СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
город Томск Дело № А03-2376/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2020 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего | Бородулиной И.И., | |
судей | Кривошеиной С.В., | |
ФИО1, |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы «Картотека арбитражных дел» рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» (07АП-10100/20) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2020 по делу № А03-2376/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, с. Волчиха Алтайского края) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Барнаул) о признании незаконным и отмене предписаний от 23.01.2020 № 13-04/9-1, от 30.01.2020 № 15-04/170, от 24.01.2020 №15-04/130, от 30.01.2020 № 15-04/182, от 30.01.2020 № 15-04/167, от 21.01.2020 № 12-05/3333,
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс»: ФИО2 по доверенности от 02.12.2019 (на 1 год).
от Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края: ФИО3 по доверенности от 30.01.2020 (по 31.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» (далее – заявитель, общество, ООО «ВторГеоРесурс») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее – Инспекция, административный орган) о признании незаконными и отмене предписаний от 23.01.2020 № 13-04/9-1, от 30.01.2020 № 15-04/170, от 24.01.2020 №15-04/130, от 30.01.2020 № 15-04/182, от 30.01.2020 № 15-04/167, от 21.01.2020 № 12-05/3333.
Решением от 08.09.2020 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ВторГеоРесурс» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неверное истолкование судом пункта 17 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), устанавливающий требования к вывозу твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) из мест (площадок) их накопления, не применим при использовании бесконтейнерного способа сбора ТКО.
Фактическое предоставление (получение) услуг по обращению с ТКО в с. Назаровка Михайловского района, с. Новоалександровка Рубцовского района, с. Бобково Рубцовского района, с. Катково Рубцовского района, с. Локоть Локтевского района организовано согласно схеме, бесконтейнерным (бестарным) способом.
В настоящее время администрацией не исполняются требования действующего законодательства в части обеспечения жителей местами (площадками) накопления ТКО, в связи с чем региональным оператором используется бесконтейнерный способ их сбора.
Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, должностным лицом на основании приказа от 09.01.2020 № 12-04/9 проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении собственника жилого помещения в с. Назаровка Михайловского района Алтайского края по вопросу о нарушении порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домах.
В ходе проверки установлено, что по итогам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Рубцовской зоны Алтайского края статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен ООО «ВторГеоРесурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
В Рубцовскую зону Алтайского края в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, входят территории следующих городских округов и муниципальных образований: Волчихинский район, Егорьевский район, Змеиногорский район, Краснощековский район, Курьинский район, Локтекский район, Михайловский район, Новочихинский район, Поспелихинский район, Рубцовский район, Третьяковский район, Угловский район, городской округ г. Рубцовск.
На территории с. Назаровка Михайловского района реализован бесконтейнерный сбор ТКО.
Согласно представленным к проверке выпискам из журнала движения мусоровоза коммунальная услуга по обращению с ТКО потребителям, проживающим в <...> предоставляется с 31.07.2019 в соответствии с графиком (каждая среда с 08:00):
- июль 2019 года - 31.07.2019,
- август 2019 года - 07.08.2019, 14.08.2019, 21.08.2019, 28.08.2019,
- сентябрь 2019 года - 04.09.2019, 18.09.2019, 25.09.2019,
- октябрь 2019 года - 16.10.2019, 23.10.2019, 30.10.2019,
- ноябрь 2019 года - 06.11.2019, 13.11.2019, 20.11.2019, 27.11.2019,
- декабрь 2019 года - 04.12.2019, 11.12.2019, 18.12.2019, 25.12.2019.
Согласно данным сайта gismeteo.ru среднесуточная температура воздуха с 01.08.2019 по 31.10.2019 в с. Назаровка Михайловского района Алтайского края составляла свыше +5°С за исключением следующих дней с 18.10.2019 по 23.10.2019. Среднесуточная температура воздуха с 01.11.2019 по 31.12.2019 составляла ниже +5°С.
