем земельном участке.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).

Пунктом 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).

В рассматриваемом случае, лицо, непосредственно разместившее бытовые отходы управлением не установлено, доказательств осуществления учреждением деятельности, в результате которой образовались спорные отходы, в материалы дела не представлены, собственник свалки не установлен, свалка размещена на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования, за границами базы «Амурснабсбыт».

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.

Таким образом, если будет установлено лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов на земельном участке, то данное лицо будет обязано возместить вред, причиненный почве в результате ее загрязнения.

В том случае, если такое лицо не установлено, имущественную ответственность несет собственник земельного участка, орган, уполномоченный выступать от имени собственника – публичного правового образования, орган, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не обеспечившие ликвидацию несанкционированного размещения отходов, которое привело к загрязнению почвы, поскольку его противоправное поведение (бездействие) обусловило причинение экологического вреда.

Из пояснений Управления следует, что требования предъявлены к лицу, производившему ранее ликвидацию свалки в рамках федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология», и обладающему полномочиями органа местного самоуправления по содержанию муниципальных и находящихся в государственной собственности земель – Управлению ЖКХ; управление не наделено правами для расследования и установления виновного лица.

В ходе проведения административного расследования, по результатам исследования сведений, находящихся в открытом доступе, а именно: сведениям с информационного ресурса Google и Публичной кадастровой карты, установлено местоположение участка. Определение местоположения по географическим координатам позволило достоверно и точно определить границы участка. Согласно Google- карте и Публичной кадастровой карте, географические координаты - N 500 55' 42.5" с.ш. Е 128026' 55.9 соотносятся с земельным участком в кадастровом квартале 28:002:000584, по адресу: <...>, расположенным в районе базы, по адресу: <...>.

Истцом указано в процессе судебного разбирательства, что ссылка на адрес ул. Пролетарская 2а, г. Белогорска Амурской области, а так же кадастровые кварталы № 28:02:000465, № 28:02:000491:1059, указана для определения района месторасположения несанкционированной свалки, поскольку указатели с наименованием улиц и номеров домов на участке отсутствовали. Определяющее значение имеют географические координаты, зафиксированные 22.09.2021 по результатам обследования земельного участка и установления месторасположения несанкционированной свалки.

Свалка размещена на земельном участке в кадастровом квартале 28:002:000584, в координатах нахождения которого государственная собственность котором не разграничена в границах муниципального образования.

Таким образом, если такое лицо не установлено, имущественную ответственность несет собственник земельного участка, орган, уполномоченный выступать от имени собственника - публичного правового образования, орган, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не обеспечившие ликвидацию несанкционированного размещения отходов, которое привело к загрязнению почвы, поскольку его противоправное поведение (бездействие) обусловило причинение экологического вреда.

Истцом требования предъявлены к лицу, производившему ранее ликвидацию свалки в рамках федерального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология», и обладающему полномочиями органа местного самоуправления по содержанию муниципальных и находящихся в государственной собственности земель - МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Белогорск».

Управление ЖКХ является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования город Белогорск.

В рамках административного расследования, проведенного истцом на основании представленных учреждением документам, установлено, что учреждением 18.10.2019 произведен визуальный осмотр территории ул. Пролетарская, 2а, в районе базы «Амурснабсбыт» поворот направо на предмет наличия навалов мусора, определено наличие несанкционированной свалки, состоящей из бытовых и крупногабаритных отходов, строительного мусора, сухой растительности, отходов, образовавшихся в результате отопления домовладений твердым топливом (зола) и т.д., примерный объем мусора составил более 2000 м. куб. (акт обследования территории от 18.10.2019), представлены акты выполненных работ ООО «Вираж» и ООО «Автосити», произведенных по соглашению о ликвидации несанкционированных свалок, заключенному между МКУ «Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Белогорск» и ООО «Вираж».

Согласно акту обследования территории от 30.10.2020 МКУ «Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Белогорск», по результатам обследования вышеназванной территории определено, что по обе стороны автомобильной дороги, ведущей к железнодорожному мосту через р. Томь, имеющийся ранее мусор ликвидирован в полном объеме.

Однако в рамках выездного обследования установлено обратное, фактически свалка не ликвидирована в полном объеме, что подтверждается актом выездного обследования от 24.09.2021 № 1.

