Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6832/2015
12 февраля 2016 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
от закрытого акционерного общества «Аметис»: представитель не явился;
от территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
на решение от 10.11.2015 по делу № А04-8270/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по заявлению закрытого акционерного общества «Аметис»
к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Аметис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Амурской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области от 03.09.2015 № 10-15/162, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Решением от 10.11.2015 по делу № А04-8270/2015 Арбитражный суд Амурской области заявленное обществом требование удовлетворил, признав правонарушение малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 10.11.2015 по делу № А04-8270/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Административный орган заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Согласно статье 5 Закона № 173-ФЗ Центральный Банк Российской Федерации как орган валютного регулирования издает в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, а также устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Частью 1.1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ установлено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам данной информации и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным Банком Российской Федерации.
Центральным банком Российской Федерации утверждена инструкция от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - инструкция № 138-И).
Согласно пункту 1.5 инструкции № 138-И справка о валютных операциях, порядок, случаи и сроки представления которой установлены настоящей инструкцией, является формой учета по валютным операциям резидентов.
Пунктами 3.6, 3.7 инструкции № 138-И предусмотрено, что в случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в уполномоченный банк справку о валютных операциях, заполненную резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением № 1 к Инструкции, и документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
В соответствии с пунктом 6 порядка заполнения справки о валютных операциях (приложение № 1 к инструкции № 138-И) в графе 5 указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 к настоящей инструкции, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.
Осуществление валютной операции, связанной с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, по оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, услуг, работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности при отсутствии у резидента указанных в главе 9 настоящей инструкции документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, оказание услуг, выполнения работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, графа 5 заполняется исходя из осуществления авансового платежа (коды видов валютных операций: 10100, 11100, 20100, 21100, 22100, 23100).
В случае осуществления валютной операции, связанной с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, по оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, которые подлежат декларированию таможенному органу путем подачи декларации на товары, в течение шести рабочих дней с даты выпуска (условного выпуска) товаров, графа 5 заполняется исходя из имеющихся в наличии у резидентов деклараций на товары.
По валютной операции, связанной с поступлением от нерезидента валюты Российской Федерации, зачисленной на расчетный счет резидента в уполномоченном банке, указывается код вида валютной операции, содержащийся в расчетном документе по валютной операции, поступившем от плательщика-нерезидента, либо код вида валютной операции, который соответствует представленным резидентом документам, связанным с проведением такой валютной операции, в случаях, указанных в пункте 3.14 настоящей инструкции.
Как следует из материалов дела, 06.03.2014 общество (резидент, покупатель) и Хэйлэйская торгово-экономическая компания Чжи Бэн (нерезидент, КНР) заключили импортный контракт N HLHH165-2014-В030 на поставку экстракционной установки TN-501 согласно приложения № 1 на сумму 258 700,00 юаней.
Условия поставки: СРТ Благовещенск, согласно ИНКОТЕРМС, 2010. Условия платежа: 40% от общей суммы контракта должны быть оплачены путем безналичного банковского перевода в течение 10 рабочих дней с момента подписания данного контракта. 50% от общей стоимости оборудования должно быть выплачено после того, как оборудование достигнет города Хэйхэ. 10% от общей стоимости оборудования должны быть перечислены в течение одного месяца после получения оборудования покупателем.
Оборудование должно быть доставлено в течение 30 дней с момента получения 40% предоплаты, установка оборудования производится иностранным партнером. Срок действия контракта до полного выполнения работ обеими сторонами.
В проверяемом периоде общество 25.09.2014 по ДТ № 10704050/250914/0006829 импортирован товар на сумму 258 700,00 юаней.
В июне 2014 года - июне 2015 года обществом перечислено иностранному партнеру 258 700,00 юаней (в том числе 06.06.2014-103 480,00 юаней, 18.09.2014-77 610,00 юаней, 17.10.2014-38 805,00 юаней, 10.06.2015-38 805,00 юаней). По состоянию на 01.08.2015 задолженности между партнерами не имеется.
В соответствии с пунктом 5.2 инструкции № 138-И паспорт сделки в уполномоченном банке не оформлялся (контракт заключен на сумму менее 50 000,00 долларов США).
Общество в графе 5 справки о валютных операциях на перечисление денежных средств на сумму 38 805,00 юаней, представленной в уполномоченный банк филиал ОАО «Сбербанк России» - Дальневосточный банк, указало код вида валютной операции 11100 «Расчеты резидента в виде предварительной оплаты нерезиденту товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», что подтверждается информацией банка.
Товар по декларации на товары на сумму 258 700,00 юаней согласно представленным документам, был ввезен частично на сумму 181 090,00 юаней в счет авансовых платежей 06.06.2014 на сумму 103 480,00 юаней (код валютной операции - 11100) и 18.09.2014 на сумму 77610,00 юаней (код валютной операции -11100), а оставшаяся часть товара на сумму 77 610,00 юаней была ввезена при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, общество обязано было произвести перечисление денежных средств 17.10.2014 на сумму 38 805,00 юаней и 10.06.2015 на сумму 38 805,00 юаней с кодами 11200 «Расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации».
Общество при подаче справки о валютной операции в уполномоченный банк неверно указало код вида валютной операции.
Административный орган пришел к выводу, что данное нарушение свидетельствует о неисполнении обязанности по соблюдению установленного пункта 6 порядка заполнения справки о валютных операциях инструкции № 138-И. В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, действия квалифицированы по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Копия протокола вручена генеральному директору общества, о чем свидетельствует отметка на протоколе.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обстоятельств, объективно препятствующих обществу надлежаще исполнить установленную обязанность, в материалы дела не представлено.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, 03.09.2015 административным органом было вынесено постановление о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 45 000 руб.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Суд первой инстанции верно установил наличие состава совершенного обществом правонарушения, подтвержденного материалами дела, и правомерность привлечения его к административной ответственности.
Между тем, оценив фактические обстоятельства дела по подаче обществом справки о валютной операции в уполномоченный банк с неверно указанным кодом вида валютной операции и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции посчитал возможным применить положения статьи 2.9. КоАП РФ, предусматривающей освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности и вынесение устного замечания. Оснований для переоценки вывода суда суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь правовой позицией, изложенной в пунктах 17, 18, 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, пункте 21 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 5, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 № 116-О апелляционный суд признает правомерным вывод суда первой инстанции о малозначительности правонарушения и считает, что в данном случае цель профилактики и пресечения правонарушений в дальнейшем достигнуты без реального возложения меры ответственности.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 10.11.2015 по делу № А04-8270/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г. Харьковская