ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-10157/19 от 31.03.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная  реки Ушайки, дом 24, г. Томск, 634050, http://7aas.arbir.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город  Томск                                                                                            Дело №А02-250/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.

Постановление  изготовлено в полном объеме 05 апреля 2021 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

Усаниной Н.А.,

судей

Иващенко А.П.,

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиной Е.Б. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции (онлайн-заседание)  рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу (№07АП-10157/2019(7)) на определение от 03.02.2021 Арбитражного суда Республики Алтай по делу №А02-250/2019 (судья Кулакова Л.А.) о несостоятельности (банкротстве) должника - акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Алтайская, д. 22, пом. 2, г. Горно-Алтайск, <...>), принятое по заявлению Министерства экономического развития Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. В.И. Чаптынова, д. 24, г. ГорноАлтайск, <...>) о включении требований в размере 320290088 руб. 70 коп. в реестр требований кредиторов должника.

В судебном заседании приняли участие:

В режиме веб-конференции:

от Министерства экономического развития Республики Алтай: ФИО2 по доверенности от 14.05.2020 (на один год), паспорт.

                                                              УСТАНОВИЛ:

в деле о банкротстве акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» (далее - должник, АО «АИЖК РА») 07.10.2019 в Арбит-

ражный суд Республики Алтай поступило заявлениеМинистерства экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай (далее - заявитель, Минэкономразвития РА, Министерство) о включении требований в размере 320290088 руб. 70 коп. в реестр требований кредиторов должника.

Определением от 03.02.2021 Арбитражного суда Республики Алтай признано обоснованным требование Министерства экономического развития Республики Алтай в сумме 294967453 руб. 16 коп. и  включено его в реестр требований кредиторов акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» третьей очереди. В остальной части требования отказано. Перечислено  обществу с ограниченной ответственностью «Радек» с депозитного счета Арбитражного суда Республики Алтай 40000 руб. за проведение экспертизы. С Министерства экономического развития Республики Алтай в пользу акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» взысканы судебные расходы на оплату услуг эксперта в сумме 3200 руб.

Не согласившись с  принятым судебным  актом, конкурсный кредитор Акционерное общество коммерческий банк «ФорБанк» (далее - АО КБ «ФорБанк») в поданной  апелляционной жалобе просит отменить полностью определение от 03.02.2021 й об установлении и включении требований Минэкономразвития в размере 294 967 453 руб. 16 коп. в реестр требований кредиторов АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы, ее податель ссылается на то, что 04.09.2013 в качестве исполнения обязательств ОАО «АИЖК РФ» по кредитному договору №02/0033-13-Ю Л от 29.08.2013 предоставлена Государственная Гарантия Республики Алтай №1, Гарант в лице Правительства Республики Алтай обязуется уплатить по письменному требованию Бенефициара в лице АКБ «Ноосфера» в порядке и размере, установленных Гарантией и договором, денежную сумму в валюте РФ в случае неисполнения принципалом в лице ОАО «АИЖК РА» обязательств по возврату кредита (основного долга) на сумму 100 000 000,00 руб. в срок до 19.06.2016,  в связи с невозможностью погашения кредиторской задолженности ОАО «АИЖК РА» перед АКБ «Ноосфера» и с целью нивелирования рисков, связанных с бюджетной политикой Республики Алтай (Гарант), протоколом №39 от 19.07.2016 Совета директоров АО МФО «АИЖК РА» принято решение одобрить направление 100 000 000,00 руб. на погашение задолженности перед АКБ «Ноосфера» по кредитному договору №02/0033-13-ЮЛ от 29.08.2013, решение (протоколом №39 от 19.07.2016) о направлении 100 000 000,00 руб. на погашение задолженности  перед  АКБ «Ноосфера»  по кредитному договору  было принято, в  том

