ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6687/2023 от 06.02.2024 АС Амурской области

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№06АП-6687/2023

06 февраля 2024 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Полный текст  постановления изготовлен февраля 2024 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Волковой М.О.,

судей                                       Воронцова А.И., Брагиной Т.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,

при участии  в заседании:

от Администрации г.Белогорска: Жуков Е.Н., доверенность от 15.04.2022 №15,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Администрации города Белогорск

на решение от  19.10.2023

по делу №А04-3502/2023

Арбитражного суда Амурской области

по иску администрации города Белогорска (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986)

к обществу с ограниченной ответственностью «СК Альянс» (ОГРН 1142804000129, ИНН 2804016420)

о взыскании 452 529,93 руб.,

третье лицо: Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области,

УСТАНОВИЛ:

администрация города Белогорск (Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СК Альянс» (ООО «СК Альянс»)  о взыскании 452 529,93 руб. неосновательного обогащения по договору о предоставлении субсидии на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 27.06.2022 №22/6 (дополнительное соглашение от 23.12.2022).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 19.10.2023 в иске отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда просил отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о недоказанности ответчиком условий предоставления субсидий; непоступление от ответчика в 2022 году информации о возникновении обстоятельств, приводящих к невозможности достижения результатов предоставления субсидии, в целях достижения которых предоставления субсидия.

Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дав соответствующие пояснения.

Ответчик и третье лицо, извещенные в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010  №228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», своих представителей не направили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №445 утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области»; приложением №6 постановления утвержден Порядок предоставления субсидии местным бюджетам на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

В рамках Порядка между министерством экономического развития и внешних связей Амурской области и муниципальным образованием администрация города Белогорск подписано соглашение о предоставления субсидии бюджету муниципального образования области на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 08.02.2022 №1.

Постановлением администрации города Белогорска от 08.10.2014 №1816 утверждена муниципальная программа «Создание условий для развития малого и среднего бизнеса в г.Белогорск»;  приложением №13 к муниципальной программе определен Порядок предоставления субсидии на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

По результатам конкурсного отбора между администрацией и ООО «СК Альянс» заключен договор о предоставлении субсидии на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 27.06.2022 №22/6 (договор), предметом которого является предоставление в 2022 году субсидии на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, по возмещению части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).

По условиям договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными администрации как получателю средств местного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I  настоящего договора, в 2022 году в следующем размере: 403 483,37 руб. по коду БК 002-0412-01102S0130-811 код цели ОБ-26 (раздел 2 договора).

Разделом 3 договора стороны определили, что субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии: при представлении получателем в администрацию в срок до 23.06.2022 заявления на предоставление субсидии установленной формы с приложением следующих документов:

-заявление на предоставление субсидии по форме согласно приложению №1 к настоящему Порядку, подписанное руководителем субъекта МСП или уполномоченным им лицом и скрепленное печатью (при наличии) субъекта МСП, и следующие документы:

-копию разрешительного документа на осуществление видов деятельности в случае, если такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-копию паспорта, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, руководителя юридического лица;

-копии учредительных документов;

-копии документов, подтверждающих полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица;

-штатное расписание с указанием фонда оплаты труда на момент подачи заявки;

-копию уведомления (справки, иного документа) Российской кредитной организации об открытии расчетного счета участника отбора;

-технико-экономическое обоснование расходов в соответствии с целями и направлениями, указанными в пункте 1.2.2 раздела 1 настоящего Порядка, по форме согласно приложению №2 к настоящему Порядку (ТЭО);

-копию договора на приобретение в собственность оборудования, заключенного не ранее 1 января года, предшествующего году подачи заявки с приложениями;

-платежные документы, подтверждающие фактическую оплату оборудования в размере не менее суммы софинансирования (например, счета, счета-фактуры, товарные накладные, акты, платежные поручения с отметкой кредитной организации, кассовые документы, подтверждающие факт оплаты расходов), и бухгалтерские документы, подтверждающие постановку на баланс указанного оборудования;

-справку о наличии/отсутствии задолженности по возврату в местный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и иных средств, предоставленных из местного бюджета, по форме согласно приложению №4 к настоящему Порядку;

-сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (при осуществлении деятельности, регистрации в предшествующем году);

-вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме согласно приложению №5 к настоящему Порядку;

-согласие на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об участнике отбора, о подаваемой участником отбора заявке, иной информации об участнике отбора, связанной с соответствующим отбором согласно приложению №1 настоящего Порядка;

Представленные документы или копии документов заверяются подписью заявителя и скрепляются печатью (при наличии). Участник отбора несет ответственность за достоверность и полноту представляемых им сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на счет получателя, открытый в Дальневосточном банке ПАО Сбербанк г.Хабаровск не позднее 10 рабочих дней со дня подписания настоящего договора. Условием предоставления субсидий является согласие получателя на осуществление Администрацией города Белогорск и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии. Выражение согласия получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания настоящего договора.

