ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-1634/19 от 20.03.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А02-1103/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2019 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                             Скачковой О.А.,

судей                                                             Кривошеиной С.В.,

                                                                       ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» (№ 07АП-1634/2019) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 10 января 2019 года по делу № А02-1103/2018 (судья Черепанова И.В.)

по заявлению акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Алтайская, д. 22, пом. 2, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай)

к Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Чаптынова, д. 4, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай)

третьи лица: Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай, Федеральное казначейство

о признании незаконными и отмене представления от 19.04.2018 № 77-19-34/1157, предписания от 19.04.2018 № 77-19-34/1156,

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 10.09.2018, паспорт,

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 21.12.2018, паспорт,

от Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай – ФИО4 по доверенности от 19.03.2019, паспорт,

от Федерального казначейства – без участия (извещено),

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» (далее – заявитель, общество, АО «АИЖК РА») обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (далее – заинтересованное лицо, управление, УФК по РА) о признании незаконными и отмене представления от 19.04.2018 № 77-19-34/1157, предписания от 19.04.2018 № 77-19-34/1156.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай, Федеральное казначейство (далее – третьи лица).

Решением суда от 10.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает  решение суда подлежащим отмене.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что проверяющему поручено проведение выездной проверки использования средств, предоставленных из федерального бюджета, переводы денежных средств на финансирование агентства осуществлялись Управлением Федерального казначейства по Республике Алтай из бюджета Республики Алтай, при этом статья 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в данном случае не применима, агентство согласие на проведение проверок не давало, агентство не приобретало статуса объекта контроля для УФК, само УФК не обладает полномочиями по осуществлению контроля за состоянием расчетного счета общества. Также указывает на возможность привлечения общества и директора к административной ответственности за неисполнение предписания.

На основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дополнительные доказательства приобщены к материалам дела арбитражным судом апелляционной инстанции, что отражено в протоколе судебного заседания.

Заинтересованное лицо и Федеральное казначейство представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По их мнению, решение суда законно и обоснованно.

Третье лицо Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.

Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.

Представитель третьего лица Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай поддержала позицию заявителя.

Третье лицо Федеральное казначейство о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя Федерального казначейства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. 

Как установлено судом первой инстанции, АО «АИЖК РА» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.11.2002, агентство является непубличным акционерным обществом, учредителем является Республика Алтай.

В соответствии с положениями 10 Устава общества основными задачами последнего является исполнение функций гарантийного фонда обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства РА (в соответствии с положением о Гарантийном фонде обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в РА, утвержденном постановлением Правительства РА), выполнение функций застройщика, генерального подрядчика, привлечение денежных средств путем эмиссии облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, целевых займов и в иных формах, размещение собственных и привлеченных денежных средств в финансовые инструменты кредитных и других организаций, формирование механизмов защиты законных прав и интересов инвесторов с целью снижения стоимости привлекаемых ресурсов, привлекать инвестиционные ресурсы для финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и осуществлять микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 18.06.2007 открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию» переименовано в открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию Республики Алтай».

С 25.12.2015 открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию Республики Алтай» переименовано в акционерное общество микрофинансовая организация «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию Республики Алтай».

С 21.02.2017 акционерное общество микрофинансовая организация «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию Республики Алтай» переименовано в акционерное общество «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию Республики Алтай».

На основании приказов УФК по РА от 19.01.2018 № № 11-од «О проведении выездной проверки», от 15.02.2018 № 51-од «О продлении срока проведения выездной проверки использования средств, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские и (фермерские) хозяйства в Акционером обществе «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай», в соответствии с поручением Федерального казначейства, проведена выездная проверка использования средств, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские и (фермерские) хозяйства (ИКМ 2018-ВВ.000.0001-7700.001) в отношении АО «АИЖК РА» за период с 01.01.2009 по 31.12.2017.

По результатам проверки составлен акт от 07.03.2018 с указанием на выявленные нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля

19.04.2018 управлением в адрес общества вынесено предписание № 77-19-34/1156, в котором указано на следующие нарушения:

- средства Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай израсходованы акционерным обществом «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» на цели, не связанные с осуществлением полномочий по исполнению функций управления Гарантийным фондом обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай. В денежном выражении нарушение составило 168292288,00 руб., дата (период) совершения нарушения за 2016-2017 год, обществу предписано принять меры по восстановлению средств в размере 168292288,00 руб. на расчетном счете по учету средств Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай в срок до 29.12.2018.

19.04.2018 управлением в адрес АО «АИЖК РА» выдано представление № 77-19-34/1157.

