СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
г. Томск Дело № А03-10250/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Бородулина И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 04.02.2016; без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23 января 2017 года
по делу № А03-10250/2016 (судья Синцова В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Кемерово
о признании незаконным как несоответствующего БК РФ бездействия Администрации Косихинского района по исполнению исполнительных листов ФС № 000107339, ФС №0067301152, ФС № 006723497, ФС № 000099834, ФС № 005044786, ФС № 006730153, в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, об обязании Администраци Косихинского района Алтайского края устранить допущенные нарушения
прав и законных интересов ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии ФС № 000107339, ФС № 0067301152, ФС № 006723497, ФС № 000099834, ФС № 005044786, ФС № 006730153, в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, о признании незаконным как не соответствующим Бюджетному кодексу РФ бездействия Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, выраженного в неприостановлении операций по следующим счетам должника и структурных подразделений должника: Администрации Косихинского района (лицевых счетов № <***>, №01173029850, № 04173029850); Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Косихинского района Алтайского края (лицевых счетов № <***>, 04173029820, 05173029820); Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Косихинского
района Алтайского края (лицевых счетов № <***>, №04173000200, №08173000200); Комитета администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи Алтайского края (лицевой счет № <***>, №01173029790); Управления сельского хозяйства администрации Косихинского района Алтайского края (лицевой счет№ <***>, №04173029810); Комитета по культуре администрации Косихинского района Алтайского края (лицевой счет № <***>, №01173029780), об обязании УФК по Алтайскому краю с даты принятия решения по настоящему делу приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Косихинского района, включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения своих обязательств по исполнительным листам ФС № 000107339, ФС № 0067301152, ФС № 006723497, ФС № 000099834, ФС № 005044786, ФС №006730153: Администрации Косихинского района (лицевых счетов № <***>, №01173029850, № 04173029850); Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Косихинского района Алтайского края (лицевых счетов № <***>, №04173029820, №05173029820); Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Косихинского района Алтайского края (лицевой счет №<***>, №04173000200, № 08173000200); Комитета администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи Алтайского края (лицевой счет №<***> №04173000200, № 08173000200); Управления сельского хозяйства администрации Косихинского района Алтайского края (лицевой счет № <***>,№04173029810); Комитета по культуре администрации Косихинского района Алтайского края (лицевой счет № <***>, №01173029780),
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Косихинского района Алтайского края с. Косиха, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Косихинского района Алтайского края, с. Косиха, Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи Алтайского края, с. Косиха, Управление сельского хозяйства администрации Косихинского района Алтайского края, с. Косиха, Комитет по культуре администрации Косихинского района Алтайского края, с. Косиха.
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее – заявитель, общество, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),о признании незаконным как несоответствующего БК РФ бездействия Администрации Косихинского района (далее – Администрация) по исполнению исполнительных листов ФС №000107339, ФС №0067301152, ФС № 006723497, ФС № 000099834, ФС № 005044786, ФС № 006730153, в порядке, установленном п. 5 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, об обязании Администраци Косихинского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» путем исполнения в полном объеме требований исполнительных листов серии ФС № 000107339, ФС № 0067301152, ФС №006723497, ФС № 000099834, ФС № 005044786, ФС № 006730153, в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ; о признании незаконным как не соответствующего Бюджетному кодексу РФ бездействия Управления федерального казначейства по Алтайскому краю(далее – УФК по Алтайскому краю), выраженного в не приостановлении операций по следующим счетам должника и структурных подразделений должника: Администрации Косихинского района (лицевых счетов № <***>, №01173029850, № 04173029850); Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Косихинского района Алтайского края (лицевых счетов № <***>, 04173029820, 05173029820); Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Косихинского района Алтайского края (лицевых счетов № <***>, №04173000200, № 08173000200); Комитета администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи Алтайского края (лицевой счет № <***>, №01173029790); Управления сельского хозяйства администрации Косихинского района Алтайского края (лицевой счет № <***>, № 04173029810); Комитета по культуре администрации Косихинского района Алтайского края (лицевой счет № <***>, №01173029780), об обязании УФК по Алтайскому краю с даты принятия решения по настоящему делу приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации Косихинского района, включая лицевые счета ее структурных (обособленных) подразделений до момента исполнения своих обязательств по исполнительным листам ФС № 000107339, ФС № 0067301152, ФС № 006723497, ФС №000099834, ФС № 005044786, ФС № 006730153: Администрации Косихинского района (лицевых счетов № <***>, №01173029850, № 04173029850); Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Косихинского района Алтайского края (лицевых счетов № <***>, №04173029820, №05173029820); Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Косихинского района Алтайского края (лицевой счет № <***>, №04173000200, № 08173000200); Комитета администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи Алтайского края (лицевой счет №<***>, №04173000200, №08173000200); Управления сельского хозяйства администрации Косихинского района Алтайского края (лицевой счет №<***>,№04173029810); Комитета по культуре администрации Косихинского района Алтайского края (лицевой счет № <***>, № 01173029780).