Разделом 4 договора стороны определили, что администрация обязуется:  обеспечить предоставление субсидии в соответствии с разделом 3 настоящего договора; осуществлять проверки соблюдения субъектом предпринимательства условий и порядка предоставления субсидии; обеспечивать перечисление субсидии на счет получателя, указанный в разделе VIII настоящего соглашения, в соответствии с пунктом 3.2 настоящего договора; осуществлять проверку достижения получателем показателей результативности установленных ТЭО представления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.3.3 настоящего договора; в случае не достижения получателем субсидии показателей результативности, установленных ТЭО и нарушения условий предоставления субсидий, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в местный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании. В 2022 году в случае возникновения обстоятельств, приводящих к невозможности достижения значений результатов предоставления субсидии, в целях достижения которых предоставляется субсидия, в сроки, определенные договором о предоставлении субсидии, главный распорядитель, по согласованию с получателем субсидии вправе принять решение о внесении изменений в договор в части продления сроков достижения результатов предоставления субсидии (но не более чем на 24 месяца) без изменения размера субсидии. В случае невозможности достижения результата предоставления субсидии без изменения размера субсидии главный распорядитель как получатель бюджетных средств вправе принять решение об уменьшении значения результата предоставления субсидии. Получатель обязуется: обеспечить реализацию ТЭО и достижение предусмотренных им показателей; в срок не позднее 01 февраля года, следующего за годом получения субсидии, предоставлять информацию о достижении показателей, установленных ТЭО по форме согласно приложению к настоящему договору; предоставлять документы и информацию по требованию Администрации для осуществления проверки выполнения показателей ТЭО; информировать главного распорядителя о прекращении деятельности, ликвидации, реорганизации, банкротстве, изменении места осуществления деятельности, субсидии, перечисленные получателю, подлежат возврату в бюджет города Белогорска в случаях: выявления факта нарушения получателем условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидий; в случае предоставления получателем недостоверных сведений и документов.

В случае возникновения нарушений, указанных в пунктах 4.4.1. - 4.4.2 настоящего договора, главный распорядитель в 10-дневный срок со дня выявления нарушения направляет требование о возврате субсидии в городской бюджет. Субъект предпринимательства осуществляет возврат субсидии в течение 30 дней со дня получения требования главного распорядителя по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании. В случае невозврата субсидии добровольно ее взыскание осуществляется главным распорядителем в судебном порядке.

Дополнительным соглашением от 23.12.2022 размер субсидии определен 452 529,93 руб.

Приложением №2 к договору определено ТЭО, в том числе основные показатели деятельности предприятия: по среднесписочной численности работников предприятия (без внешних совместителей) за год, человек на 01.01.2021 – 11 человек, на 01.01.2022 – 12 человек; среднемесячная плата, тысяч рублей на 01.01.2021 – 9,67, на 01.01.2022 – 10,77.

В результате реализации проекта планируется достижение следующих целевых показателей, в том числе: по среднесписочной численности работников предприятия (без внешних совместителей) за год, человек на 01.01.2023 – 21 человек, на 01.01.2024 – 24 человек; среднемесячная плата, тысяч рублей на 01.01.2023 – 29,7, на 01.01.2024 – 31,6.   

Субсидия перечислена Администрацией платежными поручениями от 28.06.2022 №970 на сумму 403 483,37 руб. и от 23.12.2023 №2039 на сумму 49 046,56 руб. 

25.01.2023 ООО «СК Альянс» представлен отчет о выполнении показателей ТЭО, согласно которому фактическое значение показателей ТЭО в части: по среднесписочной численности работников предприятия (без внешних совместителей) за год, человек на 01.01.2023-14 человек; среднемесячная плата, тысяч рублей на 01.01.2023-14. Нарушений условий предоставления субсидии не установлено.

