СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А45-30281/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2020 года
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2020 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы «Картотека арбитражных дел» рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Сибирская энергетическая компания» (№07АП-4188/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.03.2020 по делу № А45-30281/2019 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению акционерного общества «Сибирская энергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) о признании решения от 14.05.2019 г. № 839/33 недействительным в части, заинтересованное лицо: Департамент по тарифам Новосибирской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>)
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» в судебном заседании приняли участие:
от акционерного общества «Сибирская энергетическая компания»: ФИО2 по доверенности от 10.08.2-18 (до 31.123.2021),
от Департамента по тарифам Новосибирской области: ФИО3 по доверенности от 09.01.2020 ( на 3 года).
У С Т А Н О В И Л:
акционерное общество «Сибирская энергетическая компания» (далее – АО «СИБЭКО», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области о признании решения от 14.05.2019 № 839/33 недействительным в части.
Решением от 03.03.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, заявленное требование удовлетворить.
Как полагает заявитель жалобы, отсутствие у АО «СИБЭКО» заключенных с теплоснабжающими организациями договоров на передачу тепловой энергии, подтверждающих факт осуществления регулируемого вида деятельности, не могло явиться основанием для отказа в открытии дела, при том условии, что деятельность по передаче тепловой энергии общество ранее не осуществляло.
Судом не учтено, что установление тарифа для организаций, которые ранее не осуществляли регулируемый вид деятельности, является первичным, то есть правообразующим условием для начала осуществления регулируемого вида деятельности.
Вывод суда о том, что для открытия тарифного дела необходимо подтверждение обществом факта оказания услуг по передаче, противоречит положениям статьи 8, пункту 5 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), а также пункту 16(1) Правил регулирования.
Вывод суда о том, что расходы на передачу тепловой энергии учтены в составе тарифа, утвержденного приказом от 10.12.2018 №701-ТЭ, что исключает возможность установления тарифа на передачу, не обоснован, поскольку АО «СИБЭКО» был заявлен к установлению тариф на передачу по иным сетям, входящим в иную систему теплоснабжения, источниками теплоснабжения в которой являются «ведомственные котельные», принадлежащие иным лицам, которые имеют статус ЕТО.
Поскольку АО «СИБЭКО» в указанной зоне перестало быть теплоснабжающей организацией, расторгло договоры с ЕТО и потребителями, то у общества возникли все основания для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии. Однако, единственным препятствием для оказания данных услуг является именно отсутствие установленного обществу тарифа.
Департамент обязан открыть тарифное дело, а вывод суда о том, что АО «СИБЭКО» не обладает статусом теплосетевой организации, не соответствует обстоятельствам дела, а также прямо противоречит схеме теплоснабжения города Новосибирска до 2034 года (актуализация на 2020 год), согласно которой АО «СИБЭКО» по различным зонам теплоснабжения обозначена как теплосетевая организация.
Делая вывод о необязательности дифференциации тарифов, суд применил не подлежащие применению положения пункта 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), утвержденные Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.10.2012 № 1075 и не применил, подлежащие применению положения пункты 24 и 86 Основ ценообразования.
Поскольку АО «СИБЭКО» осуществляет регулируемый вид деятельности по поставке тепловой энергии при использовании различных источников теплоснабжения, а именно: ТЭЦ и локальные котельные (собственные, арендуемые; принятые в концессию), каждый из которых в силу пункта 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении образует самостоятельную систему теплоснабжения, то тарифы подлежат обязательной дифференциации по указанному критерию, что также следует из пунктов 109 и ПО Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.
Наличие приказа №701-ТЭ не служит основанием для отказа в открытии дела об установлении тарифов и рассмотрении предложения АО «СИБЭКО», с учетом, в том числе, того, что обществом был представлен регулирующему органу полный пакет документов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и необходимых для открытия дела.
Из судебного акта следует, что суд не осуществлял проверку решения Департамента применительно к приведенному в нем единственному основанию - пункт 51 Основ ценообразования, а исходил из совершенно иных оснований, которые приводились Департаментом в процессе судебного разбирательства в качестве восполнения допущенных недостатков.
