ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-10995/19 от 09.12.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А45-29416/2019 

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2019 года. 

 Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Кривошеиной С.В.,
 ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел  в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «ЭВЕРЕСТ» ( № 07ап-10995/19), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от  08.10.2019 по делу № А45-29416/2019 по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, г. Новосибирск к обществу с ограниченной  ответственностью «ЭВЕРЕСТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Москва о привлечении к административно ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол от  22.07.2019 № 191/19/54000-АП). 

 В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);

УСТАНОВИЛ:

управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее –  заявитель, административный орган, УФССП) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) общества с ограниченной ответственностью «ЭВЕРЕСТ» 


(далее – заинтересованное лицо, общество, ООО «ЭВЕРЕСТ») на основании протокола об  административном правонарушении от 22.07.2019 № 191/19/54000-АП. 

 Решением суда от 08.10.2019 заявленные требования удовлетворены.

 Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от- менить, либо изменить и ограничиться устным предупреждением. В обоснование жалобы ее  податель указывает на недоказанность вменяемого состава административного правонарушения, ссылается на процессуальные нарушения, допущенные административным органом. 

 Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения,  апелляционную жалобу без удовлетворения. 

 В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц,  участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разби- рательства. 

 Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив  законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268  АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим  основаниям. 

Из материалов дела следует, что в административный орган из Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве ( № 24702/19/54000 от 30.04.2019), поступило  обращение ФИО2 (далее – ФИО2), из которого следует,  что в период с 11.01.2019 по 01.03.2019 ООО «Эверест» осуществлено с ней взаимодействие  путем телефонных переговоров по принадлежащему ей номеру. 

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.12.2019 по делу № А45-  39677/2018 ФИО2 признана несостоятельной (банкротом), введена процедура реа- лизации имущества должника сроком на 5 месяцев (до 18.05.2019). 

В нарушение части 1 статьи 7 Закона № 230-Ф3: по инициативе кредитора или лица,  действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат  просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными  пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (непосредственное взаимодействие): со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и  введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом, обществом осу- ществлены телефонные переговоры, в которых ФИО2 не однократно заявляла о  том, что Арбитражным судом Новосибирской области она признана банкротом: 16.01.19 в 


11:23 - аудиозаписи Запись от 2019.01.16.WAV; 19.01.19 в 10:29 - аудиозаписи Запись от  2019.01.19.WAV; 22.01.19 в 13:40 - аудиозаписи Запись от 2019.01.22.WAV; 28.01.19 в 09:42  - аудиозаписи Запись от 2019.01.28.WAV. 

Административному органу добровольно представлен ответ ООО «ЭВЕРЕСТ», в  предоставлении запрашиваемой информации не отказано. 

Из полученного ответа от 24.06.2019 следовало, что ООО «Эверест» осуществляло  взаимодействие с ФИО2 на основании субагентского договора от 09.01.2019 № 09- 01-2019 ФП-ЭВ, заключенного между обществом и ООО «Финпротект», взаимодействие  осуществлялось в период с 11.01.2019 – 01.03.2019 путем телефонных переговоров. 

В нарушение подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 7 Закона № 230-ФЗ, осуществле- ны телефонные переговоры по инициативе кредитора на номер телефона, принадлежащий  ФИО2 в период с 16.01.2019-22.01.2019 осуществлено 3 взаимодействия (допусти- мое количество взаимодействий – 2). 

По факту выявленного административного правонарушения 22.07.2019 уполномочен- ным лицом Управления ФССП России по Новосибирской области, в отсутствие законного  представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол   № 191/19/54000-АП об административном правонарушении, ответственность за которое  предусмотрена частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Эверест» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанным  наличие в действиях ООО «Эверест» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда  первой инстанции по следующим основаниям. 

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, име- лось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения ли-


цом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении,  имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и  полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом  административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли  основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. 

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. 

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического  лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. 

Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ установлена административная ответственность за  совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за  исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной  задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и  законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до  пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или  дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от два- дцати тысяч до двухсот тысяч рублей. 

Частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ установлена административная ответственность за  нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное юридическим лицом,  включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по  возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, - влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до  двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на  юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное  приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 


Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере потребитель- ского кредита (займа). 

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ, образуют действия, направленные на возврат просроченной задолженности, которые нарушают законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату  просроченной задолженности. 

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ, является юридическое лицо, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного  вида деятельности. 

Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических  лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, урегулированы нормами Федерального закона № 230-ФЗ от 03.07.2016 "О защите прав и законных интересов физических лиц при  осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изме- нений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых органи- зациях". 

В силу положений пункта 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ при совершении действий,  направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от  его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя: лич- ные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие); телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в  том числе подвижной радиотелефонной связи; почтовые отправления по месту жительства  или месту пребывания должника. 