Руководствуясь положениями Правил № 354, Инспекция пришла к выводу о том, что вывоз ТКО должен осуществляться в теплое время суток с 01.08.2019 по 31.10.2019 ежедневно за исключением следующих дней с 18.10.2019 по 23.10.2019, а с 01.11.2019 по 31.12.2019 в холодное время суток - не реже одного раза в трое суток; допустимым отклонением сроков считается не более 48 часов единовременно в холодное время суток (то есть не более 2-х суток).ООО «ВторГеоРесурс» коммунальная услуга по обращению с ТКО потребителям, проживающим в <...> предоставлялась с нарушением периодичности, установленной в пункте 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.
При этом снижение размера платы за оказания услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, ООО «ВторГеоРесурс» не производилось.
По результатам проверки должностным лицом Иннспекции в адрес ООО «ВторГеоРесурс» выдано предписание от 23.01.2020 № 13-04/9-1, в срок до 27.02.2020 обеспечить предоставление потребителям, проживающим по ул. Западная, 9 в с. Назаровка Михайловского района, Алтайского края, коммунальные услуги по обращению с ТКО с периодичностью, установленной пунктом 17 Приложения 1 Правил № 354.
В адрес Инспекции поступило обращение от 26.11.2019 № 62-06/ог/1027 собственника жилого помещения в с. Новоалександровка Рубцовского района Алтайского края по вопросу нарушения обязательных требований при оказании потребителям коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО.
Специалистом Инспекции на основании приказа от 17.12.2019 № 12-04/3230 проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении, в ходе которой установлено следующее.
Деятельность по сбору и вывозу ТКО в <...> осуществляется ООО «ВторГеоРесурс» согласно утвержденному графику с 01.07.2019 по 05.12.2019, каждый вторник месяца с 8ч. 00 мин. до 20ч. 00 мин. бестарным способом.
Административный орган пришел к выводу о том, что ООО «ВторГеоРесурс» в период с 01.07.2019 по 05.12.2019 не исполнена обязанность по своевременному и качественному обеспечению населения коммунальной услугой в части вывоза ТКО с территории домовладения по адресу: <...>., что является нарушением пункта 17 приложения 1 Правил № 354.
По результатам проверки должностным лицом в адрес ООО «ВторГеоРесурс» выдано предписание от 18.12.2019 № 15-04/3230 в срок до 27.01.2020 исполнить обязанность по своевременному и качественному обеспечению населения коммунальной услугой в части вывоза ТКО с территории домовладения по адресу: <...> в соответствии с пунктом 17 раздела VII Приложения 1 Правил № 354, представить в Инспекцию подтверждающие документы.
Специалистом Инспекции на основании приказа от 28.01.2020 № 12-04/170 проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания от 18.12.2019 № 15-04/3230, в ходе которой установлено неисполнение предписания в полном объеме, в связи с чем в адрес ООО «ВторГеоРесурс» повторно выдано предписание от 30.01.2020 № 15-04/170, сроком исполнения 30.04.2020.
В адрес Инспекции поступило коллективное обращение от 03.12.2019 № 62-06/ог/1257 жителей с. Бобково и с. Катково Рубцовского района Алтайского края по вопросу нарушения ООО «ВторГеоРесурс» правил предоставления коммунальных услуг по обращению с ТКО.
Специалистом Инспекции на основании приказа от 20.12.2019 № 12-04/3258 проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении, в ходе которой установлено следующее.
Согласно пояснениям директора ООО «ВторГеоРесурс» ФИО4 исх. № 5018 от 13.12.2019 собственники помещений, расположенных по адресам: <...>, 19, 22; ул. Молодежная, д. № 3, 8, 10; ул. Белоглазовская, д. № 7, кв. № 1, <...> Степная, <...> с заявками о заключении договоров в письменном виде не обращались, выписки из домовых книг (сведения о количестве зарегистрированных в жилых помещениях лиц, необходимые для начисления платы) не предоставили, в связи с чем договоры с ними заключены на условиях типовых, а сведения о количестве зарегистрированных взяты из открытых источников. Размер платы за услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с формулой, исходя из количества постоянно и временно проживающих в жилых помещениях. С заявлениями на перерасчет заявители в ООО «ВторГеоРесурс» не обращались.
