улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А02-1221/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2021 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Интер Строй» (№ 07АП-12533/2020) на решение от 18.11.2020 Арбитражного суда Республики Алтай по делу № А02-1221/2020 (судья Соколова А.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Интер Строй» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) о признании недействительным уведомления Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОРГН 1070411000660, ИНН <***>, адрес: <...>) от 05.08.2020 № 13927 об отказе в удовлетворении заявки на выдачу лицензии,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Интер Строй» (далее – общество, ООО СК «Интер Строй») обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительным уведомления Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее – министерство) от 05.08.2020 № 13927 об отказе в удовлетворении заявки на выдачу лицензии.
Решением от 18.11.2020 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит состоявшийся судебный акт отменить, удовлетворить заявленные требования.
Указывает, что действующий порядок принятия решений о выдаче, либо об отказе в выдаче лицензии предусматривает рассмотрение данного вопроса коллегиальным органом с возможностью присутствия лица, подавшего заявку на выдачу лицензии, обществу такая возможность не предоставлена; отказ в выдаче лицензии принят единолично заместителем министра по формальному основанию ввиду отсутствия свидетельства о факте открытия месторождения, при этом не принят во внимание факт открытия обществом данного месторождения, благодаря чему его запасы были поставлены на государственный баланс.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Республики Алтай в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 24.04.2009 ООО «Строительная компания «Горно-Строй» выдана лицензия 04РА 00051ТР на геологическое исследование с последующей добычей песчано-гравийной смеси на участке «Аэропорт-1».
Срок действия лицензии установлен до 24.04.2019.
На основании указанной лицензии общество проводило работы по геологическому изучению (поиск и оценка песчано-гравийной смеси) на участке «Аэропорт-1».
25.04.2019 министерством издан приказ №378 о прекращении права пользования недрами по лицензии 04РА 00051ТР в связи с истечением срока ее действия.
31.07.2020 общество обратилось в министерство с заявкой на предоставление права пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).
Письмом от 05.08.2020 обществу отказано в удовлетворении заявки на выдачу лицензии на пользование участками недр местного значения на территории Республики Алтай в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт открытия заявителем месторождения.
Считая указанный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности ответа министерства.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом о недрах.
Согласно части 1 статьи 1 названного Закона законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 10.1 Закона о недрах установлено, что основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Таким образом, с заявкой о предоставлении права пользования участками недр вправе обратиться пользователь недр при условиях проведения им работ по геологическому изучению недр за счет собственных средств и установления факта открытия месторождения полезных ископаемых.
Обращаясь 31.07.2020 в министерство с заявкой на предоставление права пользования недрами с целью добычи песчано-гравийной смеси на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах, общество приложило, в том числе, протокол заседания территориальная комиссия по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве природных ресурсов Республики Алтай от 16.07.2009 №12, согласно которому комиссия постановила - считать техническое геологическое задание на выполнение геолого-разведочных работ с подсчетом запасов песчано-гравийной смеси в контуре предварительного горного отвода на участке «Аэропорт-1» выполненным, принять запасы на учет, считать участок «Аэропорт-1» подготовленным к промышленному изучению.
Порядок установления факта открытия месторождений полезных ископаемых пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению недр, регламентирует Инструкция, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2004 № 689 (далее - Инструкция).
Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании заявки, подаваемой в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы (пункт 3 Инструкции).
До 12.12.2011 полномочия по установлению факта открытия месторождения полезных ископаемых, в том числе общераспространенных, в соответствии со статьей 16 Закона о недрах, осуществлялись Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами.
В настоящий момент установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых отнесен законодателем к компетенции комиссии, создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статьи 33.1 Закона о недрах).
В период 2008-2013 годов действовала Инструкция о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденная Приказом МПР России от 11.11.2004 № 689.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в период с 2009 по 2019 годы общество с заявкой об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых песчано-гравийных пород участка «Аэропорт-1» в федеральные, республиканские органы по управлению государственным фондом недр не обращалось.
