улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А45-20308/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего | ФИО1, | |
судей | ФИО2, | |
ФИО3, |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н.., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Дом в Кольцово» (№ 07АП-2800/21), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.02.2021 по делу № А45-20308/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Дом в Кольцово» (ОГРН <***>, ИНН <***>), рп. Кольцово к 1) Прокуратуре Новосибирского района, <...>) Прокуратуре Новосибирской области, при участии в деле третьего лица: Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Томск», о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального законодательства № 2-1039в-20 от 31.07.2020,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО4, представитель по доверенности от 08.09.2020, паспорт; ФИО5, представитель по доверенности от 08.09.2020, паспорт;
от Прокуратуры Новосибирской области, Прокуратуры Новосибирского района: ФИО6, представитель по доверенности от 05.04.2021, удостоверение;
от третьего лица: ФИО7, представитель по доверенности от 02.04.2020, паспорт;
У С Т А Н О В И Л
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Дом в Кольцово» (далее - заявитель, общество, ООО УК «Дом в Кольцово») обратилось в арбитражный суд с заявлением к 1) Прокуратуре Новосибирского района, 2) Прокуратуре Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, прокуратура) о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального законодательства № 2-1039в-20 от 31.07.2020. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Томск».
Решение суда от 08.02.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Прокуратура Новосибирской области в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), доводы жалобы отклонила, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали свои правовые позиции.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.04.2020 в прокуратуру Новосибирского района поступило поручение прокуратуры Новосибирской области от 22.04.2020 № 7-111в-2019 о проведении проверки при осуществления подключения к сетям электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения в связи с поступившими в прокуратуру области обращениями жителей микрорайонов 6, 7, 7а в р.п. Кольцово (том 1, л.д. 101). Прокуратуре района так же необходимо оценить законность осуществления ООО УК «Дом в Кольцово» услуг по газоснабжению, не являющегося субъектом естественных монополий и газораспределительной организацией, и установить имеются ли факты взимания ООО УК «Дом в Кольцово» денежных средств с граждан в целях технологического присоединения к газопроводу, оценить соблюдение законодательства о ценообразовании.
Решением прокурора Новосибирского района от 30.04.2020 № 86 назначено проведение проверки с 30.04.2020 по 29.05.2020 по соблюдению ООО УК «Дом в Кольцово» федерального законодательства при оказании услуг по газоснабжению, взимании денежных средств с граждан в целях технологического присоединения к газопроводу (том 1, л.д. 103).
Решение о проведении проверки направлено в адрес директора общества (том 1, л.д. 104-105).
В ходе проверки установлено, что ООО УК «Дом в Кольцово» является собственником газопровода низкого давления, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра недвижимости (том 1, л.д. 19-26, 31-46).
Подключение (технологические присоединение) объектов капитального строительства к газопроводу осуществляет ООО «Газпром газораспределение Томск». ООО «Газпром газораспределение Томск» является газораспределительной организацией, оказывающей услуги по транспортировке природного газа.
Между ООО «Газпром газораспределение Томск» и ООО УК «Дом в Кольцово» заключены: 23.10.2015 договор №НФ 2-15/1197 на техническое, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт (том 2, л.д. 31-36), 08.09.2017 договор №Н2-17/1527 на техническое, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт (том 2, л.д. 37-49).
В соответствии с условиями указанных договоров ООО УК «Дом Кольцово» поручает, а Общество принимает на техническое, аварийно-диспетчерское обслуживание и ремонт, следующие объекты: газопровод высокого давления для газоснабжения жилых домов в 6-м микрорайоне, расположенный по адресу: <...>; газоснабжение жилых домов в 6-м микрорайоне. Газопровод низкого давления, расположенный по адресу: <...>; распределительный газопровод высокого давления ООО УК «Дом в Кольцово», расположенный по адресу: Новосибирский район, р.п. Кольцово; газоснабжение жилых домов в 6-ом микрорайоне р.п.Кольцово Новосибирской области, расположенный по адресу: Новосибирский район, р.<...>.
Проверкой установлено, что ООО УК «Дом в Кольцово» предоставляет физическим лицам согласие на технологическое присоединение (врезку) к газопроводу низкого давления на основании заключенного договора.
Так, 06.07.2020 между заявителем и физическим лицом заключен договор № 7-26 на выдачу разрешения на присоединения к сетям электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения (том 2, л.д. 80-81).
Согласно пункту 1.1 указанного договора исполнитель принимает на себя обязательства выдать согласие на технологическое присоединения домовладения физического лица к газопроводу низкого давления, расположенного на территории <...> и 7.
Согласно пункту 2.1 физическое лицо оплачивает обществу выполнение в соответствии с договором взятых на себя обязательств по выдаче согласия, в том числе, на технологическое присоединение к газопроводу низкого давления в размере 400 000 рублей.
Согласно платежному поручению 214927 от 07.07.2020 физическое лицо произвело перечисление обществу денежных средств по договору №7-26 от 06.07.2020 (том 2, л.д. 80).