Деятельность по сбору и вывозу ТКО по адресам: <...>, 19, 22; ул. Молодежная, д. № 3, 8, 10; ул. Белоглазовская, д. № 7, кв. № 1, <...> Степная, <...> осуществляется ООО «ВторГеоРесурс» согласно утвержденному графику с 01.06.2019 по 20.12.2019, каждую пятницу с 9 ч. 00 мин. до 18 ч. 00 мин. бестарным способом.
Инспекцией установлено, что ООО «ВторГеоРесурс» в период с 01.06.2019 по 20.12.2019 не исполнена обязанность по своевременному и качественному обеспечению населения коммунальной услугой в части вывоза ТКО с территории домовладения по адресам: <...>, 19, 22; ул. Молодежная, д. № 3, 8, 10; ул. Белоглазовская, д. № 7, кв. № 1, <...> Степная, <...> что является нарушением пункта 17 приложения 1 Правил № 354.
По результатам проверки должностным лицом Инспекции в адрес ООО «ВторГеоРесурс» выдано предписание от 20.12.2019№ 15-04/3258 в срок до 27.01.2020 исполнить обязанность по своевременному и качественному обеспечению населения коммунальной услугой в части вывоза ТКО с территории домовладения по адресам: <...>, 19, 22; ул. Молодежная, д. № 3, 8, 10; ул. Белоглазовская, д. № 7, кв. № 1, <...> Степная, <...> в соответствии с пунктом 17 раздела VII Приложения 1 Правил № 354.
Специалистом Инспекции на основании приказа от 23.01.2020 №12-04/130 проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания от 20.12.2019 № 15-04/3258, в ходе которой установлено, что предписание в полном объеме не исполнено. В связи с чем в адрес ООО «ВторГеоРесурс» повторно выдано предписание от 24.01.2020 №15- 04/130 со сроком исполнения 27.04.2020.
В адрес Инспекции поступило обращение от 09.01.2020 № 62-06/ог/43 собственника жилого помещения № 28 по ул. Почтовой в с. Локоть Локтевского района Алтайского края по вопросу нарушения обязательных требований при оказании потребителям коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО.
Специалистом Инспекции на основании приказа от 30.01.2020 № 12-04/182 проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении, в ходе которой установлено следующее.
Согласно пояснениям директора ООО «ВторГеоРесурс» ФИО4 исх. № 182 от 17.01.2020 и исх. № 366 от 28.01.2020 потребитель, проживающий по адресу: ул. Почтовая, д. 28, с. Локоть Локтевского района Алтайского края с заявкой о заключении договора в письменном виде не обращался, документов, подтверждающих количество проживающих, не предоставлял, в связи с чем услуга по обращению с ТКО оказывается потребителю по указанному адресу в соответствии с условиями типового договора, а сведения о собственнике и количестве зарегистрированных граждан сформированы на основании информации, полученной региональным оператором от Администрации Локтевского сельсовета Локтевского района Алтайского края. В адрес регионального оператора письменных обращений от потребителя, проживающего по адресу: ул. Почтовая, д. 28, с. Локоть не поступало.
Размер платы за услугу по обращению с ТКО рассчитывается по тарифам и нормативам накопления ТКО, установленным Управлением по государственному регулированию цен и тарифов Алтайского края, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Если в помещении нет постоянно проживающих граждан, то плату рассчитывают по количеству собственников помещения.
Деятельность по сбору и вывозу ТКО в с. Локоть Локтевского района Алтайского края по ул. Почтовая осуществляется ООО «ВторГеоРесурс» в соответствии с графиком, согласованным Главой Локтевского сельсовета Локтевского района Алтайского края с ноября 2019 года, каждую первую, третью среду месяца с 10 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин. бестарным (бесконтейнерным) способом.
Инспекцией сделан вывод, что ООО «ВторГеоРесурс» не предоставлена потребителю коммунальная услуга по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества, не обеспечен своевременный вывоз ТКО по адресу: ул. Почтовая, д. 28, с. Локоть, Локтевский район Алтайский край, что является нарушением пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.
