ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-3481/2022 от 28.06.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


   СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Томск                                                                                                   Дело № А45-29721/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2022 года.   

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего                 Зайцевой О.О.,

судей:                                                Кривошеиной С.В.

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М., с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом посредством использования системы веб – конференции, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг» (№07АП-3481/2022) на решение от 10.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-29721/2021 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Бердск к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новосибирск о признании недействительным предписания № 08-03-015-3622-1 от 13.09.2021,

            при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, 1) ФИО2, 2) ФИО3, 3) ФИО4,

при участии в судебном заседании:

- от заявителя – ФИО5, доверенность, диплом, паспорт, ФИО6, доверенность, паспорт;

- от заинтересованного лица – ФИО7, доверенность, диплом, паспорт,

                                                                 у с т а н о в и л:

муниципальное унитарное предприятие «Комбинат бытовых услуг» (по тексту – заявитель, МУП «КБУ», предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (по тексту - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ по НСО) о признании недействительным предписания № 08-03-015-3622-1 от 13.09.2021.

           Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.03.2022 в удовлетворении заявленных требованиях МУП «КБУ» отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

           В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения к ней) её податель указывает, что нежилые помещения площадь 258,5 кв.м. не относятся к многоквартирному дому №28А по ул. Комсомольская в г. Бердске Новосибирской области; отношения между потребителями (третьими лицами по настоящему делу) тепловой энергии и заявителем не подпадают под положения Правил№354, а регулируются Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808, Правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034, условиями заключенных договоров теплоснабжения, поэтому объем тепловой энергии правильно определять разными расчетными способами; суд первой инстанции пришел к неверному выводу о применении Правил №354, о недопустимости принятия к учету показания коллективного (общедомового) прибора учета; собственникам нежилого помещения плата за содержание общего имущества не начисляется, поэтому принадлежащие им помещения не должны учитываться в объеме квадратных метров многоквартирного жилого дома; жители многоквартирного дома понесли значительные финансовые затраты на монтаж прибора учета, несут затраты на его эксплуатацию, обслуживание и проверки, указанный прибор допущен к коммерческим расчетам и соответствует Правилам №1034 и основания не использовать его показания для определения объемов тепловой энергии отсутствуют.

            В отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях  заинтересованное лицо и третьи лица просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, пояснив, что при определении количества тепловой энергии, потребленной одним нежилым помещением, не могут одновременно применяться два способа расчета (по коллективному прибору учета и расчетному по тепловой нагрузке).

           В судебном заседании представители сторон доводы апелляционной жалобы и  отзыва поддержали, в том числе представили и письменные пояснения относительно вопросов, заданных апелляционным судом.

           Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о начале процесса, в судебное заседание апелляционного суда не явились. Дело подлежит рассмотрению в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела,  изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

           Как следует из материалов дела, МУП «КБУ» осуществляет предоставление коммунальных услуг в многоквартирном доме по адресу: <...>, на основании договора теплоснабжения № 457-ТЭ от 15.12.2017.

           17.08.2021 в государственную жилищную инспекцию Новосибирской области поступило обращение собственников многоквартирного дома по адресу: <...>, о том, что предприятием необоснованно начислена плата собственникам за коммунальную услугу по отоплению нежилого помещения площадью 258,5 м/кв.

          В соответствии с приказом заместителя начальника инспекции ГЖИ по НСО от 26.08.2021 №08-01-015/3622 в отношении МУП «Комбинат бытовых услуг» проведена внеплановая проверка на основании обращения граждан.

          В ходе проверки установлено, что согласно актам ввода в эксплуатацию общедомового узла учета тепловой энергии от 20.12.2016 и от 04.04.2019, многоквартирный дом №28А оборудован ОДПУ, а также до ОДПУ существуют две врезки по отоплению на нежилые помещения. Нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, не оборудовано индивидуальным прибором учета по отоплению.

          С  момента ввода в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии прибор не учитывает объем потребления тепловой энергии на нужды отопления нежилого помещения и объем потребления тепловой энергии на нужды отопления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенных в строительных конструкциях, в связи с изменением точки подключения указанных нежилых помещений, которые врезаны в трубопровод до точки подключения общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергий.

