ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-1692/20 от 15.06.2019 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А45-41645/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2019 года.

   Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

Павлюк Т.В.,

судей

Кривошеиной С.В.,

Логачева К.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. рассмотрев в судебном заседании с использованием систем веб-конференции апелляционные жалобы Администрации Новосибирского района Новосибирской области (№ 07АП-1692/20), Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области (№ 07АП-1692/20(2)), Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (07АП-1692/20(3)), Дачного некоммерческого партнерства «Лаки Парк» (№ 07АП-1692/20(4)) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.01.2020 по делу № А45-41645/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дэли» к Администрации Новосибирского района Новосибирской области, Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области третьи лица: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области; 2) федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области; 3) общество с ограниченной ответственностью «Геосити»; 4) Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, о признании незаконными действий и решения,

            В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 17.09.2018, удостоверение; ФИО2, директор, выписка из ЕГРЮЛ, паспорт;

от Администрации Новосибирского района Новосибирской области: ФИО3 по доверенности от 08.04.2020, паспорт;

от иных лиц, участвующих в деле – без участия (извещены),

У С Т А Н О В И Л

общество с ограниченной ответственностью «Дэли» (далее – заявитель, общество, ООО «Дэли») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее – администрация района), Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее – администрация сельсовета), Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - департамент) (далее – заинтересованные лица) о признании незаконными действий и решения. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) общество уточнило свои требования и просит признать незаконными действий по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 54:19:000000:5481; кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:5535, об исключении этих сведений из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости; решения администрации района от 09.08.2018 №4646/0112 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату с устранением допущенного нарушения; отсутствующим права собственности администрации сельсовета на земельный участок с кадастровым номером 54:19:000000:5535.

   В качестве третьих лиц, участвующих в деле, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области; федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области; общество с ограниченной ответственностью «Геосити»; Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.

   Решение суда от 10.01.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 54:19:000000:5481, протяженностью 1 247 м, назначение: автомобильная дорога общего пользования, расположенной по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Кубовинский сельсовет, вблизи п. Степной, признал незаконными действия по проведению кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:5535, площадью 571 646 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Кубовинский сельсовет, вблизи п. Степной, признал незаконным решение Администрации Новосибирского района Новосибирской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, выраженного в письме от 09.08.2018 №4646/0112, обязал Администрацию Новосибирского района Новосибирской области рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Дэли» о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату в течение 20 дней с момента вступления судебного акта в законную силу, в удовлетворении остальных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заинтересованные лица и <...>" обратились с апелляционными жалобами в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционные жалобы мотивированы неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права. Заинтересованные лица ссылаются на наличие береговой полосы вдоль реки Качимовка, что исключает возможность передачи испрашиваемого земельного участка, на не точность экспертного заключения, полученного при проведении судебной экспертизы по заявлению администрации Кубовинского сельсовета. <...>" указывает, что суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лица не участвующего в деле.

  Заявитель в отзывах, представленных в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, представители в судебном заседании, доводы жалоб отклонили, просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

  В соответствии со статьей 158 АПК РФ рассмотрение дела было отложено с 18.05.2020 на 15.06.2020.

  Определением от 15.06.2020 в соответствии со статьей 18 АПК РФ сформирован следующий состав Павлюк Т.В. (председательствующий), Кривошеина С.В., Логачев К.Д. (судьи). В Связи с заменой состава суда рассмотрение дела начато с самого начала.

   В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы.

   В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

   Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзывах, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

   Как следует из материалов дела, ООО «Дэли» принадлежит на праве собственности – гидротехническое сооружение (плотина) на реке Качимовка с кадастровым номером 54:19:093502:7631, с местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район, с/с Кубовинский.

   20 марта 2018 года общество обратилось в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, площадью 177 924 кв. м, необходимого для обслуживания гидротехнического сооружения.

   17 апреля 2018 года администрация района отказала обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, мотивируя отказ не соответствие представленной схемы расположения испрашиваемого земельного участка установленным требованиям и наличия пересечения границ территориальных зон.

   ООО «Дэли» подготовило иную схему расположения испрашиваемого земельного участка и 10 июля 2018 года вновь обратилось в администрацию района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, площадью 57 878 кв. м, необходимого для эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на реке Качимовка.

   09 августа 2018 года администрация района отказала обществу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, указав основаниями отказа: не указание кадастрового номера земельного участка, из которого предстоит образование земельного участка; испрашиваемый участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а также в границах водного объекта, поэтому администрация района не обладает полномочиями по распоряжению испрашиваемым земельным участком; образование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, так как в границах испрашиваемого земельного участка расположен проезд (полевая дорога).