По результатам проверки должностным лицом в адрес ООО «ВторГеоРесурс» выдано предписание от 30.01.2020 № 15-04/182 в срок до 27.04.2020 устранить нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами, обеспечить своевременный вывоз ТКО из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °с и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °с) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз) по адресу: ул. Почтовая, д. 28, с. Локоть, Локтевский район, Алтайский край.
В адрес Инспекции поступило обращение от 19.12.2019 № 62-06/ог/1587 собственника жилого помещения по ул. Гражданская, д. 21 кв. 2 в с. Локоть Локтевского района Алтайского края по вопросу нарушения обязательных требований при оказании потребителям коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО.
Специалистом инспекции на основании приказа от 10.01.2020 № 12-04/28 проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 17 приложения №1 к Правилам № 354 обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 0 с и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °с) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз) допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °с и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше+5 °с.
Согласно пояснениям директора ООО «ВторГеоРесурс» ФИО4 исх. № 5757 от 30.12.2019 собственник квартиры по ул. Гражданской с. Локоть Локтевского района Алтайского края с заявкой о заключении договора в письменном виде не обращался, документов, подтверждающих количество проживающих, не предоставлял, в связи с чем услуга по обращению с ТКО оказывается потребителю по указанному адресу в соответствии с условиями типового договора, а сведения о собственнике и количестве зарегистрированных граждан сформированы на основании информации, полученной региональным оператором от Администрации Локтевского сельсовета Локтевского района Алтайского края. В адрес регионального оператора письменных обращений от потребителя, проживающего по адресу: ул. Гражданская, д. 21, кв. 2, с. Локоть не поступало.
Размер платы за услугу по обращению с ТКО рассчитывается по тарифам и нормативам накопления ТКО, установленным Управлением по государственному регулированию цен и тарифов Алтайского края, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Если в помещении нет постоянно проживающих граждан, то плату рассчитывают по количеству собственников помещения.
Деятельность по сбору и вывозу ТКО в с. Локоть Локтевского района Алтайского края по ул. Гражданской осуществляется ООО «ВторГеоРесурс» в соответствии с графиком, согласованным Главой Локтевского сельсовета Локтевского района Алтайского края с ноября 2019 года, каждую первую, третью среду месяца с 10 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин. бестарным (бесконтейнерным) способом.
Таким образом, ООО «ВторГеоРесурс» не предоставлена потребителю коммунальная услуга по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества, не обеспечен своевременный вывоз ТКО по адресу: ул. Гражданская, д. 21, с. Локоть, Локтевский район Алтайский край, что является нарушением пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.
По результатам проверки должностным лицом в адрес ООО «ВторГеоРесурс» выдано предписание от 13.01.2020 № 15-04/28 в срок до 22.01.2020 устранить нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами, обеспечить своевременный вывоз ТКО из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °с и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °с) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз) по адресу: ул. Гражданская, д. 21, с. Локоть, Локтевский район, Алтайский край.
Специалистом Инспекции на основании приказа от 28.01.2020 №12-04/167 проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания от 13.01.2020 № 15-04/28, в ходе которой установлено, что предписание в полном объеме не исполнено, в связи с чем в адрес ООО «ВторГеоРесурс» повторно выдано предписание от 30.01.2020 № 15- 04/167 со сроком исполнения 27.04.2020.
В адрес Инспекции 06.12.2019 поступили обращения собственников жилых помещений в с. Назаровка Михайловского района Алтайского края по вопросу о нарушении правил предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО. Специалистом Инспекции на основании приказа от 30.12.2019 № 12-04/3333 проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении, в ходе которой установлено следующее.
