СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
г. Томск Дело № А45-10166/2016
резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017
текст постановления изготовлен в полном объеме 26 января 2017
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей: ФИО1, Н.А. Усаниной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.А. Лачиновой с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – доверенность от 21.12.2016
от заинтересованного лица: ФИО3 – доверенность от 10.01.17, ФИО4 – доверенность от 18.11.16
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Джой Глобал» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 октября 2016 года по делу №А45-10166/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Джой Глобал» (653212, ул. Мира, д. 15,пос. Калачево, Кемеровская обл., ИНН <***> , ОГРН <***>)
к Новосибирской таможне (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 24.03.2016 № 11-01-16/04632 и обязании возвратить денежные обеспечение уплаты антидемпинговой пошлины в размере 847 495
руб. 55 коп., о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Джой Глобал» (далее - заявитель, ООО «Джой Глобал», Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным решения от 24.03.2016 № 11-01-16/04632 об отказе в возврате денежных средств и обязании возвратить денежные обеспечение уплаты антидемпинговой пошлины в размере 847 495,55 руб., о взыскании 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 27.10.2016 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам,неверное применение и толкование судом материальных норм национального и международного права, неправильное применение норм материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ее податель приводит доводы о том, что таможенным органом неправомерно был затребован сертификат о происхождении товара общей формы, выданный уполномоченным органом страны происхождения, не принят сертификат №БН от 20.11.2015, выданный «JoyGlobalINC».
По мнению апеллянта, ООО «Джой Глобал» в порядке статей 59, 60, 63 Таможенного кодекса Таможенного Союза были представлены все необходимые документы в соответствии с действующим законодательством, подтверждающие страну происхождения товаров – Соединенные Штаты Америки (США), декларируемых в декларации на товары №106090050/221215/0011957; действующим таможенным законодательством не установлено применение антидемпинговой пошлины в отношении товаров, которые ввозятся из США, а в случае, если такая оплата была произведена заявителем за товары, на которые распространяются тарифные ограничения другой страны, является основанием для возврата уплаченного обеспечения заявителю.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 07.12.2015 ООО «Джой Глобал» была подана в Новосибирскую таможню ДТ № 10609050/071215/0010692 с целью выпуска товаров, ввезенный в рамках реализации договора на поставку товара № 916 от 23.04.2014, заключенного между ООО «Джой Глобал» (покупатель) и компанией «Joy Global Surface mining Inc», США (поставщик):
- № 1 - втулка распорная. В графе 33 ДТ заявлен классификационный код 7326 90 930 9 ТН ВЭД ЕАЭС. В графе 34 заявлен код страны происхождения «US» (США);
- № 2 - подшипники качения шариковые, артикул 25Z246D1. В графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 10 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС. В графе 34 заявлен код страны происхождения «KR» (Республика Корея);
- № 3 - подшипники качения конические, артикул 25Z259D33. В графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС. В графе 34 заявлен код страны происхождения «US» (Соединенные Штаты Америки);
- № 4 - подшипники качения сферические, артикул 25Z539D16. В графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 30 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС. В графе 34 заявлен код страны происхождения «US» (Соединенные Штаты Америки);
- № 5 - подшипники качения роликовые, артикул 25Q86D1. В графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 50 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС. В графе 34 заявлен код страны происхождения «US» (Соединенные Штаты Америки).
В качестве документа подтверждающего страну происхождения товаров, указанную в ДТ № 10609050/071215/0010692, в соответствии с требованиями статьи 183 ТК ТС, части 3 статьи 109 Федерального закона № 311-ФЗ, статей 59,60 ТК ТС заявителем был указан и представлен сертификат о стране происхождения № БН от 20.11.2015, выданный иностранной компанией «Joy Global Surface mining Inc» по инвойсу№ 9405141 , в котором указано, товары, в том числе, с артикулами 25Z259D33? 25Z539D16, 25Q86D1 являются продукцией Соединенных Штатов, общее количество грузовых мест 7, для которых страна происхождения - Соединенные Штаты (л.д. 36 т. 1);
Кроме этого, Обществом представлены: авиагрузовая накладная 580 ORD 08811633, в которой аэропорт отправления указан город Чикаго, США, имеются сведения о том, что товары, технологии, программное обеспечение экспортировались из Соединенных Штатов; коммерческий инвойсот 20.11.2015 № 9405141, в котором указана страна происхождения - США (л.д.30-31, 33-35, 37) .
