ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6310/19 от 22.10.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6310/2019

29 октября 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2019 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Харьковской Е.Г.

судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.

при участии в заседании:

от ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит»: ФИО1 представитель по доверенности от 23.10.2018;

от администрации Благовещенского района Амурской области: представитель не явился;

от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области: представитель не явился;

от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»: представитель не явился;

от общества с ограниченной ответственностью «Землеустроительное проектно-изыскательное предприятие»: представитель не явился;

от администрации Новопетровского сельского Совета: представитель не явился;

от ФИО2: не явился;

от ФИО3: не явился;

от ФИО4: не явился;

от публичного акционерного общества «Газпром»: представитель не явился;

от ФИО5: не явился;

от ФИО6: не явился;

от ФИО7: не явился;

от министерства имущественных отношений Амурской области: представитель не явился;

от общества с ограниченной ответственностью «Землеустроительное проектно-изыскательное предприятие»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Благовещенского района Амурской области

на решение от 19.08.2019 по делу № А04-8991/2018 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Котляревским В.И.

позаявлению ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит»

к администрации Благовещенского районаАмурской области

третьи лица:управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», общество с ограниченной ответственностью «Землеустроительное проектно-изыскательное предприятие», администрация Новопетровского сельского Совета, ФИО2, ФИО3, ФИО4, публичное акционерное общество«Газпром», ФИО5, ФИО6, ФИО7, министерство имущественных отношений Амурской области

о признании недействительным постановления

по встречному заявлению администрации Благовещенского района Амурского района

к ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит»

о признании отсутствующим права собственности.

УСТАНОВИЛ:

ассоциация крестьянских фермерских хозяйств «Зенит» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - АКФХ «Зенит») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с учетом принятых судом уточнений о признании недействительным постановления главы администрации Благовещенского района от 09.08.2017 № 1445 как ненормативный правовой акт, нарушающий права на землю, охраняемые законом интересы АКФХ «Зенит» по основаниям части 2 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации. Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами 28:10:008009:10, 28:10:008009:195, 28:10:008009:196, 28:10:008009:197, 28:10:000000:5174, 28:10:008008:257, 28:10:000000:112, 28:10:000000:5183, как сведения, содержащие реестровую ошибку. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, согласно прилагаемого межевого плана от 26.12.2018 № б/н, по координатам характерных точек границ, указанных в ходатайстве.

Определением от 26.11.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее - управление), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области (далее - учреждение).

Определением от 12.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Землеустроительное проектно-изыскательное предприятие» (далее - ООО «Земпроект»).

Определением от 13.02.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО2, ФИО3, ФИО4, публичное акционерное общество «Газпром», ФИО5, ФИО6, ФИО7

Определением от 03.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Новопетровского сельского Совета.

Определением от 26.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство имущественных отношений Амурской области (далее - министерство).

Решением Арбитражного суда Амурской области от 19.08.2019 признано недействительным как не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации постановление главы администрации Благовещенского района от 09.08.2017 № 1445, в остальной части в удовлетворении заявленных требований АКФХ «Зенит» отказано. Судом в удовлетворении заявленных требований администрации о признании отсутствующим права собственности отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 19.08.2019 по делу № А04-8991/2018 в удовлетворенной АКФХ части и в части отказа в удовлетворении встречных требований администрации отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Определением от 11.10.2019 апелляционный суд удовлетворил ходатайство администрацииоб участии в судебном заседании 22.10.2019 по настоящему делу путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель АКФХ «Зенит» против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Амурской области от 19.08.2019 по делу № А04-8991/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Администрация Благовещенского районаАмурской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», общество с ограниченной ответственностью«Землеустроительное проектно-изыскательное предприятие», администрация Новопетровского сельского Совета, ФИО2, ФИО3, ФИО4, публичное акционерное общество«Газпром», ФИО5, ФИО6, ФИО7, министерство имущественных отношений Амурской области в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

Постановлением главы администрации Благовещенского района от 06.11.1997 N 400 "О закреплении земельных участков АКФХ "Зенит", "Карина", "Перспектива" в связи с реорганизацией совхоза "Егорьевский" в ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств закреплена за ними земельная площадь 34 295 га, из них сельхозугодий 3 956 га. За АКФХ "Зенит" закреплено в собственность 3 299 га, в том числе пашни 2 663 га, сенокосов 267 га, пастбищ 369 га.

