ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-2067/2017 от 06.04.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                       Дело № А27-19758/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2017 г.

Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2017 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бородулиной И.И.

судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием средств аудиозаписи

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 09.03.2016 (на 3 года), ФИО2 по доверенности от 29.06.2016 (на 3 года),

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 20.01.2017 (до 31.12.2017), ФИО4 по доверенности от 07.02.2017 (до 31.12.2017), 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Кемеровской области

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 января 2017 г. по делу № А27-19758/2016 (судья Семёнычева Е.И.)

по заявлению Совместного предприятия общество с ограниченной ответственностью «Барзасское товарищество» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 652421, <...>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Кемеровской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 652425, <...>)

о признании недействительным решения от 30.06.2016 № 56 «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»,

У С Т А Н О В И Л:

Совместное предприятие общество с ограниченной ответственностью «Барзасское товарищество» (далее – СП ООО «Барзасское товарищество», общество, заявитель,) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Кемеровской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.06.2016 № 56 в части доначисления земельного налога за 2015 год в сумме 915 304 рубля, штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 183 060 рублей 40 копеек, соответствующих сумм пени (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).

Решением от 23.01.2017 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на несоответствие выводов изложенных в решении обстоятельствам дела; нарушение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ссылается на то, что в соответствии с топографическими планами поверхности горного отвода спорные земельные участки находятся за границами горных отводов, определенных выданными обществу лицензиями серии КЕМ № 00523 и серии КЕМ № 01345 вид лицензии ТЭ, предоставленные заявителю с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, что не оспаривается налогоплательщиком, и не используется в целях добычи каменного угля открытым способом.

На основании изложенного, выводы суда первой инстанции являются необоснованными, пониженные ставки по земельному налогу в размере 0,0815% и 0,1299% от кадастровой стоимости земельного участка могут применяться только в отношении земельных участков, непосредственно используемых для проведения работ, связанных с пользованием недрами на территории Арсентьевского и Щегловского сельских поселений.

В 2015 году спорные земельные участки имели виды разрешенного использования, которые свидетельствовали о неиспользовании земельных участков для выполнения работ, связанных с пользованием недрами на территории Арсентьевского и Щегловского сельских поселений.

Пониженные ставки земельного налога не применимы к спорным земельным участкам, так как они находятся за пределами горного отвода и, следовательно, непосредственно не используются для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Совет народных депутатов Арсентьевского сельского поселения в письме от 01.01.2017 № 7 подтвердил правильность применения налоговым органом решения от 29.11.2013 № 90 «Об установлении земельного налога в Арсентьевском сельском поселении» и, соответственно, ошибочность его трактования налогоплательщиком.

Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу общество считает доводы Инспекции несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.

Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. 

Из материалов дела следует, СП ООО «Барзасское товарищество» 27.01.2016 представлена налоговая декларации по земельному налогу за 2015 год.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт и 30.06.2016 и принято решение от 30.06.2016 № 56, которым обществу доначислен земельный налог  в размере 185 195 рублей 40 копеек, соответствующие суммы пени и штрафа. 

Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод Инспекции о занижении налогоплательщиком в нарушение пункта 1 статьи 396 НК РФ суммы земельного налога за 2015 года на 928852 рубля в результате неправомерного применения пониженных налоговых ставок по земельным участкам с кадастровыми номерами 42:04:0103001:157, 42:04:0103001:153, 42:04:202001:30, 42:04:202001:98.

 По мнению налогового органа, земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0103001:157 (Арсентьевское сельское поселение) с разрешенными использованием «для размещения технологической автодороги», 42:04:0103001:153 (Арсентьевское сельское поселение) с разрешенным использованием «для использования в целях эксплуатации технологического комплекса погрузки угля разреза «Барзасский»; 42:04:202001:30 (Арсентьевское сельское поселение) с разрешенными использованием «в целях размещения производственных объектов» находятся за границам горных отводов и непосредственно не используются в целях добычи каменного угля открытым способом, следовательно, пониженная ставка налога в размере 0,0815 процентом в отношении данных участков не применима.

Земельный участок с кадастровым номером 42:04:202001:30 (Щегловское сельское поселение) имеет разрешенное  использование «для сельскохозяйственного производства», что влечет отсутствие оснований для применения налоговой ставки в размере 0,1299 процента как в отношении земельных участков относящихся к категории земель  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 31.08.2016 № 552 решение Инспекции от 30.06.2016 оставлено без удовлетворения.

