улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А67-1585/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и строительства Томской области (№07АП-188/2022) на решение от 09.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-1585/2021 (судья Л.М. Ломиворотов) по заявлению муниципального образования «Асиновский район» в лице Администрации Асиновского района (ИНН <***>, ОГРН <***>; 636840, Томская область, Асиновский район, г. Асино, ул. имени Ленина, дом 40) к Департаменту архитектуры и строительства Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634050, <...>) о признании незаконным решения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное образование «Асиновское городское поселение» в лице Администрации Асиновского городского поселения (ИНН <***>, ОГРН <***>; 636840, <...>) (1); Департамент финансов Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634050, <...>) (2); общество с ограниченной ответственностью «Дорожные технологии и материалы» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634057, <...>) (3).
В судебном заседании приняли участие представители:
от муниципального образования «Асиновский район» в лице Администрации Асиновского района: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 (по 31.12.2022),
от Департамента архитектуры и строительства Томской области: ФИО3 по доверенности от 10.06.2021 (на 1 год), ФИО4 по доверенности от 13.09.2021 (на 1 год),
от третьего лица: муниципального образования «Асиновское городское поселение» в лице Администрации Асиновского городского поселения: ФИО5 по доверенности от 11.01.2021 (по 31.12.2021).
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное образование «Асиновский район» в лице Администрации Асиновского района (далее – Администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным решения Департамента архитектуры и строительства Томской области (далее – Департамент) об отказе в предоставлении субсидии, изложенном в письме от 30.12.2020 № 56-06-2873, возложении на Департамент обязанность предоставить субсидию в размере 1 990 140,30 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование «Асиновское городское поселение» в лице Администрации Асиновского городского поселения, Департамент финансов Томской области, общество с ограниченной ответственностью «Дорожные технологии и материалы» (далее – ООО «Дорожные технологии и материалы»).
Решением от 09.12.2021 Арбитражного суда Томской области оспариваемый отказ признан незаконным, суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального образования «Асиновский район» путем предоставления субсидии в размере 1 990 140,30 руб.
Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что место выполнения работ по контракту не соответствует адресу придомовой территории.
Вывод суда о том, что земельный участок с кадастровым номером 70:17:00000001:9416 фактически является придомовой территорией многоквартирного дома № 31 по ул. Ленина, г. Асино в нарушение положений части 3 статьи 170 АПК РФ судом не мотивирован. На земельном участке с кадастровым номером 70:17:0000001:9416 многоквартирный дом не располагается, в общую собственность собственников помещений многоквартирного дома указанный земельный участок не передавался. В силу закона указанный земельный участок со всеми принадлежностями и улучшениями в настоящее время находится в государственной собственности, право собственности собственников помещений на него и выполненное на нем благоустройство не возникало ввиду отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований.
Собственниками помещений в многоквартирном доме № 31 по ул. Ленина, г. Асино не принято решение о включении территории земельного участка с кадастровым номером 70:17:0000001:9416 в состав общего имущества указанного многоквартирного дома.
Администрации Асиновского района, Администрация Асиновского городского поселения и ООО «Дорожные технологии и материалы» возражают против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзывам.
Представители Департамента, Администрации Асиновского района, Администрации Асиновского городского поселения в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах к ней.
Департамент финансов Томской области и ООО «Дорожные технологии и материалы», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 5 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей Департамента финансов Томской области и ООО «Дорожные технологии и материалы».
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей Департамента, Администрации Асиновского района, Администрации Асиновского городского поселения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно материалам дела, 07.08.2020 между Департаментом архитектуры и строительства Администрации Томской области и муниципальным образованием «Асиновский район» заключено соглашение № 21/4 «О предоставлении из областного бюджета в 2020 году бюджету муниципального образования «Асиновский район» субсидии на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Главному распорядителю средств областного бюджета как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 821, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 134.99.40950, вид расходов 521 в рамках основного мероприятия «Реализация комплексных проектов благоустройства муниципальных образований» подпрограммы «Обеспечение доступности и комфортности жилища, формирование качественной жилой среды», государственной программы «Жилье и городская среда Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 25.09.2019 №337а «Об утверждении государственной программы Томской области «Жильё и городская среда Томской области».
Согласно пунктам 2.1, 4.1. Соглашения Департамент обязался предоставить субсидию из областного бюджета бюджету муниципального образования «Асиновский район» в размере 2 000 000 руб., а муниципальное образование «Асиновский район» принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, и обеспечить софинансирование на указанные цели за счет средств местного бюджета в размере 222 222,22 руб.
Пунктом 2.1 соглашения предусмотрено, что софинансирование из областного бюджета устанавливается на уровне 90%, что в 2020 году составляет 2 000 000 руб.
Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и показатели результативности её использования определены в приложениях №1, №3 соглашения, являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 4.3.11. соглашения получатель субсидии обязуется заключить соглашение о предоставлении субсидии из бюджета муниципального района бюджету Асиновского городского поселения, входящего в состав Асиновского муниципального района по форме, установленной Главным распорядителем средств областного бюджета, и предоставить копии данного соглашения (данных соглашений) Главному распорядителю средств областного.