Департаментом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Департамент по тарифам Новосибирской области извещением от 14.05.2019 № 839/33 отказал АО «СИБЭКО» в открытии дела об установлении на долгосрочный период 2020-2024 годы тарифов в сфере теплоснабжения:
- на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии-Локальных котельных, принятых по концессионному соглашению;
- на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии-Локальных котельных (арендуемых и собственных);
- на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые АО «СИБЭКО» в г. Новосибирск с использованием концессионного имущества,
- на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые АО «СИБЭКО» в г. Новосибирск с использованием собственного и арендуемого имущества,
- на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые АО «СИБЭКО» в г. Куйбышев.
АО «СИБЭКО» посчитав, что отказ Департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, исходил из того, что какие-либо основания для установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для АО «СИБЭКО» отсутствуют; вследствие чего и отсутствуют какие-либо основания для открытия дела об установлении указанных тарифов.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующих норм права и материалов дела.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной нормы Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Законом о теплоснабжении установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций (статья 1 Закона о теплоснабжении).
В статье 2 Закона о теплоснабжении определено, что оказание услуг по передаче тепловой энергии относится к регулируемому виду деятельности, то есть виду деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В силу статьи 7 данного Закона государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На территории Новосибирской области таким органом в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 №74-п «О департаменте по тарифам Новосибирской области» является Департамент.
Исчерпывающий перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения регламентирован пунктом 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, включающий, в том числе, как тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; так и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
В части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с положениями статей 2, 13, 15, 17 Закона о теплоснабжении:
- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются только в отношении теплосетевых организаций; а именно: организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии теплоснабжающей организации в объемах, необходимых последней для обеспечения потребителей тепловой энергии;
- тарифы на услуги по передаче тепловой энергии необходимы только для расчетов теплоснабжающей организации с теплосетевой организацией за оказанные последней услуги по передаче тепловой энергии в рамках заключенных между указанными организациями договоров на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
Поскольку в данном случае теплоснабжающая организация оказывает услугу по передаче тепловой энергии самой себе; соответственно, отсутствует необходимость в осуществлении расчетов за такую услугу; что в силу определения понятия «регулируемый вид деятельности по теплоснабжению» означает, что данный вид деятельности не подпадает под регулирование, и, соответственно, тариф на такой вид деятельности (по оказанию услуги по передаче теплоснабжающей организации самой себе) не устанавливается.
АО «СИБЭКО» является теплоснабжающей организацией.
Приказом департамента от 10.12.2019 № 701-ТЭ (далее - Приказ № 701-ТЭ) для АО «СИБЭКО» как для теплоснабжающей организации установлены:
- долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «СИБЭКО» потребителям на территории Новосибирской области, с использованием индексации установленных тарифов;
- долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии АО «СИБЭКО» на территории Новосибирской области с использованием метода индексации установленных тарифов;
- тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «СИБЭКО» потребителям на территории Новосибирской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов с календарной разбивкой по полугодиям;
- тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии АО «СИБЭКО» на территории Новосибирской области на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов с календарной разбивкой по полугодиям.
Все затраты АО «СИБЭКО» на обеспечение передачи тепловой энергии до потребителей с использованием, в том числе, принадлежащих АО «СИБЭКО» тепловых сетей (в том числе и на основании Концессионного соглашения от 28.11.2017 № 14 (далее - Концессионное соглашение № 14); в том числе и в г. Новосибирск, и в г. Куйбышеве); учтены в установленных на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов Приказом № 701-ТЭ тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемых потребителям.
АО «СИБЭКО» на территории Новосибирской области не оказывает услуги по передаче тепловой энергии с использованием принадлежащих АО «СИБЭКО» тепловых сетей.
В связи с неосуществлением АО «СИБЭКО» регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии отсутствуют основания для установления АО «СИБЭКО» тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования в сфере теплоснабжения (далее – Правила).
Правилами определено, что установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом (пункт 11).
Из пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении тарифов и материалов, представленных данной организацией.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников, то в отношении данного регулируемого вида деятельности (реализации АО «СИБЭКО» тепловой энергии потребителям с коллекторов источников тепловой энергии) такие тарифы уже были установлены в 2018 году Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов с использованием метода индексации. Указанные тарифы были установлены без дифференциации по источникам и системам теплоснабжения (учитывают все котельные, принадлежащие АО «СИБЭКО»; в том числе и на основании Концессионного соглашения от 28.11.2017 № 13 (далее - Концессионное соглашение № 13).