числе и держателем пакета акции и как следствие акционером - контролирующим органом, в последующем протоколом №42 от 08.12.2016 Совета директоров ОАО «АИЖК РА» утвержден план мероприятий по восстановлению снятых с депозитных счетов денежных средств, который согласован протоколом от 26.12.2017 совещания «О текущем состоянии Гарантийного фонда РА», решение Совета директоров общества о погашении обязательств перед Банком акционером не оспаривалось, а было согласовано акционером; согласно заключения эксперта размер всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 по 2017, связанных с обслуживанием и управлением Гарантийным фондом, а также реализацией мероприятий по исполнению обязательств за счет Гарантийного фонда составил 204 662 201,89 руб. (без учета 100 000 000,00 руб., направленных на погашение обязательств перед АКБ «Ноосфера»), размер доходов по финансово-хозяйственной деятельности Гарантийного фонда за 2009-2017г.г. составил (нарастающим итогом) 302 271 216,78 руб., таким образом, остаток денежных средств Гарантийного фонда составляет 97 609 014,89 руб. (302 271 216,78 - 204 662 201,89), нецелевого расходование АО «АИЖК РА» Гарантийного фонда экспертом не установлено, результаты экспертизы не оспорены; в соответствии со  статьей 52 Устава общества члены совета директоров общества, генеральный директор общества несут ответственность перед обществом за убытки, причинённые обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами; с учетом того, что решение о направление средств Гарантийного фонда согласовано, в том числе, акционером (Республика Алтай), держателем пакета акций Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай - в последующем Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай, таким образом, истцом и ответчиком в настоящем деле является одно и то же лицо - Министерство экономического развития и имущественных отношений Республики Алтай, истец и ответчик не могут совпадать в одном лице; судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доказательств, свидетельствующих об аффилированности кредитора и должника, а также тому факту, что кредитор обладал информацией о текущем финансовом положении должника.

Минэкономразвития РА в представленном отзыве, доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции, возражает относительно доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, что, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не препятствует рассмотрению

апелляционной жалобы в их отсутствие.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 20.02.2009 №42 «О Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай» (далее - Постановление №42) был сформирован Гарантийный фонд обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай.

Постановлением №42 утверждено Положение о Гарантийном фонде (далее - Положение о ГФ). Полномочиями по исполнению функций управления Гарантийным фондом было наделено АО «АИЖК РА», учредителем которого является Республика Алтай. Финансовое формирование Гарантийного фонда поручено Министерству финансов Республики Алтай.

Согласно разделу 2 Положения о ГФ средства Гарантийного фонда формируются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период, а также доходов от размещения указанных средств. Расходование средств Гарантийного фонда допускается на исполнение обязательств по поручительствам в случае наступления гарантийного случая, а также на операционные расходы АО «АИЖК РА», связанные с управлением Гарантийным фондом.

30.09.2009, 03.12.2009, 16.09.2010 между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Алтай заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Алтай на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

В рамках данных соглашений из бюджета Российской Федерации бюджету Республики Алтай выделены субсидии в сумме 168657000 руб.

На основании Постановления №42 между Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай и АО «АИЖК РА» 01.10.2009, 24.11.2009, 25.11.2009, 23.11.2010 заключены соглашения №№ 1, 2, 3, 4, 1 о предоставлении субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Республиканской целевой программой «Развитие малого  и  среднего  предпринимательства в  Республике  Алтай  на 2008-2010 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 30.11.2007 № 74-РЗ. По условиям данных соглашений Министерство обязалось предоставить АО «АИЖК РА» субсидии на реализацию вышеназванной программы, а АО «АИЖК РА» - обеспечить целевое и эффективное расходований полученных субсидий.

Во исполнение данных соглашений Министерство перечислило в Гарантийный фонд субсидии в общей сумме 186810000 руб.: в 2009 году - 155560000 руб., в 2010 году- 31250000 руб., из  них: субсидии Российской Федерации - 168657000 руб., субсидии Республики Алтай - 18153000 руб.

Факт перечисления денежных средств подтверждается платежными поручениями №1159 от 08.10.2009, №1344 от 25.11.2009, №1366 от 27.11.2009, №1566 от 23.12.2009, №1053 от 24.11.2010, №1230 от 13.12.2010.

В ноябре 2018 года Федеральным казначейством проведена проверка АО «АИЖК РА» на предмет использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства за период с 01.01.2009 по 31.12.2017 года, в ходе которой установлен факт получения дохода от размещения субсидий на депозитах в сумме 115783000 руб., а также обоснованное использование АО «АИЖК РА» средств Гарантийного фонда в общей сумме 88049528 руб. 76 коп. на операционные расходы, связанные с управлением Гарантийным фондом и исполнение обязательств по поручительствам Гарантийного фонда в связи с наступлением гарантийного случая; сделан вывод о нецелевом расходовании АО «АИЖК» средств Гарантийного фонда на погашение кредита №02/003-13-ЮЛ от 29.08.2013 в АКБ «Ноосфера» (100000000 руб.), на погашение иных обязательств по кредитным договорам (стр. 60-61 акта Федерального казначейства) в общей сумме 175241858 руб. 43 коп., а также на погашение иных задолженностей общества, выплату налога на прибыль.

