Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6676/2018
25 декабря 2018 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2018 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Севморречфлот»: ФИО1 представитель по доверенности от 20.08.2018;
от Ванинской государственной районной инспекции пограничного управления Федеральной службы безопасности по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Севморречфлот»
на решение от 17.10.2018 по делу № А73-13154/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Севморречфлот»
к Ванинской государственной районной инспекции пограничного управления Федеральной службы безопасности по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Севморречфлот» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ванинской государственной районной инспекции пограничного управления Федеральной службы безопасности по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - инспекция) от 23.07.2018 № 9783/607-18 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2018 по делу № А73-13154/2018 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 17.10.2018 по делу № А73-13154/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела. А пеллянт ссылается не то, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, а постановление административного органа не мотивировано относительно доказывания вины общества. Считает, что судом не учтены доводы о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Инспекцияв судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Общество, используя российское судно т/х "Омолон" (N ИМО 9118135, порт приписки Владивосток, судовладелец - ООО "Севморречфлот") под управлением капитана судна ФИО2 после убытия из морского порта Ванино в целях торгового мореплавания без захода на территорию иностранного государства с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы 26.05.2018 в 19 часов 05 минут (время Хабаровское) в координатах СШ 48°33'6", ВД 141°31'3" пересекло Государственную границу Российской Федерации не проходя пограничного, таможенного и иных видов контроля без передачи в пограничные органы данных о местоположении судна.
Своими действиями (бездействиями) ООО "Севморречфлот" по нарушило порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации, установленный ч. 21 ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации". На момент совершения правонарушения капитан судна, являясь должностным лицом с организационно-распорядительными функциями, действовал от имени и в интересах ООО "Севморречфлот".
Телеграммой от 09.07.2018, полученной ООО "Севморречфлот" 10.07.2018 согласно телеграфному уведомлению о вручении, уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 16.07.2018.
16.07.2018 по выявленному факту государственным участковым инспектором Ванинской государственной районной инспекции ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении ООО "Севморречфлот" составлен протокол об административном правонарушении.
Телеграммой от 16.07.2018, полученной ООО "Севморречфлот" 17.07.2018 согласно телеграфному уведомлению о вручении, уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 23.07.2018.
23.07.2018 государственным участковым инспектором по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствие представителей общества, вынесено постановление о привлечении ООО "Севморречфлот" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
О незаконности постановления инспекции общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе РФ" N 4730-1 от 01.04.1993 (далее - Закон N 4730-1) российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов. Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 N 863 утверждены правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение Государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля (далее Правила N 863).
Пунктом 2 Правил N 863 установлено, что капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) не позднее, чем за 4 часа до выхода российского судна из порта или морского терминала, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") в пограничный орган по месту нахождения указанного порта или морского терминала (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению (далее - уведомление).
Уведомление в ином случае, установленном Правительством Российской Федерации, направляется заявителем не позднее чем за 10 рабочих дней до выхода российского судна из порта, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, и подтверждается им не позднее чем за 4 часа до каждого выхода российского судна из порта в указанных целях.
Российское судно может осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации только в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 863 установлено, что к уведомлению прилагается план перехода российского судна и (или) сведения о районе осуществления деятельности и планируемый маршрут следования судна в указанный район.
Согласно действующей с 11.01.2015 редакции части 21 статьи 9 Закона о Государственной границе, российские суда могут неоднократно пересекать Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Материалами дела подтверждается состав административного правонарушения ООО "Севморречфлот" в нарушении порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации без передачи в пограничные органы данных о местоположении судна. У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По имеющейся в деле копии договора N ПП811 с ФГУП "Морсвязьспутник" (л.д.93), предметом которого является оказание услуг по осуществлению мониторинга судов в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 N 811, суд первой инстанции верно отметил его заключение 30.05.2018 после совершения правонарушения.
Апелляционным судом установлено, что в материалах дела имеется копия договора ООО "Севморречфлот" с ФГУП "Морсвязьспутник" от 09.04.2018 № ОСДР-08-01046 (л.д.128) об оказании услуг по включению судов в систему ОСДР и по осуществлению мониторинга зарегистрированных судов, копия подтверждения от 10.04.2018 о внесении судна «Омолон» в системы ОСДР (л.д.133), копия подтверждения от 09.04.2018 о регистрации аппаратуры (л.д.79). Однако, само действие по включению в систему мониторинга автоматически не исключает фактическое нарушение обществом указанного выше законодательства. Технические средства контроля должны обеспечивать постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов. В тоже время соблюдение законодательства о пересечении государственной границы является обязанностью судовладельца, капитана судна, за несоблюдение которой они привлекаются к ответственности. Материалы дела не содержат подтверждение о контрольных действиях капитана, общества о поступлении сведений о судне в пограничные органы. Из представленного в дело обществом (л.д.143) письма ООО «Зора» от 26.08.2018 следует отсутствие замечаний к работе станций на 26.08.2018, но правонарушение было совершено 26.05.2018.
Доказательства, что правонарушение вызвано объективно непреодолимыми причинами в материалах дела не имеется. Обществом не принято необходимых и достаточных мер к недопущению нарушения.
Как следует из материалов дела общество и его законный представитель по юридическому адресу заблаговременно получили уведомления о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела. Отсутствие в телеграфных уведомлениях о вменяемом нарушении, опечатка одной буквы в названии адресата не является существенным нарушением, которое препятствовало полному рассмотрению материалов административного дела.
Суд первой инстанции правильно не признал значительным нарушением, влекущим за собой признание незаконным и отмену рассматриваемого постановления, направление в адрес общества экземпляр постановления (9783/606-18) о назначении административного наказания с иным номером чем находящийся в материалах дела об административном правонарушении (9783/607-18).
По существу рассмотрено спора апелляционным судом не установлено существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ, по низшему пределу предусмотренной санкции с соблюдением срока привлечения общества к административной ответственности.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает.
Обществом в материалы дела не представлено достаточно доказательств приведенных доводов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, которые могли бы явиться основанием для снижения административного штрафа ниже низшего предела в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.10.2018 по делу № А73-13154/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
А.П. Тищенко |