В ходе проверки прокуратурой направлены письма в Департамент по тарифам Новосибирской области (том 2, л.д. 57-59), в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (том 2, л.д. 60-62) по вопросу правомерности взимания обществом с владельцев объектов капитального строительства платы за согласие на подключение объектов капитального строительства к принадлежащей ООО УК «Дом в Кольцово» сети газораспределения.
Из полученного ответа от Департамента по тарифам Новосибирской области от 25.06.2020 (исх. № 1249-10/33) следует, что взимание заявителем платы за подключение в виде согласия основного абонента на подключение (технологическое присоединение, врезку) является неправомерным и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 2, л.д. 67-70).
Решением прокурора Новосибирского района от 09.07.2020 № 168 назначено проведение проверки с 08.07.2020 по 06.08.2020 соблюдения ООО УК «Дом в Кольцово» федерального законодательства при оказании услуг по газоснабжению, взимании денежных средств с граждан в целях технологического присоединения к газопроводу.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величин.
Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На территории Новосибирской области органом исполнительной власти, наделенным полномочием по установлению размера платы и (или) ставок (регулирующим органом), является Департамент по тарифам Новосибирской области.
Департаментом по тарифам Новосибирской области на момент проведения проверки размер платы за осуществления технологического присоединения к сетям газораспределения ООО УК «Дом в Кольцово» не установлен.
Сведения об обращении ООО УК «Дом в Кольцово» в Департамент по тарифам Новосибирской области об установлении размера платы за осуществление технологического присоединения к сетям газораспределения отсутствуют.
В связи с установленными обстоятельствами прокуратурой 31.07.2020 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 2-1039в-2020 (том 1, л.д. 16-18), которое получено обществом.
Не согласившись с представлением прокуратуры, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об их необоснованности. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в пункте 1 статьи 21, пункте 3 статьи 22, статьях 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, является основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.02.2005 № 84-О, по смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности правоотношений по транспортировке газа между поставщиками, газораспределительными организациями и покупателями урегулированы Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, которые обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки и транспортировки газа через трубопроводные сети. Под газораспределительными организациями понимаются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 газораспределительная организация - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
В силу подпункта "а" пункта 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314), подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения определено как совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов (подпункт "б" пункта 2 Правил № 1314).
Из положений пункта 3 Правил подключения к сетям газораспределения следует порядок подключения (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения, а именно: направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; выдача технических условий; заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
В пункте 14 Правил № 1314 предусмотрены основания для отказа в выдаче технических условий, среди которых: отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе, при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Пунктом 24(1) Правил № 1314 предусмотрено, что в случае подключения к сетям газораспределения и (или) газопотребления, технологически связанным с сетями газораспределения и (или) газопотребления других газораспределительных организаций, исполнитель в целях определения технической возможности подключения объектов капитального строительства обязан уведомлять такие газораспределительные организации о намерении выдать технические условия на подключение.
В соответствии с положениями пункта 34 Правил подключения к сетям газораспределения, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту Запрос о предоставлении технических условий, заявка о подключении (технологическом присоединение) должны содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.
При этом основным абонентом является юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления (подпункт «ж» пункта 2 Правил подключения к сетям газораспределения).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между ООО УК «Дом в Кольцово» и Воропаевым С.В. заключен договор №7-26 от 06.07.2020 на выдачу согласия на технологическое присоединение домовладения, в том числе к газопроводу низкого давления.
Пунктом 2.1 договора установлена оплата за исполнение обязательств по выдаче согласия на технологическое присоединение к газопроводу низкого давления в размере 400 000 руб.
ООО УК «Дом в Кольцово», являясь владельцем сети газораспределения, через который осуществляется перемещение и поставка газа в адрес потребителя (абонента), фактически осуществляет подлежащую регулированию деятельность по транспортировке газа и не осуществляет отбор газа для собственных нужд, соответственно, отвечает критериям «газораспределительной организации», а не основного абонента.
С учетом изложенного, является неправомерной позиция общества о том, что ООО УК «Дом в Кольцово» является основным абонентом.
В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549, абонент - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Пункт 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, содержит понятие основного абонента - юридическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином законном основании объектом сети газораспределения и (или) газопотребления.
Таким образом, фактически пункт 2 Правил содержит признаки, которые позволяют отличить «основного абонента» от «абонента», а не устанавливает отдельного субъекта правоотношений.
В соответствии с определениями, данными в пункте 3 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 года № 1652, транспортировка газа - перемещение и передача газа по газотранспортной системе; - газотранспортная система - система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях; - газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Таким образом, в целях отнесения владельца газораспределительной сети к категории «основной абонент»: указанный владелец, в первую очередь, должен быть потребителем газа; кроме того он не должен оказывать услуги по транспортировке газа через принадлежащие ему газораспределительные сети (не должен фактически осуществлять деятельность по передаче газа до потребителя газа с использованием принадлежим ему сетей газораспределения).
