ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru
г. Томск Дело № А03-6591/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2022 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
судей: Павлюк Т.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы «Картотека арбитражных дел» рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (№07АП-11951/2021) на решение от 21.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-6591/2021 (судья Трибуналова О.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФИО3 лесокомбинат» (ИНН <***>, ОГРН <***>), с. Бобровка Алтайского края, к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, о признании недействительным решения об отказе в приеме лесной декларации от 19.04.2021 №14, оформленном письмом от 20.04.2021 №151.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» в судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «ФИО3 лесокомбинат»: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ФИО3 лесокомбинат» (далее – общество, ООО «ФИО3 лесокомбинат») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – Министерство) о признании недействительным решения об отказе в приеме лесной декларации от 19.04.2021 №14, оформленного письмом от 20.04.2021 №151.
Решением от 21.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство просит состоявшийся судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что лесное законодательство до 31.12.2020 допускало проведение рубок единичных деревьев как отдельное мероприятие по уходу за лесами. Однако с 01.01.2021 вступили в силу новые Правила ухода за лесами, в которых рубка единичных деревьев в качестве отдельного мероприятия по уходу за лесами исключена.
Поскольку в лесной декларации от 19.04.2021 № 14 в квартале 286, выделе 33 Бобровского участкового лесничества Бобровского лесничества указаны мероприятия по уходу за лесами в виде рубок единичных деревьев без проектирования рубок осветления или прочистки Министерство правомерно в соответствии с пунктом 2.1.1 Административного регламента отказало в принятии указанной лесной декларации, основанной на недостоверных данных.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя Министерства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом (арендатор) и Управлением лесами Алтайского края, реорганизованным в Министерство (арендодатель,) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 25.12.2008 №П-6/7, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (далее - лесной участок), в целях его использования для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.2 Договора арендуемый лесной участок расположен в границах Первомайского района, Бобровского лесничества (бывший ФИО3 лесхоз) лесничества на площади 69 957, 24 га.
Переданный в аренду лесной участок входит в общую площадь лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в составе земель лесного фонда, расположенного на территории Первомайского района Алтайского края, имеющего условный номер объекта 11010907 и занимающего общую площадь 87050 га. Условный номер лесного участка – 6:7. Номер учетной записи по реестру – 7.
В пункте 1.4 Договора указано, что арендатору передается лесной участок для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства в объемах согласно приложению
№ 4.
Срок действия Договора: 25 лет с 14.11.2006 (пункт 8.1 Договора).
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 31.12.2008 №22-22- 24/054/2008-219.
19.04.2021 ООО «ФИО3 лесокомбинат» обратилось в Министерство с заявлением об утверждении лесной декларации №14, разработанной на основании Порядка подачи декларации по договору аренды от 25.12.2008 №П-6/7 по Бобровскому участковому лесничеству.
Извещением от 20.04.2021 № 151 Министерство отказало в принятии лесной декларации, указав, что согласно разделу VI «Особенности ухода за лесами в лесном районе ленточных боров, расположенных на территории Алтайского края и Новосибирской области» Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 534 (далее – Правила № 534) проведение рубок единичных деревьев в ленточных борах не предусмотрено.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований у Министерства для отказа в приеме лесных деклараций, признав его незаконным.
Апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, утвержден приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 539 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной Форме (далее - Порядок подачи декларации).
В силу пункта 4 Порядка подачи декларации в лесную декларацию вносится следующая информация: а) о наименовании уполномоченного органа; б) о лице, подавшем лесную декларацию: наименование (включая организационно-правовую форму), место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), контактные данные (номер телефона, факс, электронный адрес) - для юридического лица; в) о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, в частности: номер договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, номер государственной регистрации (при наличии); дата договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; г) о декларируемом периоде; д) о виде использования лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации; е) о наименовании органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка подачи декларации в Приложении 1 к лесной декларации отражается информация по всем формам и видам рубок, в том числе, по рубкам при уходе за лесами.
Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе и не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации (пункт 6 Порядка).
Согласно пункту 6.1 Порядка извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 № 641 (далее - Регламент), согласно которому предусмотрены следующие основания для отказа в приеме лесных деклараций: 1) непредставление документов, указанных в Регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункту 2.11.1 Регламента).
В рассматриваемом случае единственным основанием для отказа в приеме лесной декларации общества явилось то, что декларация не соответствует нормам и требованиям Порядка подачи декларации, а также противоречит Правилам № 534, поскольку не предусмотрено проведение рубок единичных деревьев.
Оценив законность решения Министерства, суд первой инстанции правомерно указал, что такого основания для отказа в приеме лесной декларации действующее законодательство не содержит.
