ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-400/2021 от 19.03.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                       Дело № А45-28765/2020

19 марта 2021 года

Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» (№07АП-400/21) на решение от 29.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-28765/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» (ОГРН: 1125476156211) к административной комиссии Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному району города Новосибирскао признании незаконным и отмене постановления от 14.10.2020,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» (далее – общество, ООО «Экология-Новосибирск») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Центрального района города Новосибирска (далее – административный орган, комиссия) от 14.10.2020 № 1085/27-20 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 № 99-ОЗ «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» от 14.02.2003 № 99-ОЗ (далее – Закон №99-ОЗ).

Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением от 29.12.2020  Арбитражного суда Новосибирской области (резолютивная часть изготовлена 22.12.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Экология-Новосибирск» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленное требование.

            В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что судом не положения пункта 17 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011
№ 354 (далее Правила №354); факт оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) из мест накопления, подтверждается распечаткой из ГЛОНАСС; отклонение от установленных сроков вывоза ТКО составило менее 24 часов.

В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, административный орган, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ,суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

         Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.22 Закона № 99-ОЗ послужил выявленный административным органом факт нарушения пункта 4.1 Правил благоустройства города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469 (далее - Правила № 469), а именно: не произведен своевременный сбор и вывоз мусора (ежедневный) при температуре +5 градусов по адресу: город Новосибирск, улица Жуковского, дом 99/1.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.22 Закона № 99-ОЗ.

Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Седьмой арбитражный апелляционный суд исходит их следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

Согласно статье 8.22 Закона № 99-ОЗ нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных настоящей главой, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Новосибирской области.

Объективная сторона правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих требования, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства.

Субъектами ответственности по статье 8.22 Закона № 99-ОЗ могут быть, в том числе, юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

           Из оспариваемого постановления усматривается, что обществу вменяется в вину нарушение пункта 4.1 Правил № 469, пункта 3 раздела 1 Перечня (приложение к Правилам № 469 «Мероприятия по уборке территории в весенне-летний период»).

Согласно пункту 4.1 Правил № 469 содержание территории города Новосибирска осуществляется ответственными лицами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области, Правилами, иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска и предусматривает выполнение мероприятий по благоустройству в соответствии с Перечнем мероприятий по благоустройству и периодичностью их проведения.

           Пунктом 3 раздела 1 Перечня (приложение к Правилам № 469 «Мероприятия по уборке территории в весенне-летний период») сбор и вывоз мусора при среднесуточной температуре выше +5 °C осуществляется ежедневно.

Аналогичные требования содержатся в приложении № 1 к Правилам № 354, согласно которым обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз) (пункт 17).

В соответствии со статьями 24.6-24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы обязаны производить сбор, принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО; обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что региональным оператором в Новосибирской области является ООО «Экология-Новосибирск», в связи с чем на нем лежит обязанность по вывозу ТКО, скопившихся на контейнерных площадках, и в случае отступлений от правил, предполагается ответственность.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции установил, что на момент проведения административным органом осмотра контейнеры переполнены; обществом (региональный оператор) мусор с контейнерных площадок не вывозился более суток, ссылаясь при этом на  акты осмотров территории 29.09.2020 в 10.30 час. и 30.09.2020 в 09.45 час., фотоматериалы, полученные в ходе проведения осмотров.

В обоснование незаконности оспариваемого постановления общество указывает на то, что ежедневный вывоз мусора подразумевает его транспортирование в период с 7 часов до 22 часов по местному времени, а транспортирование  крупногабаритных отходов в соответствии с пунктом 2.14 СанПиН 2.1.7.3550-19 не реже 1 раза в неделю.

Правила № 469, нарушение которых вменено обществу, не содержат оговорок по допустимому отклонению от установленных сроков сбора и вывоза мусора.

В соответствии с пунктами 27, 28 постановления Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 № 176-п «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельно­го сбора) на территории Новосибирской области (далее - постановление Правительства № 176-п), вывоз крупногабаритных отходов (далее-КГО) осуществляется по мере их накопления или по заявкам потребителей,направляемым письменно, посредством электронной почты или телефонной связи по контактам регионального оператора, ука­занным в договоре оказания услуг по обращению с ТКО, и не может превышать 5 рабочих дней с даты поступления заявки.

Из содержания журнала учета телефонограмм, переданных в  ООО «Эколо­гия-Новосибирск» с заявками на вывоз мусора от организации, оказывающей жилищно- коммунальные услуги, на адрес: ул. Жуковского, д. 99/1 в г. Новосибирске заявки подавали 24.09.2020, повторно 29.09.2020 и 30.09.2020.