Согласно представленным к проверке выпискам из журнала движения мусоровоза коммунальная услуга по обращению с ТКО потребителям, проживающим в <...> предоставляется с июня 2019 года в соответствии с графиком (каждая среда с 08:00), по ул. Западная с августа 2019 года:
- июнь 2019 года - 05.06.2019, 12.06.2019, 19.06.2019, 26.06.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- июль 2019 года - 03.07.2019, 10.07.2019, 17.07.2019, 24.07.2019,31.07.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- август 2019 года - 07.08.2019, 14.08.2019, 21.08.2019, 28.08.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- сентябрь 2019 года — 04.09.2019, 18.09.2019, 25.09.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- октябрь 2019 года - 16.10.2019, 23.10.2019, 30.10.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- ноябрь 2019 года - 06.11.2019, 13.11.2019, 20.11.2019, 27.11.2019 (данные системы ГЛОНАСС);
- декабрь 2019 года - 04.12.2019, 11.12.2019, 18.12.2019, 25.12.2019 (данные системы ГЛОНАСС).
Согласно данным с сайта gismeteo.ru среднесуточная температура воздуха с 01.06.2019 по 31.10.2019 в с. Назаровка Михайловского района Алтайского края составляла свыше +5°С за исключением следующих дней с18.10.2019 по 23.10.2019. Среднесуточная температура воздуха с 01.11.2019 по 31.12.2019 составляла ниже +5°С.
Таким образом, в теплое время суток с 01.06.2019 по 31.10.2019 вывоз ТКО должен осуществляться ежедневно за исключением следующих дней: с 18.10.2019 по 23.10.2019, с 01.11.2019 по 31.12.2019 в холодное время суток вывоз ТКО должен осуществляться не реже одного раза в трое суток; допустимым отклонением сроков считается не более 48 часов единовременно в холодное время суток (то есть не более 2х суток).
ООО «ВторГеоРесурс» коммунальная услуга по обращению с ТКО потребителям, проживающим в <...>, 12, 10, 123/2, 54, 37, 109, 63, 117, 52, 32, 58, 15, 68, 85, 95, 88, 111/1, 106/1, 106/2, 123/1, 80/2, 115, 121, 101, 84/2, 71, 119, 110/2, 97, 82/2, 83, 82/1, 80/1, 17, 71, 45, з\ 52, ул. Губина, д. 8/1, 29/2, 46, 22, 29/1, 23, 10, 16, 9, 26, 2/1, 32, 4/1, 14, 8/2,18, 8/1, 1/1, 40, 28, ул. Тобольская, д. 25/2, 32/1, 25/121/2, 30/2, 1/2, 5, 36/1, 34/2, 23/2, 8, 21/1, 19/1, 17/1, 24, 16, 1/1, За/1, 13/2, 32/2, ул. Целинная, д. 2/1, 10/2, 2/2, 7, 8, 3/1, 4/1, 37, 6/2, 4/2, пер. Тракторный, д. 1/1 с 01.06.2019 по 31.12.2019, по ул. Западная, д. 15/2 с 01.08.2019 по 31.12.2019 предоставлялась с нарушением периодичности, установленной в пункте 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.
При этом снижение размера платы за оказания услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, ООО «ВторГеоРесурс» не производилось.
По результатам проверки должностным лицом в адрес ООО «ВторГеоРесурс» выдано предписание от 21.01.2020 № 12-05/3333 по обеспечению до 27.02.2020 предоставления потребителям, проживающим по ул. Ленина, <...>/2, 12, 10, 123/2, 54, 37, 109, 63, 8 117, 52, 32, 58, 15, 68, 85, 95, 88, 111/1, 106/1, 106/2, 123/1, 80/2, 115, 121, 101, 84/2, 71, 119, 110/2, 97, 82/2, 83, 82/1, 80/1, 17, 71, 45, 3, 52, ул. Губина, д. 8/1, 29/2, 46, 22, 29/1, 23, 10, 16, 9, 26, 2/1, 32, 4/1, 14, 8/2,18, 8/1, 1/1, 40, 28, ул. Тобольская, д. 25/2, 32/1, 25/121/2, 30/2, 1/2, 5, 36/1, 34/2, 23/2, 8, 21/1, 19/1, 17/1, 24, 16, 1/1, За/1, 13/2,Г '32/2, ул. Целинная, д. 2/1, 10/2, 2/2, 7, 8, 3/1, 4/1, 37, 6/2, 4/2, пер. Тракторный,<...>, в с. Назаровке Михайловского района Алтайского края, коммунальной услуги по обращению с ТКО с периодичностью установленной пунктом 17 Приложения 1 к Правилам № 354.
