ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6607/15 от 26.01.2016 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6607/2015

01 февраля 2016 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
 Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2016 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сапрыкиной Е.И.

судей    Балинской И.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола    секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.

при участии в заседании:

от ООО "Транснефть-Дальний Восток":   представителей ФИО1, ФИО2;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области:   представителя ФИО3;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области

на   решение от 06.10.2015 по делу №   А16-1102/2015

Арбитражного суда   Еврейской автономной области

принятое судьей   Серовой О.Н.

по заявлению   Общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток"

к   Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области

о признании незаконным отказа в разделе земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Дальний Восток» (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (далее - ТУ Росимущества, управление) в разделе земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:132 площадью 1296805 кв.м с образованием земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:242 площадью 88 кв.м, изложенного в письме № 718 от 26.05.2015, и обязании устранить допущенные нарушения.

Решением суда от 06.10.2015 оспариваемый отказ признан незаконным. При этом суд обязал управление повторно рассмотреть обращение заявителя и принять решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:242 площадью 88 кв. м путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

ТУ Росимущества, не согласившись с судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, в удовлетворении требования обществу отказать, указывая на нарушением норм как материального, так и процессуального права.

По мнению заявителя, оспариваемый отказ нельзя рассматривать как решение, подлежащее оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку оно носит уведомительный характер.

Также указывает, что требование об образовании спорного земельного участка не входит в полномочия территориального управления Росимущества в силу пункта 4.1.18 Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, которым утверждено Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Кроме того, считает, что суд неправомерно возложил одновременно обязанность и повторно рассмотреть заявление общества, и принять решение об образовании земельного участка площадью 88 кв. м путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при том, что имеется письмо Росимущества от 15.06.2015 №ПП-10/23837 по данному вопросу.

Представитель управления в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал.

Представители общества отклонили доводы заявителя жалобы, считая судебный акт обоснованным, представив возражения на нее.

В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.

Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы и возражения на нее, выслушав участников спора, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, согласно свидетельству о государственной собственности от 25.01.2013 № 79-АА062175 ООО «Транснефть-Дальний Восток» является собственником недвижимого имущества - объекта «Трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан» участок НПС «Сковородино» - Спецморнефтепорт «Козьмино» (ВСТО-II). Линейная часть трубопроводов. Участок км 3523 - км 3746» за исключением подводного перехода через р.Бира км 3591 (русловая часть реки и прибрежные защитные полосы по 50 м), назначение: Сооружения трубопроводного транспорта, протяженность 223 000 м.

Этот объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 79:04:0000000:132.

Обществом проведены землеустроительные работы, в результате которых площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации вышеназванного участка трубопровода, составила 88 кв.м, и 15.05.2015 оно обратилось в управление с заявлением о принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:132 и об образовании земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:242, площадью 88 кв.м.

ТУ Росимущества письмом от 26.05.2015 № 718 сообщило обществу о невозможности принятия такого решения в связи с непредставлением им разрешения на строительство, договора аренды, схемы расположения земельного участка.

Несогласие с данным отказом послужило основанием для обращения обществом в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Под ненормативным актом (решением) государственного и иного органа следует понимать властное волеизъявление субъекта, осуществленное в пределах предоставленных ему полномочий, обращенное к конкретному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей.

Следовательно, ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебной коллегией установлено, что спорное решение управления, изложенное в письме от 26.05.2015, подпадает под понятие ненормативного акта, так как принято уполномоченным органов в области земельных отношений, адресовано конкретному хозяйствующему субъекту и затрагивает его права в спорной области предпринимательской деятельности, в связи с чем довод заявителя жалобы в данной части признается необоснованным.

Рассмотрев спор по существу заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции, пришел к выводу, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

В пункте 1 статьи 11.2 ЗК РФ указано, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.

На основании пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемый отказ управления мотивирован невозможностью принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:132 в связи с необходимостью предоставления в уполномоченный орган иных документов, не поименованных и не приложенных при обращении в уполномоченный орган. При этом заявителю предложено представить разрешение на строительство, договор аренды, схему расположения земельного участка.

Арбитражный суд установил, что к заявлению общество приложило свидетельство о праве собственности от 25.01.2013 на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке; кадастровый паспорт на участок с номером 79:04:0000000:242, схему раздела земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:132.

Поскольку перечень представленных обществом документов соответствует перечню необходимых и установленных законодательно документам, то требование управления признается необоснованным.

Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Пункт 2 статьи 9 ЗК РФ предусматривает, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с частью 3 статьи 214 и части 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее – Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

Согласно пункту 5.35 (3) Положения, Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В силу пункта 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 4.1.18 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, утвержденного Приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278, предусмотрено, что оно принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров.

Поскольку в спорном случае ограничение относится к площади не исходного, а образуемого участка, то довод заявителя жалобы также подлежит отклонению.

Оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование, признав незаконным решение ТУ Росимущества.

Арбитражный суд, определяя способ, обеспечивающий восстановление нарушенных прав общества, как того требует пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, обязал управление повторно рассмотреть обращение заявителя и принять решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:242 площадью 88 кв. м путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает вывод суда в части возложения обязанности по принятию решения преждевременным, принятым без учета того, что суд вправе обязать соответствующий орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, но без вмешательства в его компетенцию, и не ограничивая при этом его право на совершение того или иного действия.

Также арбитражным судом не учтено, что имеется письмо Росимущества от 15.05.2015, адресованное территориальному управлению и касающееся спорного вопроса, которое также представлено в материалы дела.

Следовательно, указание на необходимость повторного рассмотрения заявления общества в спорном случае будет адекватным способом восстановления нарушенного права ООО «Транснефть – Дальний Восток».

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 06.10.2015 по делу № А16-1102/2015 изменить.

Признать недействительным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области от 26.05.2015 по отказу в разделе земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:132 и образованием земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:242.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления ООО «Транснефть – Дальний Восток» от 15.05.2015 № ДМН/38-26/6988 о разделе земельного участка с кадастровым 79:04:0000000:132 площадью 1296805 кв.м с образованием земельного участка с кадастровым номером 79:04:0000000:242 площадью 88 кв.м.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть – Дальний Восток» судебные расходы в размере 3 000 руб.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Транснефть – Дальний Восток» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3 000 руб..

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

И.И. Балинская

Е.Г. Харьковская