Постановлением администрации Благовещенского района от 09.08.2017 N 1445 "О внесении изменений в землеустроительные материалы по перераспределению земель реорганизуемого совхоза "Егорьевский" Благовещенского района Амурской области" на основании землеустроительной документации по инвентаризации земель и корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза "Егорьевский" Благовещенского района утвержден прилагаемый чертеж перераспределения земель совхоза "Егорьевский" Благовещенского района, составленного ООО "Земпроект". Отделу муниципального имущества указано направить материалы землеустроительного дела по корректировке проекта землеустройства совхоза "Егорьевский" в управление Росреестра по Амурской области для внесения в государственный фонд данных сведений, полученных в результате проведения землеустройства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 18.09.2017 зарегистрировано право собственности АКФХ "Зенит" на земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:5055 общей площадью 32990000 кв.м. В качестве документа основания указано постановление главы администрации Благовещенского района от 06.11.1997 N 400. В выписке указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения, необходимые для заполнения раздела 3 отсутствуют.

По заявке АКФХ "Зенит" неоднократно были проведены межевые работы по уточнению сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055 и внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Письмом от 18.12.2017 АКФХ "Зенит" просило администрацию Благовещенского района признать недействительным постановление главы администрации Благовещенского района от 09.08.2017 N 1445, обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, как ошибочно учтенных со следующими кадастровыми номерами 28:10:008008:113, 28:10:008008:123, 28:10:008008:112, 28:10:008008:84, 28:10:008008:80, 28:10:008008:405, 28:10:008009:7, 28:008009:195, 28:10:008009:196, 28:10:008009:197, 28:10:008009:1, 28:10:008009:6, 28:10:008009:3, 28:10:008008:2, 28:10:008008:3.

Дополнительно заявлением от 29.12.2017 АКФХ "Зенит" направило в администрацию межевой план границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, находящегося в собственности АКФХ, для его согласования и внесения изменений в проект перераспределения земель бывшего ТОО "Егорьевское" с учетом уточняемых границ земельного участка, в части указания границ данного участка, как земель, предоставляемых ассоциациям крестьянских фермерских хозяйств.

Учитывая факт внесения сведений 20.12.2017 в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5174, просит признать недействительным документ, на основании которого образовывался данный земельный участок (постановление главы Благовещенского района), и обратиться в адрес Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с соответствующим документами в целях исключения сведений из ГКНЕ об указанном земельном участке, как ошибочно учтенном, в связи с формированием на землях ранее предоставляемым АКФХ.

Письмом от 15.01.2018 N 01-10/89 администрация Благовещенского района отказала в согласовании межевого плана подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055. Сообщила, что постановление администрации Благовещенского района от 09.08.2017 N 1445 "О внесении изменений в землеустроительные материалы по перераспределению земель реорганизуемого совхоза "Егорьевский" было принято в соответствии с нормами действующего законодательства и не подлежит отмене.

Согласно заключению кадастрового инженера земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:5055 уточняется в границах, указанных в межевом плане от 22.03.2018 б/н, подготовленном кадастровым инженером ФИО8 Уточняемый земельный участок расположен на территории Новопетровского сельсовета Благовещенского района и состоит из 99 контуров. Границы уточняемого земельного участка проходят по его естественным границам, сформировавшимся на местности более 15 лет назад в связи с многолетним использованием земельного участка. Уточнение участка на территории только полезных сельскохозяйственных угодий проводилось на основании постановления главы администрации Благовещенского района Амурской области от 06.11.1997 N 400, учитывая факт предоставления АКФХ "Зенит" в собственность только полезных угодий, а так же использование таких угодий, что подтверждается прилагаемой к настоящему документу фототаблицей. Графическое описание границ уточняемого земельного участка приведено в прилагаемой схеме границ.

