ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-2440/2021 от 13.04.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                                 Дело № А67-6370/2020

13 апреля 2021 года  

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                               Логачева К.Д.,

судей                                                               Бородулиной И.И., 

                                                                         Павлюк Т.В.,    

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы управления Федерального казначейства по Томской области, администрации города Томска (№ 07АП-2440/2021 (1,2)) на решение от 17.02.2021 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-6370/2020 (судья С.З. Идрисова) по заявлению администрации г.Томска к комитету государственного финансового контроля Томской области (634050, г. Томск, пл. Ленина, д.6, ИНН 7017338390, ОГРН 1137017018775) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.08.2020 № 28.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: прокуратура Томской области (634029, Томская обл., г.Томск, 14, ОГРН 1027000905645, ИНН 7021018851), управление Федерального казначейства по Томской области (634034, Томская обл., г.Томск, пр.Ленина 27, ОГРН 1027000908010, ИНН 7021016928), департамент архитектуры и строительства Томской области (634050, Томская обл., г.Томск, пр.Ленина, 78, ОГРН 1027000883150, ИНН 7019030315), государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (115088, г. Москва, ул.Шарикоподшипниковская, д. 5, ОГРН 1077799025251, ИНН 7736243140).

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Журов Д.А., доверенность от 16.09.2020,

от административного органа: Ачина Н.Н., доверенность от 11.01.2021,

от УФК по Томской области: Бацула Д.А., доверенность от 21.12.2020,

от Прокуратуры Томской области: Гутов С.С., служебное удостоверение.

У С Т А Н О В И Л:

24.08.2020 администрация г.Томска обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к комитету государственного финансового контроля Томской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.08.2020 № 28, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 178 810 руб.

Определениями суда от 25.09.2020, от 07.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Томской области, управление Федерального казначейства по Томской области, департамент архитектуры и строительства Томской области, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Определением суда от 28.01.2021 судебное заседание по делу назначено на 10.02.2021.

Решением от 17.02.2021 Арбитражного суда Томской области постановление комитета государственного финансового контроля Томской области о назначении административного наказания от 11.08.2020 № 28, вынесенное в г.Томске, пл.Ленина, 6, каб.421 в отношении администрации г.Томска (634050, г. Томск, пр. Ленина, дом 73, ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) по ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено в части назначения административного наказания, заменив административный штраф в размере 178 810 руб. на административный штраф в размере 89 405 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, управление Федерального казначейства по Томской области обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием состава административного правонарушения. Так УФК по Томской области считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что использование  выделенных под одно из трех мероприятий средств субсидии для реализации иного предусмотренного пунктом 2 Соглашения мероприятия является нецелевым использованием средств субсидии. Апеллянт полагает, что данный вывод не основан на буквальном толковании текста соглашения, и является его произвольным толкованием.

Администрации города Томска также обратилась в Арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в действиях администрации Города Томска по расходованию средств субсидии отсутствует состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП, так как средства субсидии направлены исключительно на оплату денежных обязательств в целях, полностью соответствующих целям, прямо предусмотренным Соглашением. По условиям Соглашения предусмотренные в нем средства субсидии подчинены в целом одной единой цели – реализация Государственной программы, регионального проекта «Обеспечение сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», но посредством реализации трех мероприятий (но не целей) в совокупности, так как в противном случае следовало заключать самостоятельные соглашения о предоставлении субсидий для реализации каждого отдельного мероприятия, которое бы и представляло собой самостоятельную цель такой субсидии.

В дополнениях к апелляционной жалобе администрация указала на то, что суд первой инстанции не дал оценки всем доводам администрации и УФК, неверно оценил условия соглашения, неправильно установлена сумма нецелевого расходования денежных средств. Также указала на неустановление потерпевшего по делу и на необоснованность снижения назначенного административного штрафа.

Департамент архитектуры и строительства Томской области в порядке статьи 262 АПК РФ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В отзыве на апелляционные жалобы Комитет государственного финансового контроля Томской области просит решение суда первой инстанции от 10.02.2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения, указывая на несостоятельность доводов, изложенных в них.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании свои позиции поддержали.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили. Согласно частям 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие их представителей.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 26.06.2019 между департаментом архитектуры и строительства Томской области (далее - департамент) и муниципальным образованием «Город Томск», от имени которого выступает администрация г.Томска заключено соглашение № 43 о предоставлении в 2019 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на приобретение жилых помещений в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда и выкуп жилых помещений у собственников в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда государственной программы «Обеспечение доступности жилья и улучшение качества жилищных условий населения Томской области».