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Косихинского района Алтайского края (далее – Комитет по имуществу), Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Косихинского района Алтайского края (далее – Комитет по финансам), Комитет администрации Косихинского района по образованию и делам молодежи Алтайского края (далее – Комитет по образованию), Управление сельского хозяйства администрации Косихинского района Алтайского края (далее – Управление сельского хозяйства), Комитет по культуре администрации Косихинского района Алтайского края (далее – Комитет по культуре).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на нарушение судом норм материального права, на необоснованность выводов суда о несоблюдении обществом требований статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку при отсутствии в исполнительном документе указания на взыскание за счет средств казны муниципального образования исполнительный лист предъявлен обществом в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (о том, что исполнительный лист направлен в надлежащий орган, свидетельствует принятие указанным органом исполнительного документа к производству и его частичное исполнение).
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального района. Администрация района, являясь одновременно должником – казначейским учреждением и исполнителем бюджетных полномочий, главным распорядителем средств бюджета района, не исполнила в полном объеме требований части 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации – не обеспечила выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов. При проектировании бюджетов Администрацией района не предусматривалось даже частичное погашение задолженности по предъявленным исполнительным листам.
Недостаток бюджетного финансирования не указывается в законодательстве в качестве основания для неприменения мер по исполнению судебных актов, поэтому ссылка на дефицит бюджета, является необоснованной.
Отсутствие полного исполнения судебного акта нарушает права и интересы общества в его коммерческой деятельности, что позволяет ему обратиться в арбитражный суд в порядке статьи 198 АПК РФ с заявленным требованием.
В случае длительного непрекращающегося уклонения от выполнения возложенных на уполномоченное лицо обязанностей бездействие следует квалифицировать как длящееся. Таким образом, право заявителя на получение всех сумм, взысканных по судебному решению, продолжает нарушаться, в том числе на дату рассмотрения настоящего спора, следовательно, срок, предусмотренный статьей 198 АПК РФ для обращения в суд за защитой нарушенного права, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» не пропущен.
УФК по Алтайскому краю, выступающий как орган, на который законом возложена обязанность по выполнению действий, направленных на приостановление операции по расходованию средств на лицевых счетах не только должника, но и его структурных подразделений, обязан выполнить данные действия.
Комитет по имуществу, Комитет по финансам, Комитет по образованию, Управление сельского хозяйства, Комитет по культуре, являются структурными подразделениями администрации.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
От УФК по Алтайскому краю представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление возражает против доводов апеллянта в полном объеме, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Иные лица участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ к началу судебного заседания не представили.
Представитель общества в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивала на её удовлетворении.
Администрация и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 - 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации и третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав представителей общества и УФК по Алтайскому краю, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела,решениями Арбитражного суда Алтайского края: от 26.11.2014 по делу № А03-17576/2014, от 01.04.2015 по делу № А03-3837/2015, от 24.04.2015 по делу № А03-3799/2015, от 16.06.2015 по делу № А03-3839/2015, от 30.06.2015 по делу № А03-3801/2015, от 30.06.2015 по делу № А03-3704/2015 удовлетворены требования общества к Администрации района, с последней, как муниципального заказчика по муниципальным контрактам взыскана задолженность по договорному обязательству расходы в возмещение оплаты госпошлины, также проценты на случай неисполнения судебного акта, подлежащие начислению на сумму задолженности по день фактической ее уплаты.
Исполнительный лист ФС №000107339, выданный 16.03.2015 Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-17576/2014 от 26.11.2014 о взыскании задолженности в размере 816 755, 19 руб. и 9020 руб. судебных расходов с Администрации Косихинского района Алтайского края в пользу открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» поступил в Отдел № 14 Управления Федерального казначейства по Алтайском краю 07.04.2015 и принят к исполнению на основании статьи 242.5 БК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ Отделом № 14 должнику 10.04.2015 вручено Уведомление о поступлении исполнительного документа от 08.04.2015 № ПЛ-15-3478 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (л.д. 85, т.1)
20.04.2015 должник в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ направил в Отдел № 14 информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа (л.д. 86, 87, т.1).
