ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-1231/15 от 11.03.2015 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А45-21951/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2015 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Усаниной Н.А.

судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: Масловский В.В. по доверенности от 25.11.2014г. (на один год)

от заинтересованного лица: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Верхне-Обского бассейнового водного управление Федерального агентства водных ресурсов

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 27 декабря 2014 года по делу №А45-21951/2014 (судья Рубекина И.А.)

по заявлению Верхне-Обского бассейнового водного управление Федерального агентства водных ресурсов, г. Новосибирск

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области, г. Новосибирск

о признании недействительным пункта 7 представления от 29.09.2014 №51-07/05-13/3195

У С Т А Н О В И Л:

Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - заявитель, Верхне-Обское БВУ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее - ТУ Росфиннадзора, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным пункта 7 Представления от 29.09.2014 № 51-07/05-13/3195.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27 декабря 2014 года требования удовлетворены частично, признан недействительным пункт 7 Представления ТУ Росфиннадзора в НСО в части суммы нарушения 44 405 983 руб. (в редакции определения от 30.12.2014), в удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом Верхне-Обское БВУ в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, не отражение в бюджетном учете показателей по счетам 150221000 «Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)», 150231000 «Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)» в соответствии с пунктами 70, 71 Инструкции 191н, не могли привести к искажению отчетных данных в графа 6,7,11.12 Отчета о принятых обязательствах; выполнение незаконных требований заинтересованного лица нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку приведет к искажению отчетных данных при формировании в следующие отчетные периоды Отчета о принятых бюджетных обязательствах, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

ТУ Росфиннадзора в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица при имеющихся явке и материалам дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Приказом ТУ Росфиннадзора в Новосибирской области от 18.07.2014 №164НП ревизионной группой Управления в период с 21.07.2014 по 21.08.2014 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов за 2013 год, по результатам которой составлен акт проверки от 26.08.2014 и выдано Представление от 29.09.2014 № 51-07/05-13/3195.

Пунктом 7 указанное Представления содержание нарушения выразилось в не отражение в момент совершения хозяйственных операций по кредиту счета 150221000 «Принятые бюджетные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)» принятые бюджетные обязательства по 11 государственным контрактам на 2014 и 2014 годы планового периода, что привело к искажению отчетных данных в графах 6,7,11 Отчета о принятых бюджетных обязательствах (форма ОКУД 0503128) по состоянию на 01.01.2014г., сумма нарушения 119 313 633, 00 руб.

От руководителя Верхне-Обское БВУ Представлением требуется рассмотреть информацию об указанных в настоящем Представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации; принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства в срок не позднее 30 дней с даты получения Представления; о результатах рассмотрения проинформировать ТУ Росфиннадзора.

Заявитель, считая пункт 7 Представления недействительным, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, установив, заключение заявителем государственных контрактов, пришел к выводу о принятии Верхне-Обским БВУ соответствующих бюджетных обязательств, подлежащих отражению в бюджетном учете по кредиту счета 150221000 и раскрытию в Отчете ф. 0503128; также исходил из того, что установленные в Представлении предложения по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства не могут нарушать права и законные интересы заявителя; поскольку Управлением допущена ошибка в сумме нарушения, пункт 7 Представления признан недействительным в части суммы нарушения 44 405 983 руб. (определение суда об исправлении опечатки от 30.12.2014г.).

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 162, 219, 270.2 (пункт 2) Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) правомерно исходил из наличия у ТУ Росфиннадзора полномочий по осуществлению контроля за всеми стадиями бюджетного процесса в организациях, в том числе, получающих средства федерального бюджета.

Статьей 162 БК РФ установлено, что в полномочия получателя бюджетных средств, в числе прочих, входит прием и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Из статьи 219 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В силу пункта 2 статьи 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Инструкция №191н), в силу пункта 1 которой Верхне-Обское БВУ, как получатель бюджетных средств, обязано составлять и представлять годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов.

Порядок ведения бюджетного учета главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств утвержден Приказами Минфина России от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и от 06.12.2010 №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее, соответственно - Инструкция 157н, Инструкция 162н).

В соответствии с пунктом 68 Инструкции №191н Отчет (ф. 0503128) составляется на основании данных о принятии и исполнении получателем бюджетных средств бюджетных обязательств в рамках осуществляемой им бюджетной деятельности.

Отчет (ф. 0503128) формируется получателями бюджетных средств в порядке, предусмотренном пунктами 70, 71 Инструкции №191н.

Отчет (ф. 0503128) составляется и представляется по итогам полугодия и года, а также на иную отчетную дату, установленную главным распорядителем бюджетных средств в рамках осуществления им ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности.

Как установлено судом первой инстанции, принятые заявителем на 2013г. бюджетные обязательства путем заключения 8 государственных контрактов со сроками исполнения в 2014 и 2015 годах не отражены в регистрах бюджетного учета в момент совершения хозяйственных операций на второй (2014) и третий (2015) годы планового периода на общую сумму 74 907 650 руб. (с учетом признанной судом неверной суммы нарушений по незаключенным на 01.01.2014г. контрактам 44 405 983 руб.) по доведенным Федеральным агентством водных ресурсов лимитов бюджетных обязательства на 2013г. и плановый период 2014 и 2015г.г. по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (по целевой статье 1001200 «Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»), виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»; по целевой статье расходов (ЦСР) 2800200 «Мероприятия по информационному обеспечению и другие работы в области водных ресурсов», виду расходов 244.