На основании решения исполняющего обязанности прокурора г.Томска от 09.07.2020 № 1-260в-2020 в период с 09.07.2020 по 07.08.2020 прокуратурой г. Томска в отношении администрации г.Томска проведена проверка на предмет исполнения бюджетного законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда». По результатам проведенной проверки вынесено постановление о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, которое 30.07.2020 вместе с материалами проверки в порядке ч. 1 ст.23.7.1 КоАП РФ передано в комитет государственного финансового контроля Томской области для рассмотрения по существу вопроса о привлечении администрации г. Томска к административной ответственности.

11.08.2020 председателем комитета государственного финансового контроля Томской области вынесено постановление № 28 о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ, и назначении административного штрафа в размере 178 810 руб.

Не соглашаясь с вынесенным постановлением в полном объеме, администрация города Томска обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия в деянии учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств позволяет гарантировать направление бюджетных средств на покрытие именно тех расходов, которые были общественно значимыми при утверждении соответствующих бюджетов.

Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).

Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

С учетом изложенного, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019 - 2024 годы (далее - Программа) в рамках исполнения Томской областью установленных региональным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (далее – Региональный проект) целевых показателей для финансового и организационного обеспечения в 2019 - 2025 годах реализации механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.

Целью и задачами программы является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Томской области в 2019 -2024 годах.

Согласно разделу 4 Программы ее задачей является обеспечение выполнения мероприятий Программы переселения в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.

Переселение граждан осуществляется путем предоставления выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на получение возмещения за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению, заключенному органом местного самоуправления с собственниками, им предоставляются жилые помещения.

Как следует из раздела 5 Программы средства на реализацию мероприятий по переселению, связанных с выплатой собственникам жилых помещений возмещения за изымаемые жилые помещения и приобретением жилых помещений на основании приложения № 4 к Программе, предоставляются департаментом муниципальным образованиям в форме субсидий в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных законом Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Средства на реализацию мероприятий по переселению, связанных со строительством жилых помещений на основании приложения № 4 к Программе, предоставляются департаментом государственному заказчику в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных законом Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Во исполнение указанной Программы между департаментом архитектуры и строительства Томской области (далее - департамент) и муниципальным образованием «Город Томск», от имени которого выступает администрация г.Томска, 26.06.2019 заключено соглашение № 43 о предоставлении в 2019 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на приобретение жилых помещений в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда и выкуп жилых помещений у собственников в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда государственной программы «Обеспечение доступности жилья и улучшение качества жилищных условий населения Томской области» (далее - соглашение).

В п.2 соглашения (в редакции дополнительных соглашений №1 от 02.12.2019, №2 от 26.12.2019) стороны определили, что целевым назначением субсидии являются: реализация государственной программы, регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», следующих мероприятий:

- «Приобретение жилых помещений в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» по способу его реализации этапа 2019 года Региональной программы - приобретение жилых помещений у застройщиков в домах, введенных в эксплуатацию общей площадью 3 820,23 кв.м (далее - мероприятие 1),

- «Приобретение жилых помещений в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» по способу его реализации этапа 2019 года Региональной программы - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, общей площадью 1882,27 кв. м (далее - мероприятие 2),

- «Выкуп жилых помещений у собственников в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» по способу его реализации этапа 2019 года Региональной программы - выкуп жилых помещений у собственников (выплата возмещения (выкупной стоимости) за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), общей площадью 6026,6733 кв. м (далее - мероприятие 3).

18.12.2019 администрация г.Томска обратилась в департамент с заявкой № 8831 на перечисление денежных средств субсидии в размере 24 851 200 руб. для реализации мероприятия 3 Программы, предоставив реестр выкупаемых помещений у лиц, в собственности которых находятся жилые помещения, входящие и аварийный жилищный фонд.

Согласно реестру средства субсидии запрашивались в целях выкупа 12 изымаемых жилых помещений, в том числе у Новицкого А.Н., Новицкой М.П. (решение Советского районного суда г. Томска от 05.07.2019), Морозовой Т.Б. (решение Советского районного суда г. Томска от 26.06.2019), Гасановой Д.А. (решение Советского районного суда г. Томска от 19.07.2019).

На основании данных документов департамент платежными поручениями от 25.12.2019 №№ 665436, 665439 перечислил в бюджет муниципального образования «Город Томск» субсидию в сумме 24 851 200 руб. (в том числе 24 405 664 руб. средств Фонда и 745 596 руб. областного бюджета) на оплату вступивших в законную силу 12 судебных решений.

