ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-11359/2021 от 14.01.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                          Дело № А27- 17300/2021

14 января 2022

           Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (№ 07АП-11359/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2021 по делу № А27- 17300/2021 (судья С.В. Гисич) рассмотренное в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (г. Кемерово, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью «Гидроремонт» (Кемеровская обл. – Кузбасс, г. Новокузнецк, ОГРН 1054221014055, ИНН 4221017835) о взыскании 9 812 руб. 10 коп. ущерба, возникшего в связи с несвоевременным представлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996,

без участия сторон,

У С Т А Н О В И Л:

государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (с учетом произведенной процессуальной замены истца) (далее – Управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Гидроремонт» (далее – общество, ООО «Гидроремонт») о взыскании 9 812 руб. 10 коп. ущерба, возникшего в связи с несвоевременным представлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996.

Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 17.11.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм материального права.

В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Гидроремонт» зарегистрировано в качестве страхователя Государственным учреждением – Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кузнецком районе г. Новокузнецка Кемеровской области.

Сведения по форме СЗВ-М (исх.) за январь 2020 года на 13 застрахованных лиц (в том числе Корбань А.С.) были представлены ООО «Гидроремонт» в пенсионный фонд 11.02.2020 по телекоммуникационным каналам связи.

Сведения по форме СЗВ-М (исх.) за февраль 2020 года на 12 застрахованных лиц (без Корбань А.С.) были представлены ООО «Гидроремонт» в пенсионный фонд 13.03.2017 по телекоммуникационным каналам связи. 26.02.2021 ответчик на основании уведомления об устранении ошибок и несоответствий по телекоммуникационным каналам связи представил сведения по форме СЗВ-М (доп.) за февраль 2020 года на 1 застрахованное лицо – Корбань А.С.

Поскольку дополняющие сведения были представлены в течение 5 дней со дня получения уведомления, в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, к ООО «Гидроремонт» финансовые санкции не применялись.

Поскольку сведения в отношении Корбань А.С. за февраль 2020 года не поступили своевременно, истец счел, что данное лицо прекратило трудовую деятельность, на основании чего принял решение об индексации пенсии.

Указанное повлекло выплату пенсии Корбань А.С. в завышенном размере за период с 01.02.2020 по 31.03.2021, в результате чего, по мнению истца, пенсионному фонду причинен ущерб в размере 9 812 руб. 10 коп. в виде излишне выплаченной пенсии.

Ответчику была направлена претензия от 11.06.2021 № 14-8036 с требованием добровольно возместить причиненный ущерб, неисполнение которой в добровольном порядке послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований исходил из того, что на дату вынесения решения о выплате пенсии истец располагал сведениями об осуществлении пенсионером оплачиваемой трудовой деятельности, следовательно, причинно-следственная связь между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных пенсионным фондом сумм пенсий отсутствует.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

Статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. В силу части 6 статьи 16 Закона №400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 данного Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 данного Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.

Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Частью 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.

Частью 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона № 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила), установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда РФ пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 данного Федерального закона.

Пунктом 101 Правил установлено, что излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 данного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

Страхователю надлежит возместить пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ) в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Закона, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.

При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

Как следует из материалов дела, ООО «Гидроремонт» 13.04.2020 представлены сведения по форме СЗВ-М (исх.) за март 2020 года (следующий месяц), в которых Корбань А.С. указан в качестве работающего лица.

Аналогичные сведения за 2020 год за апрель (12.05.2020), май (09.06.2020), июнь (08.07.2020), июль (12.08.2020), август (14.09.2020), сентябрь (12.10.2020), октябрь (11.11.2020), ноябрь (07.12.2020), декабрь (14.01.2021), сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год (24.02.2021) в отношении Корбань А.С. были представлены ответчиком в сроки, установленные пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Получение данных сведений подтверждается соответствующими извещениями о доставке и протоколами проверки отчетности, документы приняты без ошибок.

Возражений относительно своевременности получения данных сведений, а также конкретных данных, содержащихся в представленных формах СЗВ-М за указанные периоды, истцом не заявлено.

Таким образом, истец располагал на момент принятия решения об индексации (апрель 2020 года) и на момент фактической выплаты пенсии сведениями о том, что указанное лицо продолжало работать в организации (исходя из представленных форм СЗВ-М).

Более того, с 01.01.2020 введен в действие пункт 2.4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в соответствии с которым страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Указанные сведения представляются - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи.

Такие сведения представляются по форме «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)», которая утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п, и необходимы в целях отслеживания кадровых изменений.

Таким образом, после введения в действие указанного пункта статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ документом, из которого пенсионный фонд может сделать вывод об увольнении работника, является именно форма СЗВ-ТД.

Поскольку ООО «Гидроремонт» не были представлены сведения об увольнении данного лица по форме СЗВ-ТД в соответствии с пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, у истца отсутствовали основания признавать Корбань А.С. прекратившим трудовую деятельность.

В марте 2020 года ответчику было направлено уведомление об устранении ошибок, однако, отсутствие ответа на уведомление, при установленных выше обстоятельствах дела, не может свидетельствовать о возможности отнесения на ответчика убытков.

