улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А67-10176/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Томскинтерсервис» (№ 07АП-2255/2019) на решение от 15.02.2019 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-10176/2018 (судья Чиндина Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Томскинтерсервис» (634021, <...>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (<...> ИНН <***>) об отмене постановлений от 09.08.2018 № 02-09/317-18, от 17.08.2018 № 02-09/351-18, от 24.09.2018 № 02-09/346-18 об административном правонарушении.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: временный управляющий ООО «Томскинтерсервис» ФИО2
В судебном заседании приняли участи:
от заявителя: ФИО3, доверенность от 12.12.2018,
от заинтересованного лица: ФИО4, доверенность от 09.01.2019.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Томскинтерсервис» (далее – ООО «Томскинтерсервис», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – УФАС, административный орган, заинтересованное лицо) об отмене постановлений от 09.08.2018 № 02-09/317-18, от 17.08.2018 № 02-09/351-18 об административном правонарушении.
Определением арбитражного суда от 26.10.2018 с делом № А67-10176/2018 объединено в одно производство для совместного рассмотрения дело № А67-12250/2018 по заявлению ООО «Томскинтерсервис» к УФАС об отмене постановления от 24.09.2018 № 02-09/346-18 об административном правонарушении с присвоением номера А67-10176/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена временный управляющий ООО «Томскинтерсервис» ФИО2
Решением Арбитражного суда Томской области от 15.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Томскинтерсервис» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, общество привлечено к ответственности в отсутствие вины. Общество трижды привлечено к ответственности за одно событие правонарушения. Общество привлечено к ответственности, в том числе за не представление не принадлежащих ему документов. Судом не учтены обстоятельства дела при разрешении вопроса о малозначительности.
В дополнительных пояснениях ООО «Томскинтерсервис» указал на то, что основной вывод оспариваемых постановлений оспариваемого решения суда о том, что не представление запрошенных документов повлекло невозможность рассмотрения дела является необоснованным и опровергается как материалами дела, так и сформированным УФАС заключением, поскольку истребованная административным органом информация находится в открытых источниках – ЕГРЮЛ и могла быть представлена обществом даже при условии изъятия документов, а учитывая, что указанный реестр является открытым, истребуемая информация была известна УФАС.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апеллянта за необоснованностью, указав на правомерность принятого решения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель апеллянта доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель УФАС против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.09.2008 ООО «Томскинтерсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску за основным государственным регистрационным номером 1087017024456.
На основании приказа УФАС от 16.02.2018 антимонопольным органом в отношении ООО «Оптима», ООО «Интер-Мед», ООО «Томскинтерсервис» возбуждено дело № 02-10/19-18 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
В ходе производства по делу определением от 01.03.2018 № ЕФ/1223 у ООО «Томскинтерсервис» истребованы следующие сведения и документы: документы и пояснения по обстоятельствам дела, с предоставлением документов, подтверждающих изложенные в пояснениях обстоятельства, в том числе: - все договоры (аренды, подряда, субподряда, займа, оказания консультационных и любых других услуг, агентские договоры, купли-продажи и т.д.), заключенные ООО «Томскинтерсервис» в период с 01.01.2015 по настоящее время; - сведения обо всех банковских счетах ООО «Томскинтерсервис», открытых и действовавших в период с 01.01.2015 по настоящее время с указанием банка, в котором были открыты счета (наименование и юридический, почтовый адреса); - расчет экономически обоснованной для ООО «Томскинтерсервис» цены договора на поставку товара, являвшегося предметом запроса котировок с указанным выше номером извещения, либо письменные пояснения об отсутствии такого расчета; - информацию о группе лиц ООО «Томскинтерсервис» по форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, по состоянию на период с 01.01.2015 по настоящее время; - копию штатного расписания за период с 01.01.2015 по настоящее время; - копии приказов о приеме на работу работников с приложением трудовых договоров и иных документов, регламентирующих должностные обязанности; - копии финансовых документов: кассовые книги; журналы операций; главные книги за 2015 -2017 годы, документы о движении средств; - копии журналов входящей и исходящей корреспонденции за указанный период; - копию заявки на участие в запросе котировок с указанным выше номером извещений в электронном виде; - иные письменные пояснения и документы, которые, по мнению ООО «Томскинтерсервис», помогут полному и всестороннему рассмотрению настоящего дела; - правоустанавливающие документы, устав, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации ООО «Томскинтерсервис», актуальные на день возбуждения дела; - сведения о лицах, осуществлявших от лица ООО «Томскинтерсервис» действия по подготовке заявок для участия в запросах котировок, подачу заявок, и подписание договора; - сведения о внесении обеспечения по указанному запросу котировок от ООО «Томскинтерсервис» с указанием источника поступления денежных средств, лица, осуществляющего внесение, и приложением подтверждающего документа (платежного поручения); - формы ОКУД 0710001 и 0710002 бухгалтерской отчетности ООО «Томскинтерсервис» за 2017 и по настоящий год.
