ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-3300/2017 от 16.05.2017 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                  Дело № А45-26529/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 г.

Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2017 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бородулиной И.И.

судей  Полосина А.Л., Усаниной Н.А

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Толстогузовой Е.В.

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 10.04.2017 (на 3 года),

от заинтересованного лица: ФИО2, паспорт; ФИО3 по доверенности от 06.07.2015 (на 3 года), 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 марта 2017 г. по делу № А45-26529/2016 (судья Абаимова Т.В.)

по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 630011, <...>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП <***>, с. Малый Оеш)

о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок №326-2 серия 54 МП №0000066,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее – Минтранс Новосибирской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ИП ФИО2, предприниматель) о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 326-2 серия 54 МП №0000066, выданного предпринимателю.

Решением от 03.03.2017 Арбитражного суда Новосибирской области заявление удовлетворено, прекращено действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 326-2 серия 54 МП №0000066, выданного ИП ФИО2

В апелляционной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит состоявшийся судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленного требования.

В обоснование доводов жалобы ссылается на проведение проверок в отношении предпринимателя с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

В отзыве Минтранс Новосибирской области просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 28.06.2016 ИП ФИО2 получил свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок на межмуниципальный маршрут № 326-2  серии 54 МП № 0000030, сроком действия с 10.06.2016 по 01.07.2021.

В связи с необходимостью указания в свидетельстве всех промежуточных остановочных пунктов в октябре 2016 года  ИП ФИО2 выдано новое свидетельство серии 54 МП № 0000066.

На указанный маршрут составлены паспорт и схема маршрута, содержащие, в том числе, места остановки и посадки пассажиров.

В схему маршрута № 326-2 также вошел остановочный пункт - «Областная больница (Центральный корпус)», который является как началом маршрута, так и его окончанием в обратном направлении.

08.07.2016 представителем Минтранса Новосибирской области ФИО4 проведена проверка соблюдения предпринимателем схемы движения автобусов по маршруту, по результатам которой составлены акт проверки и уведомление от 12.07.2016 № 3250-06/28, содержащие информацию о том, что автобусы, работающие на маршруте, не соблюдают схему движения по маршруту: заканчивают маршрут и начинают с остановки «Магазин Кристалл» вместо остановки «Областная больница (Центральный корпус)». Уведомление получено лично ИП ФИО2

27.10.2016 представителем Минтранса Новосибирской области  ФИО4 проведена проверка соблюдения предпринимателем схемы движения автобусов по маршруту, по результатам которой составлены акт проверки и уведомление от 31.10.2016 № 5652-06/28, содержащие аналогичные нарушения. Уведомление предпринимателем получено лично 12.11.2016.

Кроме того, по результатам поступившей жалобы гражданина ФИО5 Минтранс Новосибирской области уведомил 25.10.2016 ИП ФИО2 о неоднократных нарушениях условий перевозок пассажиров, в частности  о срыве 01.10.2016 рейса, установленного по расписанию на 15-00 от остановки «Областная больница (Центральный корпус)», повторное выявление таких фактов может повлечь прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.  

Нарушение ИП ФИО2 установленных требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Новосибирской области явилось основанием для обращения Минтранса Новосибирской области в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из подтверждения проверяющим органом нарушений со стороны предпринимателя установленных требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Новосибирской области, выразившихся в несоблюдении схемы движения автобусов по маршруту; требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при совершении сотрудником Минтранса Новосибирской области  проверок не подлежали применению.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из положений статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ), законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации; отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 3 (часть 1 пункт 19) Федерального закона № 220-ФЗ определено, что документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, является свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

При этом карта маршрута (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ) представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.

Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 19.10.2015 № 382-п, министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере пассажирского транспорта, дорожного хозяйства в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий.

ИП ФИО2, работающему на маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, согласно статье 19 Федерального закона № 220-ФЗ  Минтрансом Новосибирской области были выданы свидетельство и карты маршрута на межмуниципальный маршрут № 326-2 (свидетельство за номером: серия 54 МП № 0000030 со сроком действия с 10.06.2016 по 01.07.2021, в октябре 2016 года было выдано новое свидетельство  серии 54 МП № 0000066).

В соответствии с пунктом 4 постановления администрации Новосибирской области от 17.11.2008 № 319-па «Об утверждении Порядка формирования пригородной и межмуниципальной маршрутной сети на территории Новосибирской области» на каждый пригородный (межмуниципальный) автобусный маршрут регулярного сообщения уполномоченном органом утверждается паспорт.

Согласно приложению № 2 к указанному постановлению администрации Новосибирской области № 319-па в паспорт маршрута входит схема пригородного (межмуниципального) автобусного маршрута регулярного сообщения. В данной схеме должны быть указаны автовокзалы, автобусные станции; автобусные павильоны; остановочные пункты; железнодорожные переезды; мосты (тоннели и т.п.).