Требованием от 08.02.2023 №01-01/647 ООО «СК Альянс» предложено в связи с выявлением факта нарушения получателем условий предоставления субсидии в добровольном порядке возвратить денежные средства.

Поскольку требование оставлено ответчиком без удовлетворения, денежные средства не возвращены, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что недостижение ответчиком результативности явилось следствием чрезвычайных обстоятельств, сложившихся в спорный период, препятствующих исполнению соответствующих обязательств. При этом судом не установлено нецелевое использование полученной ответчиком субсидии.

Данные выводы являются обоснованным, исходя из следующего.

Положениями статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт  1 статьи 78 БК РФ).

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями субсидий предусмотренных статьей 78 БК РФ условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет  бюджетной  системы  Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК  РФ).

Таким образом, предусмотренные статьей 78 БК РФ субсидии предоставляются юридическим лицам в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции исходил из того, что законодатель возможность возврата субсидий в бюджет ставит в зависимость от нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, нецелевого использования субсидии либо ее неиспользования в установленные сроки. При определении наличия оснований для возврата субсидии учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума ВАС РФ №23), оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

По условиям договора субсидия предоставлена в 2022 году на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, по возмещению части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).

Материалами дела подтверждается, что условия и цели предоставления субсидий, равно как ее использование, ответчиком соблюдены.

Ответчику вменяется несоблюдение порядка предоставления субсидии в части выполнении показателей ТЭО по среднесписочной численности работников предприятия (без внешних совместителей) за год, человек на 01.01.2023 – 21 человек (фактически 14), по среднемесячной плате, тысяч рублей на 01.01.2023 – 29,7 (фактически -14).

Между тем, как верно указано судом первой инстанции, поскольку нарушения условий предоставления субсидий (раздел 3 договора) отсутствуют, истцом не доказаны и судом не установлены, а для возврата субсидии необходимо наличие как недостижения показателей результативности по ТЭО, так и нарушения условий предоставления субсидий, оснований для удовлетворения требований не имеется.

В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Ответчиком в соответствии со статьей 401 ГК РФ представлены доказательства отсутствия вины в недостижении показателя результативности.

Как указано ответчиком и следует из материалов дела, в процессе частичной мобилизации призывались на военную службу работники общества Якшин Ю.Р., Делькин А.А., Кириллов А.С., а также подавшие заявление о приеме на работу Рыжиков В.Д., Калянов К.В., Король Д.Н., Рудницкий В.Г.

Данное обстоятельство подтверждено повестками, заявлениями, приказами, а также частично ответом Военного комиссариата Амурской области от 25.07.2023 №9902.

На основании представленных ответчиком документов судом первой инстанции установлено, что для достижения ТЭО обществом в период с августа 2022 года по сентябрь 2023 года предпринимались необходимые действия по привлечению рабочей силы, ежемесячно подавались объявления о наличии вакансий в сети Интернет, распространялись объявления по почтовым ящикам многоквартирных домов.

Фактически по ТЭО достижение (превышение) показателей результативности на 01.01.2023 имеется по штатной численности на 2 человека (план 25, фактически 27), по размеру выручки на 48 673 тыс.рублей (план 125 000, фактически 173 643), по налогам и сборам на 1 405 тыс.рублей (план 12 672, фактически 14 077).

При этом судом принято во внимание, что в порядке пункта 4.1.5 договора ООО «СК Альянс» 21.02.2023 и 11.09.2023 направлялись заявления о продлении сроков достижения результатов, которые Администрацией оставлены без удовлетворения.

Таким образом, оценив предоставленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о принятии ответчиком всех возможных мердля надлежащего исполнения обязательства, в то время как это надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

С учетом установленного, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для взыскания штрафных санкций в виде возврата субсидии, предоставленной ООО «СК Альянс».

Приведенная в апелляционной жалобе ссылка на дело №А04-1873/2021 не принимается, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права. Какого-либо преюдициального значения для настоящего дела данные судебные акты не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.

На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В этой связи решение суда отмене не подлежит.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

   Решение Арбитражного суда Амурской области от  19.10.2023 по делу №А04-3502/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

   Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

М.О. Волкова

Судьи

Т.Г. Брагина

А.И. Воронцов