В соответствие с определением от 01.03.2018 № ЕФ/1223 запрошенные сведения должны были быть представлены в УФАС в срок не позднее 10 дней со дня поступления определения. Определение от 01.03.2018 № ЕФ/1223 по делу № 02- 10/19-18 получено ООО «Томскинтерсервис» 16.04.2018, что подтверждается штемпелем на конверте с корреспонденцией № ЕФ/1223, возвратившемся в УФАС с отметкой «истек срок хранения». Таким образом, последним днем представления запрошенных сведений являлось 26.04.2018.
25.04.2018 в ходе заседания комиссии УФАС установлено, что ООО «Томскинтерсервис» не представило в материалы дела информацию о группе лиц ООО «Томскинтерсервис» по форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, по состоянию на период с 01.01.2015 по настоящее время.
Указанная информация также не поступила в адрес УФАС России по Томской области и в срок не позднее 26.04.2018.
22.06.2018 должностным лицом УФАС в отношении ООО «Томскинтерсервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), содержащий указание на непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа.
09.08.2018 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 02- 09/317-18 об административном правонарушении, которым ООО «Томскинтерсервис» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
На основании приказа УФАС от 08.02.2018 антимонопольным органом в отношении ООО «ЦДМ» и ООО «Томскинтерсервис» возбуждено дело № 02-10/13-18 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
В ходе производства по делу определением от 22.02.2018 № ЕФ/1063 у ООО «Томскинтерсервис» истребованы следующие сведения и документы: - документы и пояснения по обстоятельствам дела, с предоставлением документов, подтверждающих изложенные в пояснениях обстоятельства; - все договоры (аренды, подряда, субподряда, займа, оказания консультационных и любых других услуг, агентские договоры, купли-продажи и т.д.), заключенные ООО «Томскинтерсервис» в период с 01.01.2015 по настоящее время; - сведения обо всех банковских счетах ООО «Томскинтерсервис», открытых и действовавших в период с 01.01.2015 по настоящее время с указанием банка, в котором были открыты счета (наименование и юридический, почтовый адреса); - расчёт экономически обоснованной для ООО «Томскинтерсервис» цены контракта на поставку товара, являвшегося предметом электронных аукционов/запросов котировок с указанными выше номерами извещений, либо письменные пояснения об отсутствии такого расчета; - информацию о группе лиц ООО «Томскинтерсервис» по форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, по состоянию на период с 01.01.2015 по настоящее время; - письменные пояснения по вопросу подачи аукционных заявок ООО «Томскинтерсервис», ООО «ЦДМ» с одного IP-адреса IР=192.168.10.23; IP=217.29.86.174; IР=83.149.48.128, IР=93.91.166.7; - договоры, заключенные ООО «Томскинтерсервис» с операторами связи на оказание услуг связи по доступу к сети Интернет, действовавшие в период с 01.01.2015 по настоящее время, со всеми приложениями и дополнениями; - основания для использования телефона <***>; - копию штатного расписания за период с 01.01.2015 по настоящее время; - копии приказов о приеме на работу работников с приложением трудовых договоров и иных документов, регламентирующих должностные обязанности; - копии финансовых документов: кассовые книги; журналы операций; главные книги за 2015 -2017 годы, документы о движении средств; - копию электронной переписки с адресов tis@tis.tomsk.ru, irina@tis.tomsk.ru; lena@tis.tomsk.ru, а также иных электронных адресов, используемых ООО «Томскинтерсервис» и его работниками в период с 2015 года по настоящее время; - копии журналов входящей и исходящей корреспонденции за указанный период; - копия переписки ООО «Томскинтерсервис» на бумажном носителе за указанный период; - копии заявок на участие в электронных аукционах/запросах котировок с указанными выше номерами извещений в электронном виде; - копии правоустанавливающих документов на помещения, в которых ООО «Тис» осуществляет деятельность, а также на иные помещения, собственником которых является ООО «Томскинтерсервис», его учредитель и законный представитель; - иные письменные пояснения и документы, которые, по мнению ООО «Томскинтерсервис», помогут полному и всестороннему рассмотрению настоящего дела; - правоустанавливающие документы, устав, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации ООО «Томскинтерсервис», актуальные на день возбуждения