Заявителем в период с января по март 2020 года в департамент представлены отчеты в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 соглашения. Однако, к указанным отчетам не представлены документы, подтверждающие расходование средств, с заверенными копиями платежных поручений, на выплату возмещения (выкупной стоимости) за изымаемые жилые помещения, которые запрашивались заявителем у департамента для реализации данного мероприятия, в отношении граждан: Новицкого А.Н., Новицкой М.П. (решение Советского районного суда г. Томска от 05.07.2019 (дело № 33-3200/2019) на сумму 1 640 610 руб.; Морозовой Т.Б. (решение Советского районного суда г. Томска от 26.06.2019 (дело № 2-1055/2019) на сумму 1 351 710 руб.; Гасановой Д.А (решение Советского районного суда г. Томска от 19.07.2019 (дело № 2-1431/2019) на сумму 1 170 624 руб.

В соответствии с письмом заявителя от 06.04.2020 № 2282 оплата выкупной стоимости за изымаемые жилые помещения не осуществлена.

Таким образом, по результатам реализации мероприятия Программы «Выкуп жилых помещений у собственников в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в соответствии с заявкой № 8831 образовался неиспользованный остаток денежных средств, в том числе: 4 038 055,68 руб. средства Фонда и 124 888,32 руб. средства областного бюджета.

27.12.2019 заявитель направил в департамент заявку №9148 на предоставление субсидии, содержащую 8 реестров как на приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, на приобретение у застройщиков в домах, введенных в эксплуатацию, а также на выкуп помещений у лиц, в собственности которых находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, по соглашению, заключенному муниципальным образованием с собственником изымаемого жилого помещения. Указанная заявка включает реестр контрактов жилых помещений, приобретаемых у лиц, не являющихся застройщиками, на общую сумму 3 576 192 руб. (из них: 3 468 906,24 руб. - средства Фонда, 107 285,76 руб. - средства областного бюджета), на приобретение помещений по контрактам от 30.12.2019 № 19001558 и № 19001527.

Согласно выпискам из лицевого счета департамента финансов Томской области за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 на каждый реестр им формировались соответствующие платежные поручения (как правило, два): на средства фонда и средства областного бюджета. Платежные поручения с суммами 3 468 906,24 руб. и 107 285,76 руб. в выписке отсутствуют.

Таким образом, неиспользованные средства, выделенные в рамках мероприятия 3 Соглашения («Выкуп жилых помещений у собственников в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»), администрацией Города Томска были направлены на исполнение 2 муниципальных контрактов от 30.12.2019 № 19001558 и № 19001527 со сроком оплаты до 31.12.2019 на сумму 3 576 192,00 рубля на приобретение жилых помещений в рамках мероприятия № 2 Соглашения, что подтверждается реестром заявок от 30.12.2019 и платежными поручениями от 31.12.2019 №№ 482631, 482617, 482618, 482630.

Данный факт подтверждается письмом и.о. заместителя мэра Города Томска по архитектуре и строительству от 20.02.2020 № 1058, из которого следует, что в связи с необходимостью оплаты указанных контрактов в срок до 31.12.2019, а также в связи со сложившимся остатком неизрасходованных средств, оплата муниципальных контрактов в размере 3 756 192 руб. была осуществлена за счет ранее перечисленных средств в рамках Соглашения, в пределах лимитов, предусмотренных по способам мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». Данное письмо имеет приложения № 1 и 2, из которых видно по каким платежным поручениям поступили средства из областного бюджета на мероприятие № 3 и как образовался остаток средств по Соглашению.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации города Томска нарушений выразившихся в нецелевым использованием бюджетных средств.

Довод апеллянта об отсутствии в действиях администрации Города Томска по расходованию средств субсидии состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП, так как средства субсидии направлены исключительно на оплату денежных обязательств в целях, полностью соответствующих целям, прямо предусмотренным Соглашением, отклоняется судом апелляционной инстанции в виду следующего.

Как следует из материалов дела, администрация Города Томска 18.12.2019 обратилась в Департамент с заявкой № 8831 на перечисление денежных средств Субсидии в размере 24 851 200,00 рублей для реализации мероприятия 3 Соглашения, предоставив реестр выкупаемых помещений у лиц, в собственности которых находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд.

