улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
г. Томск Дело № А27-23532/2019
21 февраля 2020 года
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (№07АП-13588/19) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.12.2019 по делу № А27-23532/2019 (судья Кормилина Ю.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (650993, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (650993, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене решения от 09.07.2019 № 18000080.
Третьи лица: Фонд социального страхования Российской Федерации (107139, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
У С Т А Н О В И Л:
Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (далее – РЭК Кемеровской области, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ КРОФСС) о признании недействительным решения от 09.07.2019 №18000080 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением от 04.12.2019 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ КРОФСС просит состоявшийся судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Указывает, что материальная помощь не должна учитываться при расчете среднего заработка для оплаты застрахованным лицам дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, так как исходя из содержания локальных актов заявителя, материальная помощь не связана с выполнением трудовой функции работника, не зависит от результатов труда.
В отзывах на апелляционную жалобу РЭК Кемеровской области просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать; Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово указывает, что Отделением Фонда социального страхования решение от 09.07.2019 №18000080 вынесено законно и обоснованно.
Отзыв на апелляционную жалобу третьим лицом, Фондом социального страхования Российской Федерации, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ГУ КРОФСС (филиал №18) проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении страхователя РЭК Кемеровской области, за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, о чем составлен акт от 07.06.2019 №18000080.
В ходе проверки ГУ КРОФСС установлено, что РЭК Кемеровской области на основании заявлений гражданского служащего в 2016 году произведено предоставление восьми дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом.
При расчете среднего заработка для оплаты дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом РЭК Кемеровской области включена сумма выплаченной материальной помощи.
ГУ КРОФСС пришло к выводу о том, что принятие к расчету среднего заработка суммы материальной помощи произведено страхователем в нарушение пункта 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007
№ 922 (далее - Положение № 922) и привело к увеличению среднего дневного заработка и излишней выплате пособия одному сотруднику в 2016 году в размере 917 рублей 20 копеек.
По результатам рассмотрения материалов проверки ГУ КРОФСС принято решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 09.07.2019 №18000080, в соответствии с которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 917 рублей 20 копеек.
РЭК Кемеровской области предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения не принятых к зачету расходов в сумме 917 рублей 20 копеек.
Не согласившись с указанным решением, РЭК Кемеровской области обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о правомерности включения суммы материальной помощи в расчет среднего заработка с учетом подпункта «о» пункта 2 Положения № 922, относящего к выплатам для расчета среднего заработка и другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается на основании следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 139 ТК РФ определено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. При этом для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно пункту 2 Положения № 922 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
В силу подпункта «о» пункта 2 указанного Положения к таким выплатам относятся также другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В соответствии Законом Кемеровской области от 28.04.2006 №57-ОЗ «Об оплате труда в органах государственной власти Кемеровской области» предусмотрено, что к дополнительным выплатам относится, в том числе, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь (пункт 7 статьи 3). Материальная помощь выплачивается в размере одного оклада денежного содержания по заявлению гражданского служащего. Оплата материальной помощи производится за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих государственного органа, порядок выплаты определяется представителем нанимателя (статья 10 Закона Кемеровской области от 28.04.2006 №57-ОЗ «Об оплате труда в органах государственной власти Кемеровской области»).
Судом первой инстанции установлено, что в проверяемый период система оплаты труда в РЭК Кемеровской области была установлена Положением об оплате труда государственных гражданских служащих региональной энергетической комиссии Кемеровской области.
В соответствии с пунктом 21 Положения об оплате труда государственных гражданских служащих региональной энергетической комиссии Кемеровской области гражданским служащим РЭК Кемеровской области предусмотрена выплата материальной помощи в размере оклада денежного содержания в пределах фонда оплаты труда, предусмотренных на эти цели. Выплата материальной помощи производится по заявлению служащих в течение календарного года. В случае, если гражданский служащий не использовал в течение года право на получение материальной помощи, данная выплата производится в конце года.
Таким образом, из Положения об оплате труда государственных гражданских служащих региональной энергетической комиссии Кемеровской области следует, что материальная помощь в размере оклада выплачивается каждому работнику, является частью системы оплаты труда и включается в фонд оплаты труда работников.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что в данном случае материальная помощь относится к выплатам стимулирующего характера и является частью системы оплаты труда, в связи с чем правомерно включена в расчет среднего заработка с учетом подпункта «о» пункта 2 Положения № 922, относящего к выплатам для расчета среднего заработка и другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Аналогичные выводы изложены в судебных актах по делу № А66-13705/2016 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.05.2018 № 307-КГ18-918 по делу № А66-13705/2016).
Основания для непринятия ГУ КРОФСС к зачету суммы 917 рублей 20 копеек в связи с учетом страхователем суммы материальной помощи при расчете среднего заработка отсутствовали.
При таких обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, в связи с чем оснований для его отмены, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 декабря 2019 года по делу №А27-235322019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья И.И. Бородулина