По результатам данной проверки Министерство финансов РФ 19.02.2019 издало Приказ №72 о применении в отношении Правительства Республики Алтай меры бюджетного принуждения - бесспорном взыскании денежных средств в сумме 105745753 руб. 83 коп. за нецелевое расходование средств субсидий, предоставленных бюджету Республики Алтай на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на основании соглашений от 30.09.2009, 03.12.2009, 16.09.2010.

Платежными поручениями №80762 от 21.03.2019, №84534 от 22.03.2019, №87301 от 25.03.2019, №99699 от 28.03.2019, №94658 от 27.03.2019, №91102 от 26.03.2019 денежные средства в сумме 105745753 руб. 83 коп. перечислены Минэкономразвития РА в федеральный бюджет.

Считая, что возврат части субсидии в сумме 105745753 руб. 83 коп. является убытками бюджета Республики Алтай и произошел по вине АО «АИЖК РА», которое допустило нецелевое расходование средств Гарантийного фонда, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении указанной суммы убытков в реестр требований кредиторов АО «АИЖК РА».

Кроме этого, Министерство считает, что с учетом полученных доходов от размещения средств Гарантийного фонда и обоснованных расходов, установленных Федеральным казначейством при проверке, Гарантийный фонд на момент проверки должен был составлять 214544334 руб. 87 коп. (186810000 руб. + 115783000 руб. - 88049528 руб. 76 коп.) и использоваться на обеспечение исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай. В связи с нецелевым расходованием данной суммы, и её отсутствием в Гарантийном фонде, АО «АИЖК РА» причинило бюджету Республики Алтай убытки в сумме 214544334 руб. 87 коп., которые также подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.

Суд первой инстанции, проанализировав и оценив представленные доказательства  в совокупности с материалами дела о банкротстве, а также доводы и возражения сторон, заявленные в обоснование своей позиции, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, принимая во внимание выводы, изложенные в экспертном заключении №ЭС-01-2020 от 10.08.2020 о размере Гарантийного фонда, о полученных доходах от размещения средств, о размере обоснованных расходов АО «АИЖК РА», а также доводы должника о фактически уплаченных налоговых платежах, пришел  к выводу о том, что общая сумма убытков составляет 294967453 руб. 16 коп. (197674003 руб. 35 коп. + 97293449 руб. 81 коп.) и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника третьей очереди.

Согласно пункту 1 статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Данные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

В силу положений пунктов 3-5 статьи 71  Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.  Установленными  могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», далее - Постановление №35).

При   рассмотрении  обоснованности  требования  кредитора  подлежат  проверке

доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником, ее размера.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

По общему правилу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце первой пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статей 15 и  393  Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства того, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что во исполнение норм Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Законом Республики Алтай от 30.11.2007 № 74-РЗ утверждена Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы, согласно которой источниками её финансирования являются средства федерального и республиканского бюджетов.

С учетом пункта 2 статьи 40, пунктов 1 и 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) поступившие по соглашениям от 30.09.2009, от 03.12. 2009, от 16.09.2010 с Министерством экономического развития Российской Федерации из федерального бюджета в бюджет Республики Алтай в 2009-2010 годах в порядке софинансирования денежные средства в виде субсидий, в общей сумме 168657000 руб., с мо-

мента поступления их в бюджет стали собственными доходами бюджета Республики Алтай, имеющими целевое назначение - государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Республиканской целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 30.11.2007 №74-РЗ.

На основании пунктов 2.2.1, 2.2.5 соглашений о финансировании Министерство предоставило обществу субсидии на реализацию вышеназванной региональной программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с соглашениями между Министерством экономического развития РФ и Правительством РА, на развитие указанной государственной программы из республиканского бюджета Республики Алтай были выделены денежные средства в сумме 18153000 руб., общество приняло на себя обязательства по осуществлению реализации мероприятий региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, а также по обеспечению целевого и эффективного использования полученных субсидий.