            По мнению инспекции, с 04.04.2019, момента установления факта изменения точки подключения, врезки в трубопровод нежилого помещения до точки подключения общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергий, показания общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергий не должны учитываться во внимание, поскольку указанный прибор учета не определяет весь объем тепловой энергии, поступивший в многоквартирный дом.

            В ходе проверки заинтересованным лицом установлено, что расчет потребления тепловой энергии по нежилому помещению состоит из двух составляющих: по площади нежилых помещений, расположенных в строительных конструкциях МКД (исходя из показаний прибора учета по врезке на многоквартирный дом), и по расчетной нагрузке нежилых помещений, расположенных в пристройке к МКД.

            МУП «КБУ» производит расчет размера платы по отоплению собственникам нежилых помещений в составе МКД по фактическому потреблению, в процентом отношении от расхода ОДПУ и не подлежит перерасчету, что противоречит пункту 42(1) Правил №354 расчет нежилым помещениям, расположенным в пристройке производится по тепловой нагрузке с применением температуры наружного воздуха.

          По мнению инспекции, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в период с января 2020 по август 2021 года начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо осуществлять исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии формулой 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354.

          В период с января 2020 года по август 2021 года МУП «КБУ» при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам нежилого помещения учитывало объём потребления тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета, введенного в эксплуатацию 04.04.2019, однако, в указанный период прибор учета не учитывал весь объем тепловой энергии, поступивший в многоквартирный дом, следовательно, за период с января 2020 по август 2021 года показания прибора учета не должны были учитываться.

          Инспекцией установлено, что МУП «КБУ» в период с января 2020 по август 2021 осуществило начисление размера платы собственникам нежилого помещения площадью 258,5 м/кв, за коммунальную услугу по отоплению без учета норматива потребления коммунальной услуги, что является нарушением пункта 42(1) пункта 54 Правил № 354.

          Из материалов проверки, в том числе, исходя из заявления собственников от 17.08.2021 №10543, свидетельств о государственной регистрации права от 18.04.2003 54-АБ 281321, от 18.05.2003 54-АБ 281322, выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 08.08.2018, пояснений заявителя от 08.09.2021 №2575, поэтажного плана от 14.07.2003, служебной записки от 01.03.2020, договора теплоснабжения №457-ТЭ от 15.12.2017, отчета по объемам и начислениям для РСО за январь 2019-январь 2021, следует, что вышеуказанное нежилое помещение является частью многоквартирного дома №28А по ул. Комсомольская в г. Бердске Новосибирской области.

           Таким образом, инспекцией в ходе проверки выявлены нарушения к порядку определения размера платы по отоплению собственникам нежилого помещения.

           По результатам проверки составлен акт проверки № 08-02-015/4522 от 08.11.2021.

           В связи с выявленными нарушениями предприятию выдано предписание № 08- 03-015/3622-1 от 13.09.2021, которым предписано:

1. Прекратить нарушение по нежилому помещению площадью 258,5 м/кв. в части порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению без учета норматива потребления коммунальной услуги, расчет размера платы привести в соответствие с формулой 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354. 5 А45-29721/2021

2. Устранить нарушение за период с января 2020 по август 2021 по нежилому помещению площадью 258,5 м/кв. в части порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом применения норматива потребления коммунальной услуги, в соответствии с пунктом 42(1) Правилам № 354. МУП «КБУ» не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

           Заявитель, не согласившись с вменяемыми нарушениями, обратился в суд с заявлением о признании предписания незаконным.

           Суд первой инстанции, посчитав, что в отношении одного нежилого помещения не может применяться расчет тепловой энергии одновременно по двум методикам определения количества тепловой энергии, отказал в удовлетворении заявленных требований.   

          Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.

          Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Довод заявителя о том, что нежилое помещение площадью 258,5 кв.м., принадлежащее третьим лицам на праве общей долевой собственности, не относятся к многоквартирному дому №28А по ул. Комсомольская в г. Бердске Новосибирской области является необоснованным и не может быть принят апелляционным судом во внимание.