дела; - перечень помещений и IP-адресов, с которых осуществлялся выход в сеть Интернет от имени ООО «Томскинтерсервис» в вышеуказанный период с приложением соответствующих договоров, служащих основанием для пользования такими помещениями; - сведения о лицах, осуществлявших от лица ООО «Томскинтерсервис» действия по подготовке заявок на аукционы в электронной форме, для участия в запросах котировок, подачу заявок, ценовых предложений и подписание контрактов в указанный период; - все договоры, заключенные ООО «Томскинтерсервис» с целью исполнения контрактов, заключенных по результатам указанных аукционов/запросов котировок; - сведения о внесении обеспечения по указанным аукционам от ООО «Томскинтерсервис» с указанием источника поступления денежных средств, лица, осуществляющего внесение, и приложением подтверждающего документа (платежного поручения); - формы ОКУД 0710001 и 0710002 бухгалтерской отчетности ООО «Тис» за 2015 и по настоящий год.
В соответствие с определением от 22.02.2018 № ЕФ/1063 по делу № 02-10/13-18 запрошенные сведения должны быть представлены в УФАС не позднее 15 дней со дня поступления определения от 22.02.2018 № ЕФ/1063 по делу № 02-10/13-18. Определение от 22.02.2018 № ЕФ/1063 по делу № 02-10/13-18 получено ООО «Томскинтерсервис» 10.04.2018, что подтверждается штемпелем на конверте с корреспонденцией № ЕФ/1063, возвратившемся в УФАС с отметкой «истек срок хранения». Таким образом, последним днем представления запрошенных сведений является 25.04.2018.
26.04.2018 в ходе заседания комиссии УФАС установлено, что ООО «Томскинтерсервис» не представило в материалы дела: информацию о группе лиц ООО «Томскинтерсервис» по форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, по состоянию на период с 01.01.2015 по настоящее время; перечень помещений и IPадресов, с которых осуществлялся выход в сеть Интернет от имени ООО «Томскинтерсервис» в вышеуказанный период.
04.07.2018 должностным лицом УФАС в отношении ООО «Томскинтерсервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, содержащий указание на непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа.
17.08.2018 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 02- 09/351-18 об административном правонарушении, которым ООО «Томскинтерсервис» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
На основании приказа УФАС от 08.02.2018 антимонопольным органом в отношении ООО «Мед-Альянс» и ООО «Томскинтерсервис» возбуждено дело № 02-10/12-18 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
В ходе производства по делу определением от 22.02.2018 № ЕФ/1064 по делу № 02- 10/12-18 у ООО «Томскинтерсервис» истребованы следующие сведения и документы: - все договоры (аренды, подряда, субподряда, займа, оказания консультационных и любых других услуг, агентские договоры, купли-продажи и т.д.), заключенные ООО «Томскинтерсервис» в период с 01.01.2015 по настоящее время; - сведения обо всех банковских счетах ООО «Томскинтерсервис», открытых и действовавших в период с 01.01.2015 по настоящее время с указанием банка, в котором были открыты счета (наименование и юридический, почтовый адреса); - расчёт экономически обоснованной для ООО «Томскинтерсервис» цены контракта на поставку товара, являвшегося предметом электронных аукционов/запросов котировок с указанными выше номерами извещений, либо письменные пояснения об отсутствии такого расчета; - информацию о группе лиц ООО «Томскинтерсервис» по форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, по состоянию на период с 01.01.2015 по настоящее время; - письменные пояснения по вопросу подачи аукционных заявок ООО «Томскинтерсервис», ООО «Мед-Альянс» с одного IP-адреса IР=93.91.166.7; - договоры, заключенные ООО «Томскинтерсервис» с операторами связи на оказание услуг связи по доступу к сети Интернет, действовавшие в период с 01.01.2015 по настоящее время, со всеми приложениями и дополнениями; - основания для использования телефона <***>; - копию штатного расписания за период с 01.01.2015 по настоящее время; - копии приказов о приеме на работу работников с приложением трудовых договоров и иных документов, регламентирующих должностные обязанности; - копии финансовых документов: кассовые книги; журналы операций; главные книги за 2015 -2017 годы, документы о движении средств; - копию электронной переписки с адресов tis@tis.tomsk.ru, irina@tis.tomsk.ru; lena@tis.tomsk.ru, а также иных электронных адресов, используемых ООО «Томскинтерсервис» и