ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6592/18 от 30.01.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6592/2018

06 февраля 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен февраля 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Гричановской Е.В.,

судей                                       Иноземцева И.В., Козловой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  администрации Ягоднинского городского округа

на решение от  11 октября 2018 г.

по делу № А37-1031/2018

Арбитражного суда Магаданской области,

принятое судьей Макаревич Е.М.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Недр»                                 (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 685000,                         <...>)

к администрации Ягоднинского городского округа (ОГРН <***>,          ИНН <***>, место нахождения: 686230, Магаданская обл., Ягоднинский р-н, пгт. Ягодное, ул. Спортивная, д. 6), Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 686230, Магаданская область, Ягоднинский р-н, пгт. Ягодное, ул. Спортивная, д. 6)

о взыскании 718 617, 89 руб., о дальнейшем начислении процентов,                           о взыскании судебных издержек в размере 40 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Недр» обратилось                   в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением  о взыскании  с администрации Ягоднинского городского округа 527 659,81 руб. задолженности по муниципальному контракту от 18.08.2015 № 4-2015/а116                   и 551,26 руб. пени за период с 05.03.2016 по 04.09.2018, 62 354,02 руб. суммы обеспечения исполнения контракта и  12 052,80 руб.  процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ, начисленных на сумму обеспечения, за период с 17.06.2016 по 04.09.2018; проценты начислять                    по ставке ЦБ РФ 7,25 % годовых с момента вступления судебного акта                                  в законную силу и до его фактического исполнения.

На основании статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа.

В порядке части 1 статьи 49 АПК РФ истец  уточнил  исковые  требования. Просил взыскать с соответчиков задолженность                                       по муниципальному контракту в сумме 527 659,81 руб., пени за период                       с 05.03.2016 по 04.10.2018 в размере 124 527,72 руб. (всего – 652 187,53 руб.);                 с продолжением начисления пеней,  начиная с 05.10.2018 по день фактической уплаты долга; просил возместить судебные издержки на оплату услуг представителя 40 000,00 руб.

Решением Арбитражного суда Магаданской области от 11.10.2018 исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Недр»                     к Администрации Ягоднинского городского округа удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа отказано.

Не согласившись  с принятым судебным актом, администрация Ягоднинского городского округа обратилась в Шестой   арбитражный  апелляционный  суд с жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Считает необоснованным и незаконным  решение суда  о  взыскании  задолженности  именно  с  администрации  Ягоднинского городского округа. Надлежащим  ответчиком по настоящему  делу считает – муниципальное образование  «Ягоднинский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа  за счет  средств бюджета  муниципального  образования  «Ягоднинский городской округ».

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа  представил в суд письменный  отзыв. Комитет как соответчик также считает обжалуемое решение   суда незаконным в связи с неверным  определением  судом ответчика  по делу.  Доводы,  изложенные  в апелляционной  жалобе  администрации Ягоднинского городского округа, поддерживает.

Общество с ограниченной ответственностью «Недр» письменный отзыв на апелляционную жалобу  не представило.

Участвующие в деле лица, извещенные о времени рассмотрения жалобы в соответствии с разъяснениям, изложенными в Постановлении   Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011                   № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», явку своих представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не обеспечили.

В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом  и следует из материалов дела, по результатам проведенного в августе 2015 года открытого аукциона в электронной форме             № 3447300014415000018 между обществом «Недр» (подрядчик)                                    и администрацией МО «поселок Оротукан» (заказчик), 18.08.2015 был заключен муниципальный контракт № 4-2015/а «Выполнение работ по текущему ремонту: устройство односкатной кровли из металлочерепицы здания автовокзала в п. Оротукан».

По условиям указанного контракта подрядчик по поручению заказчика обязался в срок с момента заключения контракта до 30.09.2015 выполнить работы по текущему ремонту: устройство односкатной кровли                                        из металлочерепицы здания автовокзала в п. Оротукан. Указанные работы подрядчик обязался выполнить в соответствии с техническим заданием (приложение № 1) и локальным сметным расчетом, определяющим объем                          и содержание работ, а также условиями контракта, определяющими стоимость работ и сроки их выполнения. Место выполнения работ: <...>. В свою очередь, заказчик обязался принять результат работ по акту сдачи-приемки в сроки, предусмотренные контрактом и произвести оплату выполненных подрядчиком работ в порядке, предусмотренном условиями контракта (раздел 1, пункты 4.1.5, 4.1.6 контракта).