   По мнению заявителя, после отказа от 17.04.2018 администрацией района и Администрацией Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области совершили действия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 54:19:000000:5481, протяженностью 1 247 м, назначение: автомобильная дорога общего пользования, расположенной по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, с/с Кубовинский, вблизи п. Степной, и 29 июня 2018 года зарегистрировано право муниципальной собственности за Кубовинским сельским советом Новосибирского района Новосибирской области, заинтересованными лицами проведены кадастровые работы по формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации автомобильной дороги, на земельный участок с кадастровым номером 54:19:000000:5535, площадью 571 646 кв. м, разрешенное использование: внутрихозяйственные дороги, коммуникации, защитные лесные насаждения, 03 августа 2018 года зарегистрировано право муниципальной собственности за Кубовинским сельским советом Новосибирского района Новосибирской области.

  09 ноября 2018 года общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрациям района и сельсовета о признании незаконными действий по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 54:19:000000:5481, об исключении этих сведений из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости; кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:5535, об исключении данных сведений из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости; решения администрации района от 09.08.2018 №4646/0112 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату с устранением допущенного нарушения.

  Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, признал незаконными действия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 54:19:000000:5481, протяженностью 1 247 м, назначение: автомобильная дорога общего пользования, расположенной по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Кубовинский сельсовет, вблизи п. Степной, признал незаконными действия по проведению кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:5535, площадью 571 646 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Кубовинский сельсовет, вблизи п. Степной, признал незаконным решение Администрации Новосибирского района Новосибирской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, выраженного в письме от 09.08.2018 №4646/0112, обязал Администрацию Новосибирского района Новосибирской области рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Дэли» о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату в течение 20 дней с момента вступления судебного акта в законную силу. В удовлетворении остальных требований отказано. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

   В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как установлено в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), настоящий Кодекс основывается на ряде принципов, в числе которых деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1); сочетание интересов общества и законных интересов граждан (подпункт 11 пункта 1 статьи 1).

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Органы местного самоуправления распоряжаются в силу статьи 11 ЗК РФ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также с учетом абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с положениями статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1).

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, а именно - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В статье 39.16 ЗК РФ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если: - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса (пункт 2); - испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14.1).

Из материалов дела следует, что ООО «Дэли» на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение – плотина на реке Качимовка, кадастровый номер 54:19: 093502:7631, площадь застройки – 11 658 кв. м, ввод в эксплуатацию – 2004 год, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, Кубовинский сельсовет, запись о государственной регистрации права за №54:19:093502:7631-54/001/2018-3 от 08.01.2018, расположено на земельном участке кадастровым номером 54:19:093502:744, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату подано на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ, указано о наличии объекта недвижимости на праве собственности, приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый земельный участок предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 54:19:093502:744, цель использования земельного участка: для эксплуатации плотины на реке Качимовка, площадь земельного участка – 57 878 кв. м.

В оспариваемом решении основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка указаны: не соответствие представленной схемы расположения испрашиваемого земельного участка форме, формату и требованиям к ее подготовке, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах береговой полосы водного объекта и на реке Качимовка, в границах земельного участка расположена полевая дорога, администрация района не обладает полномочиями на распоряжение испрашиваемого земельного участка.

Между тем, поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 54:19:093502:744 поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства 26.02.2008 и относящегося к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, обременения участка не зарегистрированы.

После 17 апреля 2018 года администрацией сельсовета совершены действия по постановке на государственный учет как объекта недвижимости – автомобильной дороги общего пользования с кадастровым номером 54:19:000000:5481, протяженностью 1 247 м, по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, с/с Кубовинский, вблизи п. Степной, было зарегистрировано право муниципальной собственности Кубовинским сельским советом Новосибирского района Новосибирской области, администрацией сельсовета были организованы кадастровые работы по образованию земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 54:19:093502:744, необходимого для эксплуатации автомобильной дороги, в результате проведения работ образован земельный участок с кадастровым номером 54:19:000000:5535, площадью 571 646 кв. м, разрешенное использование: внутрихозяйственные дороги, коммуникации, защитные лесные насаждения, а 03 августа 2018 года зарегистрировано право муниципальной собственности за Кубовинским сельским советом Новосибирского района Новосибирской области.

Указанный земельный участок с кадастровым номером 54:19:000000:5535 практически полностью включает в себя границы испрашиваемого ООО «Дэли» в собственность за плату земельного участка площадью 57 878 кв.м., необходимого для обслуживания гидротехнического сооружения плотины на р. Качимовка.

