ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6403/2021 от 02.12.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6403/2021

06 декабря 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Полный текст  постановления изготовлен декабря 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от краевого государственного унитарного авиационного предприятия «Пластун-Авиа»: представитель не явился;

отмежрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу:ФИО1, представитель по доверенности от 03.06.2021 № 97, срок действия до 31.12.2021 (представлен паспорт);

от Приморской транспортной прокуратуры:представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  краевого государственного унитарного авиационного предприятия «Пластун-Авиа»

на решение от  08.10.2021

по делу № А73-5759/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению краевого государственного унитарного авиационного предприятия «Пластун-Авиа»

к межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу

третье лицо: Приморская транспортная прокуратура

о  признании незаконным и отмене постановления

УСТАНОВИЛ:

         краевое государственное унитарное авиационное предприятие «Пластун-Авиа» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее -  предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление) от 14.04.2021 № 6-24/21-2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

        Определением от 19.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Приморская транспортная прокуратура.

          Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.10.2021 в удовлетворении  заявленных предприятием  требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.10.2021  по делу № А73-5759/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобыссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

         В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.10.2021  по делу № А73-5759/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.  

         Предприятие, прокуратура в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.

         В силу статьи  268 АПК РФ апелляционный суд по ходатайству предприятия не приобщает к делу копию постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2090 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 № 1603»), поскольку данный документ находится в сети Интернет в свободном доступе. Документ возвращен КГУАП «Пластун –Авиа» заказной почтой.

        Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

        В силу статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с частью 10 Закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1442 утвержден Перечень участков посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры.

В силу пункта 4 указанного Перечня к объектам транспортной инфраструктуры отнесены вертодромы и (или) посадочные площадки, за исключением вертодромов и посадочных площадок, используемых менее 30 дней в течение календарного года, а также вертодромов и посадочных площадок, используемых только легкими и (или) сверхлегкими воздушными судами авиации общего назначения.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - ОТИ и ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации согласно со статьей 4 Закона № 16-ФЗ.

Прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности  выявлены нарушения КГУАП «Пластун-Авиа» законодательства в сфере транспортной безопасности:

в нарушение статьи 10  Закона № 16-ФЗ, Порядка подготовки и Порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в КГУАП «Пластун-Авиа» силы обеспечения транспортной безопасности не прошли подготовку и аттестацию, не получили документы, свидетельствующие об отсутствии ограничений при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

в нарушение п.п. 23 п. 3 требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1603, п.7 приложения к типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ, согласованный с соответствующими подразделениями ФСБ России и ОВД России порядок передачи подразделениям ОВД или органам ФСБ физических лиц, нарушивших требования в области транспортной безопасности, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения, на посадочных площадках отсутствует;

согласно приказу директора предприятия от 21.12.2020 № 180/2 ОД «Об утверждении графика тренировок в целях оценки эффективности и полноты реализации мероприятий по транспортной безопасности, на объектах транспортной инфраструктуры» на каждой из 15 посадочных площадок приказано проводить учения и тренировки не реже одного раза в 2 года без учета положений п.п. 13 п. 3 требований № 1603.

Исполняющим обязанности прокурора 19.03.2021 в отношении предприятия возбуждено дело по признакам административного правонарушения по  части 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ. В присутствии представителей предприятия вынесено постановление.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.03.2021 направлено для рассмотрения в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора.

Определением управления Ространснадзора от 22.03.2021, направленным в адрес предприятия, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14.04.2021.

В адрес управления от директора предприятия 13.04.2021  поступили возражения на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя предприятия.

Главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов управления по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 14.04.2021, которым предприятие признано по пунктам 1, 2, 3 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по  части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ  в виде штрафа 50 000 рублей.

По пункту 4 (в части нарушения требований ч. 8 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13 Закона № 16-ФЗ, п.п. 12 п. 3 требований № 1603, постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969) производство прекращено в связи с отсутствием в действиях предприятия состава административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Предприятие, о незаконности постановления управления, обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Согласно приложению к приказу Минтранса России от 28.08.2020  № 331  к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащим категорированию, отнесены посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Закона № 16-ФЗ).

Подразделения транспортной безопасности, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры), подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке, юридические лица (пункт 7.1 статьи 1 Закона № 16-ФЗ).

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Закона № 16-ФЗ, подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Согласно части 1 статьи 12.1 Закона № 16-ФЗ приказом Минтранса России от 31.07.2014 № 212 утвержден порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (далее - порядок подготовки).

На основании части 2 статьи 12.1 Закона №16-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172 утверждены Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее - правила аттестации).

В части 1 статьи 10 Закона № 16-ФЗ указаны лица, которые не вправе выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.

Согласно пункту 8  правил аттестации, аттестация проводится в отношении лиц, не имеющих ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, установленных пунктами 1 - 6 и 9 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ.

Прокуратурой было установлено, что предприятие на праве хозяйственного ведения имеет 15 посадочных площадок Приморского края: Кавалерово, Дальнегорск, Пластун, Терней, Амгу, Максимовка, Усть-Соболевка, Светлая, Единка, Самарга, Агзу, Преображение, Дадьнереченск, Восток, Малая Кема, которые имеют паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащего категорированию (далее - паспорт ОТБ), 08.12.2020 полученные и принятые без замечаний Дальневосточным МТУ Росавиации.