Анализ фотоматериалов, полученных экспертом в ходе проведения осмотров по адресу: ул. Жуковского, д. 99/1 в г. Новосибирске, свидетельствует, по мнению комиссии,  о том, что 29.09.2020 вывоз КГО не осуществлялся на протяжении всего дня, что подтверждается актом и фотоматериалами от 30.09.2020.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), дано понятие «твердые коммунальные отходы» (далее - ТКО) - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Постановлением Правительства № 176-п крупногабаритные отходы (КГО) отнесены к ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Таким образом, КГО являются составной частью ТКО.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. В соответствии со статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Правила благоустройства территории города Новосибирска утверждены решением Совета депутатов города Новосибирска в целях обеспечения и повышения комфортности проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории города Новосибирска. Отсутствие ежедневного сбора и вывоза мусора, в нарушение пункта 3 раздела 1 Приложения к Правилам благоустройства территории города Новосибирска, а так же нарушении порядка сбора твердых коммунальных отходов, предусмотренного постановлением Правительства № 176-п, послужило причиной значительного накопления мусора по адресу: ул. Жуковского, д. 99/1 в г. Новосибирске.

Как указал административный орган и его поддержал суд первой инстанции, применяемый ООО «Экология-Новосибирск» порядок вывоза мусора осуществляется оператором без учета объема образования отходов у населения и не соответствует потребностям жителей, в интересах которых осуществляет свою деятельность ООО «Экология-Новосибирск», при этом не приняли во внимание сведения ГЛОНАСС, поскольку мониторинг транспор­та за период с 29.09.2020 по 30.09.2020 подтверждает фактическое движение транспорта, а не соблюдение Правил благоустройства и надлежащее исполнение обя­занностей по сбору и вывозу мусора с контейнерной площадки.

Вместе с тем, как следует из содержания представленных в материалы дела актов, фотоматериалов, экспертомотдела энергетики, жилищного и коммунального хозяйства администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска осуществлена фотофиксация правонарушения 29.09.2020 в 10-30 ч. и 30.09.2020 в 09-45 ч., то есть в период, составляющий менее суток, что и отражено в протоколе об административном правонарушении от 01.10.2020 № 27.

Таким образом, протокол от 01.10.2020  № 27 и приложенные к нему материалы фотофиксации не являются доказательством несоблюдении ООО «Экология-Новосибирск» требований пункта 3 раздела 1 Приложения к Правилам № 469и пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354 о ежедневном (не реже 1 раза в сутки) транспортировании ТКО при среднесуточной температуре свыше +5 °С.

Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы и ссылки в апелляционной жалобе и отзыве на нее на пункт 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» которым установлено понятие крупногабаритных отходов и на периодичность транспортирования КТО, установленную пунктом  2.14 СанПиНа 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» не реже 1 раза в неделю и пункты 27, 28 Постановления № 176-п - по мере накопления КГОили по заявкам потребителей,направляемым письменно, посредством электронной почты или телефонной связи по контактам регионального оператора, в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявки.

Данные нарушения по вывозу КГО в протоколе об административном правонарушении не содержатся и постановлением от 14.10.2020 в вину обществу не вменяются.

Как указывалось выше, фотофиксация правонарушения осуществлена экспертом в период, составляющий менее суток, что и отражено в протоколе от 01.10.2020 № 27. Таким образом, протокол от 01.10.2020 27 иприложенные к нему материалы фотофиксации не являются доказательством несоблюдении ООО «Экология-Новосибирск» требований пунктом 3 раздела 1 Перечня (приложение к Правилам
№ 469 «Мероприятия по уборке территории в весенне-летний период»), которым установлено, что сбор и вывоз мусора осуществляется при среднесуточной температуре выше +5 °C – ежедневно.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Отсутствие в действиях общества объективной стороны и субъективной стороны состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона № 99-ОЗ, означает отсутствие события административного правонарушения.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения или события административного правонарушения является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах принятое административным органом постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.22 Закона № 99-ОЗ подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных, доказательств факта совершения обществом вмененного ему административного правонарушения.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Новосибирской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба – удовлетворению.

В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой  арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 29.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45-28765/2020 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Постановление административной комиссии Центрального района города Новосибирскаот 14.10.2020 № 1085/27-20 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» от 14.02.2003 № 99-ОЗ признать незаконным и отменить.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья                                                                                                И.И. Бородулина