Иные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от  его имени и (или) в его интересах (за исключением указанных в части 1 статьи 4 Закона №  230-ФЗ), могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и креди- тором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах. 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 230-ФЗ направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени  и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником  лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновремен-


ном соблюдении следующих условий: 1) имеется согласие должника на осуществление  направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом; 2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия. 

В силу положений этой же статьи Закона, согласие, должно быть дано в письменной  форме в виде отдельного документа, содержащее, в том числе, согласие должника на обра- ботку его персональных данных.  

Как следует из части 1 статьи 5 Закона № 230-ФЗ, взаимодействие с должником,  направленное на возврат просроченной задолженности, способами, предусмотренными  пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять только: 

В соответствии со статьей 6 Закона № 230-ФЗ при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его  имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно. Не допуска- ются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица,  действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с оказанием пси- хологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершени- ем иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц. 

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона № 230-ФЗ по инициативе кредитора или  лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное  взаимодействие с должником: 


Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяс- нению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее  противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность  лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие адми- нистративную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;  обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;  иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины  и условия совершения данного правонарушения. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об  административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании  которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанав- ливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность  лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства,  имеющие значение для правильного разрешения дела. 

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении,  иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пока- заниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также  показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. 

Как следует из материалов дела, ООО «Эверест» осуществляло взаимодействие с ФИО2 на основании субагентского договора от 09.01.2019 № 09-01-2019 ФП-ЭВ, за- ключенного между обществом и ООО «Финпротект», взаимодействие осуществлялось в период с 11.01.2019 – 01.03.2019 путем телефонных переговоров. 

В нарушение подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 7 Закона № 230-ФЗ, осуществле- ны телефонные переговоры по инициативе кредитора на номер телефона, принадлежащий  ФИО2 в период с 16.01.2019-22.01.2019 осуществлено 3 взаимодействия (допусти- мое количество взаимодействий – 2). 

Апеллянт в жалобе указывает, что при расчёте в соответствии с Закона № 107-ФЗ, и  при расчёте от даты начала работы с задолженностью в действиях ООО «ЭВЕРЕСТ» отсут- ствует нарушение, так как установленная Законом № 230-ФЗ частота (не более 2 раз в неделю) соблюдается. 

Данный довод приводился обществом в суде первой инстанции, был оценен и иссле- дован в совокупности с материалами дела и обоснованно отклонен. 


Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ "Об исчис- лении времени" календарной неделей признается период времени с понедельника по воскре- сенье продолжительностью семь календарных дней. 

Вместе с тем, часть 3 статьи 7 Федерального закона № 230-ФЗ не содержит указания  на календарную неделю. 

Согласно статьям 190, 191 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) срок, установ- ленный законом, иными правовыми актами, определяется календарной датой или истечени- ем периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.  Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. На основании  абзаца 2 статьи 190 ГК РФ срок может определяться также указанием на событие, которое  должно неизбежно наступить. 

Таким образом, учитывая требования Закона N 230-ФЗ, его цели, при исчислении срока неделями начало его течения должно определяться событием - датой первого взаимодействия (телефонных переговоров). 

Исходя из изложенного, учитывая требования Закона № 230-ФЗ, его цели, при исчис- лении срока неделями начало его течения должно определяться событием - датой первого  взаимодействия (телефонных переговоров) – 16.01.2019. 

Соответственно за неделю 16.01.2019-23.01.2019 осуществлены 3 взаимодействия  (16.01.2019, 19.01.2019, 22.01.2019) в нарушение подпункта «б» пункта 3 части 3 статьи 7  Закона № 230-ФЗ. 

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о  наличии в действиях общества нарушения требований подпункта пункта 3 части 3 статьи 7  Федерального закона № 230-ФЗ. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Закона № 230-ФЗ по инициативе кредитора или  лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на  возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (непосредственное  взаимодействие): со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом. 

Как следует из материалов дела, обществом в нарушение пункта 1 части 1 статьи 7  Закона № 230-ФЗ было допущено непосредственное взаимодействие с должником, в отношении которого принято решение о признании его несостоятельным (банкротом), о чем за- интересованному лицу было известно из общения с должником. 


Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 14.57 КоАП РФ

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяс- нению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. 

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и  норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все  зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). 

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении  юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях,  когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к  административной ответственности за административное правонарушение ставится в зави- симость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того,  что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты  все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам  установлению не подлежат. 

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении  юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем  установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской  Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным  юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество  предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований Федерального закона № 


230-ФЗ в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно  не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотри- тельности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. 

Таким образом, общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований Федерального закона № 230-ФЗ. 

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи, с чем суд первой инстанции правомерно признал,  что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ

Порядок оформления и содержание протокола об административном правонарушении  от 22.07.2019 № 191/19-54000-АП соответствует требованиям, предусмотренным в статье  28.2 КоАП РФ

Довод заявителя жалобы о нарушении Управлением установленного Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред- принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля" порядка проведения проверки и получения доказательств судом апелляционной  инстанции отклоняется как несостоятельный. 