08.12.2015 должностным лицом Новосибирской таможни принято решение о проведении дополнительной проверки в отношении товаров №№ 3, 4, 5 ДТ №10609050/071215/0010692 на основании системы управления рисками в части соблюдения законодательства по применению антидемпинговой пошлины в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного Союза, по подтверждению страны происхождения товара.
В ходе дополнительной проверки были запрошены оригиналы документов, подтверждающих страну происхождения товаров №№ 3, 4, 5 ДТ №10609050/071215/0010692.
В пояснениях № БН от 23.12.2015, представленных таможенному органу, Общество сообщило, что контрактом от 23.04.2014 № 916 не предусмотрено предоставление поставщиком сертификата о стране происхождения формы «А»; страны, заявленные в ДТ, подтверждаются коммерческими документами, пересекшими таможенную границу Таможенного союза, о чем свидетельствуют отметки таможенного органа, сертификатом страны происхождения товара, выданным отправителем - продавцом в соответствии со статьями 59, 60 Таможенного кодекса Таможенного Союза.
Кроме этого, Общество ссылалось, что Российской Федерацией преференциальный режим в отношении товаров, происходящих из США, предоставлен не был, Торгово - промышленные палаты США и иные уполномоченные органы сертификат происхождения товаров формы «А» для товаров, поступающих в Российскую Федерацию по прямым договорам, не выдают, в связи с чем сертификат формы «А» предоставлен быть не может.
21.12.2015 по результатам проведения документального контроля ДТ № 10609050/071215/0010692 должностным лицом Новосибирского таможенного поста (Центр электронного декларирования) (далее - ЦЭД) приняты решения о выпуске товаров № 1, 2 по ДТ № 10609050/071215/0010692 в соответствии с заявленной таможенной процедурой «для внутреннего потребления» и об отказе в выпуске товаров №№ 3, 4, 5 по ДТ № 10609050/071215/0010692 в соответствии с пунктом 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного Союза в связи с непредставлением сертификата страны происхождения и обеспечения уплаты антидемпинговой пошлины (подпункты 1,3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС) (оформлено письмом № 19-12/0790, л.д. 29 т. 1).
В дальнейшем, товары №№ 3, 4, 5 по ДТ № 10609050/071215/0010692 были декларированы товарами №№ 1, 2,3 по ДТ № 10609050/221215/0011957.
При повторной подаче ДТ № 10609050/221215/0011957 программным обеспечением был выявлен риск нарушения законодательства по применению антидемпинговой пошлины, в связи с чем по товарам №№ 1, 2, 3, задекларированным в ДТ №10609050/221215/0011957, таможенным органом в соответствии со статьей 210 Таможенного кодекса Таможенного Союза у декларанта был запрошен сертификат о происхождении товаров в целях соблюдения установленных ограничений.
Обществом внесено обеспечение уплаты таможенных пошлин в размере 847 495,55 руб. по таможенной расписке № TP - 6085343.
Товары, заявленные в ДТ № 10609050/221215/0011957, выпущены 23.12.2015 под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Общество обратилось в Новосибирскую таможню с заявлением о возврате (зачете) денежного залога (вх. от 04.03.2016 № 02711).
Решением от 24.03.2016 № 11-01-16/04632 таможенный орган отказал в возврате денежных средств.
В качестве основания для вынесения указанного решения послужили выводы таможенного органа о несоблюдении условий, установленных частью 1 статьи 149 Федерального закона № 311-ФЗ, в связи с неисполнением обязательств, обеспеченных денежным залогом в размере 847 495,55 руб. по ДТ № 10609050/221215/0011957.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 58, 59, 60, 61, 62 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), статей 109, 110 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ), Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 197 от 17.09.2013 «О продлении применения антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых (ввезенных) на единую таможенную территорию Таможенного союза», Соглашением о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенным Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 12.12.2008 (далее - Правила), Классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 378, статями 71, 200, 201 АПК РФ, учитывая правовую позицию Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 6 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу о законности оспариваемого решения таможенного органа и недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
При выполнении указанных условий товар приобретает статус товаров таможенного союза (пункт 2 статьи 210 ТК ТС).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 181 при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе применение льгот по уплате таможенных платежей.