По результатам проверки прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области установлено, что основанием для внесения в реестр муниципального имущества явилось постановление ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», распоряжение  комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области от 11.12.1998 №975.

Исходя из полученного Распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом № 975-р от 11.12.1998 «О передачи в собственность муниципального образования Кубовинского сельсовета Новосибирского района объектов социально-культурного назначения», была утверждена передача объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, расположенных в р.п. Красный Яр ранее стоящих на балансе ОАО Нефтебаза «Красный Яр», в собственность муниципального образования Кубовинского сельсовета по приложению, в перечни передаваемого имущества -спорная автомобильная дорога к плотине на р.Качимовка, протяженностью 1 247 м, расположенная по адресу: Новосибирская область. Новосибирский район, с/с. Кубовинский, вблизи п. Степной - отсутствует (территориально вышеуказанная дорога находится примерно в 20 км. от р.п. Красный Яр).

Таким образом, автомобильная дорога, протяженностью 1 247 м, в собственность Кубовинского сельсовета в соответствии с распоряжением от 11.12.1998 №975 не передавалась, расположена за границами какого-либо населенного пункта, дорожное покрытие отсутствует, произвольно накатанная, проезд возможен только в летний период, не имеет технических средств организации дорожного движения, не обладает признаками автомобильной дороги общего пользования.

Более того, после проверки прокуратуры администрация Кубовинского сельсовета приняла меры по исключению сведений из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра недвижимости об автомобильной дороге как объекте недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером 54:19:000000:5535 образован из земельного участка с кадастровым номером 54:19:093502:744 на основании межевого плана и постановления администрации сельсовета от 30.12.2016 №257.

Указанным постановлением предварительно согласовано предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, площадью 571 646 кв. м, утверждена схема расположения земельного участка в целях эксплуатации линейных объектов капитального строительства – сооружений дорожного транспорта муниципальной собственности Кубовинского сельсовета.

С учетом изложенного, позиция заинтересованных лиц со ссылкой на наличие береговой полосы вдоль реки Качимовка, что исключает возможность передачи испрашиваемого земельного участка, не обоснована.

Администрация Новосибирского района Новосибирской области указывает на отсутствие полномочий на распоряжение испрашиваемым земельным участком.

С данной позицией заинтересованного лица коллегия суда апелляционной инстанции согласиться не может.

Исходя из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 54:19:000000:5535 был образован из земельного участка с кадастровым номером 54:19:093502:744 на основании межевого плана и постановления администрации Кубовинского сельсовета от 30.12.2016 №257.

Указанным постановлением предварительно согласовано предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, площадью 571 646 кв. м, утверждена схема расположения земельного участка в целях эксплуатации линейных объектов капитального строительства - сооружений дорожного транспорта муниципальной собственности Кубовинского сельсовета.

В соответствии со статьей 2 Закона Новосибирской области от 18.12.2015 №27-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» и приложения №1 к закону с 01.01.2016 полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Новосибирском районе сельское поселение Кубовинский сельсовет обладает ДИЗО НСО.

Одним из исключений из общего правила является предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, в порядке, установленном статьей 39.20 ЗК РФ.

Таким образом, администрация Новосибирского района Новосибирской области обладает полномочиями на распоряжение испрашиваемым ООО «Дэли» земельным участком. Указанное обстоятельство, в ходе судебного заседания было подтверждено представителем департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области.

Представление прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области от 03.06.2019 №2-856в-19 по вопросу соблюдения земельного законодательства администрацией сельсовета признано законным и обоснованным.

С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно признаны неправомерными действия заинтересованного лица по организации проведения кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:5535.

По экспертному заключению от 27.09.2019 в результате обследования территории выявлены объекты, которые неразрывно связаны с плотиной и предназначены для ее эксплуатации: водопропускной коллектор, трубчатые водосбросы, асфальтированная дорога, проходящая по гребню плотины, а также подъездные грунтовые дороги, обеспечивающие доступ к плотине для ее обслуживания и эксплуатации.

Площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации плотины с кадастровым номером 54:19:093502:7631, составляет 58 101 кв. м. Граница земельного участка будет пересекать границы земельных участков с кадастровыми номерами 54:19:093503:744 и 54:19:000000:5535.

Площадь наложения земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 54:19:093503:744 составляет 19 507 кв. м, а на земельный участок с кадастровым номером 54:19:000000:5535 – 38 594 кв. м.

Судебная экспертиза проведена по ходатайству администрации сельсовета, заявлений от заинтересованного лица №2 о назначении дополнительной или повторной экспертизы не поступало.

При данных обстоятельствах, ссылки администрации района на неточности в экспертном заключении несостоятельны.