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указываю- щих на наличие события административного правонарушения; 

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в сред- ствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений,  предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).  

Из материалов дела следует, что поводом для возбуждения Управлением дела об административном правонарушении и выяснения всех обстоятельств дела послужило обращение ФИО2 о нарушении обществом положений Федерального закона № 230-ФЗ. 

Указанное заявление принято Управлением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон № 59-ФЗ). 


Таким образом, вменяемое обществу нарушение требований Федерального закона №  230-ФЗ выявлено административным органом не в ходе осуществления государственного  контроля (надзора), муниципального контроля, а в результате рассмотрения уполномочен- ными должностными лицами административного органа жалобы гражданина. 

В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 4 Закона № 59-ФЗ обращение гражданина -  направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному  лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или  жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного  самоуправления. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конститу- ционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о  нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государ- ственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба - просьба гражданина о восста- новлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. 

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 230-ФЗ указанный Федеральный  закон устанавливает в целях защиты прав и законных интересов физических лиц правовые  основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения  действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возник- шей из денежных обязательств. 

Целью данного Закона является именно защита прав и законных интересов физических лиц в результате возникновения отношений в сфере взыскания просроченной задолженности. 

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы  человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл,  содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,  местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. 

Таким образом, рассмотрение обращения в виде жалобы ФИО2 производи- лось в соответствии с правовыми нормами, изложенными в Законе № 59-ФЗ. 

В соответствии с пунктом 104 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального  органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих  деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, а в соответствии с частью 2 статьи 14.57 КоАП РФ 


нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное юридическим лицом,  включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по  возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности влечет адми- нистративную ответственность по указанной статье. 

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из пово- дов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указы- вающих на наличие события административного правонарушения. 

Таким образом, именно непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения на основании достаточных данных, поступивших в Управление, явилось  основанием для составления протокола об административном правонарушении. 

В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами,  если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями,  должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (часть 1). Документы могут содержать сведения, зафиксиро- ванные как в письменной, так и в иной форме. 

Таким образом, основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении, в связи с  чем, законодательством подробно регламентирована процедура его составления. Перечень  доказательств, содержащийся в статье 26.2 КоАП РФ, не является исчерпывающим. По  смыслу данной нормы правонарушение может подтверждаться различными доказательствами, полученными в соответствии с законом. 

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении  дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оце- ниваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). 

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть  признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не  были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи  25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации. 


В нарушение требований статьи 65 АПК РФ общество не представило в суд доказательств того, что заявителем использованы доказательства, полученные с нарушением закона. 

При этом суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку общества на несоблюдение  Управлением при составлении протокола об административном правонарушении срока его  составления, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, в связи с тем, что данный факт не  признан существенным недостатком, поскольку этот срок не является пресекательным  (пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, воз- никших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005   № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях"). 

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве  по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено. 

 Срок давности для привлечения к административной ответственности, установленной  статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. 

 Оснований для замены назначенного Обществу наказания в виде административного  штрафа на предупреждение не имеется. 

 Оснований для признания совершенного обществом административного  правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной  инстанции не усматривает. 

 В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации  правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки  конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет  место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие  обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к  ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение  причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о  малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1  КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания; квалификация  правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных  случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления 


применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом  применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. 

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с  чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного  правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и  степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда  личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в  исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда. 

С учетом объекта посягательства и отсутствия исключительности оснований для  признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной  ответственности (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено. 

Имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апеллянта о  малозначительности совершенного правонарушения, не свидетельствуют о наличии  оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного  обществом правонарушения малозначительным, при этом фактические обстоятельства  совершенного административного правонарушения не имеют свойства исключительности,  природа допущенных нарушений свидетельствует о пренебрежительном отношении  общества к возложенным на него Федеральным законом № 230-ФЗ обязанностям, и  исключает возможность в рассматриваемом случае применения положений статьи 2.9 КоАП  РФ, предусматривающих освобождение лица от административной ответственности в связи с  малозначительностью деяния. На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие  отягчающих обстоятельств, суд первой инстанции правомерно назначил административное  наказание в минимальном размере в пределах санкции данной статьи в размере 50000 руб. 

Апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, доказательств,  представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии  обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении,  предусмотренных статей 24.5 КоАП РФ и оснований для признания доводов апелляционной  жалобы обоснованными. В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном  толковании норм права, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в  основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения  обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой  инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне  исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка,  нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для 


отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно  принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. 

 Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.10.2019 по делу № А45- 29416/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭВЕРЕСТ» - без удовлетворения. 

 Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев 

со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области. 

Председательствующий Т.В. Павлюк

Судьи С.В. Кривошеина

ФИО1