ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-11382/2015 от 10.12.2015 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                   Дело № А03-15131/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2015 г.

Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2015 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Полосина А.Л.,

судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности № 10 от 01.01.2015 года (сроком по 31.12.2017 года)

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности № 0044 от 05.10.2015 года (сроком по 31.12.2015 года)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управление Росреестра по Алтайскому краю) (№ 07АП-11382/15)

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 02 октября 2015 года по делу № А03-15131/2015 (судья Синцова В.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Сетевая компания «Алтайкрайэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Барнаул)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Барнаул)

о признании незаконными действия, выраженного в принятии 03.07.2015 за номером 22/011/002/2015-28 сообщения об отказе в государственной регистрации, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю осуществить государственную регистрацию кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ № 15-33 от опоры № 96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: Россия, <...>, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ «СОШ №4»,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Сетевая компания «Алтайкрайэнерго» (далее по тексту – заявитель, Общество, ОАО «СК «Алтайкрайэнерго») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выраженные в принятии 03.07.2015 года за номером 22/011/002/2015-28 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Локтевский отдел) (далее по тексту – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Алтайскому краю) отказа в государственной регистрации, об обязании осуществить государственную регистрацию кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ № 15-33 от опоры № 96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: Россия, <...>, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ «СОШ №4».

Арбитражным судом из числа заинтересованных лиц исключена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, поскольку заявителем фактически требования к данному лицу не заявлялись.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.10.2015 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Алтайскому краю обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО «СК «Алтайкрайэнерго» требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, ввиду того, что линии электропередач федеральным законодательством не отнесены к объектам капительного строительства, в отношении которых не требуется получение разрешения на строительство (разрешения на ввод объекта в эксплуатацию); указывает на противоречие содержащихся в законе Алтайского края от 03.10.2014 года №73-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» положений нормам федерального законодательства, что является нарушением части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ.

Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.

Представитель апеллянта в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представить в судебном заседании, возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку обжалуемый отказ Управления нарушает права и законные интересы ОАО «СК «Алтайкрайэнерго» как фактического владельца спорного объекта недвижимого имущества, и возлагает на него дополнительные обязанности, не предусмотренные нормами действующего законодательства.

Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, Общество осуществило строительство кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ №15-33 от опоры №96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: <...>, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ «СОШ №4».

В целях осуществления государственной регистрации прав на вышеуказанный объект недвижимого имущества 29.05.2015 года  ОАО «СК Алтайкрайэнерго» направило в Управление документы, предусмотренные статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а именно: декларацию об объекте недвижимого имущества от 29.05.2015 года по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 года № 447 и договор аренды земельного участка №145-14 от 22.09.2014 года.

05.06.2015 года за номером 22/011/002/2015-28 Управление направило в адрес Общества уведомление о приостановлении государственной регистрации кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ №15-33 от опоры №96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: <...>, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ «СОШ №4», в связи отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации права, заявителем не устранены, 03.07.2015 года Управление в адрес заявителя направило сообщение об отказе в государственной регистрации объекта недвижимости.

ОАО «СК Алтайкрайэнерго» полагая, что действия регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации спорной кабельной линии электропередачи в связи отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются незаконными, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Порядок проведения государственной регистрации прав установлен Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – Федеральный закон № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Основаниями для осуществления действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются юридические факты и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающих документов - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу пункта 2 указанной статьи не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если: право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ).

На основании пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.

В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение линейного объекта, к которым относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; строительством - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Исходя из определения линейного объекта указанного в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекс РФ, а также определения объекта капитального строительства указанного в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ вышеуказанная кабельная является линейным объектом, и объектом капитального строительства.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В соответствии с вышеуказанными нормами строительство линейных объектов осуществляется на основании разрешения на строительство, а ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, в подпунктах 1-4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определен перечень случаев, когда выдача разрешений на строительство не требуется. При этом подпунктом 5 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий по определению иных случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство Алтайским краевым Законодательным Собранием принят закон Алтайского края от 03.10.2014 года № 73-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» (далее по тексту – Закон № 73-ЗС), вступивший в законную силу с 07.10.2014 года.

Пунктом 10 статьи 1 Закона № 73-ЗС расширен утвержденный на региональном уровне в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи. 51 Градостроительного кодекса РФ перечень объектов недвижимого имущества, для строительства которых не требуется получение разрешения.

В силу пункта 5 статьи 44 Закона Алтайского края от 29.12.2009 года № 120 - ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» (далее по тексту - Закон №120-ЗС) дополнена пунктом 6, предусматривающим, что в Алтайском крае выдача разрешения на строительство не требуется в случае возведения кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно в соответствии с инвестиционными программами развития сетей энергоснабжения и (или) договорами технологического присоединения.

Исходя из мощности кабельной линии, а также документов подтверждающих строительство кабельной линии в рамках договора на осуществление технологического присоединения, линия электропередачи напряжением б кВ №15-33 от опоры №96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: Россия, <...>, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ «СОШ №4» является кабельной линией в отношении которой в соответствии с пунктом 5 статьи 44 Закона №120-ЗС выдача разрешения на строительство не требуется, как и получение разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, а регистрация такого объекта должна быть осуществлена на основании документов предусмотренных пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона №122-ФЗ, то есть на основании декларации об объекте недвижимого имущества и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Статьей 20 Федерального закона № 122-ФЗ установлены основания для отказа в государственной регистрации прав, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Установив, что на государственную регистрацию права собственности на спорные сооружение Обществом представлены предусмотренные нормами Федерального закона № 122-ФЗ документы, в том числе декларации об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 года № 447, договор аренды земельного участка № 145-14 от 22.09.2014 года, суд первой инстанции правомерно признал отказ регистрирующего органа в государственной регистрации кабельной линии электропередачи напряжением 6 кВ №15-33 от опоры №96, протяженностью 86 м., кадастровый номер 22:26:030201:4998, расположенной по адресу: <...>, в 14 м. от западного фасада здания МБОУ «СОШ №4», в связи отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, незаконным и обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «СК «Алтайкрайэнерго».

При таких обстоятельствах, отказ Управления Росреестра по Алтайскому краю в государственной регистрации права собственности на нежилые здания и сооружения является необоснованным и противоречащим требованиям Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Довод Управления на противоречие содержащихся в законе Алтайского края от 03.10.2014 года №73-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» положений нормам федерального законодательства был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно не был им принят, поскольку данные положения не являются предметом спора.

Кроме того, закон Алтайского края от 03.10.2014 года №73-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» до настоящего времени никем не оспорен и является действующим, в рассматриваемом случае положения указанного закона применены во взаимосвязи и в исполнение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.

В целом доводы подателя жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 02 октября 2015 года по делу № А03-15131/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий:                                                                  Полосин А.Л.

Судьи:                                                                                                Бородулина И.И. 

                                                                                                            Марченко Н.В.