08.07.2015 операции по расходованию средств на лицевом счете должника (за исключением операций по исполнению исполнительного документ) приостановлены в связи с неисполнением исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления на основании п.7 ст. 242.5 БК РФ. 08.07.2015 должнику вручено Уведомление о приостановлении операций по расходованию средств от 08.07.2015 №УБЛ-15-2409. (л.д. 88, т.1)
14.07.2015 взыскателю направлено Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 14.07.2015 № УНЛ-15-3479. (л.д. 28, т.1).
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, платежные документы должником не представлялись.
Исполнительный лист ФС № 0067301152, выданный 14.08.2015 Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-3707/2015 от 30.06.2015 о взыскании задолженности в размере 45824, 35 руб., 2000 руб. госпошлины с Администрации Косихинского района Алтайского края в пользу открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» поступил в Отдел №14 Управления Федерального казначейства по Алтайском краю 05.10.2015 и принят к исполнению на основании статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ Отделом № 14 должнику 06.10.2015 вручено Уведомление о поступлении исполнительного документа от 06.10.2015 № ПЛ-15-7212 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
19.10.2015 должник в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ направил в Отдел № 14 информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
12.01.2016 операции по расходованию средств на лицевом счете должника (за исключением операций по исполнению исполнительного документа) приостановлены в связи с неисполнением исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления на основании пункта 7 статьи 242.5 БК РФ.
12.01.2016 должнику вручено Уведомление о приостановлении операций по расходованию средств от 12.01.2016 № УБЛ-15-8171.
18.01.2016 взыскателю направлено Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 18.01,2016 № УНЛ-15-7213.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, платежные документы должником не представлялись.
Исполнительный лист ФС № 006723497, выданный 02.09.2015 Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-3839/2015 от 16.06.2015 о взыскании задолженности с Администрации Косихинского района Алтайского края в пользу ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» 23 959, 99 руб. долга и 2000 руб. судебных расходов поступил в Отдел № 14 Управления Федерального казначейства по Алтайском краю 29.09.2015 и принят к исполнению на основании статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ Отделом № 14 должнику 01.10.2015 вручено Уведомление о поступлении исполнительного документа от 30.09.2015 № ПЛ-15-5351 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
12.10.2015 должник в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ направил в Отдел № 14 информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
30.12.2015 операции по расходованию средств на лицевом счете должника (за исключением операций по исполнению исполнительного документа) приостановлены в связи с неисполнением исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления на основании п.7 ст. 242.5 БК РФ. 30.12.2015 должнику вручено Уведомление о приостановлении операций по расходованию средств от 30.12.2015 №УБЛ-15-4441.
30.12.2015 взыскателю направлено Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 30.12.2015 № УНЛ-15-5352.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, платежные документы должником не представлялись.
Исполнительный лист ФС №000099834, выданный 13.05.2015 Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-3799/2015 от 24.04.2015 о взыскании задолженности с Администрации Косихинского района Алтайского края в пользу ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» в размере 255 460, 3 руб. и 2000 руб. судебных расходов поступил в Отдел № 14 Управления Федерального казначейства по Алтайском краю 27.05.2015 и принят к исполнению на основании статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ Отделом № 14 должнику 28.05.2015 вручено Уведомление о поступлении исполнительного документа от 28.05.2015 № ПЛ-15-6559 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
02.06.2015 должник в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ направил в Отдел № 14 информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
28.08.2015 операции по расходованию средств на лицевом счете должника (за исключением операций по исполнению исполнительного документа) приостановлены в связи с неисполнением исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления на основании п.7 ст. 242.5 БК РФ. 28.08.2015 должнику вручено Уведомление о приостановлении операций по расходованию средств от 28.08.2015 №УБЛ-15-4877. 1
02.09.2015 взыскателю направлено Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 02.09.2015 № УНЛ-15-6560.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, платежные документы должником не представлялись.