Не согласившись с указанными предписаниями от 23.01.2020 № 13-04/9-1, от 30.01.2020 № 15- 04/170, от 24.01.2020 №15-04/130, от 30.01.2020 № 15-04/182, от 30.01.2020 № 15-04/167, от 21.01.2020 № 12-05/3333, заявитель обратился в суд с требованием о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ненормативные акты Инспекции не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности и не создают иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обращение с ТКО является коммунальной услугой.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 2 Правил № 354 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги
Согласно подпункту «а» пункта 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Согласно пункту 1 Правил обращения с коммунальными отходами, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила № 1156) услуга по вывозу ТКО является коммунальной услугой.
Согласно пункту 2 Правил № 354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Соответственно, общество является исполнителем коммунальной услуги по вывозу ТКО.
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена, в том числе, коммунальная услуга по обращению с ТКО, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что к вывозу ТКО бестарным способом не применяются Правила № 354, как не соответствующий нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 17 Приложения № 1 Правил № 354 требованием к коммунальной услуге по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
В соответствии с пунктом 2.2.1 «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 °C и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 °C) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Одним из способов накопления собственниками ТКО является бестарный способ, а региональный оператор обязан в силу статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» заключать договор с каждым собственником ТКО, которые образуются в зоне его деятельности, и не вправе отказать собственникам в предоставлении услуги по обращению с ТКО, места размещения пакетов и других емкостей для сбора ТКО следует признать местами накопления ТКО.
График вывоза ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта «а» пункта 148 (22) Правил № 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества и при этом не нарушается режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения № 1 к Правилам № 354.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что, если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО при предоставлении коммунальной услуги но обращению с ТКО.
В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО (пункт 9 Правил
№ 1156).
При этом отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенном в схему, Правилами № 1156 не предусмотрен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что вывоз ТКО бестарным способом - один раз в неделю, является нарушением пункта 8.2.4 требований СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам № 354.
В соответствии с пунктом 2.3.1. Соглашения, заключенного ООО «ВторГеоРесурс» с Минстроем Алтайского края 06.12.2018, региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Алтайского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора.
Согласно пункту 2.4.1 Соглашения региональный оператор по обращению с ТКО вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию ТКО самостоятельно или с привлечением операторов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что вывоз ТКО предусмотрен в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, и правомерно согласился с позицией Инспекции о том, что поскольку одним из способов накопления собственниками ТКО является бестарный способ, а места размещения пакетов и других емкостей для сбора ТКО следует признать местами накопления ТКО, то соответственно, если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, независимо от того, как собственники собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования, установленные Правилами № 354.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что в случае соблюдения им периодичности, установленной пунктом 17 Приложения № 1 к Правилам, общество понесет убытки в связи с отсутствием предпринимательской прибыли, указав следующее.
В силу того, что общество является исполнителем коммунальной услуги по вывозу ТКО, оно обязано осуществлять указанную услугу потребителям надлежащего качества и в необходимых объемах в соответствии с установленной периодичностью.
Исключений из указанного правила законом не предусмотрено.
Общество является коммерческой организацией, осуществляет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск (статья 2 ГК РФ), поэтому само должно планировать свои расходы и доходы.
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в указанный период времени потребителям с соблюдением установленной Правилами № 354 периодичности обществом не представлено.
Ссылка заявителя на письмо заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 04.08.2020, содержащее ответ на запрос общества о разъяснении применения вывоза ТКО для населенных пунктов, не оборудованных местами накопления ТКО, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку не имеет доказательного значения по спору, указывает лишь на мнение конкретного лица Управления Роспотребнадзора.
Доводы подателя жалобы о том, что решение суда первой инстанции является незаконным, необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права, а также неправильным истолкованием закона, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2020 по делу № А03-2376/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: С.В. Кривошеина
ФИО1