Согласно  паспортам ОТБ, на посадочной площадке:

проводятся как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации мероприятий, предусмотренных паспортом, с периодичностью не реже одного раза в 2 года;

  объект транспортной инфраструктуры оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеомониторинг в секторе свободного доступа, технологическом и перевозочном секторах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры во время выполнения работ по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и обработке грузов, багажа, почты. Данные с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих для этого технические возможности, хранятся в течение одного месяца;

   на объекте транспортной инфраструктуры силами транспортной безопасности проводится патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа для выявления нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, а также обеспечен пропускной и внутриобъектовый режимы.

Патрулирование, осмотр, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на посадочных площадках осуществляется силами работников предприятия.

Приложениям № 4 к паспортам ОТБ были утверждены перечни штатных должностей работников (персонала) субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, к которым, в свою очередь, относятся должности инспектора по досмотру, начальника посадочной площадки, сторожа.

Приказом директора предприятия от 18.11.2020 № 152 ОД «О назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности» в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности» и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1603, заместитель директора по безопасности и режиму назначен ответственным за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры предприятия, а начальники 15 посадочных площадок назначены ответственными за обеспечение транспортной безопасности в отношении соответствующей посадочной площадки (объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию).

Пунктом 1 Правил аттестации настоящие Правила устанавливают порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и персонала специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности, непосредственно осуществляющего оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

      Предприятие в нарушение части 1 статьи 10, статьи 12.1Закона № 16-ФЗ, порядка подготовки и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности силы обеспечения транспортной безопасности предприятие не прошло в установленном порядке подготовку и аттестацию, а также не получило после вступления в законную силу требований № 1603 документы, свидетельствующие об отсутствии у лиц, отнесенных к силам обеспечения транспортной безопасности предприятия, ограничений при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

       При отсутствии в настоящее время на посадочных площадках предприятия  привлеченного подразделения транспортной безопасности, как специализированной организации, но при наличии у предприятия сил обеспечения транспортной безопасности, состоящих из работников предприятия, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на объектах транспортной инфраструктуры, предприятие обязано соблюдать положения части 1 статьи 10, статьи 12.1 Закона № 16-ФЗ, порядка подготовки и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

       Отсутствие подготовки и аттестации в области транспортной безопасности персонала субъекта транспортной инфраструктуры свидетельствует о том, что они не могут исполнять названные функции, отвечающие требованиям транспортной безопасности.

Не указание в требованиях № 1603 прямого указания на соблюдение субъектом транспортной инфраструктуры вышеуказанных норм Закона, не свидетельствует об отсутствии в действиях предприятия состава правонарушения  по части  1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, поскольку объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, содержащихся в Федеральном законе «О транспортной безопасности», а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации применительно к различным видам транспорта.

Довод жалобы о том, что проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников в период ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции  приостановлено, отклоняется, поскольку распространение коронавирусной инфекции  не освобождает предприятие как субъекта транспортной инфраструктуры от обязанностей по исполнению требований об обеспечении транспортной безопасности возложенных Законом № 16-ФЗ.

Отклоняется довод жалобы о том, что в целях выполнения  требований п.п. 23 п. 3 постановления № 1603 предприятием  с ноября 2020 года проведена работа по разработке  порядка передачи подразделениям ОВД или органам ФСБ физических лиц, нарушивших требования в области транспортной безопасности, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения. Данный порядок необходимо было согласовать к моменту утверждения паспорта ОТБ к 10.11.2020, что подтверждается п.п. 4 типовой формы паспорта ОТБ,  но меры по разработке и согласованию порядка с соответствующими подразделениями ФСБ России и ОВД России предприятие стало принимать только с ноября 2020 года, что  привело к затягиванию сроков согласования.

         Довод жалобы о том, что согласно п.п. 6 п. 3 постановления № 1603 установлен срок реализации мероприятий, предусмотренных паспортом эксплуатируемых ОТИ, в течении года с даты вступления в силу постановления №1603 отклоняется, поскольку согласно паспортам ОТБ предприятие подтвердило, что на момент направления данных паспортов в Дальневосточное МТУ Росавиации посадочные площадки оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Кроме того из паспортов ОТБ и приложений к ним не следует, что указанные технические средства будут сертифицированы в течении одного года с даты вступления в силу требований.

Как верно учтено судом первой инстанцией, что вывод управления о нарушении предприятием основан на приказе директора КГУАП «Пластун-Авиа» от 21.12.2020 №180/2 ОД, в тексте которого не прописано, что учения и тренировки проводятся как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией не обоснован.

Исключение нарушения пп. 13 п. 3 требований № 1603 из объективной стороны вменяемого правонарушения, учитывая наличие других нарушений требований транспортной безопасности, не может свидетельствовать о незаконности принятого управлением постановления и не является основанием для его отмены.

Отклоняется довод предприятия о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2090 об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1603. Выявленные нарушения по рассматриваемому делу зафиксированы и рассмотрены до вступления указанного постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2090 в законную силу. В постановлении не предусмотрено распространение постановления № 2090 на предыдущее время.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2090 предусмотрено, что утвержденные паспорта обеспечения транспортной  безопасности в соответствии с постановлением № 1603 в течение одного месяца с даты вступления в силу постановления № 2090 подлежат аннулированию, но с одновременным утверждением субъектами транспортной инфраструктуры паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта не подлежащих категорированию, разработанных в соответствии с требованиями, утвержденными постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2090.

Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел каких-либо исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

У предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушений срока и порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства апелляционным судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.

         Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

  ПОСТАНОВИЛ:

 решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 08.10.2021  по делу  № А73-5759/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета краевому государственному унитарному авиационному предприятию «Пластун-Авиа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) ошибочно уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 13.10.2021 № 16075 в сумме 3000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.И. Сапрыкина