Исходя из принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, определенного статьей 38 БК РФ Правительство РА должно было использовать полученные из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий региональной программы развития малого и среднего предпринимательства, поступившие в управляемый АО «АИЖК РА» Гарантийный фонд денежные средства в виде субсидий в общей сумме 186810000 руб. являются средствами бюджета Республики Алтай, которые общество получило на реализацию мероприятий региональной программы развития малого и среднего предпринимательства и имело право расходовать только на цели и в порядке, установленные соглашениями о финансировании и Положением о ГФ.

Вместе с тем, актом Федерального казначейства подтверждается факт отсутствия в Гарантийном фонде денежных средств на дальнейшую реализацию программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай, а также использование обществом части полученных средств не по целевому назначению не опровергнут АО «АИЖК РА» путем представления допустимых доказательств.

Материалами обособленного спора также подтверждается факт нецелевого расходования АО «АИЖК РА» денежных средств Гарантийного фонда, Министерство перечислило в Гарантийный фонд субсидии в общей сумме 186 810 000 руб.: в 2009 году - 155 560 000 руб., в 2010 году - 31 250 000 руб., из них: субсидии Российской Федерации - 168 657 000 руб., субсидии Республики Алтай - 18 153 000 руб.

Судом установлено, что платежным поручением №46 от 19.07.2016 обществом

действительно было произведено погашение основного долга по кредитному договору №02/0033-13 в сумме 100 000 000 руб., то есть расходование данных денежных средств произведено не на цели, связанные с реализацией программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай.

Довод подателя жалобы о том, что протоколом №39 от 19.07.2016 Совета директоров АО МФО «АИЖК РА» принято решение одобрить направление 100 000 000,00 руб. на погашение задолженности перед АКБ «Ноосфера» по кредитному договору <***> от 29.08.2013, подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о целевом использовании денежных средств, при этом Совет директоров является органом АО «АИЖК РА», следовательно, решение о погашении кредитных обязательств за счет средств Гарантийного фонда принято высшим органом общества, которое осуществляет управление Гарантийным фондом и приняло на себя обязанность по эффективному и целевому расходованию его средств, решение об обеспечении восстановления снятых с депозитного счета денежных средств в полном объеме до 31.12.2018 не исполнено до настоящего времени.

Факт бесспорного взыскания из бюджета Республики Алтай в федеральный бюджет денежных средств в сумме 105745753 руб. 83 коп. подтверждается платежными поручениями №80762 от 21.03.2019, №84534 от 22.03.2019, №87301 от 25.03.2019, № 99699 от 28.03.2019, № 94658 от 27.03.2019, № 91102 от 26.03.2019 и произведено на основании соглашений от 30.09.2009, от 03.12.2009, от 16.09.2010 между Республикой Алтай и Министерством экономического развития Российской Федерации в связи с нецелевым использованием предоставленных по вышеназванным соглашениям субсидий, за счет которых был сформирован Гарантийный фонд.

Суд первой инстанции, исследовав собранные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установил, что Министерством доказан факт причинения убытков бюджету Республики Алтай: отсутствием денежных средств в Гарантийном фонде, которым управляло АО «АИЖК РА»; нецелевым расходованием денежных средств, поступивших в Гарантийный фонд; бесспорным взысканием денежных средств из бюджета Республики Алтай в федеральный бюджет в связи с нецелевым расходованием средств Гарантийного фонда.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции, в связи с наличием возражений  должника и кредиторов по сумме нецелевого расходования, а также по сумме полученных доходов от размещения средств Гарантийного фонда и обоснованных расходов, указанных в акте Федерального казначейства, назначена судебная бухгалтерская экспертиза по определению размера расходов АО «АИЖК РА» по Гарантийному фонду за период с 2009 год по 2019 год,  перед  экспертом поставлен вопрос: -  определить размер всех расходов

АО «АИЖК РА» за период с 2009 год по 2019 год, связанных с обслуживанием и управлением Гарантийного фонда, а также реализацией мероприятий по исполнению обязательств за счет средств Гарантийного фонда (отдельно размер всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 год по 2017 год).

Согласно экспертному заключению №ЭС-01-2020 от 10.08.2020 размер всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 по 2017 год, связанных с обслуживанием и управлением Гарантийным фондом, а также реализацией мероприятий по исполнению обязательств за счет Гарантийного фонда составил 204 662 201 руб. 89 коп.; размер всех расходов АО «АИЖК РА» за период с 2009 по 2019 год, связанных с обслуживанием и управлением Гарантийным фондом, а также реализацией мероприятий по исполнению обязательств за счет Гарантийного фонда составил 208 859 058 руб. 59 коп.