В обоснование данного довода заявитель ссылается только лишь на технический паспорт и акт обследования от 23.09.2021, которые при проведении проверки заявителем предоставлены не были, как правильно указал суд первой инстанции. Необходимо отметить, что технический паспорт был запрошен инспекций у заявителя при проведении проверки.

При этом, заявителем не учены следующие положения действующего законодательства, а также следующие документы, на основании которых заявитель производил начисления в спорный период и которые подтверждают, что нежилое помещение площадью 258,5 кв.м. относится к многоквартирному дому №28А по ул. Комсомольская в г. Бердске Новосибирской области

Так, согласно п. 3.21 «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст, многоквартирный дом- это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

Кроме того, согласно ч. 2, 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Как следует из ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В подпунктах 3, 9 пункта 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

описание местоположения объекта недвижимости;

площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.

Статьей 13 Закона № 218-ФЗ установлено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

На основании пункта 1 статьи 28 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Из материалов проверки, в том числе исходя из заявления собственников от 17.08.2021 №10543, свидетельств о государственной регистрации права от 18.04.2003 54-АБ 281321, от 18.05.2003 54-АБ 281322, выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 08.08.2018, пояснений заявителя от 08.09.2021 №2575, поэтажного плана от 14.07.2003, служебной запиской от 01.03.2020, договора теплоснабжения №457-ТЭ от 15.12.2017, отчета по объемам и начислениям для РСО за январь 2019-январь 2021, следует, что нежилое помещение площадью 258,5 кв.м. является частью многоквартирного дома №28А по ул. Комсомольская в г. Бердске Новосибирской области.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что в многоквартирном доме была произведена реконструкция.

Следовательно, технический паспорт, предоставленный заявителем, содержит недостоверную (неполную) информацию, опровергаемую вышеперечисленными доказательствами по настоящему делу, а, следовательно, не может быть принят апелляционным судом во внимание.

Доводы заявителя о том, что отношения между потребителями тепловой энергии и Заявителем не подпадают под положения Правил№354, а регулируются Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808, Правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034,  условиями заколоченных договоров теплоснабжения, а также о том, что объем тепловой энергии правильно определяется заявителем разными расчетными способами, и суд первой инстанции пришел к неверному выводу о применении Правил №354, о недопустимости принятия к учету показания коллективного (общедомового) прибора учета, являются необоснованными и не могут быть приняты апелляционным судом во внимание по следующим основаниям.

Согласно п. 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

С 01.07.2016 г. действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (в редакциях, действующих до 01.01.2019)  (далее - Правила № 354) и постановление Правительства Новосибирской области от 14.07.2016 г. № 211-п «О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области» (далее – постановление Правительства Новосибирской области от 14.07.2016 № 211-п) в соответствии с которыми начисления размера платы за коммунальную услугу по отоплению производятся равномерно в течении календарного года с последующей корректировкой.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса.

Согласно п. 43 Правил № 354, объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил.

Проверкой установлено, что согласно актам ввода в эксплуатацию общедомового узла учета тепловой энергии от 20.12.2016 и от 04.04.2019, многоквартирный дом №28А  оборудован ОДПУ, а также до ОДПУ существуют две врезки по отоплению на нежилые помещения, не оборудованные приборами коммерческого учета.

Спорное нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, также не оборудовано индивидуальным прибором учета по отоплению.

Проверкой установлено, что с момента ввода в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергий, прибор не учитывает объем потребления тепловой энергии на нужды отопления нежилого помещения и объем потребления тепловой энергии на нужды отопления для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенных в строительных конструкциях, в связи с изменением точки подключения указанных нежилых помещений, которые были врезаны в трубопровод до точки подключения общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергий.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 354:

под коллективным (общедомовым) прибором учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Согласно пункту 24 Правил № 354, ресурсоснабжающая организация в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которой является для сетей водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения при наличии коллективного (общедомового) прибора учета место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, входящей в многоквартирный дом.