В данном представлении указано на следующие нарушения:

- уменьшение размера Гарантийного фонда по счету 86.1 «Целевое финансирование» произведено на основании приказа генерального директора ФИО5, т.е. органом неуполномоченным на приятие решения по вопросам использования Гарантийного фонда, в нарушение п. 3.1, 3.2 Положения о гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 20.02.2009 № 42 «О гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай», подпунктов 20, 21 пункта 62 Устава АО «АИЖК РА», в 2016 году 6029059,00 руб.; в 2017 году 8304895,42 руб. Дата (период) совершения нарушения 31.12.2016; 31.12.2017.

- по состоянию на 31.12.2016 агентством не обеспечено равенство или превышение суммы финансовых активов, денежных средств и денежных эквивалентов (за исключением дебиторской задолженности) сумме предоставленных гарантийной организации субсидий из бюджетов всех уровней за все время деятельности гарантийной организации, в нарушение п. 2.1.5 Условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167. Дата (период) совершения нарушения 2015-2016 год.

- агентством предоставлено поручительство Гарантийного фонда субъектам малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам, заключенным в сумме менее 1 млн. руб., в нарушение пункта 14.3.2 Приказа Минэкономразвития России от 24.12.2009 № 545 «О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 30 января 2009 г. № 31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». Дата (период) совершения нарушения 27.01.2010; 05.02.2010.

- агентством нарушен порядок выполнения обязательств по договору поручительства от 22.04.2013 № 35.01-13/065-Ш на сумму 35000000,00 руб. по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии (со свободным режимом выборки) от 22.04.2013 № 35.01-13/065, заключенному между ОАО «Сбербанк России» и ООО «Горно-Алтайская строительная компания» на сумму 50000000,00 руб., и погашена задолженность ООО «ГАСК» перед ОАО «Сбербанк России» в досудебном порядке за счет средств Гарантийного фонда Республики Алтай согласно пункту 5.6 договора поручительства от 22.04.2013 № 35.01-13/065-1П, в нарушение пункта 12.2.5.1 приказа Минэкономразвития России от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», пунктов 7.1, 7.2 Положения о Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 20.02.2009 № 42. Нарушение в денежном выражении 14293941,69 руб. Дата (период) совершения нарушения 04.03.2015.

- АО «АИЖК РА» осуществлены расходы средств Гарантийного фонда на исполнение обязательств, не связанные с осуществлением деятельности Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай, в нарушение пункта 11.10.1 приказа Минэкономразвития России от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», пунктов 2.1.4, 2.1.47 Условий конкурсного отбора по мероприятиям, предусмотренным в рамках мероприятия «Создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию системы кредитования», а также требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167, пунктов 1.1, 1.2 Положения о Гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 20.02.2009 № 42, пункта 2.2.1 Соглашения о финансировании от 01.10.2009 № 1, Соглашения о финансировании от 24.11.2009 № 2, Соглашения о финансировании от 25.11.2009 № 3, Соглашения о финансовой поддержке от 23.11.2010 № 1. Нарушение в денежном выражении 75562529,32 руб., в том числе в 2016 году в сумме 62817529,32 руб., в 2017 году в сумме 12745000,00 руб.

- агентство превысило установленный норматив расходов по управлению Гарантийным фондом, в связи с чем произведены сверхнормативные расходы по управлению Гарантийным фондом, в нарушение Решения Совета директоров от 25.12.2009. Нарушение в денежном выражении 43191844,32 руб. Дата (период) совершения нарушения 2016 год.

- АО «АИЖК РА» в 2016 году допущено завышение данных о выданных поручительствах по графам 3, 6 и сумме выданных кредитов под поручительство Гарантийного фонда по графам 4,7 Отчета о деятельности регионального гарантийного фонда АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» (ф. 19) в нарушение пунктов 1.2, 5.1 Положения о гарантийном фонде обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 20.02.2009 № 42, статьи 362 Гражданского кодекса Российской Федерации. За 2016 год 3500000,00 руб.; за 2017 год 5950000,00 руб.

- агентством допущено искажение данных Отчета о доходах и расходах регионального гарантийного фонда Республики Алтай (ф. 23) в нарушение приказа Минэкономразвития России от 29.05.2009 № 198 «Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии», подпунктов 2.2.4, 2.2.5 Соглашений. В денежном выражении 18044360,24 руб. Период нарушения 2012-2017 г.г.

В представлении содержится требование о рассмотрении информации о выявленных нарушениях, а также указано на необходимость принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 16.05.2018.

Не согласившись с предписанием и представлением, АО «АИЖК РА» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые представление и предписание не являются установленной законом мерой бюджетного принуждения, мерой ответственности, не ограничивают финансово-хозяйственную деятельность заявителя, а лишь указывают на необходимость соблюдения законодательства при осуществлении такой деятельности.