На маршрут № 326-2 составлен паспорт маршрута, с которым ИП ФИО2 был ознакомлен.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший свидетельство, вправе обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении иных обстоятельств, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).

Подпунктом 1 статьи 5 Закона Новосибирской области от 05.05.2016 № 55-ОЗ «Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» (далее – Закон № 55-ОЗ) установлено, что уполномоченный орган, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ, а так же при наступлении следующего обстоятельства:

- повторное в течение года нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, одним из участников договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, требований к осуществлению перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

ИП ФИО2 обязан осуществлять перевозку пассажиров на маршруте № 326-2 в соответствии со свидетельством и паспортом маршрута по утвержденной схеме движения маршрута.

В схему маршрута № 326-2 входит также остановочный пункт - «Областная больница (Центральный корпус)». Данный остановочный пункт является как началом маршрута, так и его окончанием в обратном направлении.

Кроме того, остановка и посадка пассажиров предусмотрена не только схемой и свидетельством маршрута, но и расписанием движения автобусов на маршруте, полученным ИП ФИО2 под роспись.

Минтрансом Новосибирской области было установлено нарушение предпринимателем установленных требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Новосибирской области, выразившееся в несоблюдении схемы движения автобусов по маршруту: заканчивают маршрут и начинают его с остановки «Магазин Кристалл» вместо остановки «Областная больница (Центральный корпус)».

Нарушения зафиксированы в актах проверки от 08.07.2016, 27.10.2016, составленных консультантом управления организации пассажирских перевозок Минтранса Новосибирской области ФИО4, действующим в соответствии с должностным регламентом.

На основании актов проверок предприниматель уведомлен  (уведомления от 12.07.2016 № 3250-06/28, от 31.10.2016 № 5652-06/28) о том, что автобусы, работающие на маршруте, не соблюдают схему движения по маршруту, предложено представить в Министерство данные ГЛОНАСС о проделанной ежедневной по рейсовой работе за октябрь 2016 года.

Возражений по данным фактам от предпринимателя не поступало, данные ГЛОНАСС не представлены.

Кроме того, на основании жалобы гражданки ФИО5 установлен факт срыва рейса 01.10.2016, установленный по расписанию на 15.00 часов от остановки «Областная больница (Центральный корпус)».

О данном факте ИП ФИО2 24.10.2016 вручено уведомление.

Учитывая, что материалами дела подтверждено повторное в течение года нарушение индивидуальным предпринимателем, которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, требований к осуществлению перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Минтранса Новосибирской области.

Отклоняя доводы о проведении проверки с нарушением требований, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, суд первой инстанции исходил из того, что контроль выполнения условий (требований) свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, осуществляемый представителями министерства, не относится к контрольным и надзирающим функциям в рамках данного Закона.

В данном случае проводилась проверка соблюдения предпринимателем условий и требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок - № 326-2.

Контроль за выполнением иных, не указанных в части 1 статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ, условий свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок возложен на областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления функций по организации регулярных перевозок – в данном случае Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

Минтранс Новосибирской области в соответствии с пунктом 12 статьи 3 Закона Новосибирской области № 55-03 осуществляет контроль за выполнением требований, установленных статьей 5 указанного Закона Новосибирской области, и постановлением Правительства Новосибирской области № 326-п.

В данном случае взаимодействия с предпринимателем при проведении контроля сотрудник Министерства не допускал: автомобили, используемые предпринимателем для перевозки пассажиров, не останавливались, не требовал предъявления документов у водителей транспортного средства  предпринимателя,  у самого предпринимателя.

Фактически была проведена визуальная проверка организации работы подвижного состава перевозчика пригородного маршрута № 326 «Областная больница-п.Колывань» и соблюдения утвержденного расписания движения автобусов указанного маршрута.

При таких обстоятельствах в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ (действовавшей в период составления актов, выдачи уведомлений) требования названного Закона при совершении сотрудником Минтранса Новосибирской области проверок не подлежали применению.

Довод подателя жалобы об отсутствии средств объективного контроля (видеозапись, фотосъёмка) не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку совершенные предпринимателем нарушения подтверждаются совокупностью иных доказательств, в том числе актами проверки от 11.07.2016, от 27.10.2016, от 10.11.2016, уведомлениями, жалобой гражданина.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат упомянутым выше нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию предпринимателя по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

ФИО3 при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 3000 рублей. Между тем, согласно статье 110 АПК РФ, части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 221-ФЗ) и пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 150 рублей. В связи с чем уплаченная по чеку-ордеру от 31.03.2017 государственная пошлина в размере 2850 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.03.2017 по делу № А45-26529/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 – без удовлетворения.

Возвратить ФИО3 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 850 рублей по чеку-ордеру от 31.03.2017.   

        Постановление вступает в законную силу со дня его принятия,  может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.

Председательствующий:                                          И.И. Бородулина

Судьи:                                                                        А.Л. Полосин

                                                                                    Н.А. Усанина