К внутридомовым инженерным системам относятся являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В соответствии с положениями пункта 7 Правил № 354 поставка тепловой энергии в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляется на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о теплоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) установлено, что исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам.

В соответствии с положениями части 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пункту 8 Правил № 491, внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В соответствии с положениями пункта 19 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034), узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.

При этом, в соответствии с Правилами № 1034, под узлом учета понимается техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя. И, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (п.68 Правил № 1034).

Согласно пункту 62 Правил № 1034, ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Согласно пункту 63 Правил № 1034, комиссия создается владельцем узла учета.

Согласно пункту 64 Правил № 1034,  для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией.

Согласно пункту 87 Правил № 1034,  владелец узла учета обязан обеспечить:

а) беспрепятственный доступ к узлу учета стороне договора;

б) сохранность установленных узлов учета;

в) сохранность пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета.

В соответствии с положениями пункта 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее – Правила № 808) граница балансовой принадлежности - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.

В соответствии с положениями пункта 44 Правил № 808 в случае если в жилом доме имеется встроенное или пристроенное нежилое помещение, то заявки о заключении договора теплоснабжения подаются лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством в отношении многоквартирного дома, за исключением нежилого помещения, а в отношении нежилого помещения - владельцем такого помещения в соответствии с настоящими Правилами, и при этом объем потребления (в ценовых зонах теплоснабжения - порядок его определения) и порядок учета поставляемых собственникам жилых и нежилых помещений тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по жилой части дома и встроенному или пристроенному нежилому помещению.

На основании изложенного, следует следующее:

1. Из совокупности положений пункта 81 Правил № 354, пункта 6, 8 Правил № 491, части 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ следует, что владельцем коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме являются собственники помещений в многоквартирном доме. Лицом, ответственным за эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, является организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (далее – управляющая организация).

2. Из совокупности положений пунктов 2, 24, 81 Правил № 354, пункта 6, 8 Правил № 491, пунктов 62 – 64, 87 Правил № 1034, пункта 2 Правил № 808 следует, что под коллективным (общедомовым) прибором учета следует понимать прибор учета, который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, установлен на границе раздела внутридомовой инженерной системы и централизованной сетью инженерно-технического обеспечения, входящей в многоквартирный дом, используется для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом, введен в эксплуатацию с участием управляющей организации и ответственность за эксплуатацию которого (осмотры, техническое обслуживание, поверка прибора учета и т.д.) несет такая управляющая организация.

В связи с чем, с 04.04.2019, с момента установления факта изменения точки подключения, врезки в трубопровод нежилого помещения до точки подключения общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергий, показания общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергий не должны учитываться во внимание, поскольку указанный прибор учета не определяет весь объем тепловой энергии, поступивший в многоквартирный дом.

Проверкой установлено, что расчет потребления тепловой энергии по нежилому помещению состоит из двух составляющих: по площади нежилых помещений, расположенных в строительных конструкциях МКД и по расчетной нагрузке нежилых помещений, расположенных в пристройке к МКД.

МУП «КБУ» производит расчет размера платы по отоплению собственникам нежилых помещений в составе МКД производится по фактическому потреблению, в процентном отношении от расхода ОДПУ и не подлежит перерасчету, что противоречит п.42(1) Правил №354 расчет нежилым помещениям, расположенным в пристройке производится по тепловой нагрузке с применением температуры наружного воздуха.

На основании вышеизложенного, следует, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в период с января 2020 по август 2021 года начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо осуществлять исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии формулой 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354.

Вместе с тем, в период с января 2020 по август 2021 года,  МУП «КБУ» при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам нежилого помещения учитывало объем потребления тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета, введенного в эксплуатацию 04.04.2019, однако в указанный период прибор учета не учитывал весь объем тепловой энергии, поступивший в многоквартирный дом, следовательно, за период с января 2020 по август 2021 года показания прибора учет не должны были учитываться.

