улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А27-10601/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего | ФИО1, | |
судей | ФИО2, | |
ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4 (№ 07АП-11484/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2021 по делу № А27-10601/2021 (судья Аникина К.Е.) по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4, г. Сочи, Краснодарский край (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Администрации города Кемерово, город Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления от 03.11.2020 №3145,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО5, представитель по доверенности от 12.01.2021, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО6, представитель по доверенности от 28.12.2021, удостоверение;
У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО4) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Кемерово (далее – заинтересованное лицо, Администрация) об оспаривании постановления от 03.11.2020 №3145 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером 42:24:0201007:2264, пересечение ул. Сибиряков-Гвардейцев у ул. Терешковой.
Решением суда от 08.10.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в 2005 году заявитель на земельном участке (принадлежащем ему на праве аренды) по адресу: <...> построил нежилое здание общей площадью 189,9 кв.м (кадастровый номер 42:24:0201007:1703). Тогда же в 2005 году заявитель на земельном участке (принадлежащем ему на праве аренды) по адресу: <...> построил нежилое здание общей площадью 106,7 кв.м (кадастровый номер 42:24:0201007:1706).
В связи с тем, что объекты были возведены с отклонением от места предельно допустимого размещения, заявитель на основании части 1 статьи 40 ГрК РФ 10.07.2020 обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово за выдачей разрешения на отклонение от минимальных отступов для размещения объектов капитального строительства с 3 метров до 0 метров с северо-западной, северо-восточной, юго-восточной сторон на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0201007:2264 (л.д.40). По результатам рассмотрения данного обращения Администрацией г.Кемерово издано оспариваемое постановление от 03.11.2020 № 3145 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, в границах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201007:2264, пересечение ул. Сибиряков-Гвардейцев и ул. Терешковой».
ИП ФИО4 полагая, что отказ, изложенный в постановлении от 03.11.2020 № 3145 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, в границах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201007:2264, пересечение ул. Сибиряков-Гвардейцев и ул. Терешковой» нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого постановления незаконным. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федераци». Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ. Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, регламентирована положениями статьи 40 ГрК РФ. Согласно названной норме правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1).
Приведенный перечень случаев, необходимых для обращения правообладателя земельного участка с заявлениями о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является исчерпывающим.
В соответствии с частью 3 статьи 40 ГрК РФ заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. В силу части 4 статьи 40 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с частью 6 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается, в частности, органом местного самоуправления. В части 7 указанной статьи Кодекса установлен перечень необходимых документов, представляемых в уполномоченный орган застройщиком для получения разрешения на строительство. К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации; а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса); 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Процедура проведения публичных слушаний как следует из статьи 5.1 ГрК РФ и состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции такого проекта; 3) проведение экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Организатор не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, обеспечивает опубликование оповещения в порядке, установленном Уставом г.Кемерово для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также распространение такого оповещения на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного органа, в местах массового скопления граждан на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки в г.Кемерово заявления предпринимателя, 07.09.2020 администрацией г.Кемерово принято постановление № 2465 «О проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером 42:24:0201007:2264, пересечение ул. Сибиряков-Гвардейцев и ул. Терешковой» (опубликовано в газете «Кемерово», выпуск от 08.09.2020 № 69, размещено на сайте «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» 07.09.2020).
Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в газете «Кемерово» (выпуск от 15.09.2020 № 71), размещено на официальном сайте администрации города www.kemerovo.ru 01.09.2020.
Проект и информационные материалы к нему размещены на официальном сайте www.kemerovo.ru 22.09.2020. Собрание участников публичных слушаний состоялось 29.09.2020. В ходе публичных слушаний замечания и возражения не поступали.
Заключение о результатах публичных слушаний от 02.10.2020 № 06-02-09-01/1303 опубликовано в газете «Кемерово» (выпуск от 06.10.2020 № 77), размещено на сайте «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово» 06.10.2020. Рекомендации от 27.10.2020 № 06-02-09-01/1438-1 подготовлены на основании указанного заключения. Таким образом, процедура публичных слушаний была соблюдена.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40 ГрК РФ). Согласно части 6 статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
По результатам рассмотрения обращения предпринимателя Администрацией г.Кемерово 03.11.2020 издано оспариваемое постановление № 3145 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, в границах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201007:2264, пересечение ул. Сибиряков-Гвардейцев и ул. Терешковой».