Полагая, что решение Инспекции от 30.06.2016 № 56 в обжалуемой части не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах,  нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган необоснованно отождествляет границы горного отвода и границы земельного участка, необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недр, в связи с изложенным суд счел правомерным при исчислении земельного налога за 2015 год применение налогоплательщиком пониженной ставки, установленной решением Совета народных депутатов сельских поселений в отношении земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, используемых для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 статьи 394 Кодекса определено, что налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).

Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0103001:157, 42:04:0103001:153 находятся на территории Арсентьевского сельского поселения.

Земельный участок с кадастровым номером 42:04:202001:30 находится на территории Щегловского сельского поселения.

Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно пункту 2.2 Решения Совета народных депутатов Арсентьевского сельского поселения от 29.11.2013 № 90 «Об установлении земельного налога в Арсентьевском сельском поселении» на 2015 год:

- налоговая ставка в размере 0,0815 процента от кадастровой стоимости земельного участка установлена в отношении земельных участков относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, используемых для проведения работ, связанных с пользованиями недрами на территории Арсентьевского сельского поселения.

Согласно пункту 2.2. Решения Совета народных депутатов Щегловского сельского поселения от 29.11.2013 № 133 «Об установлении земельного налога в Щегловского сельском поселении» на 2015 год:

- налоговая ставка в размере 0,1299 процента от кадастровой стоимости земельного участка установлена в отношении земельных участков относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, используемых для проведения работ, связанных с пользованиями недрами на территории Щегловского сельского поселения.

Решением Совета народных депутатов Щегловского сельского поселения от 10.06.2016 № 36 в пункт 2.2 Решения Совета народных депутатов Щегловского сельского поселения от 29.11.2013 № 133 внесены изменения, согласно которым ставка в размере 0,1299 процента от кадастровой стоимости земельного участка установлена в отношении земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, используемых для проведения работ, связанных с пользованием недрами на территории Щегловского сельского поселения, а также иных земельных участков данной категории, находящихся в собственности организаций - недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых, за исключением используемых для размещения автомобильных дорог, автомобильных баз, асфальтобетонных заводов, административно-бытовых комплексов, объектов рекреационного назначения, добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Указанная редакция распространена на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Согласно утверждению налогового органа, пониженные ставки по земельному налогу в размере 0,0815% и 0,1299% от кадастровой стоимости земельного участка могут применяться только в отношении земельных участков, непосредственно используемых для проведения работ, связанных с пользованием недрами на территории Арсентьевского и Щегловского сельских поселений. Пониженные ставки земельного налога не применимы к спорным земельным участкам, так как они находятся за пределами горного отвода и, следовательно, непосредственно не используются для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Вместе с тем, вышеуказанными актами представительных органов муниципальных образований предусмотрено, что применение пониженной ставки по земельному налогу в размере 0,0815% и 0,1299% обусловлено свойствами объекта налогообложения (категория земель и использование земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами на территории соответствующего сельского поселения.

Положениями нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований не предусмотрено, что использование земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недрами ограниченно границами горных отводов, устанавливаемых в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах»).

Согласно преамбуле закона о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Статей 7 Закона «О недрах» установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, образования особо охраняемых теологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризированного блока недр.

Участок недр (горный отвод) и земельный участок над ним – это самостоятельные объекты права.

В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским и земельным законодательном. Такие участки (из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности) предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.

Непосредственно весь комплекс горных работ принято разделять на связанные между собой основные производственные (технологические) процессы: подготовка пород к выемке,  выемочно-погрузочные работы, перемещение (транспортирование) горной массы, складирование (отвалообразование) пустых пород и разгрузка или складирование полезных ископаемых. Если производится первичное обогащение или переработка полезного ископаемого до конечного продукта, они также входят в состав основных производственных процессов.

Каждому основному производственному процессу соответствуют вспомогательные работы, производство которых позволяет планомерно осуществлять основной процесс.

О том, что разработка месторождения полезных ископаемых (участка недр) является совокупностью процессов (работ), связанных с пользованием недрами, свидетельствует описание вида разрешенного использования, предусмотренного Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Недропользование – это осуществление геологических изысканий; добыча недр открытым и закрытым способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных для добычи недр; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования.