На основании данных документов Департамент платежными поручениями от 25.12.2019 №№ 665436, 665439 перечислил в бюджет муниципального образования «Город Томск» денежные средства Субсидии в сумме 24 851 200,00 рублей (в том числе 24 405 664,00 рубля средств Фонда и 745 596,00 рублей областного бюджета) на оплату вступивших в законную силу 12 судебных решений.

Вместе с тем администрацией Города Томска фактически возмещение за изымаемые жилые помещения было произведено только по 9 судебным решениям.

Неиспользованные средства, выделенные в рамках мероприятия 3 Соглашения («Выкуп жилых помещений у собственников в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»), администрацией Города Томска были направлены на исполнение 2 муниципальных контрактов от 30.12.2019 № 19001558 и № 19001527 со сроком оплаты до 31.12.2019 на сумму 3 576 192,00 рубля на приобретение жилых помещений в рамках мероприятия № 2 Соглашения.

Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2019 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета, утвержденной решением Думы Города Томска от 04.12.2018 № 980 (далее - Ведомственная структура расходов бюджета), для каждого из трех мероприятий, на реализацию которых Департаментом предоставлена Субсидия, предусмотрен уникальный код классификации расходов. Так, для расходов, направленных на реализацию мероприятия 3 в случае осуществления выкупа жилых помещений у собственников на основании вступившего в силу решения суда, определены коды классификации расходов 9010501212F367483831 для средств Фонда и 9010501212F367484831 для средств областного бюджета. Для мероприятия 2 определены следующие коды классификации расходов: 9010501212F367483412 для средства Фонда и 9010501212F367484412 для средств областного бюджета.

При этом, денежные средства субсидии, предоставленные на исполнение мероприятия № 3 и подлежащие расходованию по кодам классификации расходов 9010501212F367483831 (средства Фонда) и 9010501212F367484831 (средства областного бюджета) были израсходованы администрацией Города Томска вопреки их целевому назначению на исполнение иных мероприятий Региональной программы по кодам классификации расходов 9010501212F367483412 (средства Фонда в размере 3 468 906,24 рублей) и 9010501212F367484412 (средства областного бюджета в размере 110 285, 76 рублей).

Таким образом, администрацией Города Томска допущено нецелевое использование бюджетных средств предоставленной субсидии, что выразилось в расходовании 3 576 192,00 рублей, полученных на реализацию мероприятия 3 - «Выкуп жилых помещений у собственников в целях обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», на приобретение жилых помещений по муниципальным контрактам от 30.12.2019 № 19001558 и № 19001527 по мероприятию № 2, тогда как у нее имелась возможность   для   соблюдения   правил   и   норм,   за   нарушение   которых   предусмотрена административная ответственность, однако ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

При этом довод апеллянтов о том, что коды бюджетной классификации расходов и Ведомственная структура расходов бюджета не определяют целевого назначения поступивших в бюджет муниципального образования «Город Томск» средств Субсидии и не имеют никакого правового значения, а также, что нецелевое назначение средств Субсидии при оплате не нарушено в связи с тем, что целевая статья расходов является единой для Мероприятий 1, 2, 3, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм права.

Так, в соответствии со статьей 6 БК РФ ведомственная структура расходов бюджета -распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

Ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год утверждается Законом (решением) о бюджете.

Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования «Город Томск» на 2019 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета, утверждена решением Думы Города Томска от 04.12.2018 № 980. Как уже указывалось выше, для каждого из трех мероприятий, на реализацию которых Департаментом предоставлена Субсидия, предусмотрен уникальный код классификации расходов.

Ведомственной структурой расходов бюджета предусмотрено распределение расходования бюджетных ассигнований не только в разрезе целевых статей, но и по разделам, подразделам, видам расходов классификации расходов бюджета, что, в общем, образует коды бюджетной классификации расходов (КБК), по которым получателю (главному распорядителю, распорядителю) бюджетных средств надлежит осуществлять расходование бюджетных ассигнований.

В соответствии со статьей 306.4. БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете.

Осуществление расходов по несоответствующему коду вида расходов также является нецелевым использованием средств.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не нашли своего подтверждения при их рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.

Доводы администрации, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, апелляционным судом отклоняются как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела.

Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и приведенного довода, не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1  статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.02.2021 Арбитражного суда Томской области по делу №А67-6370/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы управления Федерального казначейства по Томской области, администрации города Томска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

      Председательствующий                                                              К.Д. Логачев

      судьи                                                                                             И.И. Бородулина

                                                                                                             Т.В. Павлюк