Уведомлением от 12.02.2019 управление Росреестра по Амурской области сообщило о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету в связи с изменением объекта недвижимости 28:10:000000:5055, не представления документа, подтверждающего право на земельный участок, определявшего местоположение границ земельного участка при его образовании. Границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление пересекают границы 25 земельных участков перечисленных в уведомлении.

Оценив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования.

АКФХ пропущен срок, установленный статьей 198 АПК РФ. Оспариваемое постановление принято 09.08.2017. Заявление поступило 30.10.2018. От заявителя 07.05.2019 поступило письменное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд. Обстоятельствами пропуска срока, послужило судебное делопроизводство в суде общей юрисдикции.

Оценив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции признал причины пропуска срока уважительными, поскольку они связаны с обжалованием постановления в суде общей юрисдикции, который не отказал в принятии к рассмотрению заявления, а рассмотрел его по существу. После исчерпания заявителем мер по обжалованию судебного акта, которым было прекращено производство по делу, заявитель обратился в арбитражный суд. Ошибочное определение подведомственности спора суду общей юрисдикции не должно влиять на возможность заявителя оспорить нарушающий его права ненормативный акт, поскольку иное толкование закона приведет к отказу в праве на судебную защиту.

Довод жалобы администрации о неуважительной причине АКФХ пропуска срока обращения в арбитражный суд отклоняется. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (часть 2 статьи 117 АПК РФ). Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О и от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от усмотрения судьи. В обжалуемом решении суда первой инстанции указаны основания, по которым пропущенный заявителем срок на обжалование был судом восстановлен. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции.

Статья 80 ЗК РФ предусматривает, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Основания возникновения муниципальной собственности на землю предусмотрены статьей 19 ЗК РФ.

Перечисленные нормы не предусматривают такого основания для возникновения права муниципальной собственности как проведение корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель).

Часть 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

При проведении корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза "Егорьевский" не было учтено постановление главы администрации Благовещенского района от 06.11.1997 N 400 о предоставлении АКФХ "Зенит" земельного участка в собственность. Были учтены только зарегистрированные права на земельные участки, что противоречит требованиям части 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Довод жалобы администрации о требовании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в связи с отсутствием свидетельства на право собственности и чертежа границ земельного участка предоставленного АКФХ "Зенит" отклоняется. В редакции указа действовавшей на момент предоставления земельного участка АКФЗ "Зенит" каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.

Основанием для выдачи свидетельства на право собственности является решение местной администрации. Причина, по которой не было выдано свидетельство в рассматриваемой ситуации, не указана. Поэтому не получение свидетельства при наличии решения администрации не может быть поставлено в вину АКФХ "Зенит" и не является основанием для вывода об отсутствии у АКФХ "Зенит" права собственности на предоставленный земельный участок. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление вынесено в нарушение требований действующего законодательства и нарушает права и законные интересы АКФХ "Зенит".

Согласно уведомлению Управление Росреестра по Амурской области от 12.02.2019 границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление пересекают границы 25 земельных участков перечисленных в уведомлении, доказательства обращения истца по вопросу согласования границ земельного участка с соответствующим правообладателями не представлены.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. Соответствующие процедуры получения согласия правообладателей земельных участков не произведены.

Несостоятелен довод жалобы о признании права собственности отсутствующим у АКФХ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Иск является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Согласно пункту 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" право на предъявление иска о признании права собственности отсутствующим имеет только владеющее лицо, зарегистрированное в ЕГРП. Когда спорное имущество отсутствует во владении истца, его право может быть защищено исключительно с помощью иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, удовлетворение которого влечет за собой не только восстановление владения спорной вещью, но и корректировку записей в ЕГРП о принадлежности имущества.

Поскольку судом первой инстанции верно установлено незаконность возникновение права собственности администрации на земельные участки в результате проведенных работ по проведению корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза "Егорьевский" и принятия постановления N 1455, то у администрации отсутствуют доказательства владения земельным участком с кадастровым номером 28:10:000000:5055. По данным Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055 не установлены, исковые требования об установлении границ данного земельного участка судом отклонены, соответственно администрация не может владеть земельным участком с не установленными границами.

В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Судом полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу. Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 19.08.2019 по делу № А04-8991/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.И. Сапрыкина

А.П. Тищенко