Указанные нарушения, а именно: не отражение в бухгалтерском учете заявителем по кредиту счета 150221000 «Принятые бюджетные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)», счета 150231000 «Принятые бюджетные обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)» в момент совершения операций, квалифицировано ТУ Росфиннадзора как искажение отчетных данных в графах 6, 7, 11, 12 Отчета о принятых бюджетных обязательствах (форма по ОКУД 0503128) на 01.01.2014г.

При этом, обстоятельства неотражения в бухгалтерском учете принятых бюджетных и неисполненных обязательств, в пределах утвержденных бюджетных назначений на отчетный год, подлежащих исполнению в годах, следующих за отчетным, в Отчете формы 0503128, заявителем не оспаривается.

Доводы Верхне-Обского БВУ о том, что принятые бюджетные обязательства в текущем году, но подлежащие исполнению в годах, следующих за отчетным не подлежат включению в графу 6 Отчета, что не могло привести к искажению данных в графах 6,7,11, 12 Отчета о принятых обязательствах на 01.01.2014г., отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании пунктов 70, 71 Инструкции №191н, пункта 3 Инструкции №157н, пунктов 140, 141 Инструкции №162н.

Инструкциями 157н, 162н, предусмотрена обязанность отражения на счетах бюджетного учета принятых участниками бюджетного процесса бюджетных обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год и операций по их изменению.

Согласно Инструкции №191н информация о показателях принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств) текущего (отчетного) финансового года подлежат раскрытию в Отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) в составе сводной полугодовой (годовой) бюджетной отчетности (полугодовой (годовой) бюджетной отчетности), составляемой и представляемой главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета (получателями бюджетных средств).

Таким образом, показатели принятых обязательств, отраженные получателями бюджетных средств в графах 11, 12 в Отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф.0503128) должны быть идентичны показателям кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 150221000 «Принятые бюджетные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)», счета 150231000 «Принятые бюджетные обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)» (сумме бюджетных обязательств), принятых в отчетном периоде 2013 года, исполнение которых за счет средств федерального бюджета соответственно предусмотрено в 2014, 2015 годах (с учетом денежных обязательств, принятых и неисполненных по состоянию на 01.01.2014).

Указанные показатели принятых бюджетных обязательств формируются в сумме обязательств по предоставлению в текущем финансовом году средств из федерального бюджета, предусмотренных условиями заключенных в отчетном периоде получателями бюджетных средств государственных (муниципальных) контрактов (договоров), а также сумме обязательств по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятых и не исполненных по состоянию на 01.01.2014, исполнение которых предусмотрено за счет средств федерального бюджета соответственно в 2014, 2015 годах.

Абзацем 20 пункта 70 Инструкции №191н предусмотрена группа граф «Не исполнено принятых обязательств» (графы 11,12), в которых отражается объем принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств), исполнение которых предусмотрено в следующие отчетные периоды: в графе 11- разность графы 6 и графы 10; в графе 12 - разность графы 8 и графы 10 (абз. 21,22).

Таким образом, в графах 11,12 Отчета (ф. 0503128) отражаются объемы принятых, но не исполненных бюджетных обязательств, исполнение которых будет осуществляться в следующие отчетные периоды.

Формирование графы 6 Отчета (абз.2 пункта 71 Инструкции №191н) в разделе «Бюджетные обязательства по расходам» на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» (150211211 - 150211213, 150211221 - 150211226, 150211231, 150211232, 150211241, 150211242, 150211251 - 150211253, 150211261 - 150211263, 150211290, 150211310 (в части расходов бюджета), 150211320 - 150211340, 150211530) в сумме кредитовых оборотов по счету и принятых и не исполненных обязательств на начало отчетного периода, не изменяет порядка заполнения граф 11,12 Отчета по разделу «Не исполнено принятых обязательств».

Приведенное заявителем толкование порядка заполнения граф Отчета 6, 11, 12, с учетом не включения, по его мнению, в графу 6 обязательств, принятых в текущем году, но подлежащих исполнению в годах, следующих за отчетным, означает невозможность отражения в графах 11, 12 не исполненных бюджетных обязательств, исполнение которых будет осуществляться в следующие отчетные периоды, что противоречит абзацам 20,21, 22 пункта 70 Инструкции №191н, и не позволяет главному распорядителю бюджетных средств учесть годовые объемы утвержденных (доведенных) бюджетных назначений (бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств соответственно), принятых, но не исполненных получателем бюджетных средств по расходам бюджета и источникам финансирования на последующие финансовые годы (статьи 264.1 БК РФ, пункт 1 Инструкции №191н); в данном случае, принятые бюджетные обязательства, заявителем нигде не отражены, в том числе, и по счетам аналитического учета.

В связи с чем, не отраженные в бюджетном учете принятые и не исполненные бюджетные обязательства, по заключенным заявителем государственным контрактам, как правомерно указано судом первой инстанции, привели к искажению отчетных данных в Отчете о принятых бюджетных обязательствах.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемого пункта 7 Представления (за исключением суммы нарушения 44 405 983 руб.).

Несогласие подателя апелляционной жалобы с выводами суда о не нарушении оспариваемым Представлением прав и законных интересов заявителя, не может являться самостоятельным основанием для отмены судебного акта, поскольку доводы заявителя о том, что выполнение Представления приведет к искажению отчетных данных при формировании Отчета о принятых бюджетных обязательствах в следующие отчетные периоды, носят предположительный характер и не подтверждают, что в дальнейшем (будущем) повлекут нарушение бюджетного законодательства.

Иное толкование подателем апелляционной жалобы положений действующего бюджетного законодательства, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене - не подлежат.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 декабря 2014 года по делу №А45-21951/2014 (в редакции определения об опечатке от 30.12.2014г.) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий Н.А.Усанина

Судьи И.И.Бородулина

Н.В. Марченко