В данную сумму экспертом включены: выплаты в счет обеспечения обязательств по договорам поручительства - 69 679 125 руб.13 коп.; расходы, связанные с исполнением функций управления - 25 598 588 руб. 69 коп.; расходы по приобретению имущества для обеспечения деятельности Гарантийного фонда - 709 000 руб.; погашение кредита на строительство зданий в сумме 100 000 000 руб.; налог на прибыль по ставке 20% за период с 2009 по 2014 год) - 11 878 095 руб.13 коп.; выплата дивидендов акционерам - 994 250 руб.

Довод кредитора о не установлении  экспертом нецелевого расходования АО «АИЖК РА» Гарантийного фонда, подлежат отклонению, поскольку, оценив экспертное заключение № ЭС-01-2020 от 10.08.2020 в порядке, предусмотренном статьями  64, 71, 86  АПК РФ, суд признал его надлежащим и допустимым доказательством, анализ экспертного заключения позволил сделать вывод о том, что экспертом также подтвержден факт нецелевого расходования АО «АИЖК РА» денежных средств Гарантийного фонда на погашение кредитных обязательств в сумме 100 000 000 руб. и 994 250 руб. на выплату дивидендов акционерам общества.

Кроме того, в ходе проведенной проверки Федеральным казначейством были установлены факты нецелевого расходования АО «АИЖК» средств Гарантийного фонда не  только  на  погашение  кредита №02/003-13-ЮЛ  от  29.08.2013  в АКБ «Ноосфера» (100 000 000 руб.),   но и  на  погашение  иных  обязательств  по  кредитным  договорам (стр.60-61 акта Федерального казначейства) в общей сумме 175 241 858 руб. 43 коп., а также на погашение иных задолженностей общества (ООО «Ремстрой - 7 255 625 руб. 02 коп.). Указанный вывод сделан на основании информации, отраженной в карточке счета 51, а также платежного поручения №3 от 24.01.2017.

Поскольку  неправомерные  действия  АО «АИЖК РА»  по нецелевому  расходо-

ванию средств Гарантийного фонда и не восстановлению этих средств на его счетах до 31.12.2018 привели к отсутствию средств в Гарантийном фонде и применению мер принуждения к бюджету Республики Алтай, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие причинно-следственной связи между данными неправомерными действиями общества и наступившими вышеназванными последствиями в виде причинения убытков бюджету Республики Алтай.

В силу положений пунктов 1, 3 статьи 401 ГК РФ, вина лица, действиями  которого причинен ущерб  презюмируется, и ее отсутствие подлежит доказыванию  причинителем вреда.

Учитывая, что АО «АИЖК РА» не представило убедительных доказательств, подтверждающих принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательств по соглашениям о финансировании от 24.11.2009, 23.11.2010, 25.11.2009,24.11.2009, 01.10.2009, для восстановления средств Гарантийного фонда, использованных на погашение кредитных и иных обязательств, а также доказательств невозможности исполнения этих обязательств вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, суд контрастировал виновное поведение АО «АИЖК РА».

В качестве доказательства доходов и расходов АО «АИЖК РА» средств Гарантийного фонда в период с 2009 года по 2019 год, в суд первой инстанции, в соответствии со статьями 64, 86 АПК РФ принял экспертное заключение № ЭС-01-2020 от 10.08.2020, к обоснованным расходам АО «АИЖК РА», связанным с управлением Гарантийным фондом за период с 2009 года по 2019 год отнесены: выплаты в счет обеспечения обязательств по договорам поручительства - 69 679 125 руб.13 коп.; расходы, связанные с исполнением функций управления (операционные расходы) -25 598 588 руб. 69 коп.; расходы по приобретению имущества для обеспечения деятельности Гарантийного фонда -709 000 руб.; налог на прибыль по ставке 20% за период с 2009 по 2014 год - 8 653 321 руб. 69 коп. Всего: 104 640 035 руб. 51 коп.; с учетом всех обоснованных расходов в Гарантийном фонде должны были остаться денежные средства в сумме 197674003 руб. 35 коп. (186810000 руб. (субсидии) + 115504038 руб. 86 коп. (доходы от размещения средств) - 104640035 руб. 51 коп. (обоснованные расходы). Указанная сумма в Гарантийном фонде отсутствует.