Судом верно указано, что Министерством не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что поданная обществом лесная декларация содержит недостоверные сведения, не соответствует проекту освоения лесов, не соответствует форме и требованиям, установленным к ее содержанию, а также доказательств того, что к лесной декларации не представлены документы, указанные в Административном регламенте.
Обратного в материалы дела не представлено.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель Министерства пояснил, что в декларации в графе рубки, указано – рубка единичных деревьев, что противоречит действующему законодательству, поскольку данная рубка должна осуществлять только при рубках осветления, рубках прочистки. Мероприятий по проведению уходов за лесом в виде рубок осветления и прочистки согласно таксационным описаниям в квартале 286 выделе 33 Бобровского участкового лесничества Бобровского лесничества не назначено.
Суд первой инстанции, проанализировав данный довод, с учетом положений раздела II «Рубки лесных насаждений» Правил № 534, исходил из того, что рубка единичных деревьев может производиться: при проведении рубок ухода в молодняках (рубки осветления и прочистки, при которых запас древесины единичных деревьев не учитывается при определении интенсивности рубки); при проведении первых приемов иных рубок (например, прореживания и проходные рубки), при которых запас древесины единичных деревьев учитывается при определении интенсивности рубки).
Кроме того, согласно пункту 70 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, в зависимости от возраста рубок лесных насаждений и продолжительности классов возраста лесные насаждения подразделяются на группы возраста (на молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные лесные насаждения).
Исходя из положений пунктов 10 и 23 Правил ухода в разновозрастном насаждении, не достигшем возраста спелости, может быть назначена рубка единичных деревьев при наличии обстоятельств, установленных пунктами 70 и 89 Лесоустроительной инструкции.
В соответствии со статьей 64 ЛК РФ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В приложении № 4 к Договору в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2020 №20 стороны установлены виды рубок и объем заготовки, а именно предусмотрен ежегодный объем рубок единичных деревьев в размере 1,3 тыс.м3 , из них 1,3 по мягколиственным. Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 22.03.2021
№ 22-33:050601:2212-22/111/2021-10.
Также в ведомости лесотаксационных выделов указано, что в Бобровском участковом лесничестве квартале 286, выделе 33, на площади 4,5 га запроектирована выборочная рубка единичных деревьев с общим вырубаемым запасом 45 м3 .
Более того, такие виды рубок как осветления, прочистки, прореживания, проходные и т.д. предусмотрены Разделом VI Правил № 534, устанавливающим особенности ухода за лесами в лесном районе ленточных боров, расположенных на территории Алтайского края и Новосибирской области.
Для этих же видов рубок Приложением 2 к Правилам № 534 установлены нормативы рубок для лесов Западно- Сибирского подтаежно- лесостепного района.
В силу статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в установленном порядке.
Разработанный обществом проект освоения лесов представлялся на государственную экспертизу в государственный орган, на него выдано положительное заключение государственной экспертизы.
Данным заключением Министерством подтверждено, что проект освоения лесов соответствует нормам законодательства Российской Федерации, мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствуют целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта РФ (пункт 10 действующего на тот момент Порядка государственной или муниципальной экспертизы, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 №496).
Лесохозяйственным регламентом Бобровского лесничества,утвержденным приказом Министерства от 27.11.2018 №1812, утверждена расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия) древесины) в средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при уходе за лесами (Таблица 8), в размер которой включены рубки единичных деревьевобщим объемом в ликвидном запасе -1,3 тыс.кбм;
- Таксационными описаниямиматериалов лесоустройства Бобровского лесничества в квартале 286, выделе 33, на площади 4,5га Бобровского участкового лесничества назначено проведение выборочной рубки единичных деревьевс общим вырубаемым запасом 45кбм.
Таким образом, Министерство неправомерно указало на то, что согласно разделу II Правил № 534 проведение рубок единичных деревьев как отдельное мероприятие по уходу за лесами не допускается, в связи с чем поданная обществом лесная декларация не содержит недостоверных сведений и соответствует проекту освоения лесов, так как подана именно на рубку единичных деревьев в 2021 году в квартале 286, выделе 33 Бобровского участкового лесничества.
Доводы апеллянта о том, что вопрос о приеме лесной декларации или об отказе в приеме отнесен исключительно к компетенции Министерства, в связи с чем удовлетворение требований заявителя будет являться нарушением установленного порядка рассмотрения вопроса о приеме либо отказе в приеме лесной декларации в части подмены судом уполномоченного органа, отклоняется апелляционным судом, поскольку в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание недействительным ненормативного правового акта государственного органа является одним из способов защиты гражданских прав.
Возлагая на заинтересованное лицо обязанность по устранению нарушенных прав заявителя, суд указывает на действия, которые государственному органу необходимо совершить в целях восстановления нарушенных прав заявителя, при этом сам эти действия не совершает.
С учетом части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ суд обоснованно удовлетворил требование заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-6591/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи Т.В. Павлюк
ФИО1