ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-10152/20 от 21.12.2020 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                         Дело № А03-10601/2020

21 декабря 2020 года

Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» (№ 07АП-10152/20) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.10.2020 по делу № А03-10601/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.07.2020 № 119-жн,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» (далее – ООО «ВторГеоРесурс», общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее – Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.07.2020 № 119-жн, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением от 05.10.2020 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, общество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

            В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неверное толкование судом пункта 17 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011

№ 354 (далее -  Правила № 354), поскольку данный пункт устанавливает требования к вывозу твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) из мест (площадок) их накопления.

Региональный оператор обязан применять Правила 354 при вывозе ТКО с контейнерных площадок. В ином случае указанная норма не применяется.

Жилые дома, расположенные в с. Георгиевка Локтевского района, являются домами частного сектора и не оборудованы контейнерными площадками. Администрацией не исполняются требования действующего законодательства в части обеспечения жителей местами (площадками) накопления ТКО, в связи с чем региональным оператором используется бесконтейнерный способ сбора ТКО, пункт 17 приложения 1 Правил № 354 в данном случае не подлежит применению.

Выбор варианта системы сбора отходов определяется экономической целесообразностью его организации для данного населенного пункта при обязательном учете мнения местного населения.

В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ,  Инспекция с доводами жалобы не соглашается, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения в порядке статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд считает, что оснований для его отмены или изменения не имеется.

Как следует из материалов дела, в Инспекцию из прокуратуры Локтевского района поступило обращение собственника жилого дома 16-2 по ул. Комсомольская в с. Георгиевка Локтевского района Алтайского края ФИО1 по факту нарушения нормативного режима обеспечения населения коммунальной услугой по обращению с ТКО по указанному адресу.

По фактам, изложенным в обращении, Инспекцией проведена проверка, в ходе которой установлено, что в соответствии с соглашением от 26.12.2018 № 867/18-00, заключенным между Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс», региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов в Рубцовской зоне является ООО «ВторГеоРесурс».

Рубцовская зона межмуниципальной системы Алтайского края по обращению с ТКО охватывает сельские поселения 12 муниципальных районов (Волчихинский, Егорьевский, Змеиногорский, Краснощековский, Курьинский, Локтевский, ФИО2, ФИО3, Поспелихинский, Рубцовский, Третьяковский, ФИО4).

Договор на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО заключен на условиях типового договора между потребителем и ООО «ВторГеоРесурс».

Деятельность по сбору и вывозу ТКО в <...> осуществляется ООО «ВторГеоРесурс» согласно утвержденному графику с 01.10.2019 по настоящее время, каждый 1-й и 3-й четверг месяца с 08 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. бестарным способом.

Инспекцией установлено, что обществом в период с 01.10.2019 по 15.06.2020 не исполнена обязанность по обеспечению населения коммунальной услугой по своевременному вывозу ТКО с территории домовладения по адресу: <...>.

15.06.2020 в отношении ООО «ВторГеоРесурс» составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым действия общества квалифицированы по статье 7.23 КоАП РФ.

Обществу вменено в вину нарушение пункта 17 Приложения № 1 к Правилам
№ 354, в соответствии с которым требованием к качеству коммунальной услуги является обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз), при этом допустимое отклонение сроков вывоза ТКО составляет не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже, не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.

Постановлением Инспекции от 13.07.2020 № 119-жн общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Считая постановление незаконным, ООО «ВторГеоРесурс» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила № 354.

Согласно пункту 4 статьи 154  ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой.

Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пункт 2 Правил № 354 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги

Согласно подпункту «а» пункта 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.

Согласно пункту 1 Правил обращения с коммунальными отходами, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила № 1156) услуга по вывозу твердых коммунальных отходов является коммунальной услугой.

Согласно пункту 2 Правил № 354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Соответственно, общество является исполнителем коммунальной услуги по вывозу ТКО.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена, в том числе, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

Довод заявителя о том, что к вывозу ТКО бестарным способом не применяются Правила № 354, подлежит отклонению как не соответствующий нормам действующего законодательства.