Основания для пересмотра установленных тарифов в течение периода их действия регламентированы пунктом 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Правила регулирования № 1075); среди которых не предусмотрена возможность пересмотра установленных на долгосрочный период регулирования тарифов в связи с необходимость их дифференциации по источникам тепловой энергии.
Таким образом, в силу пункта 7 Правил регулирования № 1075, пунктов 51 и 52 Основ ценообразования какие-либо основания для установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии с дифференциацией по источникам на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов отсутствуют.
Довод АО «СИБЭКО» о незаконности отказа в установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии с дифференциацией по муниципальным образованиям (г. Новосибирск и г. Куйбышев) как несоответствующего пункту 23 Правил регулирования № 1075 является несостоятельным, поскольку пунктом 23 Правил регулирования № 1075 предусмотрена только лишь возможность, но не обязательность установления тарифов с дифференциацией.
В случае если организацией не подтвержден факт осуществления регулируемой деятельности (не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования имуществом на очередной период регулирования, или договоры об осуществлении регулируемых видов деятельности на очередной период регулирования), у органа регулирования не имеется оснований для установления в отношении такой организации регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.
Поскольку АО «СИБЭКО» не были представлены доказательства осуществления регулируемого вида деятельности по передаче тепловой энергии, а также в связи с отсутствием оснований для изменения и отмены установленных Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов долгосрочных тарифов; Письмом департамент известил об открытии дела об установлении (корректировке) на 2020 год установленных на долгосрочный период регулирования 2019-2023 тарифов и об отсутствии оснований для установления тарифов на новый долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов.
Основанием для принятия решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов является обращение организации за установлением регулируемых тарифов при отсутствии к тому предусмотренных законом оснований.
Из положений пункта 20 Правил регулирования № 1075 однозначно следует, что по результатам рассмотрения предложения регулируемой организации об установлении тарифов органом регулирования может быть принято решение об отказе в открытии дела.
О каких-либо намерениях прекратить в 2020 году учтенные в установленных Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов тарифах на тепловую энергию сложившиеся у АО «СИБЭКО» с другими теплоснабжающими организациями г. Новосибирска («ведомственными котельными») договорные отношения по покупке тепловой энергии и о соответствующих намерениях расторгнуть договорные отношения с потребителями тепловой энергии, расположенными в зонах теплоснабжения, где «ведомственные котельные» имеют статус единой теплоснабжающей организации; и соответствующих намерениях оказывать, начиная с 2020 года указанным теплоснабжающим организациям услуги по передаче тепловой энергии; АО «СИБЭКО» при обращении в департамент с заявлением № 29.04.2019 № 2019- 118835 в нарушение положений пункта 15 Правил регулирования № 1075 не указало.
Обращаясь в Департамент с предложением об установлении трех тарифов на услуги по передаче, дифференцируя их по территориальному признаку (г. Новосибирск и г. Куйбышев), а также дополнительно дифференцируя в г. Новосибирске в зависимости от правовых оснований владения тепловыми сетями (на основании концессионного соглашения, либо на основании аренды и права собственности); АО «СИБЭКО» не указало и не представило каких-либо тому доказательств, какие из тепловых сетей, расположенных в г. Новосибирске (концессионное имущество, либо собственное и арендуемое) задействованы в деятельности по передаче тепловой энергии от «ведомственных котельных» до потребителей.
При этом на территории г. Куйбышева отсутствуют какие-либо теплоснабжающие организации («ведомственные котельные»), которым АО «СИБЭКО» может оказывать услугу по передаче тепловой энергии потребителям.
В связи с непредставлением в департамент каких-либо обоснований возможности осуществления АО «СИБЭКО» в 2020 году регулируемого вида деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии с использованием того имущества теплосетевого хозяйства, с использованием которого АО «СИБЭКО» осуществляет на территории г. Новосибирска и г. Куйбышева Новосибирской области регулируемый вид деятельности по теплоснабжению, и которое учтено в установленных Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов тарифов на тепловую энергию; какие-либо основания для установления АО «СИБЭКО» тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя отсутствуют.