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

В соответствии с частью 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно части 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 стать 269.2 БК РФ).

Как указано в абзаце 7 части 1 статьи 266.1 БК РФ объектами муниципального финансового контроля являются хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах, каковым и является общество.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее - Постановление № 1092) объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах (подпункт «е»).

Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении одного объекта контроля и одной темы контрольного мероприятия составляет не более 1 раза в год (пункт 26 Постановления № 1092).

В целях реализации настоящего Порядка под идентичным контрольным мероприятием понимается контрольное мероприятие, в рамках которого иными государственными органами проводятся (планируются к проведению) контрольные действия в отношении деятельности объекта контроля, которые могут быть проведены Службой (ее территориальным органом) (пункт 27 Постановления № 1092).

В силу пунктов 1 - 3 статьи 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Под выездными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Как следует из материалов дела, в целях реализации Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Законом Республики Алтай от 30.11.2007 № 74-РЗ утверждена Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы».

Государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2008 - 2010 годы» (далее - Программа) является Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай. Государственный заказчик осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы, что включает: ежегодную подготовку сводной бюджетной заявки и внесение ее в установленном порядке для учета при формировании проекта республиканского бюджета Республики Алтай; подготовку информации по результатам выполнения мероприятий Программы; организационно-техническое обеспечение Программы.

Между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Алтай были заключены соглашения № 119-ПРОГР-09 от 30.09.2009, № 201-ПРОГР-09 от 03.12.2009, № 125-ПРОГР-10 от 16.09.2010, предметом которых является предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствие с Республиканской целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства на следующие мероприятия: - субсидии на осуществление деятельности Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в республике Алтай в размере 121657000 рублей по соглашению № 201-ПРОГР-09 от 03.12.2009, 25000000 рублей по соглашению № 125-ПРОГР-10 от 16.09.2010 и 22000000 рублей по соглашению № 119-ПРОГР-09 от 30.09.2009.

01.10.2009 между Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» заключено соглашение о финансировании № 1 (далее - соглашение № 1), предметом которого является предоставление Агентству субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства на реализацию мероприятия «Субсидии на осуществление деятельности Гарантийного фонда обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай» в размере 5500000,00 руб. за счет средств федерального бюджета.

Платежным поручением от 08.10.2009 № 14 на расчетный счет агентства поступили субсидии по соглашению № 1 от 01.10.2009 от Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай в размере 5500000,00 руб.

24.11.2009 между Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» заключено соглашение о финансировании № 2 (далее - соглашение № 2), предметом которого является предоставление агентству субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства на реализацию мероприятия «Субсидии на осуществление деятельности Гарантийного фонда обеспечения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай» в размере 22000000,00 руб. за счет средств федерального бюджета.

Платежным поручением от 25.11.2009 № 416 на расчетный счет агентства поступили субсидии от Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай в размере 22000000,00 руб.

24.11.2009 между Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» заключено соглашение о финансировании № 4 (далее - соглашение № 4), предметом которого является предоставление агентству субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства на реализацию мероприятия «Субсидии на осуществление деятельности Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай» в общем размере 121657000,00 руб. за счет средств федерального бюджета.

Платежным поручением от 23.12.2009 № 407 на расчетный счет агентства поступили субсидия на осуществление деятельности Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай в размере 121657000,00 руб.

25.11.2009 между Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» заключено соглашение о финансировании № 3 (далее - соглашение № 3), предметом которого является предоставление агентству субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в общем объеме 6403000,00 руб. за счет средств республиканского бюджета.

Платежным поручением от 27.11.2009 № 12 на расчетный счет агентства перечислена субсидия в размере 6403000,00 руб.

Также в 2010 году между Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» заключено соглашение о финансировании № 1 от 23.11.2010 (далее - Соглашение № 1), предметом которого является предоставление агентству субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства на реализацию мероприятия «Субсидии на осуществление деятельности Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай» в размере 31250000,00 руб., в том числе 6250000,00 руб. за счет республиканского бюджета, 25000000,00 руб. за счет средств федерального бюджета.

На расчетный счет агентства по платежному поручению от 24.11.2010 № 448 Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай перечислена субсидия на осуществление в размере 6250000,00 руб.

На расчетный счет агентства по платежному поручению от 14.12.2010 № 595 Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай перечислена субсидия  в размере 25000000,00 руб.

Во исполнение вышеуказанных соглашений в качестве целевой субсидии в порядке софинансирования из федерального бюджета в бюджет Республики Алтай предоставлен межбюджетный трансфер в общем размере 243257000 руб.

