Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-7092/2023
марта 2024 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен марта 2024 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.А.
при участии в заседании в режиме веб-конференции представителя:
от общества с ограниченной ответственностью «Восток Ремстрой Сервис»: ФИО1 по доверенности от 01.08.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения «Город Советская Гавань»
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.11.2023
по делу № А73-13847/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восток Ремстрой Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным постановления от 02.08.2023 № 667
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Восток Ремстрой Сервис» (далее – ООО «Восток Ремстрой Сервис») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация) с требованием о признании недействительным постановления от 02.08.2023 № 667 об определении временной управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Решением суда от 24.11.2023 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что единственным основанием для признания незаконным оспариваемого постановления администрации от 02.08.2023 № 667 явилось поданное обществом 01.08.2023 заявление об исключении из перечня управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Вместе с тем, по утверждению апеллянта по состоянию на 01.08.2023 общество ни одного дома в управлении на основании постановлений об определении в качестве временной управляющей организации не имело. Впервые ООО «Восток Ремстрой Сервис» назначено управляющей компанией для многоквартирных домов постановлением от 02.08.2023 № 667, то есть с 03.08.2023 оно вправе подавать заявление об исключении из Перечня. Полагает, что судом необоснованно не принят во внимание довод о том, что постановление от 25.07.2023 № 637 не вступило в законную силу по причине его не опубликования в соответствии с нормами действующего законодательства.
ООО «Восток Ремстрой Сервис» не согласилось в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя, просило оставить в силе обжалуемый судебный акт.
В ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе представитель общества поддерживал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил в ее удовлетворении отказать.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие администрации, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела установлено следующее.
ООО «Восток Ремстрой Сервис» по результатам проведения открытого конкурса, назначенного постановлением администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 28.02.2023 № 196, на основании постановления администрации от 27.04.2023 № 396 включено в Перечень управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее – Перечень управляющих организаций для управления МКД).
В связи с тем, что общество состояло в названном Перечне, оно на основании постановления администрации от 25.07.2023 № 637 «Об определении временной управляющей организации для управления многоквартирными домами» (далее - постановление от 25.07.2023 № 637) определено временной управляющей организацией в отношении 46 МКД (согласно указанному в нем списку), расположенных в городском поселении «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
Пунктом 2 указанного постановления обществу предписано предоставлять услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в зависимости от их конструктивных технических параметров, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах.
При этом стоимость работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов установить в соответствии с постановлениями администрации от 21.12.2022 № 1171 «Об установлении размера платы за содержание общего имущества многоквартирных домов для собственников жилых помещений, которые не приняли решение на общем собраний об установлении такой платы, на территории городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края с 01.01.2023 года», от 26.12.2022 № 1191 «Об установлении размеров платы на содержание общего имущества многоквартирных домов муниципального жилищного фонда для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края с 01.01.2023 года»; предписано заключить с ООО РКЦ «Малахит» договор на организацию расчетов за предоставленные услуги по содержанию общего имущества в многоквартирных домах (пункт 3 постановления).
В соответствии с пунктом 7 настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и действует до выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), но не более одного года.
На основании пункта 5.1. постановления от 25.07.2023 № 637 его текст 25.07.2023 размещен в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), а также направлен в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – орган государственного жилищного контроля).
28.07.2023 администрация путем направления уведомления на электронную почту ООО «Восток Ремстрой Сервис» известила о наделении его полномочиями по управлению 46 МКД в г. Советская Гавань.
01.08.2023 в администрацию поступило от общества заявление от 01.08.2023 об исключении из Перечня организаций для управления МКД, которое рассмотрено 09.08.2023 и вынесено постановление от 09.08.2023 № 681 о признании утратившим силу постановление от 27.04.2023 № 396.
При этом администрацией принято постановление от 02.08.2023 № 667 «Об определении временной управляющей организации для управления многоквартирными домами» (далее - постановление от 02.08.2023 № 667), согласно которому ООО «Восток Ремстрой Сервис» определено временной управляющей организацией для управления МКД, расположенными в городском поселении «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в количестве 69 МКД, из них в список включены 46 домов, ранее переданных обществу постановлением от 25.07.2023 № 637.
Согласно пункту 6 принятого постановления, признано утратившим силу постановление от 25.07.2023 № 637.
В пункте 8 постановления указано, что настоящее постановление вступает в законную силу после его официального опубликования (обнародования), распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 25.07.2023 и действует до выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, но не более одного года.
Не согласившись с передачей в управление дополнительно 23 МКД, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд об оспаривании законности постановления от 02.08.2023 № 667.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее - Правила № 1616).
Согласно пункту 5 Правил № 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил №1616).