Поскольку тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «СИБЭКО» потребителям с дифференциацией в зависимости от схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии или к тепловой сети), уже были установлены в 2018 году Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов; и учитывают все котельные, принадлежащие АО «СИБЭКО»; в том числе и на основании Концессионного соглашения от 28.11.2017 № 13 (далее – 15 А45-30281/2019 Концессионное соглашение № 13); какие-либо основания для введения дополнительной дифференциации в течение действия долгосрочных тарифов на тепловую энергию, влекущие изменения долгосрочных параметров регулирования и установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию, в силу положений пункта 7 Правил регулирования № 1075, пунктов 51 и 52 Основ ценообразования № 1075 отсутствуют.
Предлагаемый АО «СИБЭКО» метод регулирования на 2020 год - «метод экономически обоснованных расходов», в силу положений пункта 17 Основ ценообразования № 1075 не применим к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии АО «СИБЭКО».
То обстоятельство, что АО «СИБЭКО» приняло решение изменить вид деятельности в зонах теплоснабжения г. Новосибирска, где едиными теплоснабжающими организациями являются иные теплоснабжающие организации («ведомственные котельные»), не может являться доказательством того обстоятельства, что у АО «СИБЭКО» появился новый регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по передаче тепловой энергии указанным теплоснабжающим организациям.
Основания для установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для АО «СИБЭКО» отсутствуют; вследствие чего и отсутствуют какие-либо основания для открытия дела об установлении указанных тарифов, поскольку АО «СИБЭКО» при обращении в Департамент с заявлением от 29.04.2019 № 2019-118835 в нарушение положений пункта 15 Правил регулирования № 1075 не представило сведения:
- о намерениях прекратить в 2020 году сложившиеся у АО «СИБЭКО» с другими теплоснабжающими организациями г. Новосибирска («ведомственными котельными») договорные отношения по покупке тепловой энергии, учтенные в установленных Приказом № 701-ТЭ на долгосрочный период регулирования 2019- 2023 годов тарифах на тепловую энергию; и соответствующих намерениях оказывать, начиная с 2020 года указанным теплоснабжающим организациям услуги по передаче тепловой энергии;
- о намерениях расторгнуть с потребителями тепловой энергии, расположенных в зонах теплоснабжения, где «ведомственные котельные» имеют статус единой теплоснабжающей организации, договора по поставке тепловой энергии; и, соответственно, необходимости учета данного обстоятельства при корректировке тарифов, установленных Приказом № 701-ТЭ;
- о том, какие из тепловых сетей, расположенных в г. Новосибирске (концессионное имущество, либо собственное и арендуемое) задействованы в деятельности по передаче тепловой энергии от «ведомственных котельных» до потребителей, затраты на эксплуатацию которых должны быть учтены в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые АО «СИБЭКО» «ведомственным котельным» в целях исполнения последними их обязанности по поставке тепловой энергии потребителям;
Общество указывает, что судом проигнорирован тот факт, что АО «СИБЭКО» в составе тарифной заявки были представлены все документы, предусмотренные пунктом 16 Правил регулирования № 1075, в том числе и документы, подтверждающие возможность осуществления регулируемого вида деятельности по передаче тепловой энергии (правоустанавливающие документы на тепловые сети); неправомерно указывая на необходимость подтверждения АО «СИБЭКО» самого факта осуществления регулируемого вида деятельности, суд не применил подлежащие применению положения пункта 16(1) Правил регулирования № 1075; согласно которым при установлении цен (тарифов) на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), не должны представляться заключенные договоры об осуществлении регулируемых видов деятельности; судом не учтено то обстоятельство, что в силу положений пунктов 5 и 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении установление тарифа для организаций, которые ранее не осуществляли регулируемого вида деятельности, является первичным, т.е. правообразующим условием для начала осуществления регулируемого вида деятельности; в связи с тем, что АО «СИБЭКО» был заявлен к установлению тариф на услуги по передаче тепловой энергии по иным тепловым сетям, входящим в иную систему теплоснабжения, источниками теплоснабжения в которой являются «ведомственные котельные», принадлежащие иным лицам, которые имеют статус единых теплоснабжающих организаций (ЕТО); вывод суда о том, что поскольку расходы на передачу тепловой энергии учтены в составе тарифа, утвержденного приказом департамента от 10.12.2018 № 701-ТЭ (далее - Приказ № 701-ТЭ), то данное обстоятельство исключает возможность установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии; является необоснованным; является необоснованным вывод суда о том, что заявление АО «СИБЭКО» не соответствовало требованиям пункта 15 Правил регулирования № 1075.