Исполнительный лист ФС № 005044786, выданный 18.05.2015 Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-3837/2015 от 01.04.2015 о взыскании задолженности с Администрации Косихинского района Алтайского края в пользу ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» в размере 630 181, 06 руб. и 2000 руб. судебных расходов поступил в Отдел № 14 Управления Федерального казначейства по Алтайском краю 03.06.2015 и принят к исполнению на основании статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ Отделом № 14 должнику 04.06.2015 вручено Уведомление о поступлении исполнительного документа от 03.06.2015 № ПЛ-15-1947 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
18.06.2015 должник в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ направил в Отдел № 14 информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
04.09.2015 операции по расходованию средств на лицевом счете должника (за исключением операций по исполнению исполнительного документа) приостановлены в связи с неисполнением исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления на основании п.7 ст. 242.5 БК РФ. 04.09.2015 должнику вручено Уведомление о приостановлении операций по расходованию средств от 04.09.2015 №УБЛ-15-1038.
08.09.2015 взыскателю направлено Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 08.09.2015 № УНЛ-15-1948.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, платежные документы должником не представлялись.
Исполнительный лист ФС № 006730153, выданный 14.08.2015 Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-3801/2015 от 30.06.2015 о взыскании задолженности с Администрации Косихинского района Алтайского края в пользу ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» в размере 158 008, 05 руб. поступил в Отдел № 14 Управления Федерального казнйчейства по Алтайском краю 05.10.2015 и принят к исполнению на основании статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.5 БК РФ Отделом № 14 должнику 06.10.2015 вручено Уведомление о поступлении исполнительного документа от 06.10.2015 № ПЛ-15-6769 с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
19.10.2015 должник в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ направив в Отдел № 14 информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
12.01.2016 операции по расходованию средств на лицевом счете должника (за исключением операций по исполнению исполнительного документа) приостановлены в связи с неисполнением исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления на основании п.7 ст. 242.5 БК РФ. 12.01.2016 должнику вручено Уведомление о приостановлении операций по расходованию средств от 12.01.2016 № УБЛ-15-8172.
18.01.2016 взыскателю направлено Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа от 18.01.2016 № УНЛ-15-6770.
В связи с отсутствием предельных объемов финансирования, отраженных на лицевом счете должника по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, платежные документы должником не представлялись.
ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» обратилось в суд с соответствующим заявлением об оспаривании незаконного бездействия Администрации района и УФК по Алтайскому краю по исполнению указанных исполнительных листов, и не приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах структурных подразделений Администрации района, с требованием восстановить права заявителя путем совершения действий Администрацией района по пункту 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации по исполнению исполнительных документов, обязании УФК по Алтайскому краю приостановить операции на счетах Комитета по имуществу, Комитета по финансам, Комитета по образованию, Управления сельского хозяйства, Комитета по культуре в порядке пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации до момента исполнения своих обязательств по исполнительным листам ФС № 000107339, ФС № 0067301152, ФС №006723497, ФС № 000099834, ФС № 005044786, ФС № 006730153.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, рассмотрев представленные доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что данный федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий, предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий воздержанию от совершения определенных действий.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 № 1312-О-О, направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
Как установлено судом первой инстанции, из решений Арбитражного суда Алтайского края от 26.11.2014 по делу № А03-17576/2014, от 01.04.2015 по делу № А03-3837/2015, от 24.04.2015 по делу № А03-3799/2015, от 16.06.2015 по делу № А03-3839/2015, от 30.06.2015 по делу № А03-3801/2015, от 30.06.2015 по делу № А03-3704/2015 следует, что названными судебными актами рассмотрены по существу требования общества к Администрации района, с последней, как муниципального заказчика по муниципальным контрактам и солидарного ответчика (пункт 5.3 контрактов) взыскана задолженность за поставленный получателям по муниципальным контрактам, но не оплаченный уголь, также проценты на случай неисполнения судебного акта, подлежащие начислению на сумму задолженности по день фактической ее уплаты.
Представленные в материалы дела исполнительные листы, выданные по названным выше решениям суда, содержат наименование должника – Администрация района. Заявитель не отрицает, что в данном случае Администрация выступала в споре ответчиком как муниципальное казенное учреждение.
При этом установлено, что возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета, положениями статей 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое управление Администрации выполняет; между тем средств, предусмотренных в бюджете недостаточно для полного погашения всей задолженности по судебным актам, поскольку на момент предъявления исполнительных листов на исполнении в отделе №4 УФК по Алтайскому краю находились ранее выданные неисполненные исполнительные документы о взыскании сумм задолженности с Администрации.