Таким образом, как верно отмечает суд, в рассматриваемом случае (в последующих своевременно представленных формах СЗВ-М указано спорное физическое лицо и не представлены сведения по форме СЗВ-ТД об увольнении данного лица) неуказание в одной форме СЗВ-М данного работника не могло с достоверностью свидетельствовать о том, что данное физическое лицо было уволено.

Напротив, такие доказательства, в том числе с учетом появления новой формы СЗВ-ТД, образуют совокупность доказательств, при оценке которой суд приходит к устойчивому выводу о том, что у истца было достаточно сведений о продолжении спорным физическим лицом трудовой деятельности без ее прерывания.

Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается, что пенсионный фонд после принятия решения об индексации, но еще до представления ответчиком сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М (доп.) за февраль 2020 года (в феврале 2021 года), мог узнать о продолжении осуществления трудовой деятельности из расчетов по страховым взносам.

Так, как следует из материалов дела, ООО «Гидроремонт» 13.09.2020, 19.11.2020 в налоговый орган представлены расчеты по страховым взносам за полугодие и 9 месяцев 2020 года, содержащие информацию о том, что Корбань А.С. произведены выплаты за данный период, начислены страховые взносы.

В расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года Корбань А.С. не был включен по причине его временной нетрудоспособности.

В силу наличия Соглашения «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и пенсионного фонда Российской Федерации» пенсионный фонд должен был располагать сведениями, указанными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, о том, что Корбань А.С. производились фиксированные выплаты и начислены страховые взносы.

Следовательно, пенсионный фонд ранее представления дополняющей формы СЗВ-М за февраль 2020 года (в феврале 2021 года) на основании расчетов по страховым взносам за полугодие, 9 месяцев 2020 года мог узнать о том, что Корбань А.С. не прекращал трудовую деятельность в ООО «Гидроремонт», в том числе с учетом того, что у пенсионного фонда уже имелись последующие формы СЗВ-М с данным лицом и отсутствовали сведения об увольнении по форме СЗВ-ТД.

Более того, в целях обеспечения проведения проверки сведений часть 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусматривает не автоматический перерасчет пенсии при непоступлении сведений по форме СЗВ-М за очередной месяц, а поэтапное осуществление пенсионным фондом ряда действий, которые по своей сути могут быть обозначены как: - принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - отчет СЗВ-М); - непосредственная выплата проиндексированной пенсии (в следующем месяце после принятия вышеуказанного решения).

Общий срок с момента поступления сведений в отношении пенсионера до выплаты ему проиндексированной пенсии составляет 3 месяца (включая месяц поступления сведений).

Осуществление указанных процедур предполагает, что на каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов (а не только по форме СЗВ-М), а при необходимости с учетом дополнительной информации. Ограничений в этой части закон не содержит.

Статьей 4 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлены принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в т.ч. использование сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования; соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов. Учитывая данные принципы, достоверность сведений индивидуального персонифицированного учета предполагается, но не освобождает Пенсионный фонд от проведения объективно необходимых проверочных мероприятий в рамках своей компетенции.

В Определении от 28.06.2018 № 1488-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Булиной Натальи Аркадьевны на нарушение ее конституционных прав частью 4 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оно не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не ограничивает последних в праве самостоятельно обратиться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации за перерасчетом пенсии и представить необходимые документы.

Следовательно, сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.

Пенсионный фонд, получив от страхователя 11.03.2020 сведения по форме СЗВМ (исх.) за февраль 2020 года без указания пенсионера Корбань А.С., а 13.04.2020 – сведения по форме СЗВ-М (исх.) за март 2020 года с указанием этого пенсионера в качестве работающего лица, а также не получив сведения по форме СЗВ-ТД об увольнении, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт неуказания сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М (исх.) за февраль 2020 года.

Пенсионный фонд обязан принимать решение об индексации пенсии на основании всей совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а не только той их части, которая поступает составе отчетов СЗВ-М и то, принимая только одну форму СЗВ-М за февраль 2020 года и не принимая как более ранние, так и более поздние формы СЗВ-М.

Истец, располагая на момент принятия решения об индексации сведениями о том, что указанное лицо продолжало работать в организации, имел возможность проверить, что было в действительности: факт увольнения застрахованного лица или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений за февраль 2020 года.

Пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М.

Оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, вина страхователя отсутствует, поскольку страхователем подавались в пенсионный фонд достоверные сведения, обратного пенсионным фондом в ходе рассмотрения дела в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не доказано, а доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда, при этом не приводится каких-либо доказательств ее опровергающих.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд установил, что на дату вынесения решения о выплате пенсии истец располагал сведениями об осуществлении пенсионером оплачиваемой трудовой деятельности, а, следовательно, причинно-следственная связь между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных пенсионным фондом сумм пенсий отсутствует.

Иное толкование пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Поскольку органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь 258, 268, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2021 по делу № А27- 17300/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

            Судья                                                                                    Т.В. Павлюк