Однако, АО «СИБЭКО» 29.04.2019 за № 2019-118835 (вх. № 839/33) было представлено в департамент единое заявление как об установлении, так и о корректировке абсолютно всех видов тарифов на осуществляемые АО «СИБЭКО» регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - Заявление); к которому был приложен единый пакет обосновывающих материалов по перечню, предусмотренному пунктом 16 Правил регулирования № 1075; содержащий, в том числе, правоустанавливающие документы на все эксплуатируемые АО «СИБЭКО» тепловые сети.
При этом абсолютно все тепловые сети, на которые АО «СИБЭКО» были представлены правоустанавливающие документы, и в отношении которых были осуществлены соответствующие расчеты предлагаемых АО «СИБЭКО» к установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии; уже были «отрегулированы», а именно: затраты АО «СИБЭКО» на их эксплуатацию в целях поставки с их использованием тепловой энергии от источников тепловой энергии до потребителей уже были учтены департаментом в соответствующих долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на тепловую энергию, установленных для АО «СИБЭКО» на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов Приказом № 701-ТЭ.
Какого-либо отдельного обоснования (материалов и документов по перечню пункта 16 Правил регулирования № 1075) в отношении каждого из предлагаемых АО «СИБЭКО» к установлению и корректировке тарифов, в том числе и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, АО «СИБЭКО» не было представлено.
Кроме того, в нарушение положений пункта 15 Правил регулирования № 1075, согласно подпункту «б» которого в заявлении об установлении цен (тарифов) регулируемая организация обязана указать основания, по которым она обращается в орган регулирования для установления цен (тарифов); АО «СИБЭКО» в отношении предлагаемых им к установлению тарифов, указанных в пункте 2) заявления (отказ в открытии дела об установлении которых АО «СИБЭКО» оспаривает в рамках настоящего дела), не привело никаких оснований, послуживших поводом обращения в департамент для установления указанных тарифов.
В заявлении и прилагаемых к нему обосновывающих материалах отсутствовали сведения о том, что АО «СИБЭКО» прекращает в 2020 году осуществление деятельности по теплоснабжению с использованием принадлежащих ему тепловых сетей; и что теплоснабжение потребителей АО «СИБЭКО» на территории г. Новосибирска и г. Куйбышева с 2020 года будут осуществлять иные теплоснабжающие организации, а не АО «СИБЭКО»; а АО «СИБЭКО», в свою очередь, будет оказывать услуги указанным теплоснабжающим организациям по передаче тепловой энергии потребителям г. Новосибирска и г. Куйбышева через принадлежащие АО «СИБЭКО» тепловые сети.
С учетом того, что обосновывающие материалы к заявлению были представлены единым пакетом в отношении всех предлагаемых АО «СИБЭКО» как к установлению, так и к корректировке видов тарифов в сфере теплоснабжения, указанных в заявлении; довод АО «СИБЭКО» о том, что им были представлены все документы, предусмотренные пунктом 16 Правил регулирования № 1075, необходимые для открытия дела об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, является несостоятельным.
В Решении суда отсутствуют какие-либо выводы о том, что АО «СИБЭКО» должно было подтвердить факт осуществления регулируемого вида деятельности по передаче тепловой энергии, предоставив в подтверждение данного факта, заключенные с теплоснабжающими организациями договоры на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
АО «СИБЭКО» ошибочно считает, что установление тарифа для организаций, которые ранее не осуществляли регулируемый вид деятельности, является первичным, т.е. правообразующим для начала осуществления регулируемого вида деятельности.
В силу норм законодательства в сфере теплоснабжения тарифы устанавливаются на уже осуществляемые регулируемой организацией регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Вследствие чего тарифы никоим образом не могут являться первичным, правообразующим условием начала осуществления регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения.