Проектирование расходов районного бюджета производится на основе действующего законодательства, расходных обязательств, с учетом исполнительных листов, утвержденных районным Советом народных депутатов. При формировании бюджета на 2015-2016 годы лимиты бюджетных обязательств бюджетополучателю Администрации Косихинского района определены на исполнение текущих обязательств только в пределах до 70 % от потребности, без учета кредиторской задолженности. Администрация района в период 2014-2016 годов неоднократно обращалась в Администрацию Алтайского края, соответствующий финансовый орган, о предоставлении бюджетной ссуды, в чем ей было отказано.
Исполнение финансовым управлением исполнительных листов в полном объеме нарушит права других взыскателей, чьи исполнительные листы поступили на исполнение в более ранний срок, а перераспределение расходов в пределах указанной статьи расходов не привело бы к исполнению именно спорного исполнительного документа.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что изменение показателей сводной бюджетной росписи может быть произведено финансовым органом в соответствии с его компетенцией и соблюдением установленных законом требований о соответствии бюджетной росписи основным параметрам бюджета, при несоблюдении упомянутых условий исполнение должно производиться на основе соответствующим образом измененного бюджета.
Также общество оспаривает бездействие УФК по Алтайскому краю, выраженное в не приостановлении операций по счетам структурных подразделений должника -Комитета по имуществу, Комитета по финансам, Комитета по образованию, Управления сельского хозяйства, Комитета по культуре.
В соответствии со статьей 39 Устава муниципального образования Косихинский район Алтайского края Администрация района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района. Структура администрации района утверждается районным Советом депутатов по представлению Главы администрации района.
В силу Положений о вышеуказанных комитетах, управлении сельского хозяйства (л.д. 74-119, т.2) каждый из них имеет статус юридического лица, имуществом наделяется на праве оперативного управления.
Определения структурного (обособленного) подразделения должника при этом в Бюджетном кодексе Российской Федерации не содержится.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 55 к обособленным подразделениям юридического лица относит исключительно филиалы и представительства юридического лица.
При этом пунктом 3 указанной статьи устанавливается, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.
Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.
Пунктом 2.2. Приказа Казначейства России от 29.12.2012 № 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» обособленное подразделение определено как обособленное подразделение, указанное в учредительных документах, действующее на основании утвержденного получателем бюджетных средств положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя бюджетных средств и обязанностью ведения бюджетного учета.
Операции по лицевым счетам указанных комитетов и управления администрации в связи с неисполнением исполнительных документов Управлением не приостанавливались ввиду того, что указанные органы не обладают статусом структурного (обособленного) подразделения администрации. Указанные комитеты и управление зарегистрированы в качестве самостоятельных юридических лиц.
При этом в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на Администрацию Косихинского района, формируемой на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, данные органы в качестве обособленных (структурных) подразделений не указаны.
Комитету по имуществу, Комитету по финансам, Комитету по образованию, Комитету по культуре, Управлению сельского хозяйства не открывались счета обособленных подразделений в казначействе в порядке пункта 42 Приказа № 24. Данные лица являются самостоятельными участниками бюджетного процесса.
Указанные комитеты и управление Администрации созданы в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2013 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Федерации» и Уставом муниципального образования, юридического лица и являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций и имеют в Управлении лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые как казенному учреждению.
Таким образом, оснований для приостановления операций по счетам указанным заявителем органов ввиду отсутствия у них статуса обособленного (структурного) подразделения Администрации Косихинского района у Управления не имелось.
Поскольку порядок исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, закреплен в статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации,доводы апеллянта о необходимости приостановления операций по всем лицевым счетам, кроме счетов, открытых получателю средств местного бюджета являются несостоятельными.
Приостановлению подлежат операции по тем лицевым счетам, которые открыты должнику как получателю средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Лицевые счета главного распорядителя, администратора доходов бюджета, администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств не являются лицевыми счетами для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, в связи с чем, на указанные лицевые счета не распространяются положения статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил отсутствие незаконного бездействия Администрации и УФК по Алтайскому краю, и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным судом признаются несостоятельными доводы общества о неполном выяснении судом первой инстанции всех обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.
Доводы жалобы сводятся к иной интерпретации, чем у суда, оценки имеющихся в деле доказательств, вместе с тем у суда апелляционной инстанции основания для переоценки доказательств отсутствуют, поскольку доказательства оценены судом надлежащим образом - объективно, всесторонне и правильно, исходя из доводов апелляционной жалобы, не согласиться с правомерностью выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя и уплачена им в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 23 января 2017 года по делу №А03-10250/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий: Судьи: | Л.А. Колупаева И.И. Бородулина Н.В. Марченко |