Представленное администрацией сельсовета экспертное заключение ООО «АрхиГрад» на выполненное ОАО «ЭкоНИИпроект» обоснование необходимого и достаточного размера земельного участка для эксплуатации плотины арбитражный суд исключил из числа доказательств, так как эксперты не предупреждались об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, сведения о страховании отсутствуют, расчет не учитывает допустимую минимальную площадь застройки земельного участка, требования СНиП 2.06.01-86 «Строительные нормы и правила. Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования» и Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», более того по делу была проведена судебная экспертиза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно пункту 6 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, лесопарка, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, лесопарка, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества, лесопарка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона № 137-ФЗ отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.

В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.

В силу пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Как следует из материалов дела, гидротехническое сооружение - плотина на реке Качимовка, кадастровый номер 54:19: 093502:7631, площадь застройки - 11 658 кв. м, ввод в эксплуатацию - 26 декабря 2004 года, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, Кубовинский сельсовет, право собственности зарегистрировано 08.01.2018, испрашиваемый земельный участок необходим для эксплуатации уже существующего гидротехнического сооружения.

Заявителем представлены все необходимые документы для принятия решения о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, необходимого для обслуживания гидротехнического сооружения, обоснован размер земельного участка.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку земельный участок, занятый плотиной на реке Качимовка, относится к землям водного фонда, довод заинтересованного лица о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах водного объекта, несостоятелен.

Ссылки администрации района на неверную ссылку ООО «Дэли» на статьи ЗК РФ при подаче заявления, не опровергают выводов суда, в связи с чем не принимаются коллегией суда апелляционной инстанции.

Оценив имеющиеся доказательства по делу в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу об удовлетворении требований общества в части признания незаконными действий по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 54:19:000000:5481, действий по проведению кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:5535 и решения администрации района об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, мерой по восстановлению прав общества является возложение на администрацию района рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Дэли» о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату в течение 20 дней с момента вступления судебного акта в законную силу.

Довод администрация района о том, что судебный акт не может быть исполнен, так же несостоятелен, поскольку решением суда первой инстанции были признаны незаконным действия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с кадастровым номером 54:19:000000:5481 и признаны незаконными действия по проведению кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:5535.

Исполнение судебного акта повлечет аннулирование записей в ГКН об объекте недвижимости с кадастровым номером 54:19:000000:5481 и с кадастровым номером 54:19:000000:5535, что позволит администрации Новосибирского района Новосибирской области предоставить испрашиваемый земельный участок, в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.

Иное толкование заинтересованными лицами положений действующего законодательства, а также обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.

Судебный акт в оспариваемой части соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.

Относительно доводов апелляционной жалобы лица, не участвующего в деле Дачного некоммерческого партнерства «Лаки Парк», о том, что суд первой инстанции принял решение о ее правах и обязанностях суд апелляционной инстанции указывает следующее.

В соответствии со статьей 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле. Таким образом, правом на обжалование судебного акта лицо, не участвующее в деле, наделено только в том случае, если суд принял судебный акт о правах и обязанностях этого лица. Судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.

Наличие у субъекта, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных актов. В пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление № 36) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил следующее. В силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса к иным лицам относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт, то есть указание на них содержится в мотивировочной и/или резолютивной части оспариваемого судебного акта, а также лица, в отношении прав и обязанностей которых хотя и отсутствует указание в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, но права и обязанности которых непосредственно затрагиваются принятым судебным актом, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора. В случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом, оспариваемым актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.

В апелляционной жалобе лицо, не привлеченное к участию в деле, не обосновало, каким образом его участие в деле могло повлиять на результат рассмотрения дела, исходя из предмета и оснований требований.

Из содержания решения суда не следует, что решение принято в отношении прав <...>" или возложило на него определенные обязанности.

Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 мая 2009 года № 36 установлено, что в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя.

Приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства и доводы не свидетельствуют о принятии судом решения о правах и обязанностях <...>", в связи с чем производство по апелляционной жалобе лица, не участвовавшего в деле, подлежит прекращению. Уплаченная <...>" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.

   Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.

  Руководствуясь статьей 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.01.2020 по делу № А45-41645/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Новосибирского района Новосибирской области, Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, Администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.

  Производство по апелляционной жалобе Дачного некоммерческого партнерства «Лаки Парк»  прекратить.

  Возвратить Дачному некоммерческому партнерству «Лаки Парк» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную по платежному поручению от 04.02.2020 № 28.

  Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

                  Председательствующий                                                             Т.В. Павлюк

Судьи                                                                                            С.В. Кривошеина

                                                                                                       К.Д. Логачев