Первичным условием начала осуществления регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения в любом случае является начало осуществления организацией такого вида деятельности, который подпадает под определение понятия «регулируемый вид деятельности», данного в пункте 18) статьи 2 Закона о теплоснабжении - вида деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения должны осуществляться по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении, что означает, что у регулируемой организации фактически уже имеется потребитель товаров (услуг) в сфере теплоснабжения, поставляемых (оказываемых) при осуществлении регулируемого вида деятельности; которые этот потребитель обязан оплатить по подлежащим государственному регулированию тарифам, устанавливаемым органом регулирования для регулируемой организации.
Довод АО «СИБЭКО» о том, что им был заявлен к установлению тариф на услуги по передаче тепловой энергии по иным тепловым сетям, затраты на эксплуатацию которых не были учтены в долгосрочных параметрах регулирования и тарифах, установленных Приказом № 701-ТЭ, не соответствует действительности.
АО «СИБЭКО» не обращалось в Департамент с предложением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям, не учтенным в тарифах, установленных Приказом № 701-ТЭ.
Какие-либо сведения о том, что возникли новые тепловые сети, посредством которых АО «СИБЭКО» собирается оказывать услуги по передаче тепловой энергии каким-либо теплоснабжающим организациям, не представлялись.
АО «СИБЭКО» не обращалось в департамент с предложением об установлении тарифов на соответствующие оказываемые им услуги по передаче тепловой энергии «ведомственным котельным», имеющим статус ЕТО в той или иной системе теплоснабжения города Новосибирска.
Довод АО «СИБЭКО» о необоснованно сделанном судом выводе о том, что заявление не соответствовало требованиям пункта 15 Правил регулирования № 1075, также является несостоятельным.
Факт несоответствия заявления требованиям пункта 15 Правил регулирования
№ 1075, согласно подпункту «б» которого в заявлении об установлении цен (тарифов) регулируемая организация обязана указать основания, по которым она обращается в орган регулирования для установления цен (тарифов); непосредственно следует из содержания заявления, в котором АО «СИБЭКО» в отношении предлагаемых им к установлению на 2020 год тарифов, указанных в пунктах 2) заявления (отказ в открытии дела об установлении которых обжалуется в рамках настоящего судебного дела); не привело никаких оснований, послуживших поводом обращения в департамент для установления указанных тарифов.
АО «СИБЭКО» указывает, что суд исходил из совершенно иных оснований, которые приводились департаментом в качестве восполнения допущенных недостатков, а не из пункта 51 Основ ценообразования.
Однако пунктом 51 Основ ценообразования установлен запрет на пересмотр установленных долгосрочных параметров регулирования в течение долгосрочного периода, на который они установлены.
В решении суда подробным образом приведены мотивированные обоснования невозможности установления предлагаемых АО «СИБЭКО» тарифов, указанных в пункте 2) заявления, по той причине, что предложение АО «СИБЭКО» влечет изменение долгосрочных параметров регулирования, утвержденных Приказом № 701-ТЭ, и соответствующее нарушение пункта 51 Основ ценообразования.
АО «СИБЭКО» ошибочно считает, что «основания для отказа в открытии дела об установлении тарифов» и «основания для отказа в рассмотрении предложения об установлении тарифов» являются синонимичными понятиями; и что единственным основанием для отказа в открытии дела об установлении тарифов является основание, указанное в пункте 11 Регламента № 163.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Позиция заявителя, изложенная в апелляционной жалобе, сводится к иному толкованию положений действующего законодательства, доводы повторяют позицию по делу и свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанций, которые сделаны на основе полной и всесторонней оценки доказательств, с учетом установленных обстоятельств дела.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о не исследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта судом не допущено.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено. Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными в силу пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина составляет 3000 рублей, то есть при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежит уплате государственная пошлина в размере 1500 рублей.
В связи с изложенным, излишне уплаченная государственная пошлина по платежному поручению от 27.03.2020 № 11034 в размере 1500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.03.2020 по делу № А45-30281/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Сибирская энергетическая компания» - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Сибирская энергетическая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 27.03.2020 № 11034.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: К.Д. Логачев
ФИО1