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Порядок определения размера платы и ставок установлен Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, пунктом 10 которых так же установлено, что регулирование платы и (или) ставок осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждены приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18.
Методические указания определяют процедуру и порядок расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - плата за технологическое присоединение) и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - стандартизированные тарифные ставки). Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы), газораспределительными организациями (далее - ГРО), владеющими на праве собственности или на ином законном основании газораспределительной сетью, непосредственно к которой или опосредованно через сеть газораспределения и (или) газопотребления иного владельца, который не оказывает услуги по транспортировке газа (далее - основной абонент), бесхозяйную газораспределительную сеть, планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, а также юридическими или физическими лицами, являющимися правообладателями земельных участков, намеренными осуществить или осуществляющими на них строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к газораспределительной сети или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к газораспредедительной сети (пункт 2 Методических рекомендаций).
На территории Новосибирской области органом исполнительной власти, наделенным полномочием по установлению размера Платы и (или) Ставок (регулирующим органом), является Департамент по тарифам Новосибирской области.
Департаментом по тарифам Новосибирской области на момент проведения проверки размер платы за осуществления технологического присоединения к сетям газораспределения ООО УК «Дом в Кольцово» не установлен.
Согласно ответа ООО УК «Дом в Кольцово» от 12.05.2020 администрация р.п.Кольцово и Департамент по тарифам Новосибирской области проводят работы по включению ООО УК «Дом в Кольцово» в реестр естественных монополий в сфере газоснабжения. ООО УК «Дом в Кольцово» предоставила в администрацию р.п.Кольцово и Департамент по тарифам Новосибирской области все необходимые для включения ООО УК «Дом в Кольцово» в реестр естественных монополий в сфере газоснабжения, документы.
Сведения об обращении ООО УК «Дом в Кольцово» в Департамент по тарифам Новосибирской области об установлении размера платы за осуществления технологического присоединения к сетям газораспределения отсутствуют.
С учетом изложенного, взимание ООО УК «Дом в Кольцово» с владельцев объектов капитального строительства платежей в виде оплаты согласия основного абонента на подключение (технологическое присоединение) является неправомерным.
Оценив доводы о том, что при вынесении представления об устранении нарушений федерального законодательства, прокуратурой района допущены нарушения закона, коллегия руководствуется следующим.
Из материалов дела следует, что при вынесении решения о проведении проверки от 09.07.2020 № 168, основанием явилась информация Департамента по тарифам Новосибирской области, тогда как при вынесении решения от 30.04.2020 № 86, основанием было поручение прокуратуры Новосибирской области от 22.04.2020.
При этом проверка, основанная на поручении прокуратуры Новосибирской области, проведенная в период с 30.04.2020 по 29.05.2020, после установления значимых фактических обстоятельств, была завершена передачей материалов в Департамент по тарифам Новосибирской области, как в орган, специализирующийся на проведении проверок по факту взимания платы за согласие на подключение к сети газораспределения.
Таким образом, при схожем предмете проверки, обстоятельства проверки в обоих случаях являются разными, что также согласуется с требованиями части 12 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1).
Как ранее изложено, представление прокурора - это мера реагирования прокуратуры на выявленные нарушения требований действующего законодательства, основанная на полномочиях органов прокуратуры по надзору за исполнением закона, которая не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения, как решение суда, не обладает.
Обладая информацией, полученной в рамках проведенной проверки, прокурор сообщил обществу о выявленных нарушениях, проинформировал в целях выявления причин и условий, способствовавших их совершению, для пресечения подобных нарушений впредь.
Закон о прокуратуре обязывает уполномоченное лицо рассмотреть представление и дать ответ прокурору в установленный срок (о согласии либо несогласии с доводами прокурора).
Представление не налагает каких-либо безусловных обязательств на ООО УК «Дом в Кольцово». Заявитель не утрачивает свою самостоятельность в определении порядка рассмотрения представления.
Требовательная часть представления не содержит перечень каких - либо конкретных действий, которые обществу необходимо выполнить.
В представлении прокурор указывает на необходимость безотлагательно рассмотреть представление, принять меры по устранению нарушений закона и сообщить о них прокурору.
Сам по себе факт внесения представления с указанием на выявленные нарушения не повлек создание каких-либо неблагоприятных последствий для предпринимательской и экономической деятельности заявителя, поскольку последний к какой - либо юридической ответственности не привлекался.
Из материалов дела следует, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав представлением прокурора, направленным на понуждение к устранению допущенных заявителем нарушений законодательства.
Вопреки позиции апеллянта, суд первой инстанции обоснованно применил нормы материального и процессуального права.
Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства.
Оценивая доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого представления, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам.
Применительно к фактическим обстоятельствам дела, доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую оценку суда первой инстанции. Оснований для переоценки в силу положений статей 268, 270 АПК РФ не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.02.2021 по делу № А45-20308/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Дом в Кольцово» - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Дом в Кольцово» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной инстанции в размере 1500 рублей по платежному поручению №37 от 09.03.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий | ФИО1 | |
Судьи | ФИО2 ФИО3 |