При расчете суммы подлежащих взысканию с общества убытков в размере 97 293 449 руб. 81 коп. суд исходил из следующего: 115 504 038 руб. 86 коп. (сумма доходов от размещения средств Гарантийного фонда) -25 598 588 руб. 69 коп. (сумма обоснованных операционных расходов общества ) = 89 905 250 руб. 17 коп.;  302 314 038 руб. 86 коп. (вся сумма средств Гарантийного фонда: субсидии + доходы от размещения)-104 640 035 руб. 51 коп. (сумма обоснованных расходов, установленная судом) = 197 674 003 руб. 35

коп. (остаток суммы Гарантийного фонда, установленный судом); 197 674 003 руб. 35 коп. 0 89 905 250 руб. 17 коп. = 107 768 553 руб. 18 коп. (сумма, на которую распространяются бюджетные меры принуждения); 107 768 553 руб. 18 коп. х 90, 28% (уровень софинансирования Гарантийного фонда за счет средств федерального бюджета) = 97 293 449 руб. 81 коп.

Указанная сумма убытков находится в причинно-следственной связи с неправомерными действиями общества по нецелевому расходованию денежных средств Гарантийного фонда и причинению убытков в сумме 197 674 003 руб. 35 коп.

С учетом изложенного, общая сумма убытков по расчету суда составила 294 967 453 руб. 16 коп. (197 674 003 руб. 35 коп. + 97 293 449 руб. 81 коп.) и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника третьей очереди.

Приведенный расчет, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Ссылка подателя жалобы на аффилированность кредитора и должника, кредитор обладал информацией о текущем финансовом положении должника, подлежит отклонению, поскольку из письма ФАС России № СП/102596/20, Банка России № ИН-06-28/163 от 24.11.2020 «О некоторых вопросах, связанных с раскрытием информации об аффилированных лицах» следует, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 125  ГК РФ от имени Публично-правовых образований в качестве лиц, приобретающих и осуществляющих имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции выступают от имени Публично-правовых образований при реализации указанных прав, не могут признаваться аффилированными лицами юридического лица.

Учитывая изложенное, Публично-правовые образования, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также Банк России не следует рассматривать в качестве аффилированных лиц юридических лиц, в том числе по основаниям вхождения в группу лиц по признакам, определенным в статье 9 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также включать сведения о них в списки аффилированных лиц финансовых и иных организаций, составление, ведение, представление и публикация которых осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Приводимые кредитором доводы в апелляционной  жалобе, свидетельствуют о его несогласии с оценкой установленных обстоятельств и не опровергают выводов суда первой  инстанции о применении надлежащих норм Закона о банкротстве и Гражданско-

го Кодекса  РФ в части проверки обоснованности предъявленного к должнику требования.

Апелляционная жалоба удовлетворению  не подлежит.

При обжаловании в апелляционном порядке определений о включение требований в реестр требований кредиторов, выносимых в деле о банкротстве, государственная пошлина уплате не подлежит (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из содержания абзаца 2 пункта 3 статьи 333.40 НК РФ, пункта 13.1 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 №100, следует, что вопрос о возврате из федерального бюджета государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы, может быть решен только при наличии оригинала документа, подтверждающего ее уплату.

Поскольку платежное поручение №002962 от 17.02.2021  об уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей представлено  АО КБ «Форбанк» в виде электронной копии, то вопрос о возврате уплаченной государственной пошлины в отсутствие его оригинала разрешению не подлежит. Указанное, не препятствует обращению заявителя в суд первой инстанции с заявлением о возврате государственной пошлины с представлением оригинала платежного поручения.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

                                                                ПОСТАНОВИЛ:

определение от 03.02.2021 Арбитражного суда Республики Алтай по делу №А02-250/2019 оставить без изменения, а апелляционную  жалобу Акционерного общества коммерческий банк «ФорБанк» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в  порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного   месяца  со дня вступления его законную силу, путем подачи кассационной жалобы через  Арбитражный суд  Республики Алтай.                                    

Председательствующий                                                                       Н.А. Усанина

Судьи                                                                                                     А.П.Иващенко

                                                                                                               ФИО1