его работниками в период с 2015 года по настоящее время; - копии журналов входящей и исходящей корреспонденции за указанный период; - копия переписки ООО «Томскинтерсервис» на бумажном носителе за указанный период; - копии заявок на участие в электронных аукционах/запросах котировок с указанными выше номерами извещений в электронном виде; - копии правоустанавливающих документов на помещения, в которых ООО «Тис» осуществляет деятельность, а также на иные помещения, собственником которых является ООО «Томскинтерсервис», его учредитель и законный представитель; - иные письменные пояснения и документы, которые, по мнению ООО «Томскинтерсервис», помогут полному и всестороннему рассмотрению настоящего дела; - правоустанавливающие документы, устав, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации ООО «Томскинтерсервис», актуальные на день возбуждения дела; - перечень помещений и IP-адресов, с которых осуществлялся выход в сеть Интернет от имени ООО «Томскинтерсервис» в вышеуказанный период с приложением соответствующих договоров, служащих основанием для пользования такими помещениями; - сведения о лицах, осуществлявших от лица ООО «Томскинтерсервис» действия по подготовке заявок на аукционы в электронной форме, для участия в запросах котировок, подачу заявок, ценовых предложений и подписание контрактов в указанный период; - все договоры, заключенные ООО «Томскинтерсервис» с целью исполнения контрактов, заключенных по результатам указанных аукционов/запросов котировок; - сведения о внесении обеспечения по указанным аукционам от ООО «Томскинтерсервис» с указанием источника поступления денежных средств, лица, осуществляющего внесение, и приложением подтверждающего документа (платежного поручения); - формы ОКУД 0710001 и 0710002 бухгалтерской отчетности ООО «Тис» за 2015 и по настоящий год.
В соответствие с определением от 22.02.2018 № ЕФ/1064 по делу № 02-10/12-18 запрошенные сведения должны быть представлены в УФАС не позднее 15 дней со дня поступления определения от 22.02.2018 № ЕФ/1064 по делу № 02-10/12-18. Определение от 22.02.2018 № ЕФ/1064 по делу № 02-10/12-18 получено ООО «Томскинтерсервис» 10.04.2018, что подтверждается штемпелем на конверте с корреспонденцией № ЕФ/1064, возвратившемся в УФАС с отметкой «истек срок хранения». Таким образом, последним днем представления запрошенных сведений является 25.04.2018.
26.04.2018 в ходе заседания комиссии УФАС установлено, что ООО «Томскинтерсервис» не представило в материалы дела: информацию о группе лиц ООО «Томскинтерсервис» по форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, по состоянию на период с 01.01.2015 по настоящее время; копии правоустанавливающих документов на помещения, собственником которых является учредитель и законный представитель ООО «Томскинтерсервис»; перечень помещений и IP-адресов, с которых осуществлялся выход в сеть Интернет от имени ООО «Томскинтерсервис» в вышеуказанный период.
02.07.2018 должностным лицом УФАС в отношении ООО «Томскинтерсервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, содержащий указание на непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию антимонопольного органа.
24.09.2018 УФАС вынесено постановление о назначении административного наказания по делу № 02- 09/346-18 об административном правонарушении, которым ООО «Томскинтерсервис» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Признание незаконным и отмена постановлений от 09.08.2018 № 02-09/317-18, от 17.08.2018 № 02-09/351-18, от 24.09.2018 № 02-09/346-18 об административном правонарушении является предметом требований заявителя по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действия общества состава и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, заключается в непредставлении в федеральный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 Закон № 135-ФЗ документы и информация, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются в течение трех рабочих дней с даты вручения соответствующего требования. Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы и информацию в течение трех рабочих дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о необходимости представления документов и информации, уведомляет в письменной форме должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, о невозможности представления в установленный срок документов и информации с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые документы и информацию.
