ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-12499/20 от 26.01.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город  Томск                                                                                          Дело № А45-23018/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего                                                    Марченко Н.В.,

судей:                                                                                   Молокшонова Д.В.,

Ярцева Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Реук А.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Шимова Сергея Васильевича решение от 06.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-23018/2020 по иску Шимова Сергея Васильевича, г. Новосибирск, к саморегулируемой организации Ассоциации «Объединение Кадастровых Инженеров», (ОГРН 1085400003193), г. Новосибирск, о признании недействительным ненормативного правового акта, обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем включения Шимова С.В. в состав саморегулироемой организации.

УСТАНОВИЛ:

Шимов Сергей Васильевич обратился в арбитражный суд с иском к саморегулируемой организации Ассоциации «Объединение Кадастровых Инженеров» (далее-СРО Ассоциация «ОКИС») о признании недействительным ненормативного правового акта – протокола от 08.06.2020 года № 18/20 в части исключения Шимова С.В. из состава саморегулируемой организации кадастровых инженеров, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем включения Шимова С.В. в состав саморегулируемой организации.

Решением от 06.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Шимов С.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворять в полном объеме.

В обоснование жалобы указано, что судом допущено неполное выяснение обстоятельств дела.

СРО Ассоциация «ОКИС» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не предоставило.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, кадастровый инженер Шимов Сергей Васильевич имеет квалификационный аттестат кадастрового инженера и диплом по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство», до 08.06.2020 года являлся членом саморегулируемой организации Ассоциация «Объединение кадастровых инженеров».

В силу положений пункта 2 части 2 и пункта 1 части 13 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - закон № 221-ФЗ), части 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» с 1 января 2020 г. обязательным условием членства кадастрового инженера в саморегулируемой организации кадастровых инженеров является наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утвержден органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.

В отношении кадастрового инженера Шимова С.В. в ходе плановой проверки контрольным органом Ассоциации было выявлено, что высшее образование по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство» не входит в Перечень специальностей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 26.04.2018 №229 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, и о признании утратившими силу приказа Минэкономразвития России от 29 июня 2016 г. №413 и пункта 1 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России в сфере кадастровой деятельности, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 г. № 578» (далее - приказ Минэкономразвития № 229).

Кадастровым инженером на заседание Дисциплинарного органа были предоставлены мотивированные возражения на результаты плановой проверки, согласно которым, кадастровый инженер считает, что перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, утвержденный приказом Минэкономразвития № 229 в пунктах 28 и 29 содержит отличные, в буквальном смысле, специальности: 35.03.01, 35.04.01 «Лесное дело», 35.06.02 «Лесное хозяйство», но одинаковые по своему содержанию (дисциплинам и их показателям) со специальностью «Лесное и лесопарковое хозяйство».

Кроме того, ранее в адрес Ассоциации поступало письменное обращение Шимова С.В. от 23.03.2020 относительно необходимости прохождения профессиональной подготовки и соответствия имеющегося высшего образования требованиям действующего законодательства для осуществления кадастровой деятельности. В рамках рассмотрения данного обращения информация о высшем образовании Шимова С.В. была направлена письмом Ассоциации от 25.03.2020 № 20-859 в орган, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра кадастровых инженеров (в Росреестр), с приложением документов для внесения сведений в государственный реестр кадастровых инженеров.

По результатам рассмотрения данного письма из Росреестра был получен ответ от 14.04.2020 №18-01597/20 о несоответствии образования Шимова С.В. перечню специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 26.04.2018 № 229, и необходимости получения дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.

На момент проведения заседания Дисциплинарного органа от кадастрового инженера не поступили документы, подтверждающие получение кадастровым инженером дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.

В соответствии с пунктом 3 части 15 статьи 29 закона № 221-ФЗ в случае нарушения кадастровым инженером обязательных условий членства, установленных п. 1 ч. 13 ст. 29 закона № 221-ФЗ, кадастровый инженер подлежит исключению из саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

На основании вышеизложенного, в соответствии с п.3 ч. 15 ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» дисциплинарный орган принял решение применить к кадастровому инженеру Шимову С.В. меру дисциплинарного воздействия рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с иском об обжаловании решения саморегулируемой организации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности получения истцом дополнительного образования в области кадастровой деятельности, необходимого для соответствия обязательным требованиям членства в СРО.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска в связи со следующим.