На основании соглашений № 1, 2, 3, 4 за 2009 год и № 1 от 23.11.2010  обществу из указанных средств предоставлена субсидия в общем размере 186810000 руб.

Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, общество в порядке софинансирования бюджета Республики Алтай получило именно средства федерального бюджета.

Согласно статье 28 БК РФ Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В данном случае общество, получив бюджетные средства, стало участником расходов бюджета и в силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ - объектом финансового контроля (составной частью бюджетных правоотношений), приняло статус субъекта бюджетных правоотношений.

Факт нарушений ОАО «АИЖК РА» действующего законодательства, регулирующего порядок целевого использования и расходования субсидий, предоставленных из федерального бюджета, установлен в рамках проведенной проверки и подробно изложен и зафиксирован в акте проверки.

Апелляционная жалоба доводов по сути и содержанию выявленных в рамках проверки нарушений не содержит.

Доводы общества сводятся к тому, что проверяющему поручено проведение выездной проверки использования средств, предоставленных из федерального бюджета, переводы денежных средств на финансирование агентства осуществлялись Управлением Федерального казначейства по Республики Алтай из бюджета Республики Алтай, при этом статья 266.1 БК РФ в данном случае не применима, агентство согласие на проведение проверок не давало, агентство не приобретало статуса объекта контроля для УФК, само УФК не обладает полномочиями по осуществлению контроля за состоянием расчетного счета общества.

Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы. как основанные на ошибочном толковании норм права, поскольку как следует из вышеприведенной нормы абзаца 7 части 1 статьи 266.1 БК РФ и подпункта «е» пункта 7 Постановления № 1092, в качестве критерия отнесения хозяйственного товарищества (общества) к объектам муниципального финансового контроля законодатель выделяет участие публично-правового образования в уставном (складочном) капитале такого лица. Именно этот критерий положен Кодексом в основу определения относимости хозяйственного товарищества или общества к объектам контроля.

В данном случае согласно выписке из ЕГРЮЛ с 2002 года 51 % АО «АИЖК РА» принадлежал ГУ «Государственный комитет Республики Алтай по управлению государственным имуществом», с 30 июня 2013 года единственным учредителем АО «АИЖК РА» являлась Республика Алтай в лице Министерства имущественных отношений Республики Алтай, с 31 декабря 2014 года единственным учредителем являлось Министерство имущественных отношений Республики Алтай, а с 30 июля 2015 года и по настоящее время Республика Алтай в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай является единственным учредителем АО «АИЖК РА».

Таким образом, АО «АИЖК РА» является хозяйственным обществом, созданным в форме акционерного общества, но с участием публично-правового образования в уставном капитале и напрямую относится к объектам государственного (муниципального) финансового контроля согласно абзацу 7 части 1 статьи 266.1 БК РФ.

Кроме того проверка в отношении АО «АИЖК РА» проведена управлением на основании и во исполнение писем Минэкономразвития России от 11.12.2017 № 35534-оф/До5н, Генеральной Прокуратуры России от 25.12.2017 № 73/2-2171-2017, Минфина России от 25.12.2017 № 20-00-06/86421 и поручения Федерального казначейства, доведенного письмами от 21.12.2017 № 18-04-06/46, от 12.01.2018 № 18-04-05/198, что не оспаривается заявителем.

Доводы заявителя о возможности привлечения общества и директора к административной ответственности за неисполнение предписания имеют вероятностный характер и не относятся к предмету рассматриваемого спора.

Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.

Таким образом, оспариваемые предписание и представление управления вынесено должностным лицом в пределах его полномочий и при наличии установленных законом обстоятельств. В этой связи, права и законные интересы заявителя, не выполняющего публично-правовую обязанность, не могут быть признаны нарушенными правомерными ненормативными правовыми актами органа, осуществляющего публичные полномочия.

Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных норм права, содержания оспариваемого предписания и представления и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.

Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных в материалы дела доказательств не усматривается несоответствия оспариваемых предписания и представления вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у Управления Федерального Казначейства по Республике Алтай имелись все основания для вынесения оспариваемых предписания и представления.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемых предписания и представления и об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.

В целом доводы апелляционной жалобы и отзыва заявителя не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.

При обращении апеллянта в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой поступило платежное поручение от 23.01.2019 № 8 на сумму 3000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 221-ФЗ) и пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб., на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы.

Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Алтай от 10 января 2019 года по делу № А02-1103/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» - без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 23.01.2019 № 8.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.

Председательствующий                                                                   О.А. ФИО6

Судьи                                                                                                 С.В. ФИО7

ФИО1