Из указанного постановления следует, что оно принято в соответствии со статьей 40 ГрК РФ.
В силу части 6.1 статьи 40 ГрК РФ со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, указанных в данной статье. При этом рекомендации комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и заключение публичных слушаний не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с данными рекомендациями и заключением, что согласуется с положениями части 7 статьи 40 ГрК РФ, которые предусматривают право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
По смыслу положений статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации принимает решение по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учетом поступивших рекомендаций о результатах публичных слушаний. Однако итоговое решение по данному вопросу принимается главой администрации самостоятельно, и такое решение может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний (глава местной администрации вправе отказать в предоставлении разрешения с указанием причин принятого решения).
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Данная цель градостроительного законодательства корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 № 387-0), таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Норма статьи 40 ГрК РФ способствует недопущению предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку, на котором расположен объект самовольного строительства, с целью воспрепятствования легализации такого объекта во избежание причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, в статье 40 ГрК РФ, на которую указано в оспариваемом постановлении, прямо предусмотрен запрет на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при наличии самовольной постройки на земельном участке, в связи с этим доводы заявителя о необоснованности отказа суд верно признал необоснованными.
Согласно пояснениям Администрации, 12.10.2020 ФИО4 обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово с заявлениями о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию двух объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0201007:2264 (л.д.70).
Из материалов дела следует, что 16.10.2020 в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию ФИО4 было отказано (л.д.68-69, 73-74), поскольку разрешение на строительство применительно к указанному земельному участку администрацией г.Кемерово не выдавалось, с соответствующими заявлениями предприниматель в уполномоченный орган не обращался, при этом Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово установлено, что объекты построены в отсутствие разрешений на строительство, то есть являются самовольными.
К полномочиям органов местного самоуправления по осуществлению градостроительной деятельности части 6 статьи 8 ГрК РФ относит ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. В силу части 1 статьи 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (АИСОГД) - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. Согласно положениям статей 51, 55 ГрК РФ сведения о выдаче разрешения на строительство, вводе в эксплуатацию, как и отказы в их предоставлении подлежат отображению в АИСОГД.
Факт отсутствия разрешения на строительство подтверждается сведениями, содержащимися в АИСОГД г.Кемерово, представленными Администрацией (л.д. 78).
Кроме того, как верно принято во внимание судом первой инстанции, после проведения публичных слушаний и подготовки заключения от 02.10.2020, Администрацией г. Кемерово 16.10.2020 было установлено, что объекты построены в отсутствие разрешения на строительство, и сделан вывод о наличии на земельном участке самовольных построек, в связи с чем предпринимателю было отказано в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Таким образом, на момент принятия обжалуемого отказа Администрация располагала информацией о нахождении на спорном земельном участке объектов капитального строительства, являющихся самовольными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что законом не установлена определенная форма уведомления, указанного в части 6.1 статьи 40 ГрК РФ, доводы заявителя об отсутствии у Администрации на момент рассмотрения обращения уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 ГрК РФ, несостоятельны.
Установленные Администрацией обстоятельства препятствовали принятию положительного решения по заявлению о предоставлении запрашиваемого разрешения в соответствии с частью 6.1 статьи 40 ГрК РФ.
При этом правомерно отклонены в том числе по основаниям изложенным выше доводы заявителя о том, что при вынесении постановления Администрация должна была учесть результаты публичных слушаний, в ходе которых замечания и возражения отсутствовали.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 №931-0-0 указано, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, поэтому не обязательны для исполнения органом власти и не носят решающего характера при принятии решения главой местной администрации.
Таким образом, как ранее изложено, публичные слушания носят рекомендательный характер и не являются обязательными, не порождают для третьих лиц какие-либо права и обязанности. Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, которым дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
При обращении ИП ФИО4 в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой поступил чек-ордер от 13.12.2021 на сумму 1500 руб. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, в связи, с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1350 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2021 по делу № А27-10601/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4 – без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО4 г. Сочи, Краснодарский край (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1350 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 13.12.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий | ФИО1 | |
Судьи | ФИО2 ФИО3 |