Согласно статье 11 устава муниципального образования города Белогорск к вопросам   местного   значения   города   Белогорск   относится,   в   том   числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Белогорск.

В силу положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Белогорска, утвержденного решением городского Совета народных депутатов от 24.07.2008, представленного Управлением ЖХК в рамках судебного разбирательства, задачами учреждения является организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пп.. 5.7 п. 5 части II названного Положения).

Кроме того, в рамках административного расследования Управлением ЖКХ представлено положение о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск», утвержденного решением Белогорского городского совета народных депутатов от 08.12.2011, согласно которого целями учреждения является, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пп. 2.1.7, 2.1.9 названного Положения).

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Судом установлено, что ответчиком, после выявления факта захламления земель твердыми бытовыми отходами общей площади 2440 куб. м., организован вывоз отходов, произведена частичная ликвидация свалки.

Истец представил расчет суммы причиненного ущерба земельному участку.

Судом установлено, что расчет выполнен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам по объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 с учетом документов и материалов административного расследования № 16-06/2021-406.

По акту выездного обследования от 24.09.2021 № 1 площадь загрязненного участка составляет 2042,59 кв. м, установлена с учетом крайних точек расположения отходов исследуемого участка. Расчет судом проверен и признан верным. Возражений против арифметического расчета ответчиками не представлены.

С учетом изложенного, поскольку пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка, а лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов на земельном участке, не установлено, имущественную ответственность несет собственник земельного участка, орган, уполномоченный выступать от имени собственника – публичного правового образования, орган, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не обеспечившие ликвидацию несанкционированного размещения отходов, которое привело к загрязнению почвы, поскольку его противоправное поведение (бездействие) обусловило причинение экологического вреда.

В силу статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Таким образом, муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск» и администрация города Белогорска, не полностью ликвидировавшее свалку (акт от 24.09.2021 № 1), и -  допустившие загрязнение почвы, в силу вышеизложенного обязаны возместить 1991525 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, который является неделимым.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации  от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Постановления Правительства РФ № 800) рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно положениям пункта 3 Постановления Правительства РФ № 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков; б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством); в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством (пункт 4 Постановления Правительства РФ № 800).

Из содержания пунктов 5 и 6 Постановления Правительства Российской Федерации  от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» следует, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Обоснован довод истца о том, что организация ликвидации свалки не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по проведению рекультивации. Поскольку лицо, непосредственно разместившее бытовые отходы не установлено, а управление ЖКХ в размещении отходов участия не принимал, какую-либо хозяйственную деятельность на участке не осуществлял и собственником земельного участка не является, осуществил частичный вывоз отходов, с учетом раздела 5 Положения об управлении ЖКХ не является лицом, обязанным проводить рекультивацию земельных участков, то, как муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Белогорск», так и администрации города Белогорска в силу вышеизложенного, обязаны возместить 1991525 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.

На основании пункта 16 постановления Пленума ВС РФ № 49 присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Привлечение соответствующих финансовых органов к участию в деле не является обязательным.

Согласно пункту 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено данным пунктом. Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

В силу пункта 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Судом установлено, что в рамках данного спора управление ЖКХ, как муниципальный орган, выступает от имени муниципального образования в защиту его прав и законных интересов. Земельный участок не относится к особо охраняемой природной территории федерального значения. Следовательно, при взыскании денежных средств за вред, причиненный почвам муниципального образования, взысканная сумма подлежит последующему зачислению в бюджет города Белогорска Амурской области.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, имеют целевое назначение, поскольку их взыскание обязывает субъект Российской Федерации или муниципальное образование провести за счет взысканных средств работы по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде, ликвидации накопленного вреда, иные мероприятия в области защиты окружающей среды.

Таким образом, верен вывод суда о том, что требования истца о взыскании 1991525 рублей ущерба причиненного окружающей среде подлежат  удовлетворению в солидарном порядке с обоих ответчиков, взысканные суммы подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.

Доводы, изложенные в апелляционных  жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от  22 сентября  2023 года по делу                         № А04-3256/2022  оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

               Т.Е. Мангер

                 Е.А. Швец