Согласно кадастровому паспорту от 09.09.2008 земельный участок с кадастровым номером 42:04:0103001:153 отнесен к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование – для использования в целях технологического комплекса погрузки угля разреза «Барзасский».

Согласно кадастровому паспарту от 21.07.2014 земельный участок с кадастровым номером 42:04:0103001:157 отнесен к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование – для размещения технологической дороги.

Согласно кадастровому паспарту от 07.04.2010 земельный участок с кадастровым номером 42:04:202001:30 отнесен к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование – для размещения производственных объектов.

26.12.2016 собственнику земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0103001:153, 42:04:0103001:157, 42:04:202001:30 выданы новые кадастровые паспорта с указанием разрешенного использования – недропользование.

Податель жалобы ссылается на то,  что новые кадастровые паспорта выданы 26.12.2016 и не распространяют свое действие на правоотношения, возникшие в 2015 году.

Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что спорные земельные участки использовались в целях недропользования.

Поскольку недропользование является сложным производственным процессом, требующим использования значительного количества сооружений и вспомогательного оборудования, ведение работ, связанных с пользованием недрами не может быть ограниченно участком недр (горный отвод).

Применение налоговой ставки по земельному налогу обусловлено не территориальной оговоркой границ участка недр (горный отвод), а использованием того или иного участка для проведения работ, связанных с пользованием недр в цепочке сложного производственного процесса предприятия.

Налоговым органом в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств подтверждающих, что спорные земельные участки предназначены только для эксплуатации объектов промышленности, несвязанных с добычей полезных ископаемых, тогда как для ведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю необходимы земельные участки для инфраструктурных объектов капитального строительства (внешние отвалы горных пород, промышленные площадки, угольные склады, погрузочные пункты, очистные сооружения, технологические дороги, объекты электроснабжения, объекты для осуществления первичной переработки сырья, для подготовки сырья к транспортировке и т.п., которые для обеспечения полноты выемки запасов полезного ископаемого должны быть расположены за пределами горного отвода.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при исчислении земельного налога за 2015 год применение налогоплательщиком пониженной ставки, установленной решением Совета народных депутатов сельских поселений в отношении земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, используемых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, обоснованно.

Ссылка налогового органа на письмо председателя Совета народных депутатов Арсентьевского сельского поселения от 11.01.2017 судом первой инстанции отклонена, поскольку исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.11.1997 № 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона, может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.

Более того, в пункте 2.2 решениям Совета народных депутатов нет ограничения, предусматривающего применение пониженной ставки в отношении земель в границах горного отвода.

Решение Совета народных депутатов Щегловского сельского поселения от 10.06.2016 № 36, изменившее редакцию пункта 2.2  Решения Совета народных депутатов Щегловского сельского поселения от 29.11.2013 № 133 «Об установлении земельного налога в Щегловского сельском поселении» и распространившее своё действие на правоотношения 2015 года, не подлежит применению, придает обратную силу редакции пункта 2.2, нарушает требования статьи 57 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, статей 5,6 Налогового кодекса Российской Федерации.

Установив в ходе судебного разбирательства расположение земельного участка с кадастровым номером 42:04:202001:30 не в Арсентьевском сельском поселении, а в Щегловском сельском поселении, налогоплательщик пересчитал земельный налог с применением ставки 0,1299% от кадастровой стоимости земли, а не 0,0815% как было им исчислено в налоговой декларации, уточнив заявленные требования с учетом пересчета. Как пояснил представитель заявителя, по ставки 0,1299% сумма налога составляет 28643 рублей, по ставки 0,0815 % - 17970 рублей. Разница составляет 10673 рубля, в связи с чем заявитель согласился с правомерностью доначисления налога в размере 10 673 рубля. Расчет налоговым органом не оспорен.

В порядке статьи 65 АПК РФ доказательств, свидетельствующих об ошибочности вывода суда первой инстанции, сделанных в ходе рассмотрения дела, налоговым органом в материалы дела не представлено, не приведены соответствующие доводы и в апелляционной жалобе.

Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Доводов, опровергающих установленные судом обстоятельства, в апелляционной жалобе не приведено. Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.01.2017 года по делу № А27-19758/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Кемеровской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий:                                        И. И. Бородулина

Судьи:                                                                      Н. В. Марченко  

                                                                                       Н.А. Усанина