При анализе платежных документов по нежилому помещению проверкой установлено, что МУП «КБУ» в период с января 2020 по август 2021 осуществило начисление размера платы собственникам нежилого помещения площадью 258,5 м./кв. за коммунальную услугу по отоплению без учета норматива потребления коммунальной услуги, что является нарушением п. 42 (1)  п. 54 Правил № 354.

Ссылка заявителя о том, что собственникам нежилого помещения плата за содержание общего имущества не начисляется, не может быть учтена при рассмотрении настоящего дела, поскольку сами по себе данные обстоятельства не свидетельствуют о правомерности начисления заявителя плата за коммунальную услугу по отоплению в нарушение специальной нормы – Правил №354.

При этом, необходимо отметить, что в силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Ссылка заявителя на то, что применение на основании предписания Правил №354 ведет к тому, что МУП «КБУ» необходимо произвести перерасчет затрат на отопления с января 2019 аналогичным способом всем потребителям в многоквартирном доме, также не может быть принята апелляционным судом во внимание, поскольку заявитель обязан неукоснительно соблюдать положения действующего законодательства и производить всем без исключения начисления в соответствии с установленными требованиями.

При этом оспариваемое предписание выдано инспекцией только в отношении нежилого помещения площадью 258,5 кв.м. Начисление платы по иным помещениям МКД не входит в предмет настоящего спора.

Довод о том, что инспекция игнорирует тот факт, что жители многоквартирного дома понесли значительные финансовые затраты на монтаж прибора учета, несут затраты на его эксплуатацию, обслуживание и проверки, указанных прибор допущен к коммерческим расчетам и соответствует Правилам №1034 и основания не использовать его показания для определения объемов тепловой энергии отсутствуют, является необоснованным и не может быть принят апелляционным судом во внимание по вышеуказанным требованиям действующего законодательства и обстоятельствам настоящего дела, с учетом того, что данный прибор с момента врезки 04.04.2019, то есть с момента установления факта изменения точки подключения, врезки в трубопровод нежилого помещения до точки подключения общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергий, не является коллективным прибором учета, который в силу положений законодательства обязан фиксировать потреблений тепловой энергии всеми без исключения помещениями многоквартирного дома.

Кроме того, именно заявитель, как ресурсоснабжающая организация, согласовывает точки подключения, а, следовательно, именно заявитель своими действиями по согласованию точки подключения нежилых помещений до прибора учета, исключил возможность для собственников использовать показания ОДПУ. Также заявитель мог принять меры к обеспечению точки подключения нежилых помещений  прибором учета, что позволило бы учитывать весь объем поступающей в МКД тепловой энергии с применением приборного способа расчета по двум приборам учета.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ), результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ определен исчерпывающий перечень грубых нарушений, при которых результаты проверки могут быть признаны недействительными.

Доказательств для признания результатов вышеуказанной проверки недействительными Заявителем не предоставлено и не установлено апелляционным судом при исследовании материалов дела и оценке доказательств.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Таким образом, на основании проведенной ГЖИ НСО проверки в отношении Заявителя, ГЖИ НСО было правомерно выдано оспариваемое предписание об устранении Заявителем нарушений лицензионных требований.

Предписание содержит характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.

Оспариваемое предписание является законным, принято в отношении надлежащего лица и в пределах полномочий инспекции, в защиту граждан, интересы которых нарушены в результате действий заявителя, содержит положения закона, которые были нарушены заявителем, обязательные для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений, а также содержит именно законные требования, то есть на заявителя возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для заявителя в силу закона.

Доказательства обратного заявителем не представлены, материалы дела также не содержат такие доказательства.

На основании вышеизложенного, указанные в апелляционной жалобе доводы заявителя являются необоснованными, противоречат материалам дела и требованиям вышеуказанного законодательства, а, следовательно, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание.

          Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

                                               п о с т а н о в и л:

решение от 10.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-29721/2021 – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг» - без удовлетворения.

         Возвратить Муниципальному унитарному предприятию «Комбинат бытовых услуг» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению № 1780 от 04.04.2022.

         Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

         Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Председательствующий                                                                 О.О. Зайцева

Судьи                                                                                                 С.В. Кривошеина  

                                                                                                           ФИО1