СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № А27-13237/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Музыкантова М.Х., Хайкина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
от третьих лиц: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению муниципальной собственностью
Прокопьевского муниципального района
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 октября 2015 года
по делу № А27-13237/2015 (судья С.Е. Петракова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Разрез Трудармейский Южный», г. Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Администрации Прокопьевского муниципального района, г. Прокопьевск
к Комитету по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, Прокопьевск
третьи лица:
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва
о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Разрез Трудармейский Южный» (далее – заявитель, ООО «Разрез Трудармейский Южный», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Администрации Прокопьевского муниципального района, Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района (далее – заинтересованные лица, Администрация, Комитет, апеллянт), выразившегося в длительном нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью «Разрез Трудармейский Южный» от 22.05.2015 исх.№ 62 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами:
- 42:10:0102005:478, площадью 95771 кв. м., из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения открытых горных работ, местоположение: Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, Кузбасское сельское поселение, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 42:10:0102005, 0,160 км на юг от земельного участка с кадастровым номером 42:10:0102005:436;
- 42:10:0102005:479, площадью 103200 кв. м., из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения открытых горных работ, местоположение: Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, Кузбасское сельское поселение, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 42:10:0102005, 0,09 км на восток от земельного участка с кадастровым номером 42:10:0102005:376;
- 42:10:0102005:498, площадью 60722 кв. м., из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения открытых горных работ, местоположение: Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, Кузбасское сельское поселение, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 42:10:0102005, 0,230 км. на восток от земельного участка с кадастровым номером 42:10:0000000:275 (868) на вид разрешенного использования .: «для размещения объектов капитального строительства в целях добычи недр. Об обязании Администрации Прокопьевского муниципального района, Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Разрез Трудармейский Южный» путем рассмотрения по существу заявления общества с ограниченной ответственностью «Разрез Трудармсйский Южный» от 22.05.2015г. исх.№ 62 об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.10.2015 заявленные требования удовлетворены частично, бездействие Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, г. Прокопьевск выразившееся в длительном нерассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью «Разрез Трудармейский Южный» от 22.05.2015 исх. № 62 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 42:10:0102005:478, 42:10:0102005:479, 42:10:0102005:498 признано незаконным.
В остальной части заявления требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обосновании заявленных доводов апеллянт указывает на то, что он не является компетентным органом по разрешению вопроса, изложенного в заявлении общества от 22.05.2015, следовательно бездействие отсутствовало.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении). Апеллянтом представлено ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО «Разрез Трудармейский Южный» 25.05.2015 обратилось в Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района с заявлением № 62 от 22.05.2015 «об изменении вида разрешенного использования земельных участков», в котором, сославшись на пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 20.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статью 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», изложило просьбу об изменении вида разрешенного использования «участок для ведения открытых горных работ» земельных участков с кадастровыми номерами 42:10:0102005:478, 42:10:0102005:479, 42:10:0102005:498 на вид разрешенного использования – для размещения объектов капитального строительства в целях добычи недр. Свою просьбу общество мотивировало необходимостью размещения на спорных земельных участках линейного объекта – технологической автодороги, на основании проектной документации «Строительство технологической автодороги до перспективной промышленной площадки разреза «Трудармейский Южный».
Поскольку, по истечении 30-ти дневного срока в адрес общества не поступил ответ на заявление, общество пришло к выводу о бездействии Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района и Администрации Прокопьевского муниципального района и обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для признания позиции общества обоснованной.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №59-ФЗ) государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе, обеспечивает объективное и всестороннее рассмотрение обращения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Судом первой инстанции правильно установлено, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком осуществляются Комитетом, поскольку согласно пункту 19 статьи 3 Положения о Комитете по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского района, утвержденного Решением Прокопьевского районного Совета народных депутатов от 23.04.2009 № 98 (в редакции, действующей в период рассматриваемых правоотношений) – далее Положение, КУМС Прокопьевского муниципального района является органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками района, находящимися в муниципальной собственности Прокопьевского муниципального района, а также земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Прокопьевского муниципального района.