 Цена контракта составляет 527 659,81 руб.; является фиксированной и не может изменяться в ходе его исполнения. Оплата производится заказчиком путем перечисления на расчетный счет подрядчика денежных средств по факту выполнения этапов работ в течение 30 дней после подписания сторонами акта   о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и предоставления подрядчиком счета-фактуры. Авансовый платеж не предусмотрен (раздел 3 контракта).                     По завершении всех работ по контракту подрядчик письменно извещает заказчика о готовности работ к сдаче. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ, обязан                   в течение 5 дней приступить к их приемке.

Сдача работ подрядчиком и приемка их заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами и иными членами комиссии. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают эксплуатацию объекта и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (пункты 5.1-5.3, 5.6).

Подрядчик при заключении контракта предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 62 354,02 руб. (пункт 7.2).

В соответствии с пунктами 9.1, 9.2 контракта все споры и разногласия между сторонами, возникшие в связи с исполнением контракта могут быть урегулированы путем переговоров.

 В случае невозможности решить спор путем переговоров, он рассматривается в Арбитражном суде Магаданской области с соблюдением претензионного (досудебного) порядка разрешения спора, в соответствии с действующим законодательством.

Срок действия контракта установлен в пункте 11.1: вступает в силу                   с момента его подписания и действует до момента исполнения сторонами своих обязательств.

Во исполнение пункта 7.2 контракта подрядчик 14.08.2015 перечислил на лицевой счет заказчика (администрации МО «поселок Оротукан») сумму обеспечения исполнения контракта в размере 62 354,02 рублей по платежному поручению от 14.08.2015 № 833873.

Предусмотренные контрактом работы на объекте в полном объеме были выполнены подрядчиком 24.11.2015, что подтверждается актом по форме КС-2 от 24.11.2015 № 01, справкой по форме КС-3 от 24.11.2015 № 1 на сумму 527 659,81 руб.

Вместе с тем, в период исполнения обязательств по контракту,                            на основании Закона Магаданской области от 24.04.2015 № 1888-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «Поселок Ягодное», «Поселок Бурхала», «Поселок Дебин», «Поселок Синегорье», «Поселок Оротукан» путем их объединения с наделением статусом городского округа» (далее – Закон № 1888-ОЗ) муниципальные образования «поселок Ягодное», «поселок Бурхала», «поселок Дебин», «поселок Синегорье», «поселок Оротукан» были преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование с административным центром в поселке Ягодное. В силу положений Закона № 1888-ОЗ вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского округа. Официальное наименование вновь образованного муниципального образования – «Ягоднинский городской округ». Вновь созданное муниципальное образование «Ягоднинский городской округ» считается созданным со дня вступления в силу настоящего Закона.                               Закон № 1888-ОЗ вступил в силу с 15.05.2015.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 1888-ОЗ органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», «поселок Ягодное», «поселок Бурхала», «поселок Дебин», «поселок Синегорье», «поселок Оротукан» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Магаданской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Таким образом, в процессе исполнения спорного муниципального контракта правопреемником стороны контракта – администрации МО «поселок Оротукан» (заказчика) в силу прямого указания Закона № 1888-ОЗ стала администрация Ягоднинского городского округа (ответчик).

Собранием представителей Ягоднинского городского округа было принято решение о ликвидации администрации МО «поселок Оротукан»; назначена ликвидационная комиссия (пункты 1, 2 решения от 08.10.2015 № 11).

С учетом данных обстоятельств истец обратился к председателю ликвидационной комиссии администрации МО «поселок Оротукан» ФИО1 с письмом от 22.01.2016, в котором просил принять выполненные работы по муниципальному контракту № 4-2015/а и оплатить их.

При этом истец указал, что все необходимые документы были представлены в администрацию МО «поселок Оротукан».

Не получив ответа на указанное обращение от председателя ликвидационной комиссии и не получив денежных средств за выполненные работы, истец 03.02.2016 представил в администрацию Ягоднинского городского округа (Администрацию - ответчику) пакет документов, в том числе: спорный муниципальный контракт с приложениями; 2 экземпляра акта           о приемке выполненных работ от 24.11.2015 № 01; 2 экземпляра справки                       о стоимости выполненных работ и затрат от 24.11.2015 № 1; счет-фактуру                от 30.11.2015 № 0021; счет от 30.11.2015 № 0021; заявление о возврате обеспечения исполнения муниципального контракта.

В сопроводительном письме от 02.02.2016 о направлении указанных документов истец просил принять выполненные работы по муниципальному контракту № 4-2015/а и оплатить их. Однако ответчик от приемки выполненных работ по спорному контракту, подписания указанных акта                        и справки уклонился, мотивированного отказа от их подписания истцу                        не направил.