Анализ вышеизложенных положений, свидетельствует о том, что объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств. При этом действующее законодательство предоставляет антимонопольному органу право истребовать документы и, при этом, не содержит ограничений по срокам, составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, представленные в материалы дела доказательства, учитывая то, что заявитель, по сути, не отрицает факт непредставления истребованных административным органом документов, пришел к обоснованным выводам о наличие в действия ООО «Томскинтерсервис» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Так, по определению от 01.03.2018 № ЕФ/1223 по делу № 02-10/19-18 ООО «Томскинтерсервис» не представило информацию о группе лиц ООО «Томскинтерсервис» по форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, по состоянию на период с 01.01.2015 по настоящее время.
По определению от 22.02.2018 № ЕФ/1063 по делу № 02-10/13-18 ООО «Томскинтерсервис» не представлено: информация о группе лиц ООО «Томскинтерсервис» по форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, по состоянию на период с 01.01.2015 по настоящее время; перечень помещений и IP–адресов, с которых осуществлялся выход в сеть Интернет от имени ООО «Томскинтерсервис».
По определению от 22.02.2018 № ЕФ/1064 по делу № 02-10/12-18 ООО «Томскинтерсервис» не представлено: информация о группе лиц ООО «Томскинтерсервис» по форме представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, по состоянию на период с 01.01.2015 по настоящее время; перечень помещений и IP–адресов, с которых осуществлялся выход в сеть Интернет от имени ООО «Томскинтерсервис»; копии правоустанавливающих документов на помещения, собственником которых является учредитель и законный представитель ООО «Томскинтерсервис».
При этом, исходя из вышеизложенных правовых положений довод общества о том, что вменение в вину непредставление документов, которые ему не принадлежат (копий правоустанавливающих документов на помещения, собственником которых является учредитель и законный представитель ООО «Томскинтерсервис») признается апелляционным судом несостоятельным.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения вышеуказанных требований законодательства, в материалах дела не содержится. Заявителем не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о представлении информации по запросу УФАС.
В связи с чем, также подлежит отклонению довод общества об общедоступности истребуемой административным органом информации.
Ссылка апеллянта на то, что истребуемые документы были изъяты у общества УФСБ по Томской области является несостоятельной, поскольку протоколы обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств от 02.03.2018, не содержат сведений об изъятии документов, которые были запрошены административным органом у общества.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, изъятие УФСБ России по Томской области у ООО «Томскинтерсервис» документов 02.03.2018, не препятствовало предоставлению указанной непредставленной информации, поскольку в рамках рассмотрения дела № 02-10/11-18 ООО «Томскинтерсервис» сведения представило 14.05.2018, что подтверждается пояснениями с отметкой входящего номера 3068 от 14.05.2018.
При этом доказательства совершения ООО «Томскинтерсервис» действий, направленных на возврат истребованных документов в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В рассматриваемом случае, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, обществом совершено три деяния, выразившихся в непредставлении сведений по трем разным требованиям антимонопольного органа в установленный срок в ходе производства по трем различным делам, образующих состав правонарушения, предусмотренный одной нормой - часть 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Как верно указал суд первой инстанции, совпадение непредставленных ООО «Томскинтерсервис» по требованиям сведений (информации) в указанных случаях не означает привлечение общества трижды за непредставление одних и тех же документов.
Апелляционный суд отклоняет доводы общества о малозначительности совершенного административного правонарушения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, не свидетельствует о малозначительности совершенного деяния, а лишь учитывается при назначении административного наказания.
В свою очередь неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов.
Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, - искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.
Установление для юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства штрафов, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, наряду с установлением до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, свидетельствует об особой защите государством отношений по поддержке конкуренции как одного из условий эффективного функционирования товарных рынков.
При этом законодатель, во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 № 1-П Федеральным законом от 02.12.2013 № 343-ФЗ снизил минимальный размер штрафа за данное правонарушение с 300 000 рублей до 50 000 рублей, расширив, тем самым, возможности как антимонопольных органов, так и судов в части дифференциации назначаемого наказания, исключая при этом необходимость использования для этой цели такого правового института как малозначительность административного правонарушения.
Применение данного правового института не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых антимонопольным законодательством.
Таким образом, совершенное обществом правонарушение не может быть признано малозначительным, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2019 Арбитражного суда Томской области по делу №А67-10176/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Томскинтерсервис» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий К.Д. Логачев
Судьи И.И. Бородулина
ФИО1