Процедура выдачи лицензии без проведения аукциона регламентируется Административным регламентом по предоставлению Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай государственной услуги по выдаче лицензий без проведения аукционов на пользование участками недр местного значения на территории Республики Алтай, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Республики Алтай от 01.04.2019 № 283 (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 65 Административного регламента основанием для начала административной процедуры приема и регистрации заявки является поступление в Министерство заявочных материалов, указанных в 28 - 32 настоящего Административного регламента, а также пунктах 38 - 39 настоящего Административного регламента в случае, если заявочные материалы подаются до вступления в силу административных процедур, связанных с формированием и направлением межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Результатом административной процедуры является регистрация заявки на выдачу лицензии, которая осуществляется в день подачи соответствующей заявки в соответствии с установленными правилами делопроизводства (пункт 68).
Заявка общества на предоставление права пользования недрами зарегистрирована 31.07.2020 (вх.№ 8107).
Пунктом 72 установлен состав административных действий после регистрации заявки: рассмотрение заявки; принятие решения о приеме заявки или об отказе в приеме заявки; направление заявителю уведомления о приеме или отказе в приеме заявки.
Решение министерства о приеме заявки или об отказе в приеме заявки оформляется в виде уведомления заявителю. Уведомление заявителю подписывается министром или его заместителем и рассылается заявителю в оперативном порядке (пункт 74).
В случае приема заявки на выдачу лицензии министерство начинает осуществлять следующие за ним процедуры, поименованные в пункте 64 Административного регламента (подготовительные работы, в случае необходимости направление межведомственных запросов, экспертиза документов и т.д.
По результатам экспертизы принимается одно из решений:
1) рекомендовать министерству выдать лицензию;
2) рекомендовать министерству не выдавать лицензию (с обоснованием причин).
Подпунктом 5 пункта 43 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в выдаче лицензии являются в том числе, отсутствие документов, подтверждающих факт открытия заявителем месторождения при рассмотрении заявки на выдачу лицензий для разведки и добычи открытого месторождения.
Результатом административной процедуры является решение комиссии, оформленное протоколом заседания комиссии министерства, с рекомендациями о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии.
Согласно материалам дела обществу отказано именно в удовлетворении заявки.
Общество для получения права пользования недрами в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах должно было обладать свидетельством об установлении факта открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых.
Протокол территориальной комиссии по запасам от 16.07.2009 № 12, на который ссылается заявитель, не является документом, подтверждающим факт открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно информации министерства от 30.09.2020 № 15608 в настоящее время свидетельство по факту открытия месторождения общераспространённых полезных ископаемых на участок недр – месторождение Аэропорт-1, расположенный 2 км к север-северо-востоку от с. Майма Майминского района Республики Алтай не выдавалось.
Факт открытия месторождения подтверждается свидетельством по факту открытия месторождения, а не протоколом территориальной комиссии по запасам, на которое ссылается общество.
Заявитель не имеет приоритетного права приобретения права пользования участком недр как предыдущий пользователь недр, проведший геолого-разведочные работы на участке и поставивший запасы на баланс. Данное условие было предусмотрено условиями пользования недрами (лицензионным соглашением) лицензии 04 РА 00051 ТР и протокол № 12 заседания комиссии по запасам не подтверждает факт открытия месторождения.
Пунктом 72 Административного регламента установлены основания к отказу в приеме заявки. Однако спорным письмом заявителю отказано в удовлетворении заявки, а не в ее приеме. Из содержания письма также не следует, что основанием к его вынесению послужили какие-либо из обстоятельств, перечисленных в пункте 72 Регламента. Напротив, в оспариваемом письме имеется ссылка на подпункт 5 пункта 43 Административного регламента, предусматривающий такое основание для отказа в выдачи лицензии как отсутствие документов, подтверждающих факт открытия заявителем месторождения при рассмотрении заявки на выдачу лицензии для разведки и добычи открытого месторождения. Вместе с тем указанное обстоятельство не привело к нарушению прав общества при наличии у него обязанности по предоставлению определенного пакета документов.
Иные доводы апелляционной жалобы также не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
При подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными в силу пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина составляет 3000 рублей, то есть при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежит уплате государственная пошлина в размере 1500 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 18.11.2020 по делу № А02-1221/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Интер Строй» - без удовлетворения.
Возвратить ФИО2 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по чеку ордеру от 03.12.2020 операция № 4990.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: К.Д. Логачев
ФИО1