Таможенные органы в соответствии со статьей 110 Федерального закона № 311-ФЗ осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 197 от 17 сентября 2013 года «О продлении применения антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых (ввезенных) на единую таможенную территорию Таможенного союза», продлено до 20 января 2018 года действие антидемпинговой меры, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 705 «О мерах по защите экономических интересов производителей подшипников качения в Таможенном союзе».
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона № 311-ФЗ определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 ТК ТС.
Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных этим Законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (часть 3 статьи 109 Федерального закона № 311-ФЗ).
В статье 59 ТК ТС установлено, что в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Согласно пункту 1 статьи 60 ТК ТС декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
Сертификат о происхождении товара в понимании пункта 1 статьи 61 ТК ТС - это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Совокупный анализ данных норм права, как правильно указал суд первой инстанции, показывает, что страна происхождения товара подтверждается двумя видами документов, в том числе: декларацией о происхождении товара и сертификатом происхождения.
В свою очередь сертификат происхождения товаров используется двух видов, в том числе сертификат формы «А» и сертификат общей формы (certificate of origin).
Сертификат формы «А» необходим для предоставления тарифных преференций, и требования к его оформлению установлены Приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющимся приложением к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12.12.2008. Сертификат общей формы (certificate of origin) оформляется по правилам уполномоченного органа страны-экспортера. Законодательством таможенного союза требования к оформлению сертификатов общей формы не установлены.
В специальном приложении к «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973), вступившей в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 года ("Собрание законодательства РФ", 08.08.2011 № 32), доведены правила определения и документального подтверждения происхождения товаров, в том числе, в главе 2 данного приложения определены порядок заявления и форма различных типов документального подтверждения происхождения, в том числе образцы бланка сертификата о происхождении товара и положения о ином документальном подтверждении, нежели сертификат о происхождении. Пунктом 12 данной главы доведены рекомендации по практическому применению в случае документального подтверждения происхождения, путем представления декларации о происхождении. Данным пунктом определено, что декларация о происхождении должна приниматься в случаях:
(a) товаров, отсылаемых небольшими партиями в адрес частных лиц или перевозимых в багаже пассажиров при условии, что такой импорт носит некоммерческий характер и совокупная стоимость импортируемых товаров не превышает сумму, которая не должна быть меньше 500 долларов США;
(b) партий товаров коммерческого назначения, совокупная стоимость которых не превышает сумму, которая не должна быть меньше 300 долларов США.
В случаях отправки нескольких партий товаров, перечисленных в пункте (a) или (b), одновременно, одним и тем же способом, одному и тому же грузополучателю, одним и тем же грузоотправителем, суммарная стоимость считается равной общей стоимости этих партий товаров.
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) является одним из основополагающих документов в рамках ВТО в сфере таможенного дела и предполагает создание единых принципов таможенной политики.
Киотская конвенция была заключена 18.05.1973 на состоявшейся в Киото 41/42-ой сессии Совета таможенного содружества и вступила в силу в 1974 г. на сегодняшний день ее членами являются 105 государств, в том числе (Россия присоединилась с 21.11.2011, Китай присоединился с 15.06.2000, Япония присоединилась с 26.06.2001 и т.д.).
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2010 № 279-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года.
В специальном приложении к «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур», доведены правила определения и документального подтверждения происхождения товаров, в том числе, в главе 2 данного приложения определен порядок заявления и форма различных типов документального подтверждения происхождения, в том числе образец бланка сертификата о происхождении товара.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3 статьи 61 ТК ТС).
При декларировании товара, сертификат происхождения подлежит указанию в гр. 44 ДТ под кодом вида документа 06016 в соответствии с Классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 378.
Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 ТК ТС).
На основании пункта 1 статьи 62 ТК ТС при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В пункте 1 статьи 63 ТК ТС определено, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1) пункта 2 настоящей статьи.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом задекларированы товары коммерческого назначения, при этом совокупная стоимость каждой партии продекларированных товаров превышает значение сумм 300 долларов США, что в соответствии с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур исключает возможность принятия в качестве документа подтверждающего страну происхождения декларацию о происхождении.
Правовая позиция Новосибирской таможни (письмо №19-12/0826 от 30.12.2015) основана на том, что в соответствии со статьей 58 ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товара, в соответствии с требованиями статьи 183, 62, 210 ТК ТС.