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре) лицом, управомоченным на выполнение кадастровой работы (работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе) является кадастровый инженер.

Из части 1 статьи 29 Закона о государственном кадастре следует, что кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (далее - СРО).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 29 Закона о государственном кадастре одним из обязательных условий принятия физического лица в СРО является наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 апреля 2018 года № 229 утвержден перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, и о признании утратившими силу приказа Минэкономразвития России от 29 июня 2016 г. № 413 и пункта 1 изменений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 года № 578.

Как следует из информации в дипломе б образовании Шимова С.В. специальность «Лесное и лесопарковое хозяйство» в перечень указанных специальностей не входит.

Согласно положениям пунктов 4 и 5 статьи 4 Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров от 30.12.2015 года № 452-ФЗ, кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) порядке с 1 июля 2016 года. При этом до 1 декабря 2016 года кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, имевшие на день вступления в силу настоящего Федерального закона действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера. К правоотношениям с участием таких лиц при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются правила Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) в части выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона), или юридическим лицом, указанным в статье 33 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона). Положения Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к таким лицам постольку, поскольку иное не вытекает из существа указанных правоотношений.

При этом, перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, утвержден приказом Минэкономразвития России от 26 апреля 2018 г. № 229 (далее – Приказ № 229)

Согласно части 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) и в соответствии с пунктами 19, 37, 38 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301, для лиц, имеющих определенный уровень образования и соответствующие способности, законодательством предусмотрен механизм получения высшего образования по ускоренной форме обучения. В целях реализации данного права обучающемуся необходимо обратиться в образовательную организацию, к компетенции которой относится принятие соответствующего решения, исходя из установленного в данном образовательном учреждении порядка.

В целях осуществления кадастровой деятельности физическому лицу, имеющему высшее образование по специальности или направлению подготовки, не вошедшим в Перечень специальностей кадастровой деятельности, Законом N 221-ФЗ предусмотрена возможность получения необходимого образования по дополнительной профессиональной программе в области кадастровых отношений.

Типовая дополнительная профессиональная программа (Программа профессиональной переподготовки) «Кадастровая деятельность» утверждена приказом Минэкономразвития России от 24 августа 2016 г. № 541 (далее - Программа профессиональной переподготовки).

Программой профессиональной переподготовки определен примерный учебный план, включающий перечень дисциплин, освоение которых направлено как на совершенствование, так и на получение новой профессиональной компетенции, необходимой для осуществления кадастровой деятельности в современных условиях. В соответствии с учебным планом и пунктом 11 данной программы нормативный срок освоения такой программы составляет 600 часов.

При этом на основании части 3 статьи 13 Закона об образовании и в соответствии с пунктом 11 Программы профессиональной переподготовки для лиц, имеющих углубленную подготовку по отдельным дисциплинам программы, возможен зачет учебных дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным и (или) дополнительным профессиональным программам в порядке, определенном образовательной организацией.

Согласно пункту 11 Программы профессиональной переподготовки для лиц, имеющих углубленную подготовку по отдельным дисциплинам программы, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе, с организацией учебного процесса по индивидуальному плану. При освоении программы возможен зачет учебных дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется образовательной организацией самостоятельно.

В связи с этим полученные ранее по образовательным программам часы по отдельным дисциплинам могут быть зачтены образовательной организацией при прохождении физическим лицом обучения по Программе профессиональной переподготовки.

В нарушение статьи 65 АПК РФ, Шимовым С.В. доказательств получения дополнительного образования в области кадастровой деятельности, предусмотренного действующим законодательством не было.

В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что разъяснения Росреестра, указанные в письме саморегулируемой организации от 14.04.2020 №18-01597/20, а также решение саморегулируемой организации от 08.06.2020 года в части исключения Шимова С.В. из членов саморегулируемой организации ввиду несоответствия обязательным условиям членства, полностью соответствуют действующему законодательству, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что, само по себе, не является основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45- 23018/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шимова Сергея Васильевича – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий                                                                            Н.В. Марченко

Судьи                                                                                                                      Д.В. Молокшонов

                                                                                                                      Д.Г.Ярцев