10.08.2020 между муниципальным образованием «Асиновский район» и муниципальным образованием «Асиновское городское поселение» заключено соглашение № 60 «О предоставлении в 2020 бюджету муниципального образования «Асиновское городское поселение» средств иных межбюджетных трансфертов на реализацию муниципальной программы «Формирование комфортной среды населенных пунктов на территории муниципального образования «Асиновский район» на 2018-2022 годы» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Главному распорядителю средств бюджета района как получателю средств бюджета района, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета района 992, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 1310140950, вид расходов 540 в рамках основного мероприятия «Благоустройство дворовых территорий муниципального образования «Асиновский район» подпрограммы «Благоустройство территории населенных пунктов муниципального образования «Асиновский район», муниципальной программы «Формирование современной среды населенных пунктов на территории муниципального образования «Асиновский район» на 2018-2024 годы», утвержденной постановлением администрации Асиновского района от 31.10.2017 № 1706 «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной среды населенных пунктов на территории муниципального образования «Асиновский район» на 2018-2024 годы».
Согласно пункту 2.1, 4.1 соглашения муниципальное образование «Асиновский район» обязуется предоставить субсидию бюджету муниципального образования «Асиновское городское поселение» на реализацию мероприятия по благоустройству дворовых территорий в размере 2 222 222,22 руб., а муниципальное образование «Асиновское городское поселение» обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению.
В целях исполнения обязательств в рамках заключенного соглашения муниципальным образованием «Асиновское городское поселение» в соответствии с пунктом 6.1.1 соглашения, по результатам электронных аукционов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен муниципальный контракт от 11.09.2020 № Ф.2020.66 с ООО «Дорожные технологии и материалы» по капитальному ремонту дворовой территории многоквартирного жилого дома № 31 по ул. Ленина, г. Асино, Томская область (II этап работ) (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта подрядчик обязался выполнить для заказчика работы по капитальному ремонту дворовой территории многоквартирного жилого дома № 31 по ул. Ленина, г. Асино, Томская область (II этап работ) (далее - Работы), в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение № 1 к Контракту), графиком выполнения работ (утвержденным заказчиком по форме Приложения № 2 к Контракту), локальным сметным расчетом (Приложение № 4 к Контракту), проектной документацией (Приложение №5), а заказчик принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 2.1. Контракта его цена составляет 2 211 267 руб., в том числе НДС - 20 %, 368 544,50 руб.
Пунктом 2.3. Контракта предусмотрено, что оплата за выполненные работы осуществляется платежом в безналичной форме на основании подписанных обеими сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), актом приемки выполненных работ (Приложение №5 к Контракту) согласованных с органом, осуществляющим функции строительного контроля, привлеченным заказчиком, после предоставления заказчику исполнительной документации, состав которой определен РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» и действующим законодательством РФ в срок не позднее тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств.
Работы ООО «Дорожные технологии и материалы» выполнены, по результатам выполненных работ и передаче исполнительной документации 02.10.2020 составлен и подписан акт приемки выполненных работ.
Администрацией Асиновского района 03.12.2020 с приложением подтверждающих документов направлена заявка о перечислении субсидии в размере 1 990 140,30 руб.
Решением, изложенным в письме от 30.12.2020 № 56-06-2873, Департамент отказал в предоставлении субсидии в связи с несоответствием предмета Контракта целям предоставлении субсидии.
Не согласившись с данным решением, Администрация оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение об отказе в предоставлении субсидии не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования.
Пунктом 4.1 статьи 139 БК РФ установлено, что соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной финансовым органом субъекта Российской Федерации. В случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 3 статьи 132 настоящего Кодекса.
В соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятий по благоустройству территорий, утвержденным Постановлением Администрации Томской области от 25.09.2019 № 337а «Об утверждении государственной программы «Жилье и городская среда Томской области», «Об утверждении государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области» субсидия из областного бюджета муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий (далее субсидия) предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Томской области, возникающих при реализации мероприятий по благоустройству. Правом получения субсидии из областного бюджета обладают муниципальные районы Томской области (далее - муниципальные образования Томской области). Предельный уровень софинансирования мероприятий, указанных в настоящем пункте, за счет средств областного бюджета устанавливается в размере 90%.
Пунктом 1.1 соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета от 07.08.2020 № 21/4, установлено, что предметом соглашения является предоставление субсидии на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю средств областного бюджета как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 821, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 134.99.40950, вид расходов 521.
В качестве основания для отказа в предоставлении субсидии указано на несоответствие видов работ (проведены работы по капитальному ремонту придомовой территории, тогда как субсидия предоставляется на проведение мероприятий по благоустройству); несоответствие адреса придомовой территории, подлежащей благоустройству; отсутствие решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме об участии в мероприятиях по благоустройству.
В соответствии с пунктом 18.2.5. приказа Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» по подразделу 0503 «Благоустройство» классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, в том числе энергоэффективное освещение, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда).