Согласно подпунктам 1,3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий (i) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом; (ii) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
По мнению таможенного органа, документом, подтверждающим соблюдение ограничений по товарам, в отношении которых таможенным законодательством установлены специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, взимаемые в зависимости от страны происхождения товаров, является сертификат о происхождении товара, который должен однозначно свидетельствовать о стране происхождения товара, выдаваться уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Из материалов дела следует, что Новосибирской таможней в целях необходимости выпуска товаров №№ 1, 2,3 по ДТ № 10609050/221215/0011957 (ранее задекларированные как №3,4,5 по ДТ № 10609050/071215/0010692) не были приняты документы в качестве сертификата происхождения товара: оригинальный сертификат от 20.11.2015, авиагрузовая накладная 580 ORD 08811633, коммерческий инвойс №9405141 от 20.11.2015 ООО «Джой Глобал», в связи с чем Общество оплатило обеспечение уплаты антидемпинговой пошлины для товаров с кодом 8482 20 000 9, страной происхождения которых является Китайская Народная Республика.
Оплата подтверждается таможенной распиской №ТР-6085343 в размере 847 495,55 руб. исходя из размера ставок антидемпинговой пошлины 41,5%, установленного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 №197.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при декларировании товара заявитель не представил сертификат происхождения товара.
Сертификат, представленный компанией отправителя товара, судом обоснованно не принят в качестве сертификата о происхождении товара, поскольку выдан неуполномоченным органом и не соответствует форме сертификата происхождения товара в соответствии с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).
Доводы о том, что представленные таможенному органу документы были надлежащим образом оформлены и содержали информацию о стране происхождения, материалами дела не подтверждаются.
Из материалов дела усматривается, что заявленные классификационные коды товаров №№ 3, 4, 5 по ДТ № 10609050/071215/0010692, №№ 1, 2, 3 по ДТ №10609050/221215/0011957 попадают в список классификационных кодов, указанных в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 № 197 «О продлении применения антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых (ввезенных) на единую таможенную территорию Таможенного союза», согласно которого установлено применять антидемпинговую меру посредством введения антидемпинговой пошлины сроком по 20 января 2018 г. включительно в размерах, согласно приложению к данному решению, в отношении ввозимых (ввезенных) на единую таможенную территорию Таможенного союза товаров, происходящих из Китайской Народной Республики, классифицируемых кодами 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0, 8482 99 000 0 ТН ВЭД ТС.
Таким образом, подшипники, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 8482 20 000 9, 8482 30 000 9, 8482 50 000 9, имеют ограничения к ввозу на территорию Таможенного союза, выпуск данных товаров на территории Таможенного союза возможен в случае подтверждения страны происхождения, либо уплаты обеспечения уплаты таможенных пошлин.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Исходя из положений статей 59, 61 ТК ТС происхождение спорных товаров из США может быть подтверждено только сертификатом общей формы, выданным уполномоченным органом США.
Представленный по ДТ№ 10609050/071215/0010692 отправителем «JoyGlobalSurfaceminingInc» сертификат выдан неуполномоченным органом и не соответствует форме сертификата происхождения товаров, установленной Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в связи с чем не является документом, подтверждающим соблюдение установленных ограничений.
ООО «Джой Глобал» не представило надлежащим образом оформленный сертификат о стране происхождения товара, выданный уполномоченным органом США.
Обществом документально не подтверждено отсутствие возможности представить сертификат происхождения в отношении спорного товара, оформленного уполномоченным лицом по общей форме.
Кроме этого, при проведении проверки документов и сведений должностным лицом таможенного органа был выявлен факт несоответствия и недостоверности сведений в коммерческих документах.
Доводы о том, что происхождение товара подтверждается коммерческими документами (коммерческий инвойсом от 20.11.2015 № 9405141, авиагрузовой накладной 580 ORD 08811633), отклоняются апелляционным судом, поскольку указанные документы не могут быть приняты в качестве сертификата происхождения товара, выданного уполномоченным органом; при этом, в авиагрузовой накладной 580 ORD 08811633 отсутствует информация о стране происхождения товара, а содержащиеся в ней сведения об аэропорте отправления, месте экспорта товара не являются подтверждением страны происхождения товара, не свидетельствует изготовлении товара в США.