В силу подпункта «д» пункта 7 Правил № 1616 перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня наступления перечисленных в пункте 7 событий, в частности, со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций.
Согласно абзацу третьему пункта 8 Правил № 1616 управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня.
Материалами дела подтверждается, что постановлением администрации от 27.04.2023 № 396 на основании собственного заявления ООО «Восток Ремстрой Сервис» включено в Перечень управляющих организаций для управления МКД.
Постановлением от 25.07.2023 № 637 общество назначено временной управляющей организацией в отношении указанных в постановлении 46 МКД в г. Советская Гавань. Соответствующие сведения размещены администрацией в ГИС ЖКХ, а также направлены в адрес общества и органа государственного жилищного контроля.
С 28.07.2023 - момента уведомления о наделении полномочиями временной управляющей организации общество приступило к управлению вышеуказанными МКД.
Воспользовавшись правом, предоставленным абзацем третьим пункта 8 Правил № 1616, общество обратилось 01.08.2023 в уполномоченный орган с заявлением об исключении ее из Перечня управляющих организаций для управления МКД.
Однако, получив такое заявление, администрация не рассмотрела его, а постановлением от 02.08.2023 № 667 признала утратившим силу постановление от 25.07.2023 № 637 и определила ООО «Восток Ремстрой Сервис» временной управляющей организацией 69 МКД, из них 46 домов преданы ранее постановлением № 637.
Заявление общества от 01.08.2023 рассмотрено администрацией только 09.08.2023 и вынесено постановление от 09.08.2023 № 681 о признании утратившим силу постановления от 27.04.2023 № 396.
Таким образом, при вынесении постановления от 02.08.2023 № 667 уполномоченным органом нарушена процедура определения временной управляющей организации для управления МКД, поскольку на 02.08.2023 ООО «Восток Ремстрой Сервис» при нахождении в Перечне управляющих организаций для управления МКД имело в управлении 46 МКД, ранее переданных постановлением от 25.07.2023 № 637.
То есть на момент вынесения оспариваемого постановления имелись правовые основания для реализации обществом права, установленного абзацем третьим пункта 8 Правил № 1616, однако администрация положительно рассмотрела соответствующее заявление с нарушением установленного пунктом 7 Правил № 1616 срока.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод администрации, повторно заявленный в апелляционной жалобе о том, что обществу не передавались ранее МКД со ссылкой на признание постановления от 25.07.2023 № 637 как ненормативного правового акта утратившим силу оспариваемым постановлением по причине неопубликования в установленном законом порядке.
С учетом части 17 статьи 161 ЖК РФ, Правил № 1616, пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», постановление от 25.07.2023 № 637 распространяет свое действие только на определенный круг лиц: собственников (жильцов) помещений конкретных жилых домов, находящихся по указанным в нем адресам, а также ООО «Восток Ремстрой Сервис», в управление которого передаются указанные в нем жилые дома. Постановление не рассчитано на неоднократное применение, поскольку применяется только в конкретном случае при определении управляющей компании для указанных в нем жилых домов на срок – до выбора способа управления МКД или до заключения договора управления с управляющей организацией, или по результатам открытого конкурса, но не более одного года. Постановление не устанавливает какие-либо правовые нормы, то есть является ненормативным правовым актом.
Право администрации отменить собственный правовой акт установлен в части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, указано, что, исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Таким образом, ненормативный правовой акт администрации, отменяющий, признающий утратившими силу принятые ранее акты этого органа, должен иметь нормативное и фактическое обоснование.
Любое принятое государственным органом решение не должно носить произвольный и немотивированный (формальный) характер. Реализация государственными органами предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Такие действия ставят добросовестно действовавшее лицо в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, что не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не могут быть признаны допустимыми.
Размещение администрацией в ГИС ЖКХ сведений о назначении временной управляющей организации в отношении 46 МКД со ссылкой на постановление от 25.07.2023 № 637 имело юридические последствия как для собственников жилых помещений в указанных в нем МКД, так и для управляющей организации, а также органа государственного жилищного контроля.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что на момент вынесения оспариваемого постановления от 02.08.2023 № 667 администрация должна была учесть как постановление от 25.07.2023 № 637, так и заявление общества от 01.08.2023 об исключении из Перечня управляющих организаций для управления МКД. Не рассмотрение заявления и наделение полномочиями временной управляющей организации дополнительно в отношении 23 домов в г. Советская Гавань повлекло нарушение прав и законных интересов ООО «Восток Ремстрой Сервис», незаконно возлагая обязанность нести дополнительные затраты по управлению и содержанию указанными домами.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено наличие оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции в силу части 2 статьи 201 АПК РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Само по себе несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.11.2023 по делу № А73-13847/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | И.А. Мильчина |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.А. Швец |