Работы, предусмотренные Контрактом от 11.09.2020 № Ф.2020.66, соответствуют минимальному и дополнительному перечням видов работ по благоустройству дворовых территорий, определенному в пункте 6.1.2 соглашения № 21/4, подпунктом 5 пункта 6 Порядка предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 25.09.2019 № 337а «Об утверждении государственной программы «Жилье и городская среда Томской области».
По подразделу 0503 могут быть произведены расходы по благоустройство территорий, которые включают в себя мероприятия по капитальному ремонту объектов благоустройства.
Вид работы «Ремонт дворовых проездов», предусмотренный минимальным перечнем, включает в себя фактически выполненные работы по контракту: разборка бортовых камней; демонтаж существующего асфальтобетонного покрытия, восстановление покрытия проезда, устройство бордюрного камня.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что выполненные в рамках Контракта работы соответствуют целям и условиям предоставления субсидии.
Приложение № 5 к соглашению № 21/4 содержит перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству, в числе которых дворовая территория в Томской области, Асиновский район, г. Асино, ул. имени Ленина, 31.
Земельный участок с кадастровым номером 70:17:0000001:9416 по адресу: г. Асино, ул. имени Ленина, 31/2 фактически является придомовой территорией многоквартирного жилого дома № 31 по ул. Ленина, г. Асино, что подтверждается материалами дела, в том числе заключением кадастрового инженера ФИО6, в соответствии с которым в ходе выноса координат поворотных точек в натуре земельного участка с кадастровым номером 70:17:0000001:9416 и координат поворотных точек в натуру дворовой территории многоквартирного жилого дома № 31 по ул. Ленина, г. Асино, Томской области (по основной проектной документации № 206/17-ПЗУ2) выявлено, что границы данных участков полностью совпадают.
В соответствии с дизайн-проектом, проектом на проведение работ и паспортом благоустройства, проведение капитального ремонта дворовой территории осуществлялось фактически в границах земельного участка с кадастровым номером 70:17:0000001:9416.
То обстоятельство, что в заявке на предоставление субсидии от 03.12.2020 №15- 3659/20 Администрацией указан неверный адрес многоквартирного жилого дома (вместо №31 указан №32), не свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления субсидии. Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя, данное обстоятельство связано с технической ошибкой.
Муниципальный контракт от 11.09.2020 № Ф.2020.66 заключен на выполнение работ по капитальному ремонту дворовой территории многоквартирного жилого дома
№ 31 по ул. Ленина, г. Асино, Томской области (II этап работ). В связи с чем место выполнения работ по муниципальному контракту соответствует адресу дворовой территорий, подлежащей благоустройству, которая указана в соглашении № 21/4.
В рамках заключенного муниципального контракта проводились работы по реализации II этапа работ по капитальному ремонту дворовой территории многоквартирного жилого дома № 31 по ул. Ленина, г. Асино, Томской области. П
Проект на проведение работ по капитальному ремонту дворовой территории многоквартирного жилого дома № 31 по ул. Ленина, г. Асино, Томской области разработан в 2017 году на основании дизайн-проекта дворовой территории, утвержденного распоряжением Администрации Асиновского городского поселения от 30.07.2017 № 300/17.
Земельный участок на момент разработки дизайн-проекта, проектной документации и паспорта благоустройства дворовой территории (утвержденного 04.07.2017) не был сформирован и поставлен на кадастровый учет. В связи с чем местоположение дворовой территории было привязано к многоквартирному дому, расположенному по адресу: Томская область, г. Асино, ул. имени Ленина, д. 31.
В целях дальнейшей эксплуатации и содержания дворовой территории многоквартирного дома №31 был сформирован и поставлен на учет земельный участок с кадастровым номером 70:17:0000001:9416 по адресу: Российская Федерация, Томская область, Асиновский муниципальный район, Асиновское городское поселение, г. Асино, ул. имени Ленина, 31/2 с разрешенным использованием «благоустройство территории», который является отдельным объектом адресации.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отклонен довод о несоответствии адреса придомовой территории.
Несостоятельными являются доводы Департамента о несоблюдении Администрацией условия предоставления субсидии, предусмотренного подпунктом «в» пункта 6.1.2 соглашения от 07.08.2020 № 21/4, в соответствии с которым необходимо принятие решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.
Протоколом общего собрания от 27.07.2020 собственниками принято решение о включении в состав имущества многоквартирного дома № 31 территории (включая элементы благоустройства), на которой в рамках программы были выполнены благоустроительные работы, и о дальнейшем содержании указанной территории за счет собственников многоквартирного дома.
Административный орган не наделен правом самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков, в связи с чем судом первой инстанции отклонены доводы о ничтожности данного решения.
Решение об отказе в предоставлении субсидии не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы, что является основанием для признания его незаконным.
Между сторонами отсутствует спор относительно соблюдения заявителем иных условий предоставления субсидии, с учетом вышеизложенных выводов суд первой инстанции признал незаконным отказ ответчика в предоставлении субсидии, пришел к выводу о наличии возможности в качестве способа восстановления нарушенных прав возложить на департамент обязанность предоставить субсидию в размере 1 990 140,30 руб..
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 09.12.2021 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-1585/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и строительства Томской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи С.В. Кривошеина
ФИО1