Необходимо также учесть, что в 31 графе товара № 1 ДТ №10609050/211215/0011957 (товар № 3 ДТ № 10609050/071215/0010692) указано следующее описание: «ПОДШИПНИК «TIMKEN» РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ 1-РЯДНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ, изготовитель: JOYGLOBALINC. товарный знак: Р&Н, артикул: 25Z259D33, модель: 941-932, количество: 8 шт, размеры: 4.000»Х8.375»Х2.625».
По информации, полученной от ООО «Тимкен-Рус Сервис Компани», товарный знак «TIMKEN» зарегистрирован в Китае; права на продажу товаров, маркированных товарным знаком «TIMKEN», предоставлены компании BeijingCATICIndustryLimited, следовательно, спорный товар, задекларированный по ДТ №10609050/211215/0011957, имеет признаки, указывающие на страну происхождения товара - Китай.
Доказательств, безусловно подтверждающих производство ввезенного товара по спорным позициям (подшипники) в США с указанием места производства, Обществом не представлено.
Ссылка на письмо отправителя Транснациональная компания «Джой Глобал» от 10.06.2015 (л. д. 109) судом первой инстанции правомерно отклонена в связи с отсутствием документального подтверждения, позволяющего однозначно определить, что местом производства спорного товара является США, при наличии у производителя товара филиалов, расположенных в разных странах.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда первой инстанции относительно того, что в ходе таможенной проверки и судебного разбирательства ООО «Джой Глобал» не представлено документа, однозначно свидетельствующего о стране происхождения задекларированного товара по спорным позициям.
При этом, обязанность представления документов, подтверждающих страну происхождения товара, и сведений, заявленных в ДТ, в соответствии со статьей 188 ТК ТС лежит на декларанте.
Поскольку декларантом не представлены документы, предусмотренные Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки документов и сведений, заявленных в ДТ, у декларанта были запрошены дополнительные документы, а именно: сертификат о происхождении товара.
Однако декларантом сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом представлен не был.
Между тем, Общество обратилось с заявлением о выпуске товаров под обеспечение.
В силу 88 ТК ТС сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве - члене Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта и главой 3 настоящего Кодекса.
Если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Из материалов дела следует, при рассмотрении заявления ООО «Джой Глобал» от 04.03.2016 № 02711 о возврате денежного залога и приложенных к нему документов, таможенным органом установлено, что денежный залог вносился для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при проведении в соответствии со статьей 110 Федеральный закон № 311-ФЗ дополнительной проверки заявленных сведений о стране происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно - тарифного и нетарифного регулирования.
На момент поступления заявления о возврате денежного залога от ООО «Джой Глобал» в Новосибирской таможне отсутствовала информация об исполнении и об отсутствии возникновения обязательства, обеспеченного денежным залогом по TP № 10609050/231215/ТР-6085343, в связи с чем Новосибирской таможней было принято решение об отказе в возврате денежных средств, формализованное в письме от 24.03.2016 № 11-01-19/04632 «Об отказе в возврате денежных средств».
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Порядок возврата таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств регламентирован главой 17 Федерального закона № 311-ФЗ.
При этом порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и порядок возврата (зачета) денежного залога урегулированы статьями 147 и 149 Федерального закона № 311-ФЗ.
Поскольку запрашиваемый таможенным органом сертификат происхождения товаров (общей формы), выданный уполномоченным органом США, ООО «Джой Глобал» не был представлен, обязательство по подтверждению соблюдения ограничений не исполнено, уплаченное обеспечение в размере 847 495,55 руб. по таможенной расписке №TP - 6085343, возврату не подлежало.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и учитывая, что при проведении проверочных мероприятий таможенным органом установлено внесение Обществом денежного залога для обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, отсутствовала информации об исполнении либо возникновении обязательства, обеспеченного денежным залогом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у таможенного органа основания для принятия оспариваемого решения об отказе в возврате денежных средств по спорным позициям товара.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение таможенного органа от 24.03.2016 № 11-01-16/04632 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, в связи с отсутствием совокупности условий, установленных статьями 198, 201 АПК, судом первой инстанции правомерно отказано Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 октября 2016 года по делу № А45-10166/2016оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Джой Глобал» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий С. ФИО5
Судьи ФИО1
ФИО6