В связи с этим, истец 07.06.2016 вручил ответчику претензию                             с требованием оплатить выполненные работы по контракту в размере                          527 659,81 руб. и вернуть сумму перечисленного обеспечения исполнения контракта 62 354,02 руб.

Поскольку указанная претензия оставлена ответчиком без ответа и без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции  установил, что  в период исполнения обязательств по контракту, на основании Закона Магаданской области от 24.04.2015 № 1888-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований «Поселок Ягодное», «Поселок Бурхала», «Поселок Дебин», «Поселок Синегорье», «Поселок Оротукан» путем их объединения с наделением статусом городского округа» (далее – Закон № 1888-ОЗ) муниципальные образования «поселок Ягодное», «поселок Бурхала», «поселок Дебин», «поселок Синегорье», «поселок Оротукан» были преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование с административным центром в поселке Ягодное. В силу положений Закона № 1888-ОЗ вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского округа. Официальное наименование вновь образованного муниципального образования – «Ягоднинский городской округ». Вновь созданное муниципальное образование «Ягоднинский городской округ» считается созданным со дня вступления в силу настоящего Закона.                          Закон № 1888-ОЗ вступил в силу с 15.05.2015.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 1888-ОЗ органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», «поселок Ягодное», «поселок Бурхала», «поселок Дебин», «поселок Синегорье», «поселок Оротукан» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Магаданской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Таким образом, в процессе исполнения спорного муниципального контракта правопреемником стороны контракта – администрации МО «поселок Оротукан» (заказчика) в силу прямого указания Закона № 1888-ОЗ является  администрация Ягоднинского городского округа (ответчик).

Администрация МО «поселок Оротукан» снята с учета в налоговом органе 26.01.2017.

И, поскольку деятельность администрации МО «поселок Оротукан» прекращена путем реорганизации в форме преобразования, а права                          и обязанности данного юридического лица в силу прямого указания закона перешли к ее правопреемнику - администрации Ягоднинского городского округа, суд, руководствуясь положениями статей 61, 62, 125, 720, 723, 753                     ГК РФ,  статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», признал надлежащим ответчиком по делу – администрацию муниципального образования  «Ягоднинский городской округ».

Между  тем, соглашаясь с выводами  суда  первой  инстанции  об  законности заявленных  истцом  требований, суд апелляционной  инстанции  считает, что   надлежащим  ответчиком по  делу  следует признать муниципальное образование  «Ягоднинский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа.

Общество «Недр» обратилось в арбитражный суд Магаданской области с иском о взыскании денежных средств в мае 2018 г.

Решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа (первого созыва) от 28.02.2017 № 179 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа», утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом. Согласно разделу 2 Положения, в полномочия комитета входит, в том числе, управление и распоряжение муниципальным имуществом муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в порядке, установленном действующим законодательством РФ, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других юридических лиц. Комитет выступает в качестве муниципального заказчика от имени муниципального образования «Ягоднинский городской округ» при закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, в том числе по заключению муниципальных контрактов в соответствии с действующим законодательством (п. 3.40). Комитет по управлению муниципальным имуществом является самостоятельным юридическим лицом, имеет лицевой счет, открываемый в соответствии с федеральным законодательством, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки с указанием своего наименования и реквизитов.

В соответствии с Решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа от 22.10,2015 № 23 «Об утверждении Положение об администрации Ягоднинского городского округа», администрация Ягоднинского городского округа не наделена такими полномочиями.

С учетом изложенного, приведенные в  апелляционной  жалобе администрации Ягоднинского городского округа доводы являются основанием  для  изменения  принятого судом  первой  инстанции  судебного  акта.

Исковые требования  подлежат  удовлетворению за  счет муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа за счет средств бюджета муниципального образования «Ягоднинский городской округ», государственная пошлина на основании  пп. 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Магаданской области от 11 октября             2018 г. по делу № А37-1031/2018 изменить.

Взыскать с муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ягоднинского городского округа за счет средств бюджета муниципального образования «Ягоднинский городской округ» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Недр» долг в размере 527 659,81 руб., неустойку (пеню) в размере 124 527,72 руб., расходы  по уплате госпошлины в размере 16 044 руб., судебные издержки в размере 40 000 руб.,   а всего – 708 231,53 руб.

Дальнейшее взыскание неустойки (пени) производить на неуплаченную                 в срок сумму долга 527 659,81 руб. за каждый день просрочки, исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России 7,50% годовых, действующей на день вынесения решения судом, начиная с 05.10.2018 по день фактического погашения долга включительно.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Недр»                     из федерального бюджета госпошлину в размере 7 232,88 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Гричановская

Судьи

И.В. Иноземцев

Т.Д. Козлова