Согласно пункту 17 Приложения № 1 Правил № 354 требованием к коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.

 В соответствии с пунктом 2.2.1 «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 °C и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 °C) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Одним из способов накопления собственниками ТКО является бестарный способ, а региональный оператор обязан в силу статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» заключать договор с каждым собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне его деятельности, и не вправе отказать собственникам в предоставлении услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, места размещения пакетов и других емкостей для сбора твердых коммунальных отходов следует признать местами накопления твердых коммунальных отходов.

График вывоза ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования подпункта «а» пункта 148 (22) Правил № 354 в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества, и при этом, не нарушая режим вывоза, определенный пунктом 17 приложения № 1 к Правилам № 354.

Если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того как собственники домовладений собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, касающиеся периодичности вывоза твердых коммунальных отходов при предоставлении коммунальной услуги но обращению с твердыми коммунальными отходами.

В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9 Правил № 1156).

При этом отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включенном в схему, Правилами № 1156 не предусмотрен.

Указанный бестарный (бесконтейнерный) способ как способ сбора ТКО предусмотрен Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24.05.2019 № 880, (Территориальная схема размещена на официальном сайте Минприроды Алтайского края).

Кроме того, Территориальная схема содержит информацию о нахождении мест накопления отходов с нанесением на карту, закрепляя общее количество контейнеров и бункеров и контейнерных площадок, а также содержит информацию о том, в каких населенных пунктах используется бесконтейнерный способ сбора ТКО.

Для с. Георгиевка Локтевского района определен только бесконтейнерный сбор ТКО.

02.01.2020 главой Георгиевского сельсовета Локтевского района Алтайского края согласован график сбора и вывоза ТКО в границах села Георгиевка Локтевского района Алтайского края, согласно которому сбор ТКО осуществляется бестарным способом (мешки, пакеты) от границы каждого домовладения, вывоз ТКО - 1-й и 3-й четверг каждого месяца с 08:00 до 22:00.

В соответствии с пунктом 2.3.1. Соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Алтайского края в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора.

Согласно пункту 2.4.1 Соглашения региональный оператор по обращению с ТКО вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию ТКО самостоятельно или с привлечением операторов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вывоз ТКО предусмотрен в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, поскольку одним из способов накопления собственниками ТКО является бестарный способ, а места размещения пакетов и других емкостей для сбора ТКО следует признать местами накопления ТКО, то, соответственно, если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то независимо от того, как собственники собирают отходы (в контейнеры или бестарные емкости), региональный оператор обязан соблюдать требования, установленные Правилами № 354.

В силу того, что общество является исполнителем коммунальной услуги по вывозу ТКО, оно обязано осуществлять указанную услугу потребителям надлежащего качества и в необходимых объемах в соответствии с установленной периодичностью.

Исключений из указанного правила законом не предусмотрено.

Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

В нарушение названных требований за период с 01.10.2019 по 15.06.2020 обществом допущено нарушение графика сбора и вывоза ТКО по адресу: <...>, что подтверждается маршрутным журналом о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО.

Доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в указанный период времени потребителям с соблюдением установленной Правилами № 354 периодичности обществом не представлено.

Ссылка заявителя на письмо Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю содержащее ответ на вопрос общества о разъяснении применения вывоза ТКО для населенных пунктов, не оборудованных местами накопления ТКО, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку не имеет доказательного значения по спору, указывает лишь на мнение конкретного лица Управления Роспотребнадзора.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в указанный период времени потребителям с соблюдением установленной Правилами № 354 периодичности обществом не представлено.

Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения.

Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении апелляционным судом не установлено.

Оснований для признания правонарушения малозначительным в порядке статьи 2.9 КоАП РФ не усмотрено.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и вынес законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.10.2020 по делу № А03-10601/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Судья                                                                                                  И.И. Бородулина