При осуществлении возложенных полномочий, КУМС Прокопьеского муниципального района, в том числе: принимает решения о предоставлении земельных участков на правах, определенных земельным законодательством, и о прекращении соответствующих прав (пункт 19.1. Положения); оформляет правоустанавливающие документы на землю в соответствии с действующим законодательством, нормативными, правовыми актами органов местного самоуправления (договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования, постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, а также иных соглашений, связанных с исполнением или расторжением заключенных договоров (пункт 19.2. Положения); осуществляет отдельные функции муниципального земельного контроля за использованием земель на территории Прокопьевского муниципального района в соответствии с порядком, установленным правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 19.7. Положения). Отвечает на запросы, на заявления, запросы и жалобы граждан и организаций, направленные в адрес Комитета, либо по поручению Главы района - направленные в адрес Администрации Прокопьевского муниципального района в соответствии с действующим законодательством РФ, Кемеровской области, Прокопьевского муниципального района (пункт 20 Положения).
Таким образом, заявителем нормативно не обоснованы и документально не подтверждены доводы о том, что на Администрации Прокопьевского муниципального района лежала безусловная обязанность по разрешению вопроса, изложенного в заявлении, поданном в КУМС Прокопьевского муниципального района в отношении земельных участков, находящихся в собственности Кемеровской области.
Доказательств того, что Кемеровская области передала полномочия по управлению и распоряжению в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся на территории Прокопьевского муниципального района, Администрации Прокопьевского муниципального района, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Администрация Прокопьевского муниципального района не является субъектом отношений, рассматриваемых по настоящему делу, то есть является ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Статьей 10 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (статья 12 Федерального закона № 59-ФЗ).
Поскольку, порядок подачи и рассмотрения заявлений (обращений) заинтересованных лиц об изменении вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Кемеровской области, на территории Кемеровской области не урегулирован нормативными актами Кемеровской области, суд применяет к рассматриваемым по делу правоотношениям, нормы Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Как следует из материалов дела, заявление общества, поступившее в адрес КУМС Прокопьевского муниципального района 25.05.2015, в течение установленного законом срока -3 0 дней не рассмотрено, ответ в адрес общества в указанный срок не направлен, уведомление о принятии решения о продлении срока рассмотрения заявления в адрес заявителя не направлено.
В связи с чем вывод суда о бездействии заинтересованного лица подтверждается материалами дела.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление в иных формах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Абзацем 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как установлено судом, ответ на заявление ООО «Разрез Трудармейский Южный» от 22.05.2015 № 62, направлен Комитетом в адрес общества 13.07.2015 (со ссылкой на входящий номер 2002 от 25.05.2015, присвоенный заявлению при регистрации в КУМС Прокопьевского муниципального района). В ответе разъяснены, в том числе положения норм статей 77, 78 Земельного кодекса РФ, и указано на то, что «изменение вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 42:10:0102005:478, 42:10:0102005:479, 42:10:0102005:498, имеющих категорию – земли сельскохозяйственного назначения для целей недропользования, противоречит нормам земельного законодательства РФ».
С учетом указанного, суд пришел к правомерному выводу о том, что Комитет в ходе разрешения судом спора по настоящему делу рассмотрел заявление ООО «Разрез Трудармейский Южный» по существу и дал ответ заявителю.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, пришел к выводу о наличии основания для признания его незаконным.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, о том, что заявление общества не могло быть рассмотрено по существу ввиду отсутствия у Комитета соответствующих полномочий, аналогичные приведенным в суде первой инстанции, исследованы судом первой инстанции и правомерно отклонены, поскольку при отсутствии полномочий для решения заявленных требований общества Комитет не сообщил об этом в установленный срок, чем и было допущено незаконное бездействие.
Таким образом, поскольку апеллянтом не опровергнута правильность выводов суда, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, оснований для которой у апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 октября 2015 года по делу № А27-13237/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: Судьи: | Л.А. Колупаева М.Х. Музыкантова С.Н. Хайкина |