Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6262/2019
05 ноября 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен ноября 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.
при участии в заседании:
от муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области: представитель не явился;
отДальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: ФИО1 представитель по доверенности от 05.06.2019;
от прокурора Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области: не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области
на решение от 12.07.2019
по делу № А16-1216/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Доценко И.А.
по заявлению муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнерго» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области о незаконности постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) от 12.04.2019 № 11-06 о назначении административного наказания по статье 9.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа 552 169 рублей.
Определением от 29.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен прокурор Октябрьского муниципального района ЕАО.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 12.07.2019 постановление управления от 12.04.2019 № 11-06 признано незаконным в части размера назначенного наказания. На основании части 3.2 статьи 4.1КоАП РФ размер штрафа снижен до 276 084,5 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 12.07.2019 по делу № А16-1216/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобыпредприятие ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
Предприятие, прокурор в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии с пунктом 11.9 Правил N 115 энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), пунктом 2 которого предусмотрено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов ННЗТ и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 18.12.2017 N 43/5-П утвержден ННЗТ для котельных МУП "Теплоэнерго" на 2017-2019 годы в размере 313 тонн твердого топлива (угля).
МУП "Теплоэнерго" на праве хозяйственного ведения принадлежат котельные: "ПМК" <...>; "Солнышко" <...>; "Амурская" <...>; "Центральная", <...>; "Больница", <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...> к.
В целях приобретения топлива для нужд теплогенерирующих установок, предприятием заключены контракты с:
ООО "Угольная Компания Энергоальянс" от 19.06.2018 N 0578600000418000005-0863951-01 на поставку каменного угля на отопительный сезон 2018-2019 годов в объеме 3500 тонн на сумму 18 817 096,72 рубля (сроки поставки угля с 01.09.2018 по 30.04.2019) (далее - контракт N 1);
ООО "Энергоресурс27" от 28.06.2018 N N 0578600000418000006-0863951-01 на поставку каменного угля на отопительный сезон 2018-2019 годов в объеме 3 500 тонн на сумму 19 534 491,72 рубля (сроки поставки с 01.09.2018 по 30.04.2019) (далее - контракт N 2).
Прокуратурой Октябрьского района ЕАО проведена проверка соблюдения МУП "Теплоэнерго" требований федерального законодательства в сфере ЖКХ в части накопления нормативного неснижаемого запаса топлива (далее - ННЗТ) в период прохождения отопительного сезона 2018-2019 годов при поступлении ежедневной информации о наличии на котельных МУП "Теплоэнерго" ННЗТ.
Согласно поступившей прокурору 17.12.2018 информации от МУП "Теплоэнерго" остаток твердого топлива составляет 201,3 тонны. При этом уголь для котельных предприятия не завозится, что не позволяет создать ННЗТ.
Прокурором установлено, что МУП "Теплоэнерго" допущено нарушение требований части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пунктов 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), а также Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 N 377.
В соответствии с часть 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьями 25.11, 28.4 КоАП РФ по данному факту 18.12.2018 в отношении МУП "Теплоэнерго" заместителем прокурора, в присутствии и.о. директора предприятия вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которым действия (бездействие) предприятия квалифицированы по статье 9.17 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.12.2018 вместе с материалами дела об административном правонарушении направлено в Дальневосточное управление Ростехнадзора для решения вопроса о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной по статье 9.17 КоАП РФ.
Статьей 9.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую и (или) тепловую энергию для потребителей, и котельных, производящих тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями и котельными запасов топлива, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
Примечанием к статье 9.17 КоАП РФ установлено, что под стоимостью предмета административного правонарушения для целей настоящей статьи понимается стоимость топлива, запасов которого не хватает для соблюдения норматива запаса топлива. При этом указанная стоимость топлива определяется исходя из цены такого топлива, учтенной федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и (или) тепловую энергию.
В силу Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, положений статьи 23.30 КоАП РФ старшим государственным инспектором Биробиджанского отдела государственного энергетического надзора и надзора за опасными производственными объектами Дальневосточного управления Ростехнадзора, в присутствии законного представителя предприятия – директора, вынесено постановление от 12.04.2019 N 11-06 о назначении предприятию административного наказания по статье 9.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 552 169 рублей.
О незаконности постановления предприятие обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленное требование частично.
Отклоняются доводы жалобы об отсутствии вины предприятия в связи с непоставкой топлива контрагентами по контрактам, своевременном информировании органов о сложившейся ситуации, недостаточности денежных средств. По материалам дела установлено, что недопоставка угля вызвана не только не исполнением условий контракта поставщиками, а также не исполнением условий названных контрактов самим предприятием по оплате поставленного товара. Предприятие не производило оплату в установленные сроки.
Несостоятелен довод жалобы об отказе предприятию в предоставлении субсидии, кредита, поскольку по условиям заключенных контрактов оплата должна осуществляться за счет собственных средств предприятия. Не получение дополнительных денежных средств не освобождает МУП "Теплоэнерго" от обязанностей по оплате возникшей задолженности.
Отклоняется довод жалобы об отсутствии нарушения топливного режима населенных пунктов и использование ННЗТ для предотвращения остановки теплоснабжения, так как предприятие привлечено к ответственности за установленный факт нарушения нормативов запасов топлива, порядка создания запасов топлива.
По материалам дела суд пришел к правильному выводу о доказанности административным органом состава административного правонарушения предприятия, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.17 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 552169 рублей назначено в пределах, санкции статьи 9.17 КоАП РФ (исходя из недостающего количества топлива для создания ННЗТ 105,7 тонн (307 тонн -201,3тонн) и стоимости топлива 5223,93 рубля, учтенного комитетом тарифов и цен правительства ЕАО при установлении цены на тепловую энергию во втором полугодии 2018 года).
Исключительные обстоятельства для признания правонарушения малозначительным отсутствуют. Вместе с тем, суд первой инстанции согласно ст.4.1 КоАП РФ, принимая во внимание сложное финансовое положение предприятия, предпринимаемые им меры для расчетов с поставщиками и недопущению нарушения топливного режима, посчитал, возможным изменить оспариваемое постановление, снизив размер штрафа до 276 084,5 рубля. Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Обжалуемое решение суда принято на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 12.07.2019 по делу № А16-1216/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго» муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>) ошибочно уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 09.08.2019 № 360 в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | И.А. Мильчина |
А.П. Тищенко |